Начало германизации империи.

 

n Племена, жившие к западу Днестра - вестготы, к востоку - остготы (разные племена)

n Благодаря самоотверженной деятельности арианца Ульфилы (311-383) ко времени нападения на империю готы уже обратились в христианство.

n Большитство германских племён ворвались на территорию империи не как варвары-язычники, но как христиане - сторонники Ария

 

 

n До падения Западной империи Ариане-миссионеры обратили большинство готов в христианство.

n 395 - Разделение империи. Феодосий завещал империю своим двум сыновьям.

n 409 - Падение Рима.

n 476 - признан историками как официальный год конца Римской империи. Империя разделена между племенами.

n Обращение в христианство завоёвывающих племён.

n Особенно важен предводитель франков Хлодвиг

n Франки - бывшие союзники по борьбе с гуннами (451) и в целом невраждебные предыдущие отношения.

n Единственное крупное германское племя

n Хлодвиг обратился в правоверное христианство (не арианство)

n Борьба между племенами (Вестготы продвинулись на юг, вернулись домой, а там уже господствуют вандаллы...)

 

n Причины падения Римской империи:

n кризис рабовладельческого строя. Взамен феодальный.

n большинство императоров - неспособные руководители (особенно 5 век)

n воинствующие племена

n экономический застой империи

 

 

n Император Восточной империи -  Юстиниан (527 пришёл к власти) - один из самых значительных в Восточной империи.

n реформы в армии, управленческом аппарате, реформировал финансовую политику.

n Империю начали называть Византийской.

n прославился планом восстановления величия старой Римской империи. Сразу взял западную Африку (533) и позже (с 535) сражался с готами по всей италии в восемнадцатилетней войне. Рим сем раз переходил из рук в руки. === Разруха в Италии.

n Византийцы не могли удержать Рим: 590-х нашествие Лонгобардов (германское племя)

n 590 Григорий становится епископом Римским.

n “Самый влиятельный епископ от Константина Великого до Реформации”

n До того пережил разруху.

n Работал городским управителем (мэром)

n был известен как опытный и мудрый руководитель.

n 575 стал простым монахом.

n среди разрухи, вакуума власти и бесхозяйственности взял на себя административную власть - начал управлять землями, продовольствием.

n знал, что Византия ему не поможет.

n хороший политик - пытался заключать договора с язычниками и арианцами.

n 600 - Возникновение папства с точки зрения современного понимания папства.

n Григорий Великий (церковь+управитель)

n Миссионерская экспедиция в Англию (596)

n Учил поклонению святым и реликам.

n Писал о том, что иконы и скульптуры должны находиться в храме для тех христиан, которые не умеют читать, но так-же предупреждал, что не следует допускать обожествления.

                       

n Обращение лидеров племён из арианства в католицизм.

n Особенности учения: дальнейшее отдаление от первохристианства.

n обязательный целибат для папы и даже священника в Римской империи (ни один вселенский собор не запрещал женитьбу).

n культ девы Марии и святых угодников.

n украшение храмов картинами и скульптурами.

n составление “жития святых”

n развитие монашества (раб мог избрать уйти в монастырь, вместо служения господину)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Summary: 5-8 века Западная Европа

n завоевания, межусобные войны племён, разруха.

n Завоеватели принесли язычество и арианство.

n Постепенно все обратились в Никейскую веру - ортодоксальную или католическую.

n Два учреждения были установлены (влиятельны) - монашество и папство.

 

Монашество:

 

n Отличалось от восточного:

1. Западное монашество было более практическим.

Не истязали тела только ради отказа.

Тренировки, приготовления к евангелизации мира.

2. Не было ударения на уединении.

n организация жизни в общине (обществе).

3. Монашество - правая рука папства. Не было разногласий с руководством церкви, как случалось в восточной церкви.

 

Отец (организатор) западного монашества - Бенедикт из Нурсии (480-550)

n Найвеличайшее достижение монаха - Устав (книга практических советов)

n Поощрение смирения, бедности и послушания.

n Значение придавалось распеванию псалмов.

n Монахам не разрешалось самовольно переходить из монастыря в другой монастырь.

n ПОСЛУШАНИЕ уставу и настоятелю монастыря без промедления.

n Физический труд.

n Монах с богатым прошлым не имел привилегий.

n Центром монашеской жизни, по мнению Бенедикта, была молитва. Молились 7 раз на протяжении дня и 1 раз в полноч.

n Образование начало входить в монастыри (книги...)

n В монастырях - начали открываться школы, больницы, гостиницы.

 

Папство:

 

Распространение ислама

610 - призыв Мухамеда (570-632)

n Мухамед работал пастухом, мелким торговцем и счетоводом (бухгалтером?)

n В Аравии в то время было много христиан (в большинстве - несториане). Была значительная колония иудеев так-же.

 

n Величайший противник средневековного христианства.

n Ислам - последнее откровение, и следовательно, приоритетнее Старому и Новому Завету.

n 5 главных обязанностей истинного мусульманина:

1. Исповедание веры “Нет иного Бога, кроме Аллаха и Мухамед, его пророк”

2. Молитва 5 раз в день в сторону Мекки.

3. Раздавать подаяние (благотворительность).

4. Пост в святой месяц Рамадан.

5. Поломничество в Мекку.

n Священная книга - Коран, что означает “чтение” или “рассуждение”

n Основные идеи ислама - монотеизм, пророчество, последний суд, покаяние, рай и ад.

n Ислам - смесь иудаизма (из талмуда), христианства и зороастризма

n Отношение к другим религиям

n Идолопоклонникам - принять ислам или смерть.

n Христиане и иудеи - особый статус - терпимость с условием уплачивания особых налогов.

n Ислам - соединение религии и политики (образ жизни)

n Законы, язык, образование объединялось с целью распространения ислама.

n Военные лидеры становились управителями завоёванных земель.

n Территория от Марокко до Пакистана была разделена на районы со столицами в Мекке, Багдаде, Дамаске и в Каире.

n Большую роль в единстве играл общий язык - арабский. Их писания не разрешалось переводить на другие языки.

 

Реакция церкви на ислам:

n непримиримое противостояние, борьба.

n Ислам с Мухамедом сравнивались с Откровением Иоанна и Антихристом.

n Ислам представлялся как религия насилия и идолопоклонства

 

n Причины быстрого распространения ислама:

n Ослабление власти Римской империи (ты их, или они тебя)

n Несогласие с политикой и учением Рима. Некоторые города встречали мусульман как освободителей. Особенно “усердствовали” в этом монофизиты

n Организаторские способности Мухамеда.

n Арабы никогда не представляли опасности, и поэтому их угрозы никто не воспринимал серьёзно.

n Арабские племена (горячая кровь) были всегда воинствующими, но разрозненными. Любили свободу - даже римляне не могли полностью завоевать их. (Как чечены)

n Христианство, как и другие религии были терпимыми, но мусульмане платили меньшие налоги, могли занимать более важные посты в обществе. Произошло тоже самое, что и при Константине - ради выгоды люди стали верить в Аллаха.

 

732г - Между городами Пуатье и Тур франки под руководством Карла Мартелла остановили мусульман после семидневного сражения. Одна из важных дат в истории христианства, от которой зависела судьба христианства.

 

n К 800 четыре из пяти патриархатов церкви оказались в руках мусульман - Александрия, Антиохия, Иерусалим и после - Константинополь.

n Из-за своих проблем, Константинополь не мог помогать Западной империи, как это делал Юстиниан. Тем пришлось договариваться с Германскими князями.

n 800 - Римский епископ рукоположил Карлемана как “императора Римлян” - дата, означающая основание новой Римской империи на востоке.

 

Богослужения в 7-8 веке:

n появление колоколов в западной и восточной церкви

n появление органов

n Григорием было распространено учение о чистилище.

 

Образование Священной Римской Империи:

n Григорий Великий укрепляет папскую власть.

n Частичное объединение европейских князей.

n  

 

Восточная Церковь:

n 325 Константинополь - Новый Рим.

n filioqueНикео-Константинопольский собор (381) гласит - Свято Дух исходит от Отца.

n 589 на Толедском соборе (в Испании) добавлена фраза “и сына”

n Константин был разочарован понимая существенность различий в веровании и практике, существовавшие между церквями. Созывал соборы.
(урок истории: некоторые императоры Зено и Константин II приказывали прекратить всякие споры и несогласия, подчиниться вере. Это не смиряло спорщиков. Наоборот, это вызывало недовольство двух “воинствующих” партий.

n В начале - Римский епископ - первый среди равных, в 381 на экуменическом соборе Константинопольский патриарх - второй или второстепенной авторитетности, так как Константинополь - второй Рим.

n Начало разделения - 5 век.

n К концу 12 века - восточная и западная церковь пришли к пониманию, что они - отдельные церкви, не подчиняющиеся одна другой.

n  

n Проблема с пониманием, что является святым? Развитие “святостей”

n Священнослужители - отделены

n Здания церкви освящаются

n Мученики и герои веры - “святые”

n Монахи, аскеты, пожертвовавшие всё - святые

n (С 6 века) Иконы - святые

 

n Иконоборчество в 7 веке:

n Первые 3 века - изображения голубя, креста.

n 4 век - Елена, мать Константина - священные предметы...

n К 8 веку иконы начали украшать золотом, становиться перед ними на колени, целовать и молиться. Мусульмане теперь обвиняли Византийцев в идолопоклонстве (и стоило).

n 717 к власти пришёл император Лев III - выдающийся полководец, очень одарённый и энергичный человек, но с очень грубым характером.

n Борьба с иконами не проповедью Евангелия или возвращению к первохристианству, а в приказах, запретах.

n Первый эдикт - приказывал вешать иконы так высоко, чтобы нельзя было их целовать.

n Второй эдикт - вообще убрать иконы. Ошибка Лева - действовал силой, а не убеждениями, и ничего не предложил взамен людям, которые уже успели привыкнуть к такому поклонению, считая, что так и было в начале.

n Борьба за восстановление иконопоклонения:

n Против иконоборчества - монахи, аскеты (иконописание - их бизнес)

n Иоанн Дамаскин

n 787 Седьмой, Никейский собор под влияние императийцы Ирины - иконоборчество осуждено. “... Должны содержаться как святые воспоминания; должно их почитать и ценить, однако, не воздавая им поклонения, которое приличествует одному невидимому, непостижимому Богу.

n Иконоборчество периодически возвращалось, но не на долго (Лев V (813-20), Феофил (829-842).

n 843 Императрица Феодора вновь разрешила почитание икон.

 

Hosted by uCoz