ОБЕДНЯ - простонародное название литургии.
ОБЕДНИЦА - простонародное название изобразительных.
ОБЛАЧЕНИЕ - одежды клира и монашества. По своему назначению облачение делится
на: а) внебогослужебное облачение духовенства: б) богослужебное облачение
клира; в) монашеское облачение. 1. Внебогослужебное облачение духовенства -
одежды, отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачением дьякона
являются подрясник и ряса,' священника - подрясник и ряса (отличительная
особенность - наперсный крест); архиерея - подрясник, ряса, мантия, клобук,
наперсный крест и панагия. 2. Богослужебное облачение клира
- одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение.
Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований и без них
священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебным облачением
являются: церковнослужителя - стихарь; дьякона - подрясник, поручи, стихарь,
орарь; священника - подрясник, ряса (во время литургии вместо рясы надевается
подризник), поручи, епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест; архиерея -
подрясник, ряса (на литургии вместо рясы - подризник), поручи, епитрахиль,
пояс, палица, саккос (вместо саккоса может быть фелонь), омофор, панагия,
крест, митра. Некоторые богослужения священник (и архиерей) могут совершать без
фелони (саккоса). В качестве награждения священникам дается право ношения
скуфии, набедренника, камилавки, креста с украшениями, палицы и митры.
Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования
данного дня (см. цвет облачения). 3. Монашеское облачение - одежда,
символически изображающая свойства, обязательные для монаха (облачение
рясофорного монаха как подготовительной степени монашества не имеет такого
осмысления). Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха
малой схимы - хитон, параман, ряса, мантия, клобук; монаха великой схимы (см.
схимонах) - хитон, аналав, ряса, мантия, куколь.
ОБЛАЧЕНИЕ ПРЕСТОЛА - покрова, в которые облачается престол - срачица (нижний) и
индития (верхний).
ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, 1 января ст. ст. (14 января
нов. ст.). Принадлежит к числу великих праздников. Установлен в память
совершения над Иисусом Христом на восьмой день по Его рождении иудейского
обряда обрезания (см. Лк. 2; 21).
ОБРУЧЕНИЕ - богослужение, в котором жених и невеста обещаются друг другу перед
Богом; предшествует венчанию. Обручение совершается священником в притворе или
у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте
кольца, которыми они затем троекратно меняются. Чинопоследование обручения
состоит из благословения, великой ектений, иерейских молитв, собственно
обручения, иерейской молитвы и отпуста. Обручение и венчание могут быть
разделены во времени, однако в настоящей церковной практике принято обручать непосредственно
перед венчанием.
ОГЛАШЕННЫЕ - люди, готовящиеся к принятию таинства крещения и прошедшие чин
оглашения. Оглашенные как не являющиеся еще членами церкви не допускаются к
присутствию при совершении таинств, на литургии им разрешается присутствовать
до начала литургии верных. В настоящее время утвердилась практика совершать
оглашение непосредственно перед крещением.
ОКТОИХ (греч. восьмигласный) - книга богослужебная, содержащая тексты
изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день недели (см. богослужебные
круги). Составлен в начале VII в.; в VIII в. отредактирован и дополнен св.
Иоанном Дамаскиным.
ОМОФОР (греч. носимый на плечах) - принадлежность богослужебного облачения
архиерея. Существуют великий и малый омофор. Великий омофор - длинная широкая
лента с изображениями крестов; огибая шею, спускается одним концом на грудь,
другим - на спину. Малый омофор - широкая лента с изображениями крестов,
спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами.
Надевается поверх саккоса. Символически изображает благодатные дарования
архиерея как священнослужителя, поэтому без омофора, как и без епитрахили,
архиерей не может священнодействовать. Архиерей совершает все богослужения в
великом омофоре, кроме литургии, совершаемой в малом омофоре.
ОРАРЬ - принадлежность богослужебного облачения дьякона и иподьякона - длинная
узкая лента. Дьякон носит орарь на левом плече - один конец спускается на
грудь, другой на спину. Архидьякон и протодьякон имеют двойной орарь - два
ораря, из которых один одет как у дьякона, а второй спускается от левого плеча
к правому бедру и соединяется концами. Орарь является символическим
изображением благодатных дарований дьякона как священнослужителя. Иподьякон
надевает орарь крестовидно, в знак того, что он не имеет благодатных дарований
священнослужителя.
ОРЛЕЦ - круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается
под ноги архиерею при богослужении. Символически изображает епископа,
надзирающего за епархией.
ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА - последний день попразднства.
ОТПЕВАНИЕ - богослужение, совершаемое при похоронах верующего священником или
архиереем. Существуют следующие чины отпевания: мирян, монахов, священников и
архиереев, младенцев. В чин отпевания мирян входят 90 пс., непорочны, тропари,
50 пс., канон, восемь стихир Иоанна Дамаскина, чтение Апостола и Евангелия,
ектения, стихиры, отпуст, разрешительная молитва, читаемая священником, и вынос
тела умершего с пением трисвятого. Отпевание монахов отличается другими
стихирами. В чин отпевания младенцев непорочны не входят и поются другие
стихиры. Отпевание священников и архиереев совершается с большой
торжественностью, в чин отпевания входят: непорочны, тропари, пять раз читается
Апостол и пять раз Евангелие, после каждого евангельского чтения поются тропари
и антифоны, седален и псалмы, читается канон с ирмосами Великой Субботы, после
шестой песни канона читается или поется древний двадцатипятистрофный кондак,
поется великое славословие и стихиры. Тело выносится с пением ирмосов канона
Андрея Критского. Отпевание дьяконов совершается по чину отпевания мирян.
Отпевание совершается во все дни богослужебного года, кроме дня Пасхи. В
пасхальную неделю отпевание совершается по иному чину - с пением пасхальных
тропарей, канона, ипакоя. При пасхальном отпевании архиерея или священника
поются пасхальные молитвословия, Апостол и Евангелие читаются шесть раз.
Чинопоследование отпевания содержится в требнике.
ОТПУСТ - краткая молитва, произносимая священником или архиереем. которой
оканчивается богослужение. Отпуст содержит краткое прошение о милости Божией.
Различаются малые и великие отпусты. Великий отпуст дополняется поминовением
святых дня и храма, а на литургии - авторов литургии. Отпусты праздников Иисуса
Христа, а также дней Великого Четверга, Великой Пятницы, Великой Субботы и
пасхальной недели дополняются поминовением события праздника.
ОТЧЕ НАШ - см. молитва Господня.