БЕССРЕБРЕНИК - святой, раздавший свое
имущество и живший, не принимая денег. Напр. - св. бессребреники Козьма и
Дамиан.
БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ - девять библейских текстов, которые служат темами для песен
канона. Первоначально библейские песни читались во время богослужения, в VI -
VII вв. к ним стали составлять песнопения, посвященные церковному воспоминанию данного дня (праздника или святого). Эти
песнопения образовали канон, а сами библейские песни стали выходить из
богослужебного употребления. В настоящее время библейские песни читаются только
на богослужениях утрени во время Великого поста. Первой библейской песнью
является песнь пророка Моисея после перехода евреями Красного (Чермного) моря (Исх, 15; 1-19). Вторая - песнь Моисея (перед смертью):
наставление евреям и напоминание о наказании, которому они себя подвергают,
отступая от Бога (Втор. 32; 1-43). Третья - песнь Анны о рождении сына Самуила
(последнего израильского судьи) (1 Цар. 2; 1-11). Четвертая - песнь пророка
Аввакума прославление Господа (Авв. 3; 1-19). Пятая - песнь пророка Исайи
"От ноши утреннюет дух мой" (Ис. 26; 9-19). Шестая - песнь пророка
Ионы из чрева кита (Ион. 2; 3-10). Седьмая и восьмая - песни трех еврейских
отроков, которые за исповедание веры в Бога и отказ поклониться языческим богам
были брошены в печь повелением вавилонского царя и невредимо сохранились
(седьмая Дан. 3; 26-56, восьмая - Дан. 3; 67-88). Эти песни сохранились только
в греческих переводах и отсутствуют в каноническом тексте книги пророка
Даниила. Девятая - песнь Пресвятой Богородицы "Величит Душе Моя
Господа" (Лк. 1; 46-55) и песнь Захарии о рождении сына - Иоанна
Крестителя (Лк. 1; 68-79). По причине сложности и суровости второй библейской
песни, в большинстве канонов (кроме Великого канона св. Андрея Критского) она отсутствует.
БЛАГОВЕРНЫЙ - царь или князь, много способствовавший укреплению православия и
причисленный церковью к лику святых; напр. - благоверный князь Александр
Невский.
БЛАГОВЕСТ - колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале
богослужения - мерные удары в один большой колокол.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви, принадлежит к
числу двунадесятых. Празднуется 25 марта ст.ст. (7 апреля нов.
ст.). В этот день вспоминается явление Деве Марии
архангела Гавриила, возвестившего ей о будущем рождении Иисуса
Христа - Спасителя: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна
Ты между женами... Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во
чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Дух Святый найдет на Тебя, и
сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном
Божиим" (Лк. 1; 28, 30-31, 35).
БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ - пять молитв, читаемых верующими после причащения.
Содержатся в молитвослове и следованной псалтири.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ - 1. Возглас священника или архиерея, которым начинается
богослужение. Различаются возгласы: литургийный ("Благословенно
царство..."; им же начинаются чин крещения и чин венчания), Всенощного
бдения ("Слава Святей...") и обычный ("Благословен Бог
наш..."; перед остальными богослужениями). 2. Осенение крестным знамением
верующих, совершаемое священником или архиереем.
Благословение совершается в определенные моменты богослужения с возгласом
"Мир всем".
БЛАГОСЛОВЕННЫ - тропари, посвященные Воскресению Христову, поются на утрене в
воскресения всего года, кроме праздников Пасхи, Пяти
десятницы, Входа Господня в Иерусалим и второго воскресения после Пасхи.
Называются до первому слову припева к тропарям - "Благословен еси Господи,
научи мя оправданием Твоим".
БЛАЖЕННЫ - молитвословие, состоящее из евангельских стихов (Мф. 5; 312;
"Блаженны нищие духом..."). Поется третьим
антифоном литургии (или изобразительных) в воскресения и некоторые из
праздников.
БЛАЖЕННЫЙ - 1. Эпитет, связанный в православной церкви с
именами двух выдающихся богословов Западной Церкви - св. Августина, епископа
Иппонийского (Сев. Африка, 354 - 430 гг.) и св.
Иеронима Стридонского (Италия, 347 - 420 гг.). 2. См. юродивый.
БЛАГОЧИННЫЙ - священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за
церковноприходской жизнью храмов одной из частей епархии - благочиния.
БОГОРОДИЧЕН - тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ - см. книги богослужебные.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ - определенная повторяющаяся последовательность
богослужений или составляющих их молитвословий. 1. Суточной
богослужебный круг - последовательность богослужений одного дня. Полный
суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия,
полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или
литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение
(опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также
накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок
суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается -
опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного
богослужебного круга содержатся в часослове. По древней традиции богослужебные
сутки начинаются с вечера. 2. Седмичный богослужебный круг - тематическая
последовательность богослужений в пределах одной недели. Богослужение
понедельника посвящено бесплотным силам - ангелам Господним; вторника -
пророкам и Иоанну Крестителю; четверга - апостолам, святителям и, особенно,
Николаю Чудотворцу, архиепископу ликийского города Миры (Малая Азия, IV в.);
среды и пятницы - воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа; субботы -
поминовению умерших христиан; богослужение воскресного дня посвящено
воскресению Господа Иисуса Христа. Службы - совокупность изменяемых
составных частей богослужения седмичного богослужебного круга - содержатся в
октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из
восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в
течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого
гласа. Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресение. 3.
Годовой богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в
течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги.
Неподвижный годовой богослужебный круг - связанный с солнечным календарем -
включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и
каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг - связанный
с лунным календарем (см. пасхалия) - включает
богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы.
Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях,
подвижного - в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной
(Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных
кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных
по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет
собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного
богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной
тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной),
причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти
не используются.
БОГОЯВЛЕНИЕ см. Крещение Господне.