Каппадокийские
отцы (великие каппадокийцы)
1. Василий Кесарийский (329-379)
2. Григорий Нисский (? - 395)
3. Григорий Назианзин (? - 390)
1. Василий Кесарийский.
n классическое
образование в Царьграде и Афинах.
n в юношестве стал
аскетом.
n Становится
епископом каппадокийской Кесарии.
n Считается отцом
восточного монашества - написал правила для монахов.
n К власти пришёл
император Валенс, который был арианцем. Был послан высший чиновник, что бы
обещаниями и угрозами добиться “доверия”. Беседа была безуспешной. Чиновник
потерял терпение и выпалил: “всё твоё будет конфисковано, тебя замучат и
отправят в изгнание, где умрёшь”. На что Василий ответил: “Всё что я имею, что
ты можешь конфисковать это тряпьё и несколько книг. Ты так же не можешь
отправить меня в изгнание, потому что куда бы ты меня не сослал, везде я буду
Божиим гостем. А что касается мучений, то ты должен был бы уже знать, что моё
тело уже мертво во Христе. И смерть будет великим происшествием для меня,
приближая мою встречу с Богом”. Опешивший чиновник ответил: “Никто со мной так
ещё не разговаривал!” Василий ответил: “Это, наверное, потому что ты никогда не
встречал истинного епископа”
2. Григорий Назианзин.
n друг Василия.
n Василий
рукоположил его епископом в маленьком городке Сасиме.
3. Григорий Нисский.
n изучал риторику
у брата Василия в Кесарии.
n был назначен епископом в Ниссе город (укреплять ортодоксию.
1. Каппадокийские отцы о Троице.
- Единая, запредельная и непостижимая Божия сущность (ousia) предполагает три
Лица (prosopa), каждое пребывает как отдельная Ипостась (hypostasis)
2. Каппадокийские отцы о Христе и
спасении.
n Две природы
Христа не то же, что два лица; в Троице сущность едина, а Ипостасей три; во
Христе же единая Ипостась, но две сущности.
n Григорий
Нисский: “Тленная природа обновляется сорастворением в божестве, ибо естество
Божие препобеждает человеческое. (Заключение: главную роль в спасении играет не
столько смерть и воскресение мессии, сколько Боговоплощение.)