САККОС - богослужебное облачение архиерея,
длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани.
Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. В богослужебную практику
саккос стал входить в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского патриарха,
затем перешел к другим восточным патриархам и московскому митрополиту, а с XVI
в. на востоке и с нач. XVIII в. в России стал облачением всех архиереев,
заменив фелонь.
СВЕТИЛЕН - краткое изменяемое песнопение, поется (или читается) на утрене перед
стихирами на хвалитех. Воскресные светильны называются екзапостилариями.
СВЕТИЛЬНИЧНЫЕ МОЛИТВЫ - читаются священником на вечерне во время чтения или
пения предначинательного псалма. Содержат прошения о милости Божией.
СВЯТИТЕЛЬ - святой архиерей
СВЯТКИ - дни от Рождества Христова 25 декабря ст.ст. (7 января нов. ст.) до
дня, предшествующего Крещенскому сочельнику 4 ст. ст. (17 нов.ст.) января. В
святках нет постных дней (см. пост) и не совершается венчание.
СВЯТЦЫ - см. месяцеслов
СВЯЩЕННИК - священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени
священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме таинства
рукоположения. Иначе священник называется иереем или пресвитером (греч.
старейшина; так называется священник в посланиях апостола Павла). Поставление в
священники совершается архиереем через рукоположение. К священнику принято
обращаться: "Ваше благословение"; к монашествующему священнику
(иеромонаху) - "Ваше преподобие", к игумену или архимандриту -
"Ваше Высокопреподобие". Неофициальное обращение - "отец".
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК - священник или архиерей, принявший мучения и смерть за
исповедание веры в Иисуса Христа.
СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ - лица. имеющие благодать совершать таинства (архиереи и
священники) или непосредственно участвовать в их совершении (дьяконы). Делятся
на три последовательные степени: дьяконы, священники и архиереи; поставляются
через рукоположение.
СВЯЩЕННЫЕ СОСУДЫ - потир и дискос, употребляемые для литургии, а также сосуд
для хранения св. даров - дарохранительница и сосуд для хранения мира - мирница.
СЕДАЛЕН - тропарь, во время которого разрешается сидеть. Читается или поется на
утрене после кафизм.
СЕДМИЦА - древнерусское название недели (седмь - семь).
СЕМИСВЕЧНИК - подсвечник из семи лампад или свечей, стоящий в алтаре за
престолом.
СИМВОЛ ВЕРЫ - краткое догматическое изложение основы христианского вероучения.
Составлен Первым Вселенским собором (г. Никея, Малая Азия) в 325 году; в 381
году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (Константинополь). По
названиям мест, где проходили соборы, получил название
Никео-Константинопольского или Никео-Царьградского символа. Символ веры входит
в состав многих богослужений.
СИНОД (греч. особое - собрание, собор) - в настоящее время - совещательный
орган при патриархе, состоящий из двенадцати архиереев и носящий титул
"Священный синод". В Священный синод входят шесть постоянных членов:
митрополит Крутицкий и Коломенский (Московская область); митрополит
Санкт-Петербургский и Новгородский; митрополит Киевский и всея Украины; митрополит
Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии; председатель Отдела внешних
церковных сношений; управляющий делами Московской патриархии и шесть
непостоянных членов, сменяемых каждые полгода. С 1721 г. по 1918 г. Синод
являлся высшим органом церковно-административной власти, заменявшим собой
патриарха (носил патриарший титул "Святейший") - состоял из 79
архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, в заседаниях Синода
принимал участие представитель государственной власти - обер-прокурор Синода.
СКИТ - кельи монахов в отдалении от монастыря в более пустынном месте. В
церковно-административном отношении скит подчиняется настоятелю монастыря.
Слово "скит" происходит от названия одного из пустынных мест в
Египте, в котором в IV - V вв. были уединенные поселения монахов.
СКУФИЯ - принадлежность облачения - головной убор в виде небольшой
пирамидальной шапочки черного или фиолетового цвета. В настоящее время монахи и
архиереи носят скуфию во внебогослужебное время, священникам из белого духовенства
богослужебная фиолетовая скуфия дается в качестве награждения.
СЛАВОСЛОВИЕ - 1. Малое славословие - молитва Святой Троице: "Слава Отцу, и
Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь". 2. Великое
славословие - молитвословие, начинающееся с евангельского стиха "Слава в
вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение" (Лк. 2; 14) и
состоящее из стихов, посвященных прославлению Святой Троицы и стихов псалмов,
завершающие стихи - трисвятое. Входит в состав богослужения утрени и повечерия.
В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене поется, в будние -
читается.
СЛОВУЩЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ - праздник православной церкви 13 сентября ст. ст. (26
сентября нов. ст.). Установлен в память обновления (освящения) храма
Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 году. Название обусловлено тем, что в
народе этот праздник "слывет" (считается) за воскресение (т.е.
отмечается как воскресный день), хотя может таковым и не являться.
СЛУЖБА праздника, иконы Богородицы или святого - совокупность изменяемых
молитвословий, посвященных прославлению праздника, иконы Богородицы или к.л.
святого. Включает стихиры, тропарь, канон, седальны, кондак, светилен, для
некоторых праздников и дней святых паримии. Службы праздников и памяти святых,
принадлежащих неподвижному богослужебному кругу (почти все празднования святых
относятся к неподвижному кругу), содержатся в месячных и праздничных минеях.
Службы праздников подвижного богослужебного круга содержатся в Постной и
Цветной триодях. Службы, посвященные воспоминаниям дней недели (см. седмичный
богослужебный круг), содержатся в октоихе.
СЛУЖЕБНИК - богослужебная книга, предназначенная для богослужения священника и
дьякона. Содержит чинопоследования вечерни, утрени, литургий Иоанна Златоуста,
Василия Великого и Преждеосвященных Даров с текстами т.н. тайных иерейских
молитв, в т.ч. молитвы евхаристического канона. В служебнике также приведены
месяцеслов, указания к совершению литургии, тексты прокимнов и аллилуариев,
некоторые молитвословия из Постной триоди и Цветной триоди, а также чин
благословения кол ива и чин литии об умерших.
СОБОР (слав. собрание, съезд) - 1. Архиерейский собор - собрание всех правящих
архиереев поместной церкви для решения к.л. церковных вопросов. 2. Поместный
собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви, представителей
белого духовенства, монашества и мирян для решения важнейших церковных вопросов
- избрания патриарха, канонизации новых святых и др. 3. Вселенский собор -
собрание представителей поместных церквей для решения вероучительных и
канонических вопросов. Православная церковь признает семь Вселенских соборов:
Первый в 325 г. в Никее (Малая Азия); Второй в381 г. в Константинополе (на
Первом и Втором Вселенских соборах был составлен и утвержден неизменяемым
Символ веры); Третий 431 г. в Ефессе (Малая Азия); Четвертый в 451 г. в
Халкидоне, городе вблизи Константинополя (установил догмат о двух естествах
(природах) - божественном и человеческом - Иисуса Христа); Пятый в 553 г. в
Константинополе; Шестой в 680 г. в Константинополе (установил догмат о двух
волях и действиях Иисуса Христа); Седьмой в 787 г. в Никее (установил догмат
иконопочитания).
СОБОР - главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение
архиерея с большим числом духовенства.
СОБОР - так в месяцеслове называются праздники, посвященные: а) Пресвятой
Богородице - Собор Пресвятой Богородицы - на следующий день после праздника
Рождества Христова; б) Иоанну Предтече - Собор Иоанна Предтечи - на следующий
день после Крещения Господня. в) Архангелу Гавриилу - на следующий день после
Благовещения. Название происходит от того, что в эти дни верующие собираются,
чтобы прославить Пресв. Богородицу, Иоанна Предтечу или архангела Гавриила.
СОБОРОВАНИЕ - см. елеосвящение.
СОЛЕЯ - возвышенная часть пола перед иконостасом. Выдающаяся часть солеи
напротив врат царских называется амвоном. На концах солеи располагаются
клиросы. Со стороны средней части храма обычно солея ограждена невысокой
решеткой.
СОЧЕЛЬНИК - день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский
сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник установлен
строгий пост. По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе только
сочиво - вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит название.
СПЛОШНАЯ СЕДМИЦА - неделя, в которой в среду и пятницу нет поста: святки,
третья неделя перед Великим постом; масленица; Пасхальная (Светлая) седмица
- неделя после Пасхи; Троицкая седмица - неделя после дня Святой Троицы
Пятидесятницы).
СРАЧИЦА - нижнее облачение престола - белое льняное покрывало. Символически
являет плащаницу Иисуса Христа (см. Лк. 23, 53).
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (сретение - славная встреча) - праздник православной церкви,
принадлежит к двунадесятым. Празднуется 2 февраля ст. ст. (15 февраля нов.
ст.). По прошествии сорока дней от рождения Иисус Христос был принесен Его
матерью св. Девой Марией и Ее обручником Иосифом в Иерусалимский храм для
соответствующего иудейскому закону посвящения Господу (так приносился каждый
мальчик-первенец см. Исх. 13;2; Чис. 8:16; Лев. 12;6,8). По вдохновению в это
время в храм пришел Симеон "муж праведный и благочестивый... Ему было
предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа
Господа" (Лк. 2,25-26). Симеон, взяв Младенца Иисуса "на руки, благословил
Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,... свет к просвещению язычников, и славу
народа Твоего Израиля" (Лк. 2;28-32).
СТИХАРЬ - богослужебное облачение священно и церковнослужителей. Различаются
стихари дьякона (и церковнослужителя), священника и архиерея. Священнический и
архиерейский стихарь - см. подризник. Стихарь дьякона (и церковнослужителя) -
длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа,
скрепленными пуговицами. Стихарь одевается дьяконом поверх подрясника. Стихарь
символизирует одежду спасения (Ис. 61, 10) и шьется из материи светлого цвета.
Происхождением восходит к античной тунике.
СТИХИРА - вид тропаря - краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая
половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего поется
стихира. В некоторых монастырях текст стихиры также построчно возглашается
канонархом. Различаются стихиры: на "Господи воззвах" - на псалмы
140, 141, 129, 116, поются на вечерне после кафизмы: на стиховны, т.е. на стихи
разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени; на хвалитех
- на псалмы 148, 149 и 150, поются на утрене перед Великим славословием. Число
стихир зависит от праздничности богослужения. Стихиры псалмов посвящены
воспоминаниям дня. Кроме того, существуют: евангельские стихиры, которые поются
в воскресные дни после стихир на хвалитех, посвящены Евангелию, читаемому на
утрене; литийные стихиры (см. лития) и стихиры отпевания, которые поются без
стихов псалмов. По уставу псалмы полагается читать перед пением стихир, однако
в настоящее время тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на
которые поются стихиры. Мелодия стихир подчинена гласом.
СТОЛПНИК - преподобный, совершавший подвиг монашеского делания на
"столпе" - башне или другом возвышении. Основателем столпничества
является преподобный Симеон Столпник (Сирия, ум. 459 г.).
СТОЯНИЕ 'МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ (Мариино стояние) - народное название утрени,
совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий
канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в
этот день длится 57 часов.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА (страсть - славянский страдание) - последняя неделя Великого
поста, во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания
и распятие, погребение Иисуса Христа. Все дни Страстной седмицы носят название
Великих - Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В первые три дня
Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров, в Великий
Четверток и Великую Субботу - литургия Василия Великого, в Великую пятницу
литургия не совершается.
СХИМА (греч. образ, схема) совокупность одежд монаха, монашеское облачение.
Схима соответственно степеням монашества бывает малая и великая.
СХИМОНАХ - монах, принявший великую схиму, иначе - великий ангельский образ.
При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего
мирского. Схимонах-священник (схииеромонах или иеросхимонах) сохраняет право
священнодействовать, схиигумен и схиархимандрит должны устраниться от
монастырской власти, схиепископ должен устраниться от епископской власти и не
имеет права совершать литургию. Облачение схимонаха дополняется кукулем и
аналавом.
Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить
отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам поселиться в
монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали
именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть
обязательным для схимонахов.
СЫРОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ - последнее воскресение перед Великим постом - этим днем
кончается употребление в пищу не постных продуктов (в т.ч. сыра). В это
воскресение вспоминается Адамово изгнание (изгнание Адама из рая; см. Бытие, 3;
24). Сыропустная неделя также называется "Прощеным воскресением",
т.к. в этот день по традиции принято особенно просить друг у друга прощения.