Лютер и Цвингли
«В Германии 16 века встретились человек и
время» Кернс
Лютер к 1517 уже был сформирован как человек
и критически настоен к системе индульгенций.
-
Сразу
– поддержка государей и крестьян, гуманистов и радикального крыла реформации
(анабаптистов) но позже…
-
Сразу
император Карл V воевал с турками и французами (1532-1542) è не хватало времени
и сил на протестантов. Позже – 1546-1552 – «Шмалькальденские
войны». Мир заключен в Аугсбурге в 1555 – равное положение протестантов и
католиков.
-
Заслуги
Лютера:
o
Национальные
лютеранскпе Церкви Германии и Мкандпинавских
сран были результатом его работы.
§ Написал Большой и
Малый катехизис в помощь служителям в проповеди.
-
Установил
систему церковного управления.
-
Библия
на немецком языке – унификация немецкого языка.
-
Красивые
и могущественные гимны для пения всем собранием на родном языке.
-
Вдохновлял Меланхтона
создать систему начального всеобщего образования в Германии. Вскеобщее обязательное начальное образование появилось
благодаря его усилиям.
-
Поставил
проповеди на должном месте в церкви.
После смерти Лютера – разногласия по поводу:
только по вере или дела всё-таки играют роль (кажущееся приближение к
католицизму) а так же Лютер – нужно проповедовать верхозаветный
закон для наставления, другие считали – это неважно.
Доктрина оправдания верой:
-
Тема
«искупление через Христа» проходит через весь НЗ
-
Благодать
(от чтения Августина – «доктор благодати»)
-
Оправдание
– установление правильных отношений с Богом + «современный» индивидуализм
Гуманизм и Швейцарская реформация:
Происхождение
швейцарской реформации можно отнести к возникновению гуманистических групп в
университетах Вены и Базеля в начале 1500. Люди предпочитали теперь учиться не
у схоластиков, а у гуманистов.
Цвингли
обучался в университетах Вены и Базеля. И далее – влияние Эразма на Цвингли:
1.
Религия
рассматривается как нечто духовное и внутреннее (внутреннее обновление важнее
внешних обрядов…)
2.
Существенное
внимание уделяется морально-нравственному перерождению и реформе. Швейцарская
реформация – моральная реформация.
3.
Значение
Иисуса Христа для христиан – в первую очередь заключается в нравственном
примере. Эразм выработал идею о христианской вере как imitatio Christi (о подражании Христу)
4.
Определённые
произведения ранних отцов церкви выделяются как имеющие особое значение. Эразм
и Цвингли ценили Иеронима и Оригена.
Августина позже.
5.
Реформы
касаются, в первую очередь, жизни и нравов церкви, а не её доктрин.
6.
Реформация
рассматривается как педагогический или образовательный процесс
Лютер считал, что именно богословие
нуждалось в реформах, в то время, как Цвингли полагал, что нужно реформировать
церковную нравственность.
Лютер – выходец из схоластицизма,
изучавший Августина
Реформация в Швейцарии
-
самая
свободная страна в Европе, хотя номинально
была частью Священной Римской империи.
-
Демократичные
и сильные наёмные швейцарские солдаты были в цене.
-
Появление
и влияние гуманизма.
-
Часть
Швейцарии, говорящей на немецком – в Цюрихе – Цвингли.
o
На юге говорили на французском – главный
город Женева – Кальвин.
Реформация Цвингли в Северной Швейцарии.
-
Ульрих
Цвингли (1484-1531)
-
Отец
– фермер и главный магистр Вильдхауза – достаток.
o
Мог
получить хорошее образование и стать священником.
§ Венский университет
§ 1502 – перешёл в
университет в Базеле
·
1504
– степень бакалавра искусств
·
1506
– степень магистра искусств.
o
Стал
священником.
-
Его
«идолом» стал Эразм Роттердамский. Богословие не
столько привлекало его, сколько гуманитарные науки.
-
1519 становится пастором в Цюрихе
o
осуждает
индульгенции и образ девы Марии.
-
1522
вступает в тайный брак с вдовой Анной Райнхард,
который был узаконен только в 1524
-
Реформация
постепенно 1523 – пишет «67 статей»
(протестантское содержание). Было назначено обсуждение с оппозицией. Городской
совет решил, что победил Цвингли + народ поддержал è разрешено монахам
жениться, устранены иконы и мощи…
-
1525
– Реформация в Цюрихе завершена упразднением мессы.
-
В
1529 – открытая война между протестантами и католиками.
-
Учение
Цвингли:
o
Самый
гуманистический из реформаторов.
§ Полагал, что Сократ,
Платон, Сенека и другие будут на небесах, хотя в тоже время поддерживал
абсолютный авторитет Библии.
-
Разрыв
с Лютером – вечеря Господня - символизм
-
Первородный
грех – моральная болезнь, а не вина.
-
Признавал
безусловное предопределение ко спасению, но полагал,
что только те, кто слышал и отверг Евангелие в неверии своём, предопределены к
осуждению.
-
«Он
был более либеральным, чем Лютер, но не менее отважным»
-
Радикальная
реформация:
o
Анабаптисты
(перекрещенцы) – первоначально тесно смыкались с Цвингли
а оттуда распространились в другие страны (Моравию, Голландию…)
§ Кондрад Гребель (1498-1526)
– основатель швейцарского движения анабаптистов.
·
Хорошее
образование в университетах Вены Парижа
·
С
1522 по 1535 тесно сотрудничал с Цвингли.
·
Ранние
взгляды Цвингли о том, что крещение детей не имеет библейских
оснований привлекали Гребеля.
·
1525
– Георг Блаурок был перекрещён Гербелем
и затем он перекрестил самого Гребеля и ещё несколько
человек.
·
Цвингли
позже отказался от перекрещения, так как эта практика лишала практикующих
многих привилегий.
o
Другая
причина отказа от анабаптизма – выступление против контроля государства над
религией и отказ от воинской службы.
o
Цвингли в начале использовал
методику дебатов, а когда не удалось – штрафы и ссылки.
-
Менно Симонс
(1496-1561) В Нидерландах
-
Называл
себя не анабаптистом а братством, что бы избежать
проклятий, ассоциируемых с анабаптистами.
-
Все
анабаптисты разносторонние, так как появилась свобода и возможность самим
толковать Библию, но тем не менее есть общие черты:
o
Библия
– конечный и непогрешимый авторитет для веры и жизни.
o
Церковь должна быть отделена от государства,
так как церковь – собрание возрождённых людей, а в государственную могут
входить и нехристи.
o
Практиковали
крещение верующих – сразу обливанием, а позже – погружением.
o
Некоторые
(большинство) – пацифисты, против клятв в суде, работы в магистратах.
o
Некоторые
– склонность к мистицизму, разделению имущества и особых эсхатологических
взглядов. Частично это являлось причиной следующего:
- Анабаптисты в отличии
от остальных реформаторов – обращались не к знати, а к простым рабочим и
крестьянам. (неграмотность которых могла приводить к радикализму)
-
Мистические,
или духовные радикалы – внутреннее духовное руководство Духом Святым.
-
Рационалистические
социнианские радикалы – Соццини
(Социн) – антитринитарист –
предтечи современных унитариев
-
Кальвинская реформация в
Женеве:
o
Джон
Кальвин (1509-1564) – Называют вождём второго поколения протестантов.
§ Отец – нотариус (В
отличии от Лютерова отца с
крестьянским происхождением)
§ Родился на
северо-востоке Франции
§ Гуманистическое и
юридическое образование (в отличии от Лютеровой философии и богословия)
·
Парижский университет (гуманизм + познакомился
с протестантизмом)
·
1529 – университет в Бурже.
·
1532
– написал известный комментарий к произведению Сенеки «о Клементии»
и признал идеи Реформации.
·
1534 – вынужден оставить Францию за
сотрудничество с ректором Парижского университета в продвижении гуманистических
библейских идей, и уехал в Базель.
-
1536
в возрасте 26 лет начинает писать свой величайший труд «Наставления в
христианской вере»
o
Небольшое
сочинение, обращённое к королю Франции Франциску I
с целью защиты протестантов Франции (гонения).
o
Влияние
катехизиса Лютера заметно.
-
Богословие
Кальвина
o
Основная
идея богословия Кальвина – полная суверенность Бога
o
Полная греховность всех людей.
o
Человек
наследует вину от Адама и ничего не может поделать
o
Спасение
– дело безусловного выбора Бога
o
Служение
Христа – только для тех, кто избран
o
Учение об ограниченном примирении (Неправда. Кальвин
это не учил)
o
Учение
о неизбежной благодати.
-
Реформацию
в Швейцарии начал Гильом Фарел (1489-1565)
o
С
1532 года в Женеве
o
1535
– победил на диспуте
o
1536
– генеральная ассамблея города признала взгляды Реформации.
§ Ему нужен был
хороший организатор для утверждения Реформации.
§ Кальвин заехал в
Женеву на ночь. Фарел приехал и сказал, что если
Кальвин уедет, будет под проклятием. Тот, испугавшись, остался.
§ Рукоположен служителем,
ответственным за обучение.
o
1537
– с Фарелом решили вечерю проводить в установленное
время, принять конгрегационное пение, утвердить
наказание в виде отлучения от церкви.
o
1538
– разногласия по поводу Вечери привели их к ссылке.
o
1540
женится на вдове анабаптистского пастора.
o
1541
силы Реформации вновь берут верх в Женеве и Кальвин
приглашён вернутся. В тот же год – «церковные установления»
§ Пастор – проповедует
и поддерживает дисциплину.
§ Учителя – обучают
§ Дьякона – руководить
благотворительной работой
§ Консистория –
состоящая из служителей и пресвитеров – надзирать над богословием и моральными
устоями сообщества.
-
Для
наказания применял государственную силу (в 1546 году 58 человек было казнено и
76 сослано) Но необходимо понимать то время, ту
культуру.
-
Значение
Кальвина для Реформации:
o
Самый
большой вклад – «Наставления в христианской вере» - самое авторитетное
выражение богословия реформации.
o
Сохранено
57 томов в сочинениях Реформации
o
Сохранено
около 2000 проповедей
o
Трёхступенчатая
система образования (университет, колледж и …)
o
Женева
– центр и убежище для гонимых протестантов.
o
Церковь
в Женеве – образец реформатской церкви.
o
Кальвин
оказал влияние на рост демократии. Также призывал к труду и бережливости и к
развитию промышленности, что стимулировало экономику и развитие капитализма.
Реформация в Европе: (лютеранство – север
Европы, кальвинизм – между севером и католическим югом.)
-
Лютеранство
распространяется в Скандинавских странах
-
Кальвинизм
распространяется на южной Германии, в Моравии, Франции, Нидерландах, Шотландии,
Северной Ирландии и на некоторое время в Польше.
-
Варфоломеевская
ночь с 23-24 августа 1572 – убито около 2000 человек.
-
Джеймс
(Яков) Арминий (1559-1609) – попытка модифицировать
кальвинизм, что бы Бог не считался первопричиной
греха… Пастор в Амстердаме и профессор богословия в Лейдене.
-
Английская
реформация – не только влияние гуманизма, политические мотивы – независимость
от Рима, но – желание Генриха VIII иметь законного
наследника мужского пола, его законная жена не могла иметь детей.
-