Ереси и расколы в церкви
II столетия.
**** Введение :
n
Ничто не появляется беспричинно, просто так. Должны
существовать какие-то предпосылки - политические, экономические, философские,
религиозные...
n
Христианство - 1 - связь с иудейством 2 - вышло из иудейства
- следовательно - политические, философские и религиозные изменения неизбежны и
следовательно - влияние окружающих факторов.
n
Ересь - греч. hairesis -
“выбор, образ мыслей”
n
Раскол - греч. schisma - если
споры возникали не по богословским вопросам, а из-за должности или церковного
порядка.
n
Ириней и Тертуллиан
связывают ересь с новизной. Евангелие было чистым и законченным. Ошибки
появились, когда люди захотели его “усовершентсвовать”
n
Вальтер Бауэр (протестант; немецкий учёный):
n
“Ересь предшествует
ортодоксии, а не наоборот”
n
Маркион ?-160
n
Родился в Понте
n
Был отлучён от поместной цекркви
за аморальный образ жизнии около 140г. прибыл в Рим и
начал занимять важные должности в церкви.
n
144 был отлучен от римской церкви за еретические учения.
К 150 у него уже было множество последователей, а основанная им секта
просуществовала несколько веков:
n
не отвергал Старый Завет, вопреки распространённому
мнению.
n
Не верил, что Бог Ветхого Завета является Отцом благого и
непорочного Христа.
n
Бог ВЗ - делал зло тем, кто ненавидел, и жестоко карал
нарушителей Его заповедей. Да и создания Его были несовершенны: ядовитые
насекомые, хищные звери, развратные люди. Он подвержен ошибкам, в чём сам
раскаивается, может изменить мнение что несовместимо с грееской
концепцией Бога как неподвижной сущности)
n
Бог ВЗ пребывает в заблуждении, поскольку считает сечя единственным Богом, а на самом деле есть ещё Другой,
Неизвестный, который и является добрым и любящим.
n
Подлинными Маркион считал
только Послания апостола Павла (кроме трёх пастырских послания и Евреям) и Евангелие от Луки, и даже из них удалил
иудейские поправки - рассказ о Рождестве Иисуса.
n
Это нравилось эмоциональным людям: Любящий Бог спасает от
страшной кары, освобождает от строгостей закона и трудностей нравственного порядка,
связянных с ВЗ...
n
Так-же нравилось
поклонникам платонической философии: идея о высшем благе, творце-демиурге.
n
Ограничения в пище
n
Воздержание от половой близости
n
С готовностью шли на смерть за убеждения, называя это
борьбой с Законом и Плотью за чистый Дух.
Христиане осудили Маркиона:
n
концепция двоебожия
n
осудили за докетизм (Иисус лишь
казался человеком, Его плотское тело было иллюзией), хотя в письменных текстах Маркиона подобных утверждений нет.
n
Канон Маркиона заставил
христиан подумать о их собственном каноне.
n
Мысли на размышление:
n
к тому времени ещё не был сформирован канон НЗ
n
Возможно также, что он будучи под влиянием гностицизма
писал против гностиков, которые верили в творца, но отрицали иудейскую религию.
II.
Гностицизм.
n
общий термин “гностицизм” охватывает много разнородных
течений.
n
“gnostikos” - “имеющий или
ищущий знание” Знание - gnosis.
n
Во II веке так называли обень
узкую группу людей, известную как “офиты” в Египте. (Ос
- змея - верховная мудрость. Ограниченный демиург хотел держать людей в детском
неведении, и поэтому...
n
Современные учёные ассоциируют гностиков с широким
спектром сект - от Симона Волхва, Сатурнина и Керинфа, до таких крупных школ типа сифиан
и учеников Василида.
“Традиционалисты считают их ересями, а модернисты - радикальным прорывам в
развитии мысли, и те и другие сходятся на том, что речь идёт об отклонениях от
христианства. Например, в конце XIX столения А.
Гарнак заявил, что гностицизм есть “острая эллинизация
христианства”, что-то вроде “примитивного модернизма”” Холл, 59
n
XX век - изменение в отношени к
гностикам. Немецкая школа историков религии, возглавляемая Рихардом
Рейценштейном и Вильгеймом Буссе, стала учить, что элементы, общие для христианства и
гностицизма, на самом деле древнее, чем христианство. Утверждалось, что они
происходят из зороастральной религии иранцев
(некоторые - сирийцев, персов и/или египтян и даже буддизма из востока),
представляющей собой форму дуализма (двоебожия)
n
Корни вернее всего угадать - от персидских царей, через
македонцев и до римлян.
n
Рудольф Бултман начал
обнаруживать в НЗ идеи гностиков, особенно у Павла и Иоанна.
- Тем не менее, доказательств, что гностицизм появился раньше, чем первые
НЗ книги, т.е. послания Павла и Q, не существует.
n
Группы гностиков отличались многообразием:
n
Подтверждение этому - библиотека Нага Хаммади,
обнаруженная в Египте в 1945г. “Серёзные гностики
прибегали к самым разным религиям как источникам духовной силы; будучи
синкретистами, они смешивали элементы философии, язычества, христианства и
иудаизма.” Холл, 60-61
n
Общие черты гностиков:
Общие черты гностиков:
1. Есть некая
высшая духовная сущность, называемая Отец, Великий невидимый Дух, Безымянный.
2. Существует
иерархия во вселенной: Неведомый - демиург - чувственный мир + ангелы -
физический мир.
3. Некоторые из
людей несут в себе частицу высшего духовного мира, которую можно разбудить
духовностью и тогда возможно восхождение.
4. Основные
доктрины гностицизма касаются происхождения вещей, отсюда расцвет
мифотворчества.
5. Духовный смысл
писаний или других авторитетных писаний.
6. Спасение -
знание, которое даёт великй Дух.
7. Дуализм -
материя и дух
Реформационные движения в церкви.
1. Маркион.
2. Монтанизм (фригийская ересь):
n
Попытка противостояния формальности и бездуховности в
церкви (похоже на харизматов в 1990-х.) Борьба за
возрождение церкви, массовое движение за “живое христианство”
n
около 172г Монтан во Фригии
(Малая Азия)
n
Монтан - привлекал
внимание как пророк.
n
Считал, что он сам является параклетом или “утешителем”
n
Главное, что проповедовалось - близость конца и
возвращение Христа.
n
Образ жизни:
n
аскетизм
n
брачные отношения прекратить, что бы делать добро
n
посты умножились
n
только пресная пища
n
Духовная жизнь:
n
видения, говорения на языках...
n
очень строгое отношение ко греху
n
Максимилла (одна из
пророчествующих с Монтаном) предсказывала, что “после
меня больше не будет пророчеств, но придёт конец”
n
Тертуллиан - самый известный монтанист.
n
Ему христианство обязано термином троица в “нашем”
ортодоксальном понимании. Троица - три отдельных лица, которые отличичны друг от друга, но неразделимы и обладают одной сущносью.
n
Христос обладает двумя сущностями: Слово (Дух) и плоть,
Бог и человек соединились, но не смешались. У одного лица имеется два качества
(двойной status)
n
Он сказал: “кровь мучеников является семенем”
n
“Что общего у Афин с Иерусалимом?”
n
“О душе” - первое христианское произведение в области
психологии”
n
David Wright: “Они были фанатиками, но не еретиками”
n
Римский епископ первоначально признавал их духовность, но
потом поменял своё мнение
n
“сильные религиозные возбуждения вызывали сомнения”
n
Движение осуждено за:
n
их пророчества казалось противоречили НЗ канону.
n
пророчества Максимиллы не
сбылись
n
стремились к отделению (расколу) посредсвом
отделения от “не освящённых” христиан.
n
Евсевий в “церковной
истории” даёт крайне отрицательную оценку, но основывает её не на собственных
наблюдениях, а на дошедших слухаха об экстатических
пророчицах, странных знамениях и чудесах. Все эти явления приписывались
бесовской силе.
n
Церковь потеряла нечто, осуждая их как еретиков:
n
твёрдое убеждение, что Святой Дух так-же
активен в церкви, как и в начале.
n
величайшие, не меньшие манифестации были обещаны для
“последних дней” (как и в писании, в принципе)
Монтанизм: “строгая дисциплина, основанная на новом откровении”
Монархианство: (гностицизм - великая ересь 2 века, монархианство
- 3)
n
Название дал им Тертуллиан
n
1. Динамическое монархианство:
Иисус не Бог, а просто хороший человек. монотеизм
2. Модалистское монархианство (более влиятельная) - полная поддержка
божественности Иисуса Христа. Ноетий: “Когда Отец ещё
не был рождён, Он по справедливости назывался Отцом; но когда Ему угодно было
подчиниться рождению и подиться, Он стал Сыном, Сам
от Себя и не от ког другого” универсализм
Апологеты и
начало церковного богословия:
n
Тройственная задача апологетов:
1.
Защита христианства (от незаслуженных гонений и
лжеучений.)
2.
Наступление. Обвинение иудеев в законничестве.
Нападали на язычество - показывали негодный, абсурдный и безнравственный
характер языческой религии.
3.
Созидательный характер. Показывали всё хорошее, что
появляется с приходом христианства.
n
Юстин Мученик
(100-165)
n
и Ириней Лионский (?)
n
обращение к дохристианским иудейским апологиям, где
доказывалось, что Платон и другие греческие философы заимствовали лучшие из
своих удей у библейского Моисея. При таком раскладе
эллины оказывались похотителями чужих мыслей и, в то
же время, единомышленниками христиан, поскольку высказывали сходную концепцию
Бога
n
Отрицалось обвинение в атеизме, каннибализме, инцесте,
праздности и антиобщественных действиях.
Полемисты:
n
Ириней
n
“Против ересей” - против гностиков
n
n
Александрийская школа (алегорическая):
n
Пантен - Клемент - Ориген - ...
n
философское обоснование системы христианского
вероисповедания
n
Писания не однозначны:
1.
Буквальное, историческое значение. (тело)
2.
Скрытое моральное значение (душа)
3.
Духовное значение (дух).
n
Использовалась методика Филона Александрийского, еврея,
пытавшегося связать иудаизм с греческой философией.
n
n
Карфагенская школа (латинская)
- Тертуллиан - Киприан - ...
Церковные расколы:
n
Споры о пасхе. Восточная церковь - по иудейскому
календарю (14 Нисана). Западная - в следующее воскресенье после 14 Нисана.
Соглашение было достигнуто на Никейском соборе в 325
году в пользу Западной церкви.
n
Донатизм. Донат настаивал на отстранении от епископства епископа,
рукоположенного павшим при гонении епископом.