ЕВАНГЕЛИЕ
НАПРЕСТОЛЬНОЕ - богослужебная книга, содержащая текст Четвероевангелия (т.е.
четырех Евангелий - от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) и расписание
евангельских богослужебных чтений. Текст Четвероевангелия разделен на зачала.
Чтение Евангелия входит в богослужения литургии, праздничной утрени, царских
часов и некоторые другие. За исключением времени чтения, напрестольное
Евангелие всегда находится в алтаре на престоле.
ЕВАНГЕЛИСТ - автор одного из четырех Евангелий, входящих в Новый Завет. Евангелистами
являются св. апостол Матфей, св. апостол Марк, св. апостол Лука и св. апостол
Иоанн.
ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ КАНОН - канон евхаристический.
ЕВХАРИСТИЯ (греч. благодарение) - таинство православной церкви, иначе
называемое таинством причащения. Таинство евхаристии было установлено Иисусом
Христом на Тайной Вечере. По учению православной церкви при совершении таинства
евхаристии хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа,
которыми совершается причащение. Евхаристия совершается на литургии во время
евхаристического канона.
ЕКЗАПОСТИЛАРИЙ (греч. посылаю) - краткое песнопение, которое поется или
читается на воскресной утрене перед стихирами на хвалитны. По содержанию
соответствуют евангельскому чтению на утрене. В византийских храмах для пения екзапостилария
певчий выходил (посылался) в середину храма, откуда и происходит название.
ЕКТЕНИЯ (Греч. тянуть) - молитвословие, начинающееся с призыва к молитве и
состоящее из ряда прошений и заключительного возгласа, прославляющего Бога.
Ектения произносится дьяконом или священником, заключительный возглас
- священником. После каждого прошения хор поет "Господи, помилуй" или
"Подай, Господи". Ектений различаются по содержанию и числу прошений:
великая или мирная ектения - наиболее полная (около десяти прошений), малая
- из одного прошения, сугубая (т.е. усиленная), просительная и др. На различных
богослужениях в ектению вставляются прошения, относящиеся к данному
богослужению. Употребление в богослужении ектений начинается со II - III вв.
ЕЛЕЙ - растительное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и
литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном
Писании.
ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ - помазание елеем, символически изображающее излияние Божией
милости на помазуемого. Елеопомазание совершается: а) на утрени с полиелеем
после чтения Евангелия, б) над крещаемыми перед крещением.
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ - таинство православной церкви, совершаемое над больными. Таинство
елеосвящения установлено на основании слов ап.Иакова в Соборном послании:
"Болен ли кто из вас, пусть призовет пре свитеров Церкви, и пусть
помолятся над ним, помазав его во имя Господне. И молитва веры исцелит
болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся
ему" (Иак. 5; 14-15). Елеосвящение совершается священниками или
архиереями. Совершение елеосвящения желательно несколькими (согласно требнику -
семью) священниками (отсюда др. назв. - соборование), но допускается и одним.
Чин елеосвящения состоит из благословения, начала обычного, канона, ектений о
болящем, освящения елея с иерейской молитвой, семь раз читаются Апостол и семь
раз Евангелие, после каждого чтения Апостола и Евангелия произносится ектения и
читается тайносовершительная молитва с помазыванием больного елеем. После
седьмого, последнего помазания священник кладет больному Евангелие на голову и
читает разрешительную молитву. Елей в таинств е елеосвящения обычно используют
смешанный с вином.
ЕПАРХИЯ (греч. область) - церковно-административная единица, управляется
архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов.
Границы епархий, как правило, совпадают с административным делением страны.
ЕПИСКОП (греч. надзирающий, надсматривающий) - священнослужитель третьей,
высшей степени священства, иначе архиерей. Первоначально слово "епископ"
обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от
церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в
посланиях св. ап. Павла), впоследствии, когда архиереи стали различаться на
епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово "епископ"
стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном
смысле было заменено словом "архиерей".
ЕПИТИМИЯ (греч. наказание) - духовно-исправительные меры, накладываемые
священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в посте,
усиленной молитве и т.п.
ЕПИТРАХИЛЬ (греч. шея) - принадлежность
богослужебного облачения священника и архиерея - длинная лента, огибающая шею и
обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами,
надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования
священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения
иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут
священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на
церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может
служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как
епитрахиль. Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак
усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники
перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца
епитрахили стали спереди скреплять.