ДАРОНОСИЦА -
переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например в больнице и т.п.).
ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары.
Дарохранительница обычно устанавливается на престоле; в некоторых храмах на
Ближнем Востоке для дарохранительницы предусматривается особое место в алтаре.
Современные напрестольные дарохранительницы с ковчежцем для даров делаются по
форме изображающими храм. Небольшие переносные дарохранительницы называют дароносицами.
ДАРЫ СВЯТЫЕ - хлеб и вино, освященные и преосуществленные в плоть и кровь Христовы во время совершения евхаристии.
Преждеосвященными, или запасными, дарами называются освященные дары,
оставленные для совершения литургии Преждеосвященных Даров, а также для
совершения причастия вне храма - больных, умирающих и т.д. Для хранения
преждеосвященных даров освященный и раздробленный агнец омокается в освященном
вине и затем высушенным помещается в
дарохранительницу. Приготовление запасных даров совершается в Великий
Четверток.
ДВЕРИ ДЬЯКОНСКИЕ - две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по
сторонам от врат царских (в небольших храмах и приделах дьяконская дверь
делается с одной стороны). В отличие от царских врат, дьяконские двери служат
для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в богослужебное и в не
богослужебное время. Название происходит от традиции изображать на дьяконских
дверях первомученика дьякона Стефана (1 в.) и римского архидьякона Лаврентия
(III в.). Иногда на дьяконских дверях помещаются
изображения архангелов.
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ - двенадцать важнейших после Пасхи праздников. Есть неподвижные и подвижные. Неподвижными являются (в скобках
указывается новый стиль): Рождество Христово 25 декабря (7 января), Крещение
Господне, или Богоявление 6 (19) января, Сретение Господне 2 (15) февраля,
Преображение Господне 6 (19) августа, Благовещение Пресвятой Богородицы 25
марта (7 апреля), Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа, Воздвижение
Креста Господня 14 (27) сентября, Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21)
сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы 21
ноября (4 декабря). Подвижными являются Вход Господень в Иерусалим - шестое
(последнее) воскресение Великого поста, Вознесение Господне - сороковой день от
Пасхи, Пятидесятница, или День Святой Троицы (Сошествие Святого Духа на
апостолов)
- пятидесятый день от Пасхи.
ДЕИСИС (греч. моление) -
композиция из трех икон - в центре икона Иисуса Христа, слева икона обращенной
к Нему Богородицы, справа - Иоанна Крестителя.
ДЕИСИСНЫИ ЧИН - многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы
деисиса, а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы архангелов,
апостолов и других святых. Деисисный чин является частью иконостаса.
ДИКИРИИ (греч. двухсвечник) -
подсвечник для двух свечей - принадлежность архиерейского богослужения.
Согласно литургическим толкованиям две свечи соответствуют двум естествам
Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей
благословляет молящихся.
ДИСКОС (греч. священный сосуд)
- блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на
дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона
на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно
литургическим толкованиям дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а
также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.
ДОГМАТИК - краткое песнопение догматического содержания, посвященное
Богородице. Существуют восемь догматиков - соответственно восьми гласом.
Догматик поется на воскресной вечерне (на малой и на великой) после пения
стихир на "Господи воззвах". Содержится в
Октоихе.
ДЬЯКОН (греч. служитель) -
священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Дьякон
имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или
архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения,
которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения
дьякон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в
дьяконы совершается архиереем через рукоположение.
ДУХОВЕНСТВО - священнослужители. Различается
белое (немонашествующее) и черное (монашествующее) духовенство.