О Некоторых Отцах Церкви
Августин
n “величайший
христианский теолог после Апостола Павла”
n Родился 354г в Тагасте (современный Алжир). Умер в 430.
n Мать Моника -
христианка.
n Изучал и позже
преподавал риторику.
n Обратился в
Манихейство (позже писал против за
свободу человеческой воли)
n Мани (216 в
Вавилонии - 277 мученическая смерть)
n вырос под
влияние иудео-христианской секты.
n После двух “обращений” организовал свою “всеобщую” религию, основанную на
дуализме (материя - зло)
n Будда, Зороастр,
Иисус - ранние откровения света. Он сам - не местное, а всемирное проявление.
n Главное учение - знание (человеческий дух превосходит плоть, захватившую её
в плен.
n Августина прилекала их вера - их поэзия; потрясающая красота языка,
музыки и книг; приятно удивила чистота жизни избранных.
n Увлекался
неоплатонизмом (Зло - недостаток добра)
n После обращения
- аскетический образ жизни.
n 391 становится
священником, в 396 - епископом Гиппона.
n Боролся против донатистов (применял так-же силу
государства).
n Донат - вопрос о крещении.
n Донатизм - движени за отделение церкви
- за святость. Они - истинная церковь. “Какое отношение император имеет к
церкви”
n политические и
богословские причины раскола.
n Первым
сформулировал доктрину о “невидимой церкви”:
n видимая церковь
- внешняя организация.
n невидимая
церковь - тело истинных христиан.
n Написал много
трудов: “Троица”, “Исповедь”, “О граде Божьем” (самый
обширный)
n Против
Пелагианства:
n Пелагий -
британский монах. Проповедывал в Риме 409-411г.
n Мат. 5:48
“Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный” - не просто исполнима, а обязательна, поскольку Бог не повелел бы того,
что невозможно сделать.
n Адам был
сотворен нейтральным (не святым и не грешником). Падение Адама повредило только
ему. Для остальных - Адам - плохой пример.
n грех универсален из-за неправильного образования, плохого примера и давно
установившейся привычки грешить.
n Ему не
понравилась фраза в “Исповедях”: “Даруй, что велишь; и вели, что хочешь!”
n Распространённое
мнение, что Пелагий отрицал благодать Божию, неверно. Напротив, Иероним даже
облинял его в чрезмерном уповании на благодать.
n Пелагий верил,
что при сотворении человеку была дана благодать свободы, а к ней добавились
благодать библейскиий заповедей и таинственное
избавление от прошлых грехов при крещении.
n Пелагий так-же использовал раннего Августина “о свободе воли”, написанную против манихейцев.
n После осуждений пелагианство перешло в “полупелагианство”
n Падшая человечекая природа сохраняет элемент свободы.
n
n Августин:
n предваряющая
благодать - ДС применяет закон, чтобы произвести чувство греха и вины.
n действующая
благодать - Евангелие - вера в Христа.
n сотрудничающая
благодать - освещение.
n Августин
оправдывал крещение детей (дети рождаются грешными)
n Особое ударение
на первородный грех, всеобщую вину.
n Падение Рима в
410. Посредством труда “о граде Божьем” Августину удалось вывести из
величайшего кризиса.
Золотой век отцов церкви.
n Иоанн Златоуст (ок. 347 (350)-407 умер в изгнании)
n Мать христианка
(как и у Августина)
n Ученик софиста Ливания (друг императора Юлиана)
n Жил аскетической
жизнью до 380г. Изменил ситуацию по состоянию здоровья.
n 381 рукоположен на диакона
n 386 рукоположен на пресвитера
n 398 рукоположен на патриарха Константинополя.
n “Опять Иродиада неистовствует, опять она танцует, опять она
требует голову Иоанна...”
n Евсевий Кесарийский (ок. 265- ок. 339) - историк церкви.
n главный труд “Церковнаая история” - обзор событий с апостольских времён
до 324г.
n Иероним (ок. 347 (345) - 420) - толкователь и переводчик.
n (жаждал власти и авторитета. Был гордым, честолюбивым и раздражительным. Укреплял монашество) Карев и Сомов
n После обращения
стал аскетом.
n В Антиохии 374 видел видение, в котором он осуждался за то,
что он стал последователем Цицерона, а не Христа, увлекаясь светскими науками.
n 382 стал
секретарём Димаса, епископа Римского.
n 382-405 -
Вульгата (перевод с древнееврейского)
n Написал
толкования на большинство книг.
n “Этот великий Вифлиемский отшельник имел меньше гениальности, чем
Августин, меньше чистоты и величественности характера, чем Амвросий, меньше
независимого доброго смысла и упорности, чем Иоанн Златоуст, меньше
проницательности и постоянства храбрости, чем Феодора из Мопсуесты;
но в познании и многосторонности он превосходил их всех” (Фаррар)