Начало
германизации империи.
n Племена, жившие
к западу Днестра - вестготы, к востоку - остготы (разные племена)
n Благодаря
самоотверженной деятельности арианца Ульфилы (311-383) ко времени нападения на империю готы уже
обратились в христианство.
n Большитство германских племён ворвались на территорию империи не как
варвары-язычники, но как христиане - сторонники Ария
n До падения
Западной империи Ариане-миссионеры обратили
большинство готов в христианство.
n 395 - Разделение
империи. Феодосий завещал империю своим двум сыновьям.
n 409 - Падение
Рима.
n 476 - признан
историками как официальный год конца Римской империи. Империя разделена между
племенами.
n Обращение в
христианство завоёвывающих племён.
n Особенно важен
предводитель франков Хлодвиг
n Франки - бывшие
союзники по борьбе с гуннами (451) и в целом невраждебные предыдущие отношения.
n Единственное
крупное германское племя
n Хлодвиг обратился в правоверное христианство (не арианство)
n Борьба между
племенами (Вестготы продвинулись на юг, вернулись домой, а там уже господствуют
вандаллы...)
n Причины падения
Римской империи:
n кризис
рабовладельческого строя. Взамен феодальный.
n большинство императоров - неспособные руководители (особенно 5 век)
n воинствующие
племена
n экономический
застой империи
n Император
Восточной империи - Юстиниан (527 пришёл
к власти) - один из самых значительных в Восточной империи.
n реформы в армии,
управленческом аппарате, реформировал финансовую политику.
n Империю начали
называть Византийской.
n прославился
планом восстановления величия старой Римской империи. Сразу взял западную
Африку (533) и позже (с 535) сражался с готами по всей италии
в восемнадцатилетней войне. Рим сем раз переходил из рук в руки. === Разруха в
Италии.
n Византийцы не
могли удержать Рим: 590-х нашествие Лонгобардов
(германское племя)
n 590 Григорий
становится епископом Римским.
n “Самый
влиятельный епископ от Константина Великого до Реформации”
n До того пережил
разруху.
n Работал
городским управителем (мэром)
n был известен как
опытный и мудрый руководитель.
n 575 стал простым
монахом.
n среди разрухи,
вакуума власти и бесхозяйственности взял на себя административную власть -
начал управлять землями, продовольствием.
n знал, что
Византия ему не поможет.
n хороший политик
- пытался заключать договора с язычниками и арианцами.
n 600 -
Возникновение папства с точки зрения современного понимания папства.
n Григорий Великий
(церковь+управитель)
n Миссионерская
экспедиция в Англию (596)
n Учил поклонению
святым и реликам.
n Писал о том, что
иконы и скульптуры должны находиться в храме для тех христиан, которые не умеют
читать, но так-же предупреждал, что не следует
допускать обожествления.
n Обращение
лидеров племён из арианства в католицизм.
n Особенности
учения: дальнейшее отдаление от первохристианства.
n обязательный
целибат для папы и даже священника в Римской империи (ни один вселенский собор
не запрещал женитьбу).
n культ девы Марии
и святых угодников.
n украшение храмов
картинами и скульптурами.
n составление
“жития святых”
n развитие
монашества (раб мог избрать уйти в монастырь, вместо служения господину)
Summary: 5-8 века
Западная Европа
n завоевания, межусобные войны племён, разруха.
n Завоеватели
принесли язычество и арианство.
n Постепенно все
обратились в Никейскую веру - ортодоксальную или
католическую.
n Два учреждения
были установлены (влиятельны) - монашество и папство.
Монашество:
n Отличалось от
восточного:
1. Западное монашество было более
практическим.
Не истязали тела только ради отказа.
Тренировки,
приготовления к евангелизации мира.
2. Не было ударения на уединении.
n организация
жизни в общине (обществе).
3. Монашество - правая рука папства.
Не было разногласий с руководством церкви, как случалось в восточной церкви.
Отец (организатор) западного монашества - Бенедикт из Нурсии (480-550)
n Найвеличайшее достижение монаха - Устав (книга практических советов)
n Поощрение
смирения, бедности и послушания.
n Значение
придавалось распеванию псалмов.
n Монахам не
разрешалось самовольно переходить из монастыря в другой монастырь.
n ПОСЛУШАНИЕ
уставу и настоятелю монастыря без промедления.
n Физический труд.
n Монах с богатым
прошлым не имел привилегий.
n Центром
монашеской жизни, по мнению Бенедикта, была молитва. Молились 7 раз на
протяжении дня и 1 раз в полноч.
n Образование
начало входить в монастыри (книги...)
n В монастырях -
начали открываться школы, больницы, гостиницы.
Папство:
Распространение ислама
610 - призыв Мухамеда (570-632)
n Мухамед работал пастухом, мелким торговцем и счетоводом
(бухгалтером?)
n В Аравии в то
время было много христиан (в большинстве - несториане).
Была значительная колония иудеев так-же.
n Величайший противник
средневековного христианства.
n Ислам -
последнее откровение, и следовательно, приоритетнее
Старому и Новому Завету.
n 5 главных
обязанностей истинного мусульманина:
1. Исповедание веры “Нет иного Бога,
кроме Аллаха и Мухамед, его пророк”
2. Молитва 5 раз в день в сторону
Мекки.
3. Раздавать подаяние
(благотворительность).
4. Пост в святой
месяц Рамадан.
5. Поломничество в Мекку.
n Священная книга
- Коран, что означает “чтение” или “рассуждение”
n Основные идеи
ислама - монотеизм, пророчество, последний суд, покаяние, рай и ад.
n Ислам - смесь
иудаизма (из талмуда), христианства и зороастризма
n Отношение к
другим религиям
n Идолопоклонникам
- принять ислам или смерть.
n Христиане и
иудеи - особый статус - терпимость с условием уплачивания
особых налогов.
n Ислам -
соединение религии и политики (образ жизни)
n Законы, язык,
образование объединялось с целью распространения ислама.
n Военные лидеры
становились управителями завоёванных земель.
n Территория от
Марокко до Пакистана была разделена на районы со столицами в Мекке, Багдаде,
Дамаске и в Каире.
n Большую роль в
единстве играл общий язык - арабский. Их писания не разрешалось переводить на
другие языки.
Реакция церкви на ислам:
n непримиримое
противостояние, борьба.
n Ислам с Мухамедом сравнивались с Откровением Иоанна и Антихристом.
n Ислам представлялся
как религия насилия и идолопоклонства
n Причины быстрого
распространения ислама:
n Ослабление
власти Римской империи (ты их, или они тебя)
n Несогласие с
политикой и учением Рима. Некоторые города встречали мусульман как
освободителей. Особенно “усердствовали” в этом монофизиты
n Организаторские
способности Мухамеда.
n Арабы никогда не
представляли опасности, и поэтому их угрозы никто не воспринимал серьёзно.
n Арабские племена
(горячая кровь) были всегда воинствующими, но разрозненными. Любили свободу -
даже римляне не могли полностью завоевать их. (Как чечены)
n Христианство,
как и другие религии были терпимыми, но мусульмане
платили меньшие налоги, могли занимать более важные посты в обществе. Произошло
тоже самое, что и при Константине - ради выгоды люди
стали верить в Аллаха.
732г - Между городами Пуатье и Тур франки под
руководством Карла Мартелла остановили мусульман после семидневного сражения.
Одна из важных дат в истории христианства, от которой зависела судьба
христианства.
n К 800 четыре из
пяти патриархатов церкви оказались в руках мусульман - Александрия, Антиохия,
Иерусалим и после - Константинополь.
n Из-за своих
проблем, Константинополь не мог помогать Западной империи, как это делал
Юстиниан. Тем пришлось договариваться с Германскими князями.
n 800 - Римский
епископ рукоположил Карлемана как “императора Римлян” - дата, означающая
основание новой Римской империи на востоке.
Богослужения в 7-8 веке:
n появление
колоколов в западной и восточной церкви
n появление
органов
n Григорием было
распространено учение о чистилище.
Образование Священной Римской Империи:
n Григорий Великий
укрепляет папскую власть.
n Частичное
объединение европейских князей.
n
Восточная Церковь:
n 325
Константинополь - Новый Рим.
n “filioque” Никео-Константинопольский
собор (381) гласит - Свято Дух исходит от Отца.
n 589 на Толедском
соборе (в Испании) добавлена фраза “и сына”
n Константин был
разочарован понимая существенность различий в веровании и практике, существовавшие между церквями. Созывал соборы.
(урок истории: некоторые императоры Зено и Константин
II приказывали прекратить всякие споры и несогласия, подчиниться вере. Это не
смиряло спорщиков. Наоборот, это вызывало недовольство двух “воинствующих”
партий.
n В начале -
Римский епископ - первый среди равных, в 381 на экуменическом соборе
Константинопольский патриарх - второй или второстепенной авторитетности, так
как Константинополь - второй Рим.
n Начало
разделения - 5 век.
n К концу 12 века
- восточная и западная церковь пришли к пониманию, что они - отдельные церкви,
не подчиняющиеся одна другой.
n
n Проблема с
пониманием, что является святым? Развитие “святостей”
n Священнослужители
- отделены
n Здания церкви
освящаются
n Мученики и герои
веры - “святые”
n Монахи, аскеты,
пожертвовавшие всё - святые
n (С 6 века) Иконы
- святые
n Иконоборчество в
7 веке:
n Первые 3 века -
изображения голубя, креста.
n 4 век - Елена,
мать Константина - священные предметы...
n К 8 веку иконы
начали украшать золотом, становиться перед ними на колени, целовать и молиться.
Мусульмане теперь обвиняли Византийцев в идолопоклонстве (и стоило).
n 717 к власти
пришёл император Лев III - выдающийся полководец, очень одарённый и энергичный
человек, но с очень грубым характером.
n Борьба с иконами
не проповедью Евангелия или возвращению к первохристианству, а в приказах,
запретах.
n Первый эдикт -
приказывал вешать иконы так высоко, чтобы нельзя было их целовать.
n Второй эдикт -
вообще убрать иконы. Ошибка Лева - действовал силой, а не убеждениями, и ничего
не предложил взамен людям, которые уже успели привыкнуть к такому поклонению,
считая, что так и было в начале.
n Борьба за
восстановление иконопоклонения:
n Против
иконоборчества - монахи, аскеты (иконописание - их бизнес)
n Иоанн Дамаскин
n 787 Седьмой,
Никейский собор под влияние императийцы Ирины - иконоборчество осуждено. “...
Должны содержаться как святые воспоминания; должно их почитать и ценить,
однако, не воздавая им поклонения, которое приличествует одному невидимому,
непостижимому Богу.
n Иконоборчество периодически возвращалось, но не на долго (Лев V (813-20),
Феофил (829-842).
n 843 Императрица
Феодора вновь разрешила почитание икон.