КАДИЛО - металлический сосуд, в котором на
горящих углях воскуривается ладан. Каждение совершается священнослужителями в
наиболее торжественных местах богослужения.
КАМИЛАВКА (греч. - верблюд) - головной убор в виде расширяющегося кверху
цилиндра, обтянутого материей. Название происходит от византийских головных
уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти. 1. Фиолетовая богослужебная камилавка
дается в качестве награждения архидьяконам, протодьяконам и священникам. 2.
Черная камилавка - принадлежность облачения рясофорного монаха, а также
богослужебного облачения иеродьякона.
КАМПАНЫ - название колоколов, встречающееся в церковном уставе. Происходит от
названия местности в Италии - Кампани, где впервые начали изготовлять колокола
(в нач. VII в.).
КАНОН (греч. правило) - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное
произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит в
состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон
делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 46 тропарей (в песнях
некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея Критского
до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности
читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях
утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех и
четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и
Пятидесятницы. Девятипесенный всего один - Великий канон св. Андрея Критского.
Восьмипесенные - это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.
Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и
основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени
поется песнь Богородиц ы "Величит душа Моя Господа..." (Лк. 1; 46-55)
и припев, прославляющий Богородицу "Честнейшую Херувим...". В
некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые
праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и
тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах
единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение
составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется
одному из восьми гласов. В воскресения и праздники на утрене после песен поются
катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. Первые каноны были
написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.
КАНОН ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ - главная часть литургии, во время которой совершается
преосуществление св. даров. Евхаристический канон начинается возгласом
"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие
Святого Духа, буди со всеми вами" (2 Кор. 13; 1). Затем священник или
архиерей читает вполголоса молитвы, возглашая громко последнюю строку (после
которой хор поет соответствующее песнопение): молитва - благодарение Бога за
создание мира и человека и за промышление о спасении человека (после молитвы
хор поет т.н. ангельское славословие "Свят, Свят Господь Саваоф...",
состоящее из слов Ис. 6; 3 и Мф. 21; 9); молитва - воспоминание Тайной Вечери и
крестного искупления; молитва - призывание Святого Духа, во время которой
совершается освящение и преосуществление святых даров. В настоящее время в
православной церкви используются евхаристические каноны литургий Иоанна
Златоуста и Василия Великого, различающиеся словами молитв (канон литургии
Василия Великого бо лее продолжительный).
КАНОНАРХ (греч. правящий [пением]) - церковнослужитель, возглашающий перед
пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поет хор.
КАНОНИЗАЦИЯ (греч. узаконивать) - причисление к лику святых. Основаниями для
канонизации являются: мученическая смерть за исповедание христианства;
исцеления и чудотворения, совершенные прославляемым при жизни и посмертно;
достойная и святая жизнь; заслуги в распространении христианства; народное
признание святости прославляемого; нетленность мощей. Канонизация местных
святых совершается епархиальным архиереем, а общецерковных святых - собором. В
православной церкви нет особого чина канонизации, на основании соборного
решения в избранный день совершается торжественная служба святому и т.о.
устанавливается его почитание.
КАНУН (искаж. греч. установленный) - подсвечник, в виде стола со множеством
ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в месте
совершения панихид.
КАТАВАСИЯ (греч. схождение) - песнопение, поется на утрене в праздничные и
воскресные дни после песен канона (после каждой песни соответствующая
катавасия). Катавасиями служат ирмосы некоторых канонов. В различное время
богослужебного года положены определенные уставом катавасии. Название
происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для
совместного пения этого песнопения.
КАФЕДРА (греч. сидение) сидение для архиерея или священника, поставленное в
алтаре на горнем месте, а также для архиерея в середине храма на архиерейском
амвоне.
КАФИЗМА (греч. сидеть) - богослужебное деление псалтири. Псалтирь разделена на
двадцать кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении разрешается сидеть,
откуда и происходит название. Порядок чтений кафизм определен уставом, согласно
которому Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается целиком, а во время
Великого поста - дважды за неделю. Рядовая кафизма - положенная для чтения в
данный день по уставу.
КАЦЕЯ - древний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой. Такие кадила
существовали на востоке до ХХ1 вв. и на Руси до XVII в., когда появились кадила
на цепочках.
КЕЛИЯ (греч. от лат. се11а - комната) - отдельная жилая комната монаха в
братском корпусе или отдельный дом монаха.
КИВОРИЙ - навес над престолом в алтаре в виде купола с крестом, держащийся на
четырех или более столпах. Киворий обычно бывает в соборах и крупных храмах.
КИНОНИК (греч. общий) см. причастен.
КИОТ, или КИВОТ (греч. ящик, ковчег) - небольшой застекленный ящичек или
специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.
КИРИОПАСХА (греч. Господня Пасха) - так в церковном уставе называется день
Пасхи, если он совпадает с праздником Благовещения.
КЛИР (греч. жребий) - священнослужители и церковнослужители. Каждый храм имеет
свой клир совокупность людей, совершающих в нем богослужение. Канонически клир
храма подчинен епархиальному архиерею.
КЛИРОС - место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на
обоих концах солеи.
КЛОБУК (название древнерусского головного убора) - 1. Принадлежность облачения
монаха малой схимы - головной убор в виде расширяющегося кверху цилиндра с
тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В
чинопоследовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом
послушания. Иеромонахи могут носить клобук во время богослужения.
Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII в. в греческой церкви, затем
распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы. 2.
Принадлежность внебогослужебного облачения архиерея - архиерейский клобук, по
форме подобен монашескому. Митрополиты носят клобук белого цвета с нашитым
крестом, архиепископы - черного с нашитым крестом, епископы - черного. 3.
Принадлежность внебогослужебного облачения патриарха - патриарший клобук -
полусферической формы, черного или белого цвета, с крестом на навершии, с
вышитыми изображениями серафимов или крестов, одна лента, более широкая,
спускается на спину и две на грудь.
КНИГИ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ - книги, по которым совершается богослужение.
Богослужебными книгами являются Апостол, Евангелие, ирмологий, минеи, октоих,
псалтирь, служебник, требник, типикон, триодь, часослов и чиновник.
КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННЫЕ МОЛИТВЫ - читаются на вечерне в день Пятидесятницы. В этот
день вечерня совершается непосредственно после литургии и девятого часа.
Коленопреклоненные молитвы читает священник, стоя на коленях в вратах царских,
обратившись лицом к народу. Содержат прошения о милости Божией, о ниспослании
Духа Святого, о упокоении умерших. Составлены в IV в. Василием Великим
Каппадокийским.
КОЛИВО (греч. вареная пшеница) - вареная пшеница (или иной злак), подслащенная
медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу
первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона (+ 306),
который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию,
предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью. Коливо
(называемое еще кутией) благословляется также после панихиды по умершему. Зерна
символизируют будущее Воскресение; мед или сахар блаженство будущей жизни.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН - различается: благовест, трезвон, перезвон и перебор.
КОЛЯДЫ - народные песни, посвященный Рождеству Христову.
КОНДАК - жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником является
Роман Сладкопевец (Мелод) (1 пол. VI в.), непревзойденный автор большинства
кондаков. Древние кондаки - многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы
объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением, основанным на
изосиллабизме. Первая строфа являлась вступлением, последняя - обобщением
назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII в.
кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. В
современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом,
которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается
на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается
при отпевании священника или архиерея. Кондаками также называются строфы
акафиста.
КОПИЕ - обоюдоострый нож, с коротким треугольным лезвием, который используется
на проскомидии для изъятия частиц из просфор и для вырезания и раздробления
агнца. Символически изображает копье, которым были прободены ребра Иисуса
Христа на Кресте (см. Ин. 18; 34).
КРЕСТ - символ спасения и искупления рода человеческого, знамение победы над
смертью и адом. Иисус Христос как искупительная жертва освобождения
человечества от власти греха умер крестной смертью и в третий день воскрес
(распятие на кресте было наиболее позорной и мучительной казнью в Римской
империи, которая применялась исключительно к рабам, разбойникам и восставшим
против власти Рима). 1. Крест нательный - носимый христианами под одеждой на
теле. 2. Крест наперсный (или иерейский) - носимый священником поверх рясы или
фелони. 3.Крест архиерейский - носимый архиереем вместе с панагией. 4. Крест
напрестольный - полагаемый на престоле рядом с Евангелием.
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ - крестообразное осенение себя или к.л. В православной церкви
принято при совершении крестного знамения складывать вместе большой,
указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец прижимать к ладони.
Крестное знамение совершается прикосновением сложенными пальцами
последовательно ко лбу. животу, правому и левому плечам.
КРЕСТНЫЙ ХОД - торжественное шествие вокруг храма духовенства и народа с
иконами, крестами, хоругвями и др. Совершается в праздничные дни.
КРЕСТОБОГОРОДИЧЕН - тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице, в котором
воспоминаются крестные страдания Ее Сына - Иисуса Христа.
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ - см. Воздвижение Креста Господня.
КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ - третье воскресение Великого поста, посвященное
поклонению Кресту Господню.
КРЕЩЕНИЕ - таинство православной церкви, при совершении которого крещаемый
очищается от грехов прошлой жизни (см. Ин. 3; 5) и подготовляется к приобщению
церкви (см. миропомазание). Совершается троекратным погружением в воду с
произнесением крещальной молитвы "Крещается раб Божий во имя Отца, аминь,
и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь". Над одним человеком крещение
совершается один раз в жизни - в соответствии со словами Символа веры
"исповедую едино крещение во оставление грехов". Крещение совершает
священник или архиерей, в крайнем случае крестить может и мирянин. В
современной церковной практике принято непосредственно перед крещением
совершать оглашение (см. оглашенные), а после крещения совершать миропомазание.
В древности оглашение, крещение и миропомазание разделялись во времени в
зависимости от духовной подготовленности человека. В православной церкви
крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорожденных
младенцев. Поэтому для детей необходимы крестные родители (восприемник и), которые
обязуются взять на себя духовное воспитание крещаемого. В начале чина крещения
крещаемый произносит отречение от сатаны и обещается Христу, читает Символ
веры. Затем священник произносит великую ектению, освящает воду, помазует воду
и крещаемого елеем (см. елеопомазание), совершает собственно крещение; во время
чтения 31 пс. крещенный облачается в белую одежду и ему одевается крест.
Священник совершает миропомазание и затем с крещенным троекратно обходит
купель. Читается Апостол (Римл. 6; 311) и Евангелие (Мф. 28; 1620), священник
омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещенного, произносит сугубую
ектению и отпуст.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу
двунадесятых. Празднуется 6 января ст. ст. (19 января нов. ст.). В этот день
вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке
Иордан. (Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом
"крещение", более точно следует переводить словом
"погружение". Иоанново Крещение было собственно очистительным
омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста и
соотносится со словами Спасителя: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись
себя, возьми крест свой, и следуй за Мною" (Лк. 9; 23)). Крещение Иоанна
Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус
Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: "Мне надобно
креститься от Тебя" (Мф. 3; 14), "Так надлежит нам исполнить всякую
правду" (Мф. 3; 15) ответил Иисус. И когда Иисус крестился - "Дух
Свят ый нисшел на Него в телесном виде. как голубь, и был глас с небес,
глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" (Лк. 3;
22). См. также Мф. 3; 1317; Мк. 1; 911; Лк. 3; 21-22; Ин. 1; 2634. Праздник
Крещения также называется праздником Богоявления - т.к. в этот день Бог явил
Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос
принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец
засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Накануне праздника Крещения
Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Всенощное бдение
праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа.
В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение.
КТИТОР (греч. строю, приобретаю) - в Византии человек, построивший или
украсивший храм. В настоящее время - староста, избранный приходской общиной и
отвечающий за материальный порядок в храме.
КУКОЛЬ (лат. капюшон) верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в
виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь
полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и
текста трисвятого. Одевается поверх мантии. В чинопоследовании пострига называется
куколем беззлобия, шлемом спасительного упования.
КУПЕЛЬ - большой чашеобразный сосуд. Служит для крещения в нем младенцев.
КУТИЯ - см. коливо.