МАНТИЯ - длинная до пят одежда в виде плаща,
без рукавов. застегивается в двух местах - у ворота и у подола, надевается
поверх подрясника или рясы. 1. Принадлежность облачения архиерея и архимандрита
- лилового цвета с тремя белыми с красным полосами (т.н. источниками) и с
нашитыми скрижалями - четырехугольными платами с изображениями креста или
серафимов. Скрижали рассматриваются как символическое изображение Ветхого и
Нового Заветов. Архиерей и архимандрит надевают мантию во время торжественной
церемонии входа в храм. 2. Верхнее облачение монахов малой и великой схимы,
иначе называемое паллием, - черного цвета. В чинопоследовании пострига мантия
называется одеждой нетления и чистоты. Возникла как монашеское облачение в IV -
V вв. Впоследствии, когда установилась практика избирать архиереев из
монашествующего духовенства, мантия стала также архиерейским облачением.
МАСЛЕНИЦА, СЕДМИЦА СЫРНАЯ неделя, предшествующая Великому посту; в это время по
уставу не разрешается употребление мяса, но разрешается употребление молочных
продуктов (в т.ч. масла) и яиц.
МЕСЯЦЕСЛОВ - церковный календарь с указанием праздников и дней памяти святых,
может также содержать необходимые богослужебные указания. Месяцеслов содержится
в служебнике и типиконе.
МИНЕЯ - книга богослужебная, содержащая тексты изменяемых молитвословий
неподвижного годового богослужебного круга. Различаются минея месячная, минея
праздничная и минея общая. Минея месячная содержит службы святых и праздников
(расположенные в соответствии с месяцесловом) одного из двенадцати месяцев.
Минея праздничная содержит службы наиболее важных праздников двунадесятых и
некоторых других. Минея общая содержит службы, посвященные определенному типу
святости мученику, святителю и т.п.), и используется, когда совершается
богослужение в память к.л. святого, отдельная служба которому отсутствует в
месячной минее.
МИРНИЦА - сосуд для хранения святого мира.
МИРО - благовонное масло, содержащее большое количество ароматических веществ,
освященное специальным чином в Великий Четверг на литургии. Освящение мира
совершает архиерей - глава поместной церкви (в Русской православной церкви -
Патриарх).
МИРОПОМАЗАНИЕ - таинство православной церкви. При совершении миропомазания
человек освящается Святым Духом и становится членом православной церкви.
Совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей,
рта, ушей, груди, ладоней и ступней с произнесением слов "Печать дара Духа
Святого. Аминь". В практике православной церкви принято совершать
миропомазание непосредственно после крещения. Совершается над человеком
единственный раз в жизни. В Византии и России миропомазание совершалось второй
раз исключительно над монархами при возведении на царствование.
МИРЯНЕ - часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в
совершении богослужения. Миряне могут также совершать все богослужения,
приведенные в часослове и, в крайнем случае, совершать крещение.
МИТРА (греч. повязка, носимая на голове) - принадлежность богослужебного
облачения архиереев, архимандритов, а также священников, которым право ношения
митры дается в качестве награждения; головной убор формы близкой к сферической.
На митре по бокам помещаются четыре маленькие иконы - Иисуса Христа,
Богоматери, Иоанна Предтечи и к.л. святого или праздника; и одна икона наверху
- Троицы или серафима; архиерейская митра вместо верхней иконы увенчивается
маленьким крестом.
МИТРОПОЛИТ (греч. столичный) - первоначально архиерей, глава митрополии -
крупной церковной области, объединяющей несколько епархий. Архиереи,
управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Т.к.
церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры
митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии.
Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными
епархиями. В настоящее время в Русской православной церкви титул
"митрополит" является почетным званием, следующим после титула
"архиепископ". Отличительной частью облачения митрополита является
белый клобук.
МОЛЕБЕН - богослужение, в котором верующие благодарят или просят о чем-либо
Иисуса Христа, Богородицу или к.л. святого. Совершается по просьбе верующих или
в бедственных случаях (война, засуха и т.п.). Совершение молебна может
происходить в храме, в доме, при освящении посевов - на поле, и т.д. Может
соединяться с водоосвящением. В чин молебна входят 50 пс., канон (обычно поются
одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был
обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в требнике.
МОЛИТВА ГОСПОДНЯ - молитва "Отче наш, иже еси на небесах..." (Мф. 6;
9-13; Лк. II; 24). которую Иисус Христос дал Своим ученикам. Молитва Господня
вошла в широкое богослужебное употребление.
МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА - покаянная молитва "Господи и Владыко живота
моего...", составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (Сирийцем).
Читается на богослужениях Великого поста.
МОЛИТВА ИИСУСОВА - краткая молитва "Господи Иисусе Христе Сыне Божий
помилуй мя"
МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО - утренние и вечерние молитвы, читаемые верующими каждый
день. Содержится в молитвослове и часослове.
МОЛИТВОСЛОВ - книга, содержащая утреннее и вечернее молитвенное правило,
правило ко Святому Причащению, благодарственные молитвы по Святом Причащении.
Может также содержать молитвословия из богослужений, покаянный канон, акафисты
и каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и др.
МОНАСТЫРЬ (греч. жилище монахов) - 1. Община монахов, имеющих единый устав. В
церковно-административном отношении монастырь подчиняется или архиерею, в чьей
епархии он находится, или непосредственно патриарху (такие монастыри назыв.
ставропигиальными). Управление монастырем осуществляет наместник (в чине
архимандрита или игумена). Наиболее крупные монастыри назыв. лаврами. Около
монастырей на некотором расстоянии в более пустынном месте устраивались скиты
для монахов, стремящихся к уединению. Первые монастыри появились в IV в. в
Египте и в Палестине и затем распространились по всему христианскому миру. На
Руси первый монастырь, Киево-Печерский, появился в XI в.. 2. Комплекс богослужебных,
жилых, хозяйственных построек, принадлежащих (или принадлежавших) общине
монахов.
МОНАХ (греч. один) - человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов.
Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. Монашество
делится на три последовательные степени в соответствии с принятыми обетами:
рясофорный монах (рясофор) - подготовительная степень к принятию малой схимы;
монах малой схимы - принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания;
монах великой схимы или ангельского образа схимонах) - принимает обет отречения
от мира и всего мирского.
Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре
называется послушником. Монашество возникло в III в. в Египте и в Палестине.
Первоначально это были удалившиеся в пустыню отшельники. В IV в. святым
Пахомием Великим были организованы первые общежительные монастыри, и затем
общежительное монашество распространилось по всему христианскому миру.
Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосии
Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь.
МОЩИ - останки тел святых. Мощи некоторых святых сохраняются нетленными.
Частицы мощей вшиваются в антиминс.
МУЧЕНИК - человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа.
Соответствующее греческое слово, которое было переведено на славянский и затем
на русский словом "мученик", следует переводить -
"свидетель". Из этого видно, что во времена гонений значение
придавалось не столько мучениям, которые претерпевали мученики, сколько
стойкости их свидетельства - исповедания христианства.
МУЧЕНИЧЕН тропарь, прославляющий к.л. мученика.
МЯСОЕД - период времени между постами, когда употребляется мясная пища.
МЯСОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ - предпоследнее воскресение перед Великим постом, в
которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресение
вспоминается грядущий Страшный суд.