Ереси и расколы в церкви II столетия.

**** Введение :

n  Ничто не появляется беспричинно, просто так. Должны существовать какие-то предпосылки - политические, экономические, философские, религиозные...

n  Христианство - 1 - связь с иудейством 2 - вышло из иудейства - следовательно - политические, философские и религиозные изменения неизбежны и следовательно - влияние окружающих факторов.

 

 

n  Ересь - греч. hairesis - “выбор, образ мыслей”

n  Раскол - греч. schisma - если споры возникали не по богословским вопросам, а из-за должности или церковного порядка.

 

n  Ириней и Тертуллиан связывают ересь с новизной. Евангелие было чистым и законченным. Ошибки появились, когда люди захотели его “усовершентсвовать

n  Вальтер Бауэр (протестант; немецкий учёный):

n  “Ересь предшествует  ортодоксии, а не наоборот”

 

 

n  Маркион ?-160

n  Родился в Понте

n  Был отлучён от поместной цекркви за аморальный образ жизнии около 140г. прибыл в Рим и начал занимять важные должности в церкви.

n  144 был отлучен от римской церкви за еретические учения. К 150 у него уже было множество последователей, а основанная им секта просуществовала несколько веков:

n  не отвергал Старый Завет, вопреки распространённому мнению.

n  Не верил, что Бог Ветхого Завета является Отцом благого и непорочного Христа.

n  Бог ВЗ - делал зло тем, кто ненавидел, и жестоко карал нарушителей Его заповедей. Да и создания Его были несовершенны: ядовитые насекомые, хищные звери, развратные люди. Он подвержен ошибкам, в чём сам раскаивается, может изменить мнение что несовместимо с грееской концепцией Бога как неподвижной сущности)

n  Бог ВЗ пребывает в заблуждении, поскольку считает сечя единственным Богом, а на самом деле есть ещё Другой, Неизвестный, который и является добрым и любящим.

n  Подлинными Маркион считал только Послания апостола Павла (кроме трёх пастырских послания и Евреям)  и Евангелие от Луки, и даже из них удалил иудейские поправки - рассказ о Рождестве Иисуса.

 

n  Это нравилось эмоциональным людям: Любящий Бог спасает от страшной кары, освобождает от строгостей закона и трудностей нравственного порядка, связянных с ВЗ...

n  Так-же нравилось поклонникам платонической философии: идея о высшем благе, творце-демиурге.

 

n  Ограничения в пище

n  Воздержание от половой близости

n  С готовностью шли на смерть за убеждения, называя это борьбой с Законом и Плотью за чистый Дух.

 

Христиане осудили Маркиона:

n  концепция двоебожия

n  осудили за докетизм (Иисус лишь казался человеком, Его плотское тело было иллюзией), хотя в письменных текстах Маркиона подобных утверждений нет.

n  Канон Маркиона заставил христиан подумать о их собственном каноне.

 

n  Мысли на размышление:

n  к тому времени ещё не был сформирован канон НЗ

n  Возможно также, что он будучи под влиянием гностицизма писал против гностиков, которые верили в творца, но отрицали иудейскую религию.

 

II.   Гностицизм.

n  общий термин “гностицизм” охватывает много разнородных течений.

n  gnostikos” - “имеющий или ищущий знание” Знание - gnosis.

n  Во II веке так называли обень узкую группу людей, известную как “офиты” в Египте. (Ос - змея - верховная мудрость. Ограниченный демиург хотел держать людей в детском неведении, и поэтому...

n  Современные учёные ассоциируют гностиков с широким спектром сект - от Симона Волхва, Сатурнина и Керинфа, до таких крупных школ типа сифиан и учеников Василида.

 

“Традиционалисты считают их ересями, а модернисты - радикальным прорывам в развитии мысли, и те и другие сходятся на том, что речь идёт об отклонениях от христианства. Например, в конце XIX столения А. Гарнак заявил, что гностицизм есть “острая эллинизация христианства”, что-то вроде “примитивного модернизма”” Холл, 59

 

n  XX век - изменение в отношени к гностикам. Немецкая школа историков религии, возглавляемая Рихардом Рейценштейном и Вильгеймом Буссе, стала учить, что элементы, общие для христианства и гностицизма, на самом деле древнее, чем христианство. Утверждалось, что они происходят из зороастральной религии иранцев (некоторые - сирийцев, персов и/или египтян и даже буддизма из востока), представляющей собой форму дуализма (двоебожия)

n  Корни вернее всего угадать - от персидских царей, через македонцев и до римлян.

n  Рудольф Бултман начал обнаруживать в НЗ идеи гностиков, особенно у Павла и Иоанна.

 

- Тем не менее, доказательств, что гностицизм появился раньше, чем первые НЗ книги, т.е. послания Павла и Q, не существует.

 

 

n  Группы гностиков отличались многообразием:

n  Подтверждение этому - библиотека Нага Хаммади, обнаруженная в Египте в 1945г. “Серёзные гностики прибегали к самым разным религиям как источникам духовной силы; будучи синкретистами, они смешивали элементы философии, язычества, христианства и иудаизма.” Холл, 60-61

n  Общие черты гностиков:

 

            Общие черты гностиков:

1.  Есть некая высшая духовная сущность, называемая Отец, Великий невидимый Дух, Безымянный.

2.  Существует иерархия во вселенной: Неведомый - демиург - чувственный мир + ангелы - физический мир.

3.  Некоторые из людей несут в себе частицу высшего духовного мира, которую можно разбудить духовностью и тогда возможно восхождение.

4.  Основные доктрины гностицизма касаются происхождения вещей, отсюда расцвет мифотворчества.

5.  Духовный смысл писаний или других авторитетных писаний.

6.  Спасение - знание, которое даёт великй Дух.

7.  Дуализм - материя и дух

 

                        Реформационные движения в церкви.

1.  Маркион.

2.  Монтанизм (фригийская ересь):

n  Попытка противостояния формальности и бездуховности в церкви (похоже на харизматов в 1990-х.) Борьба за возрождение церкви, массовое движение за “живое христианство”

n  около 172г Монтан во Фригии (Малая Азия)

n  Монтан - привлекал внимание как пророк.

n  Считал, что он сам является параклетом или “утешителем”

n  Главное, что проповедовалось - близость конца и возвращение Христа.

n  Образ жизни:

n  аскетизм

n  брачные отношения прекратить, что бы делать добро

n  посты умножились

n  только пресная пища

n  Духовная жизнь:

n  видения, говорения на языках...

n  очень строгое отношение ко греху

n  Максимилла (одна из пророчествующих с Монтаном) предсказывала, что “после меня больше не будет пророчеств, но придёт конец”

n  Тертуллиан - самый известный монтанист.

n  Ему христианство обязано термином троица в “нашем” ортодоксальном понимании. Троица - три отдельных лица, которые отличичны друг от друга, но неразделимы и обладают одной сущносью.

n  Христос обладает двумя сущностями: Слово (Дух) и плоть, Бог и человек соединились, но не смешались. У одного лица имеется два качества (двойной status)

n  Он сказал: “кровь мучеников является семенем”

n  “Что общего у Афин с Иерусалимом?”

n  “О душе” - первое христианское произведение в области психологии”

n  David Wright: “Они были фанатиками, но не еретиками”

n  Римский епископ первоначально признавал их духовность, но потом поменял своё мнение

n  “сильные религиозные возбуждения вызывали сомнения”

n  Движение осуждено за:

n  их пророчества казалось противоречили НЗ канону.

n  пророчества Максимиллы не сбылись

n  стремились к отделению (расколу) посредсвом отделения от “не освящённых” христиан.

n  Евсевий в “церковной истории” даёт крайне отрицательную оценку, но основывает её не на собственных наблюдениях, а на дошедших слухаха об экстатических пророчицах, странных знамениях и чудесах. Все эти явления приписывались бесовской силе.

n  Церковь потеряла нечто, осуждая их как еретиков:

n  твёрдое убеждение, что Святой Дух так-же активен в церкви, как и в начале.

n  величайшие, не меньшие манифестации были обещаны для “последних дней” (как и в писании, в принципе)

Монтанизм: “строгая дисциплина, основанная на новом откровении”

 

Монархианство: (гностицизм - великая ересь 2 века, монархианство - 3)

n  Название дал им Тертуллиан

n  1. Динамическое монархианство: Иисус не Бог, а просто хороший человек. монотеизм

      2. Модалистское монархианство (более влиятельная) - полная поддержка божественности Иисуса Христа. Ноетий: “Когда Отец ещё не был рождён, Он по справедливости назывался Отцом; но когда Ему угодно было подчиниться рождению и подиться, Он стал Сыном, Сам от Себя и не от ког другого” универсализм

 

 

 

 

 

Апологеты и начало церковного богословия:

n  Тройственная задача апологетов:

1.     Защита христианства (от незаслуженных гонений и лжеучений.)

2.     Наступление. Обвинение иудеев в законничестве. Нападали на язычество - показывали негодный, абсурдный и безнравственный характер языческой религии.

3.     Созидательный характер. Показывали всё хорошее, что появляется с приходом христианства.

n  Юстин Мученик (100-165)

n  и Ириней Лионский (?)

 

n  обращение к дохристианским иудейским апологиям, где доказывалось, что Платон и другие греческие философы заимствовали лучшие из своих удей у библейского Моисея. При таком раскладе эллины оказывались похотителями чужих мыслей и, в то же время, единомышленниками христиан, поскольку высказывали сходную концепцию Бога

n  Отрицалось обвинение в атеизме, каннибализме, инцесте, праздности и антиобщественных действиях.

 

Полемисты:

n  Ириней

n  “Против ересей” - против гностиков

n   

n  Александрийская школа (алегорическая):

n  Пантен - Клемент - Ориген - ...

n  философское обоснование системы христианского вероисповедания

n  Писания не однозначны:

1.     Буквальное, историческое значение. (тело)

2.     Скрытое моральное значение (душа)

3.     Духовное значение (дух).

n  Использовалась методика Филона Александрийского, еврея, пытавшегося связать иудаизм с греческой философией.

n   

n  Карфагенская школа (латинская)

            - Тертуллиан - Киприан - ...

Церковные расколы:

n  Споры о пасхе. Восточная церковь - по иудейскому календарю (14 Нисана). Западная - в следующее воскресенье после 14 Нисана. Соглашение было достигнуто на Никейском соборе в 325 году в пользу Западной церкви.

n  Донатизм. Донат настаивал на отстранении от епископства епископа, рукоположенного павшим при гонении епископом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz