ИЕРЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ - молитвы, читаемые
священником во время богослужения. ИГУМЕН (греч. ведущий) первоначально -
начальник монастыря. В древности
игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика
избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в
награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом
духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. О
поставлении в игумены см. посвящение. Игумен, являющийся начальником монастыря,
обладает правом ношения посоха.
ИЕРЕЙ (греч. священник) священник.
ИЕРОДЬЯКОН (греч. Дьякон-монах ) - дьякон-монах.
ИЕРОМОНАХ (греч. Священник-монах) - священник-монах.
ИЗБРАННЫЕ ПСАЛМЫ - псалмы, строки из которых читаются чтецом переменно с пением
величания на праздничной утрене.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ - общественное богослужение, совершаемое после шестого или
девятого часов вместо литургии, если последняя не совершается по к.л. причинам.
Изобразительны являются также составной частью литургии Иоанна Златоуста и
литургии Василия Великого. Чин изобразительных состоит из благословения, начала
обычного, великой ектений, пс. 102 и 145, песни догматического содержания
"Единородный сыне", пения блаженны, чтения Апостола и Евангелия,
сугубой ектении, Символа веры, просительной ектений, молитвы "Отче
наш", тропарей и кондаков, пс. 33, отпуста. В просторечии изобразительны
называют обедницей.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ - псалмы 102 и 145, поются в составе изобразительных
(кроме богослужений Великого поста) и на литургии в воскресные и праздничные
дни антифонами.
ИКОНА (греч. образ, изображение) - изображение Иисуса Христа, Богородицы, к.л.
святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически
почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в т.ч. и
иконопись, существовали с первых веков христианства) Седьмым Вселенским собором
(787 г. Никея, Малая Азия), согласно догмату которого - "честь воздаваемая
образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу
изображенного на ней". В Русской православной церкви иконы принято
освящать специальным чином, содержащимся в требнике.
ИКОНОСТАС - перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из
икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине
нижнего яруса находятся врата царские, справа от врат расположены икона Иисуса
Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат
расположены икона Богородицы и любая другая. За иконами нижнего ряда с обеих
сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены двери
дьяконские. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус
снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы
деисисного чина. Четвертый - икону Богородицы с Младенцем Христом и иконы
предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы предстоящих
ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.).
Завершается иконостас распятием.
ИКОС (греч. дом) - строфа кондака или акафиста.
ИЛИТОН (греч. обертка) - четырехугольный шелковый или льняной плат, в котором
на престоле хранится антиминс. Илитон символически изображает плащаницу,
которой было обвито тело Господа Иисуса Христа во гробе.
ИНДИТИЯ (греч. одеваю) - верхнее облачение престола - светлый, шелковый или
парчовый плат.
ИНОК (от слав. иной - одинокий, другой) - русское наименование монаха,
буквальный перевод с греческого.
ИНОКИНЯ - монахиня.
ИНТРОНИЗАЦИЯ - торжественное богослужение, во время которого совершается
возведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру. Интронизация
совершается во время литургии с облачением новоизбранного патриарха в
патриаршие одежды и вручением ему патриаршего посоха.
ИПАКОИ (греч. внимание, послушание) - краткое изменяемое песнопение, поется или
читается на воскресной утрене (перед антифонами), повечерии и полунощнице
(вместо тропарей), на праздничных утренях праздников Рождества Христова,
Богоявления, Пасхи и др. (после третьей песни канона), а также в составе
пасхальных часов. Ипакои посвящены Воскресению Христову или событиям
праздников.
ИПОДЬЯКОН - церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время богослужения:
готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает царские врата и пр.
Облачение иподьякона стихарь и крестовидно одеваемый орарь. Поставление в
иподьякона см. посвящение.
ИРМОЛОГИЙ - богослужебная книга, содержащая ирмосы и катавасии канонов из
октоиха и праздничных канонов из минеи и триоди.
ИРМОС (греч. связь) - первая строфа песни канона. В византийских канонах ирмос
служит мелодическим образцом для последующих тропарей песни. Ирмос является
также смысловым связующим звеном между библейской песнью и тропарями песни
канона.
ИСПОВЕДНИК - человек, принявший мучения за исповедание православного
вероучения.
ИСПОВЕДЬ - таинство православной церкви, иначе называемое таинством покаяния.
Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием,
получает раз решение и оставление грехов. Принимает исповедь священник или
архиерей. Чинопоследование исповеди: начало обычное, 50 пс., тропари, иерейские
молитвы и обращение к кающемуся "Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля
исповедание твое...", собственно исповедь. По окончании исповеди священник
возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву.
Кающийся целует Евангелие и крест. В церковной практике исповедь принято
совершать перед литургией, т.к. миряне к причащению допускаются после исповеди.