ВАИЙ НЕДЕЛЯ - праздник Входа Господня в
Иерусалим. Название происходит от обычая приходить в этот день в храм с ветками
пальмы (вайя - от греч. ветка), подобно тому, как жители Иерусалима встречали
Иисуса с пальмовыми ветвями (см. Ин.12, 13). На Руси вместо пальмовых ветвей
приносят ветки вербы, откуда происходит русское название праздника - Вербное
воскресение.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви,
принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 21 ноября ст. ст. (4 декабря нов.
ст.). Установлен на основании церковного предания. В этот день вспоминается,
как благочестивые родители девы Марии Иоаким и Анна привели Ее в трехлетнем
возрасте в иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет - посвятить Ее Богу.
Согласно преданию, Мария с этого времени жила и воспитывалась при храме до
своего обручения праведному Иосифу.
ВЕЛИКАЯ СУББОТА - суббота страстной седмицы. В этот день вспоминается
погребение тела Иисуса Христа. На утрене поются непорочны с похвалами (стихи
псалма поются хором, похвалы - краткие молитвословия - читаются чтецом после
стихов псалма). После Великого славословия совершается крестный ход с
плащаницей и затем читаются паримии, Апостол и Евангелие (Мф. 27; 6266). После
утрени читаются часы и изобразительны (изобразительны состоят из блаженны,
Символа веры, молитвы "Отче наш" и других). Литургия Василия Великого
начинается с вечерни. Во время вечерни читаются пятнадцать паримии, содержащих
ветхозаветные пророчества о Иисусе Христе, затем читается и поется ветхозаветная
песнь трех еврейских отроков в "вавилонской пещи" (Дан. 3; 5788).
Перед чтением Апостола вместо трисвятого поется крещальная песнь "Елицы во
Христа креститеся...". Вместо херувимской песни поется молитва "Да
молчит всяка плоть человеча...". Задостойник - "Не рыдай, Мене,
Мати...". Евангелие читается о воскресении Иисуса Христа (Мф. 28; 120).
ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ - важнейшие праздники православной церкви. В день великого
праздника совершается Всенощное бдение "и вся служба праздника совершается
по уставу" (Типикон). К великим праздникам принадлежат (в скобках
указывается новый стиль): Пасха, двунадесятые праздники, Обрезание Господне
1(14) января; Рождество Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля), день памяти св.
первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля), Усекновение главы
Иоанна Предтечи 29 августа (II сентября), Покров Пресвятой Богородицы 1(14)
октября.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ - важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до
праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы. Великому посту предшествуют
три подготовительные недели. Богослужения, напоминающие о приближении Великого
поста, начинаются в воскресение - в "неделю о мытаре и фарисее" (Лк.
18; 10-14. Называется по евангельскому литургическому чтению в этот день).
Затем следует сплошная седмица, оканчивающаяся воскресением, посвященным притче
о блудном сыне - "неделя о блудном сыне" (Лк. 15; 11-32. Называется
по литургическому чтению этого дня). Следующее воскресение - "мясопустная
неделя" - посвящено Страшному суду (см. Мк. 16; 9-20), с понедельника
начинается масленица, оканчивающаяся воскресением - "сыропустной неделей
', в этот день воспоминается изгнание Адама из рая. С понедельника начинается
Великий пост. Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на
всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина (IV в.)
"Господи и Владыко живота моего...". Во время Великого поста в среды
и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой
недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы);
по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в
остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы - литургия
Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В
первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея
Критского (VIII в.). Каждое воскресение Великого поста имеет особое
воспоминание. В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества
православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. в
Византии. Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе, архиепископу города
Солунь (совр. Салоники, Греция), византийскому богослову-исихасту (XIV в.).
Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей посвящено поклонению
Кресту (поклонение совершается от воскресения до пятницы). Четвертое
воскресение посвящено св. Иоанну Лествичнику, игумену монастыря Синайской горы,
автору "Лествицы" (VI - VII вв.). В четверг пятой недели на утрени
снова читается канон св. Андрея Критского, а также читается канон в память св.
Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение, длящееся несколько часов,
получило название "стояние Марии Египетской"). Суббота пятой недели
посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 г. от персидского и
аварского нашествия, в память чего читается Великий акафист Пресв. Богородицы
(этот день также называется "Похвала Пресвятой Богородицы" или
"Суббота Акафиста"). Пятое воскресение посвящено св. Марии
Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI в. Суббота шестой недели -
"Лазарева суббота"
- посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря (см. Ин. II; 146). В шестое
воскресение отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. Следующая,
последняя неделя называется Страстной седмицей. О богослужении в эти дни см.
Страстная седмица, Великий четверток, Великий пяток, Великая суббота. Тексты
богослужений Великого поста содержатся в Триоди Постной.
ВЕЛИКИЙ ПЯТОК (ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА) - пятница Страстной седмицы. В этот день
совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Литургия в этот
день не совершается (если Великий пяток совпадает с праздником Благовещения,
совершается литургия Иоанна Златоуста). Во время утрени читаются Двенадцать
Евангелий двенадцать евангельских текстов, посвященных страданиям Иисуса
Христа: 1е Евангелие - Ин. 13; 31-18; 1; 2е Ин. 18; 128; 3е - Мф. 26; 57-75; 4е
- Ин. 18; 28-19; 16; 5е - Мф. 27; 337; 6е - Мк. 15; 1632; 7е - Мф. 27; 3354; 8е
- Лк. 23; 32-49; 9е - Ин. 19; 2537; 10е - Мк. 15; 4347; 11е - Ин. 19; 3842; 12е
- Мф. 27; 6266. Т.к. богослужебный день начинается с вечера, то утреня обычно
служится вечером в четверг. Совершаемые утром Великого пятка Царские часы
(составлены Кириллом Александрийским (IV в. Египет)) состоят из иных псалмов,
нежели обычные часы: 1 час - 5, 2, 21 пс; 3й - 34, 108, 50; 6й - 53, 139, 90;
9й - 68, 69, 85; после псалмов читаются паримии, Апостол, Евангелие (1 час -
Мф. 27; 156; 3й - Мк. 15; 1641; 6й - Лк. 23; 32-49; 9й - Ин. 18; 2819; 37).
Изобразительны, следующие после царских часов, состоят из блаженны, Символа
веры, молитвы "Отче наш" и некоторых других, 33 псалма. Вечером
Великого пятка служатся вечерня и повечерие.
На вечерне читаются Апостол и Евангелие (евангелие составное - т.е. состоящее
из различных евангелий: Мф. 27; 138; Лк. 23; 3943; Мф. 27; 3954; Ин. 19; 3137;
Мф. 27; 5561), совершается вынос плащаницы.
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК (ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ) - четверг Страстной седмицы. В этот день
вспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление,
взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи
Понтия Пилата. На утрене читается Евангелие о Тайной Вечери (Лк. 22; 139).
После утрени совершаются часы - первый (с чтением паримии), третий, шестой и
девятый. После девятого часа читаются изобразительны, состоящие из блаженны,
Символа веры, молитвы "Отче наш" и некоторых других. Литургия Василия
Великого начинается с вечерни. На вечерне читаются паримии, после которых
следуют литургийные Апостол и Евангелие (евангелие составное - состоящее из
текстов различных евангелий: Мф. 26; 120; Ин. 13; 317; Мф. 26; 2139; Лк. 22;
4345; Мф. 26; 4027; 2). Вместо херувимской песни трижды поется молитва
"Вечери Твоея Тайныя днесь...". Вечером в Великий четверток
совершается малое повечерие. В кафедральных соборах при архиерейском
богослужении после литургии архиереем совершается чин умовения ног сослужащим с
ним священникам.
ВЕЛИЧАНИЕ - краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или
к.л. святого. Начинается со слова "Величаем" (или "Ублажаем").
По±тся в праздничные дни на утрене после полиелея и на литургии после отпуста.
ВЕНЦЫ - короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания. ВЕНЧАНИЕ -
богослужение, во время которого совершается таинство брака
благословляется и освящается христианский брак. Венчание совершается
священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из
белого (немонашествующего) духовенства. В практике православной церкви венчание
принято совершать после обручения. Венчание происходит так: по обручении жених
и невеста, держа зажженные свечи, входят из притвора в храм (или же от западной
стены храма подходят ближе к алтарю) и становятся на белый плат, лежащий перед
аналоем с крестом и Евангелием. Священник, спросив о твердости их намерения, возглашает
благословение и великую ектению, читает иерейские молитвы и затем с
благословением возлагает венцы на головы жениха и невесты и трижды возглашает
тайносовершительную молитву "Господи, Боже наш, славою и честию венчай
их". Возглашается прокимен и читаются Апостол (Еф. 5; 2033) и Евангелие
(Ин. 2; 111), произносится ектения и поется молитва "Отче наш".
Венчающиеся пьют из чаши с вином и затем священник трижды обводит их вокруг
аналоя, в это время хор поет тропари "Исайе ликуй...", "Святии
мученицы...", "Слава Тебе Христе Боже", после чего священник
снимает венцы, читает завершающие иерейские молитвы и произносит отдует. В
православной церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй
или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с
чтением покаянных молитв. В Русской православной церкви венчание не совершается
во все посты, на пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых
праздников и воскресения (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е.
во вторник и четверг).
ВЕЧЕРНЯ - общественное богослужение, совершаемое вечером. Вечерня различается
вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая
вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня - под праздники и воскресения.
В чин великой вечерни входят: благословение; пение предначинательного псалма
(во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм);
великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на "Господи
воззвах", догматика; вход с кадилом; пение "Свете тихий"
- гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии);
сугубая ектения; пение вечерней молитвы "Сподоби, Господи, в вечер сей без
греха сохранитися нам..." (в праздники совершается лития), пелие стихир на
стиховны; молитвы праведного Симеона "Ныне отпущаеши" (Лк. 2; 29-30);
трисвятое: молитва Св. Троице; "Отче наш"; "Богородице Дево,
радуйся"; тропари; отпуст. На вседневной вечерне предначинательный псалом
читается, а не поется, не совершается входа и не читаются паримии, вместо
первых трех псалмов читается рядовая кафизма. Малая вечерня является
сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа
называется всенощным бдением. Чин вечерни входит также в состав литургии
Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и
Великую субботу.
ВИКАРИИ (лат. наместник) архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в
управлении другому архиерею.
ВОДООСВЯЩЕНИЕ - освящение воды, совершаемое священником (или архиереем.)
троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется
для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления.
Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день
праздника Богоявления (Крещения), малое в дни храмовых и некоторых других
праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а
также по желанию верующих в любой день. В чин великого освящения воды входят
благословение, тропари, паримии (Ис. 35; 110; 55; 113; 12; 36), чтение Апостола
(1 Кор. 10; 14) и Евангелия (Мк. 1; 912), великая ектения, иерейские молитвы,
благословение воды и погружение креста при пении крещенского тропаря, отпуст. В
чин малого освящения входят тропари, 142 пс., 50 пс., чтение Апостола и Евангелия,
ектения, благословение воды и погружение креста, отпуст. Чин малого и великого
освящения воды содержится в требнике (чин великого освящения также в месячной
минее за январь).
ВОЗГЛАС - краткое молитвословие, провозглашаемое священником или архиереем.
Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы.
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ - праздник православной церкви, принадлежит к числу
двунадесятых. Празднуется 14 сентября ст.ст. (27 сентября нов. ст.). Установлен
в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному
преданию, в 326 г. вблизи Иерусалима на месте Распятия Иисуса Христа - Голгофе.
Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора
Константина Великого) и иерусалимским патриархом Макарием и воздвигнут на месте
обретения, чтобы Ему мог поклониться сошедшийся народ. В память крестных
страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост.
ВОЗДУХ - большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые
покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой
было обвито тело Иисуса Христа (см. Лк. 23; 53).
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу
двунадесятых. Празднуется на сороковой день после Пасхи - в четверг шестой
недели. В этот день вспоминается восшествие Иисуса Христа на небо и обетование
о Его втором пришествии. Явившись Своим ученикам после Воскресения, на
сороковой день Иисус вывел их из Иерусалима "и, подняв руки Свои,
благословил их. И когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься
на небо". (Лк, 24; 51). "И облако взяло Его из вида их. И когда они
смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой
одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус,
вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его
восходящим на небо" (Деян. 1; 9II).
ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив
престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время
богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех
евангелистов.
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ - общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники
и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого
часа. Всенощное бдение служится с особой торжественностью - на великой вечерне
совершается вход, поются стихи 1, 2 и 3 псалмов, читаются паримии, в некоторые
дни совершается лития, утреня начинается с шестопсалмия, поются полиелей,
ипакои и антифоны, стихиры на 50 псё катавасии к канону, читается Евангелие.
ВХОД - действие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через врата
царские. На вечерне совершается "вход с кадилом" перед каждением
алтаря и пением "Свете тихий". На литургии совершается "малый
вход", или "вход с Евангелием" (после пения антифонов), и
"великий вход", или "вход с дарами" (предлагаемыми для
евхаристии или преждеосвященными). Во время великого входа дары переносятся с
жертвенника на престол. На литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого великий
вход совершается во время пения херувимской песни, кроме дней Великого четверга
и Великой субботы. В эти два дня, так же как и в дни, когда совершается
литургия Преждеосвященных Даров, во время великого входа поются особые
песнопения. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и дары хранились
в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике и внесение их в алтарь
совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были
перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения.
Согласно некоторым литургическим толкованиям малый вход символизирует выход
Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и
смерть.
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ - праздник православной церкви, принадлежит к числу
двунадесятых. Празднуется в шестое воскресение Великого поста (за неделю до
Пасхи). В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа
как Царя и Мессии, въезжавшего в город "на осляти" в сопровождении апостолов.
"Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в
Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали:
"Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев" (Ин.
12; 12-13). "Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!
Осанна в вышних!" (Мф. 21; 9). На Востоке существует традиция в день
праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями, в России приносят ветки вербы.
Отсюда произошли другие названия праздника Ваий Неделя и Вербное воскресение.