НЕСТОРИАНСТВО
n Несторий родился в Антиохии (ок. 381-452)
n Сирийский монах;
известный проповедник Антиохии.
n Учение Нестория: Последователь Антиохийской
школы.
n Интересно -
боролся против Арианства, хотя и сам был осуждён за это же.
n Его резкость в
осуждении ересей, богатства (как Иоанн Златоуст). Досаждал многим и следовательно - невозлюбили
n Логос - полнота
Божества присутствовал в Христе, как ДС присутствует в
верующем.
n Против
использования термина “богородица”, за “христородица”.
n Механическое, а
не органическое единство природы христа.
n Отрицал
действительное единство двух природ Христа.
n “Бог не является
двухмесячным или трёхмесячным ребёнком”
n “Неужели я -
единственный, кто видит двойственность”
n Осуждён на Ефесском соборе в 431г. Лишён епископского сана, предан анафеме и сослан в ссылку. (Личные мотивы председательствующего Александрийского епископа
Кирилла. Кирилл - за живое единство природы христа
- против дуализма Нестория. (Осуждён
Несторием за Аполинаризм -
ИХ нельзя описать как два лица, две сущности. Он - воплощённая природа
Бога-Слова)
Позже, Кирилл немного пожертвовал свей репутацией как богослова ради перемирия
между западом и востоком и адоптировал идею о “двух сущностях”, утверждая, что
это не идёт в разрес с его прежними утверждениями.
n Умер мучительной
смертью в ссылке в 440г. в египетской пустыне. Другие историки - сам уехал в
Египет, разочаровавшись, или просто уставши от споров.
Евтихианство (или монофизитство)
Евтих - уважаемый константинопольский монах - борется с несторианством - перегнул на другую сторону.
n Учение:
n Две природы христа слились в одну божественную. Божественная природа
полностью поглотила человеческую. Христос не
чувствовал голода, страданий, как человек.
n Иисус - одна
личность с одной природой. Смешение божественного и
человеческого в новую божественную природу.
n Вначале учение
было одобрено Александрийским патриархом Диоскором
при содействии императора Феодосия II (племянник Кирилла) В 449 году на соборе
в Ефесе был собор, где большинство было “своих”. Евтих
был оправдан.
n После смерти
Феодосия к власти пришёл Маркиан (или Марциан) и был созван собор в Халкидоне
в 451, где осудили Евтихианство
Пелагий - в 410 уехал из Рима
Пелагианство (близко к натурализму) Грехопадение Адама существенного
урона природе человека не нанесло; (Несторий
поддерживал частично)
n Мат. 5:48 -
“Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный” - это заповедь - не просто
исполнима, а обязательна.
n Обвинения, что
Пелагий будто бы отрицал благодать Божию неверно. Напротив, Иероним даже
обвинял его в чрезмерном уповании на благодать.
n Пелагий верил,
что при сотворении чебовеку была дана благодать
свободы + благодать библейских заповедей.