ДЕРЕК ПРИНС
Нуждается ли ваш язык в
исцелении?
Оглавление
Глава 2 От избытка сердца говорят уста
Глава 3 Библейский взгляд на язык
Глава 5 Слова определяют судьбу
Глава 7 Первые шаги к исцелению
Глава 8 Причина, почему у вас есть язык
Глава 9 Важность вашего исповедания
Темой этой книги является
вопрос: нуждается ли ваш язык в исцелении? Изучая данную тему, будьте готовы к
сюрпризам!
Позвольте начать мне с
очень важного - с того, как Творец устроил голову человека. Каждый из нас
имеет семь, отверстий в голове. Число семь в Писании часто обозначает
завершенность. Мы имеем три пары отверстий: два глаза, два уха, две ноздри.
Седьмым отверстием Творец определил рот. Я часто спрашивал людей: "Есть
ли среди вас такие, которые имеют больше, чем один рот?" Я не встречал
еще ни одного такого. Большинство из нас использует свой единственный рот самым
основательным образом. Это отверстие причиняет нам больше проблем, чем шесть
остальных, вместе взятых.
Если вы возьмете Симфонию ("Симфония
на Ветхий и Новый Завет" (С-Пб.,1994) - справочное пособие для изучения
Библии, в котором все слова, используемые в Священном Писании, расположены в
алфавитном порядке с указанием точного места нахождения их в тексте.)
и проанализируете все слова, связанные с этим
самым отверстием, такие, как "рот", "язык",
"уста", "речь", "слова" и т. д., вы удивитесь, как
много Библия говорит об этом объекте. И для этого есть все основания: нет
ничего в нашей личности, более прямо взаимосвязанного с нашим благополучием,
чем наш рот и язык.
В первой части этой книги я
хотел бы привести ряд выдержек из Писания, которые подчеркивают жизненную
важность рта и языка. Затем, в следующих разделах, мы остановимся принципах,
вытекающих из этих мест Писания.
Рассмотрим Псалом 33:12-14:
Придите, дети, послушайте
меня: страху Господню научу вас. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие,
чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
Эти вдохновляющие Слова
Бога предлагают нам, детям Божьим, научиться страху Господню. У меня есть ряд
проповедей, указывающих на то, что ничто другое во всем Писании не приносит
большего благословения, плодоносности и уверенности, чем страх Господень. Таким
образом, там, где в Писании предлагается научиться страху Господню, там тем
самым предлагается нечто невыразимо ценное и значительное. Под словами
"жить" и "долгоденствие" псалмопевец подразумевает страх
Господень. В Писании жизнь, полная блага, и страх Господень всегда тесно
связаны вместе. В той мере, в какой мы имеем страх пред Господом, в той же мере
мы и имеем радость праведной жизни.
Где же, конкретно говоря,
начинается страх перед Господом? Псалмопевец говорит: "Удерживай язык
свой от зла и уста свои от коварных слов". Другими словами, вполне
очевидно, что наш язык и наши уста являются той первой сферой нашей жизни, в
которой проявляется наш страх перед Господом. Если мы можем хранить свой язык
от лукавства и уста от лжи, то мы можем продвигаться в полноту благословений
или, что то же самое, в полноту страха Господня. А с полнотой страха Господня
приходят жизнь и долгоденствие. Страх Господень, жизнь, много хороших дней, с
одной стороны, и правильное использование и контроль над нашими устами и
языком, с другой стороны, всегда взаимосвязаны. Мы не можем иметь реально
хорошую жизнь, если не умеем контролировать свой язык и свои уста. В книге
Притчей 13:3 говорится:
Кто хранит уста свои, гот
бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Ваша душа и есть ваша
личность. Это вы сами. Это та область, проявляя слабость в которой, вы даете
доступ врагу. Если вы хотите сберечь свою душу, то должны хранить свои уста. Но
если вы говорите безрассудно, вы придете к беде. Эти альтернативы вполне
очевидны. Если вы следите за своим языком, то вы в безопасности; но если вы не
следите за своим языком и не являетесь хозяином своих слов, то ваш конец – беда.
Это так очевидно, что не требует дополнений.
Вся книга Притчей полна
этих принципов.
Рассмотрим Притчу 21:23:
Кто хранит уста свои и язык
свой, тот хранит от бед душу свою.
Жизненно важно, чтобы вы
хранили свой язык и свои уста. Это ясно как черное и белое, серого нет. Если вы
храните свой язык и свои уста, то вы храните душу свою и жизнь. Вы в безопасности.
Но если вы не будете делать это, то тогда вы в беде. "Беда" - это
очень сильное слово, и я верю, что Библия использует его намеренно. Неудача в
охране своих уст и языка неотвратимо приведет нас к беде.
Приведем еще два важных
момента из книги Притчей 15:4, касающихся нашего языка:
Кроткий язык – древо жизни,
но необузданный – сокрушение духа.
Употребленное здесь
выражение "кроткий язык" на еврейском языке дословно звучит как
"исцеленный язык". Это, очевидно, указывает на то, что наш язык
может нуждаться в исцелении. Я убежден, что язык каждого грешника нуждается в
исцелении. Язык – это область в жизни каждого, где грех всегда очевиден. Есть
сферы жизни грешника, в которых он не совершал преступления. Но язык – это
именно та сфера, в которой каждый грешник совершил преступление, и она должна
быть исцелена.
"Исцеленный язык –
древо жизни". Обратите внимание опять на тесную связь между жизнью и
правильным использованием языка. Альтернативой исцеленному является "необузданный
язык – сокрушение духа". Необузданный язык означает "неправильное
употребление". Неправильное употребление – это брешь, надлом в духе.
Я помню, как на одном
служении приезжий проповедник молился за одну женщину и сказал: "Господь,
наполни ее Святым Духом". Но пастор, знавший эту женщину, сказал: "Нет,
Господь, она все испортит". Много наполнений и благословений приходят, но
не остаются и теряются из-за языка. Мы должны удерживать жесткое господство над
языком, если хотим удерживать благословения, посланные Господом. Одно дело
получить благословение, и другое дело удержать благословение. Исцеленный язык –
древо жизни, которое приносит жизнь нам и окружающим. Это срабатывает и внутренне
и внешне. В книге Притчей 18:21 говорится:
Смерть и жизнь – во власти
языка, и любящие его вкусят от плодов его.
Альтернатива, как всегда, очевидна: это
или смерть, или жизнь. И обе они во власти языка. Если мы употребляем язык правильно,
то он является древом жизни. Но если мы используем язык неправильно, то
результатом будет смерть. Мы можем быть уверены, что будем есть плоды тех
путей, которые изберем для языка. Каждый из нас пожинает плоды нашего
собственного языка. Если дерево сладкое, то мы едим и плоды сладкие. Если
дерево горькое, то мы едим и плоды горькие. Бог предопределил это.
Таким образом, во власти
языка и смерть, и жизнь.
Проиллюстрируем тему
"Нуждается ли ваш язык в исцелении?" одним, имеющим к ней отношение,
эпизодом. Во время Второй Мировой Войны я был служащим госпиталя английской армии
в Северной Африке. Однажды я был назначен в приемное отделение в пустыне, где
лечили только больных дизентерией.
Каждое утро врач, при
котором я работал, звал меня, и мы обходили пациентов, лежавших на носилках
прямо на песке. Я заметил, что врач всегда приветствовал каждого пациента двумя
предложениями. Первое было: "Доброе утро, как твои дела?" Второе
было: "Покажи мне свой язык".
Я далеко не сразу понял,
что врач придавал мало значения ответу на свой вопрос: "Как дела?"
Он сразу же переходил ко второму: "Покажи мне свой язык". Когда
пациент высовывал язык, врач очень внимательно осматривал его. Затем он делал
заключение о состоянии пациента, опираясь больше на то, что он увидел на языке,
чем на ответы пациента на свой первый вопрос: "Ну, как дела?"
Позднее, когда я
продвигался в служении, очень часто Бог проделывал со мною то же самое, что и врач
со своими пациентами. Бог может спросить нас: "Как дела?" – и мы
можем дать Ему свою оценку нашего состояния. Но я думаю, следующее, что скажет
Бог (метафорически): "Покажи свой язык". И когда Бог посмотрит наш
язык, то даст свою собственную оценку нашего истинного духовного состояния. Состояние
вашего языка дает самый верный диагноз вашего духовного состояния.
Теперь обратимся по этому
поводу к Писанию. В Нем есть много мест, подтверждающих тесную связь между
сердцем и языком. Иисус говорит религиозным лидерам своего времени (Матф. 12:33-37):
Или признайте дерево
хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо
дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе,
будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго
сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое.
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ
в день суда: Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишся.
Здесь Иисус указал на прямую
связь между устами и сердцем, используя язык притчей. Сердце Он представляет
как дерево, а слова, исходящие из уст – как плоды. И характер слов, исходящих
из ваших уст, указывает на состояние вашего сердца. "Добрый человек из
доброго сокровища сердца своего выносит добрые слова; злой человек из злого
сокровища сердца своего выносит злые слова". Обратите внимание, что Иисус
использовал слово "добрый" три раза и слово "злой", тоже
три раза. Если сердце доброе, то и слова исходят из уст тоже добрые. Но если
сердце злое, то и слова, исходящие из уст, тоже злые.
Иисус тем же языком притчей
говорит (Матфея 7:17-18):
Так всякое дерево доброе
приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: Не может
дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
Сорт дерева, очевидно, производит
определенный вид плода. И наоборот, когда мы увидим плод, то мы знаем, от какого
он дерева. Дерево – это наше сердце, и плод – это наши уста. Если сердце
доброе, то и слова из уст добрые. Но если из уст исходят злые слова, то мы
знаем, что и сердце злое. Вы не можете иметь худые плоды с хорошего дерева, так
же и хорошие плоды с худого дерева. В этом состоит абсолютная неоспоримая связь
между состоянием нашего сердца и наших уст.
Мы можем обманывать самих
себя разными идеями и понятиями о добродетели, чистоте или праведности, но точным
и надежным показателем состояния нашего сердца являются слова наших уст. Если
исходящее из наших уст испорченное, то и состояние нашего сердца испорченное.
Другого заключения не может быть.
Я проповедовал в Восточной
Африке пять лет. Одно из племен, с которыми я работал, было племя Мариголи. Я
был удивлен, когда обнаружил, что на языке этого племени "сердце" и
"голос" обозначаются одним и тем же словом. Я недоумевал, как же
узнать, что имеет человек в виду: "ваш голос" или "ваше
сердце"? Но, размышляя, я увидел в этом особую глубину: голос
действительно выражает сердце. Голосом произносятся слова, которые суть
содержимое сердца. Это же самое говорил и Иисус: "Не выходят добрые слова
из злого сердца. Не выходят злые слова из доброго сердца".
Когда мы приходим к Богу с
отчетом о нашем духовном состоянии, я думаю, Бог склонен реагировать на это так
же, как реагировал доктор на больных дизентерией в пустыне.
Вы можете сказать:
"Бог, я истинный, хороший христианин. Я действительно люблю Тебя и хожу в
Церковь", а Он ответит: "Покажи Мне свой язык. Когда Я увижу твой
язык, Я узнаю действительное состояние твоего сердца".
Я хочу проиллюстрировать
это двумя удивительно прекрасными пророческими картинами из Ветхого Завета:
первая - о самом Христе, Мессии;
вторая - о Невесте Христа, Церкви.
Заметьте, что в каждом отрывке главное место уделяется характеристике уст и
языка. Псалом 44:2-3 описывает Мессию, Его благодать, Его красоту и Его
нравственную чистоту:
Излилось из сердца моего
слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой - трость скорописца. Ты
прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему
благословил Тебя Бог на веки.
Через что же прежде всего
проявляется красота? Через Его уста. И в то же время говорится: "Благое слово"
"излилось из моего сердца", а ниже утверждается: "Посему благословил
Тебя Бог на веки". Здесь приведена связь двух важных принципов.
Первый: благость Мессии проявилась
непосредственно в словах уст Его.
Второй: Бог благословил Его на веки за
благость Его уст. Когда Иисус был на земле в человеческом облике, были посланы
люди схватить Его, но они вернулись без Него. Их спросили: "Почему вы не
привели Его?" Они ответили: "Никто никогда не говорил, как этот
человек". Благодать, изливавшаяся через Его уста, указывала на Него как
на Мессию.
В Песнях Соломона есть
пророческая картина Христа и Его Невесты и взаимоотношений между Ними. Песня
Песней 4: 3 адресована Невесте:
Как лента алая губы твои, и уста твои
любезны; как половинки гранатового яблока – лани-ты твои под кудрями твоими.
Первая отличительная черта
Невесты – ее уста: "Как лента алая губы твои, и уста твои любезны".
Слово "алая" указывает на освящение через Кровь Иисуса. Кровь
коснулась уст, и результат этого – любезные уста. Заметим, что лицо скрыто под
кудрями: "как половинки гранатового яблока – ланиты твои", но они
под кудрями, т. е. сокрыты, под завесой. Таким образом, скрытое внутри сердца
выражается словами. Все прелести скрыты от глаз, но они проявляются (обнаруживаются)
в красоте слов, изливающихся изнутри, как бы сквозь завесу. Голос – это самое
очевидное. Вот еще один отрывок из Песни Песней 4:11:
Сотовый мед каплет из уст
твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей
подобно благоуханию Ливана!
Отметим два отличительных
слова, которые использованы при описании языка Невесты: "мед и
молоко". Эти же слова характеризуют Обетованную Землю. Прелести Обетованной
Земли просматриваются и в Невесте, главным образом в ее языке и в устах.
Сокровенная красота Невесты, переполняя ее изнутри, изливается благоуханием
через красоту ее уст. Четкие очертания Невесты не видны, они сокрыты, но ее
голос и благоухание, пронизывающие ее, отражаются в красоте ее уст: ее губы –
как алая лента и уста ее любезны.
А как с этим обстоит у нас –
у вас и у меня как последователей Иисуса? Мы должны задать сами себе этот
вопрос.
Связь между сердцем и
языком, которую мы установили, видна из слов Иисуса (Матф. 12:34): "Ибо от
избытка сердца говорят уста". Когда сердце переполнено, то оно изливается
через уста, и это излияние показывает нам состояние сердца.
В Ветхом Завете есть
описание Христа и Его Невесты. Для Христа, Мессии, и Его Невесты, Церкви, первая
черта благодати Божьей, духовной и моральной красоты – это их уста и их язык.
Теперь мы рассмотрим
Библейское изображение самого языка. В Послании Иакова много места уделяется
этой теме. Сначала исследуем все места Послания Иакова, говорящие о благочестии,
о видах благочестия, какое благочестие угодно Богу, а какое неприемлемо для Него.
В Послании Иаков 1:26 так говорится о благочестии, которое Бог не приемлет:
Если кто из вас думает, что
он благочестив, и не Обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того
пустое благочестие.
Не имеет значения, каким
образом мы претендуем быть благочестивыми. Мы можем посещать Церковь, петь гимны
и делать все остальное, что делают религиозные люди. Само по себе все это
неплохо. Мы можем делать это все, но если мы не обуздываем свой язык, наше благочестие
пустое и неприемлемо Богом. Бог знает, что все люди, претендующие на
благочестие, столкнутся лицом к лицу с этой истиной.
С другой стороны, Иаков
говорит о виде благочестия, приемлемого Богом. И снова оно отличается от поведения
обычных посетителей Церкви сегодня. В Послании Иакова 1:27 сказано:
Чистое и непорочное
благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их
скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
Первым позитивным условием
целомудренного благочестия является не хождение в Церковь, и даже не чтение
Библии, а внимание и практическая любовь к тем, кто в ней нуждается, в первую
очередь к сиротам и вдовам.
Разрешите мне дать вам
совет: если вы хотите определить, какой вид благочестия у вас, то посмотритесь
в зеркало Слова Божьего, в послание Иакова 1:26-27. Если вы не следите за своим
языком, ваше благочестие пустое. Если вы хотите иметь благочестие, которое
приемлемо Богом, то оно в первую очередь проявляется в любви к тем, кто нуждается
в ней – к сиротам и вдовам.
Я снова возвращаюсь к
примеру с врачом, который спрашивал своих пациентов о самочувствии. Его в
действительности не интересовали их ответы, потому что следующее, о чем он
всегда спрашивал, было – "покажи свой язык".
Это и есть то, о чем
говорит Иаков в приведенных выше двух стихах. Если вы хотите произвести впечатление
на Бога своим благочестием, первое, что Он скажет: "Покажи свой
язык". И, исходя из оценки вашего языка, Он определит приемлемо ваше
благочестие или нет.
Рассмотрим несколько
отрывков из Послания Иакова, иллюстрирующих роль языка в нашей жизни. Остановимся
на Послании Иакова 3:2-8:
Ибо все мы много согрешаем.
Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все
тело.
Иаков говорит, что если вы
умеете контролировать свой язык, то вы можете контролировать и всю жизнь. Вы
совершенный человек, если вы можете контролировать свой язык. Далее он
переходит к сравнению с примерами из жизни:
Вот, мы влагаем удила в рот
коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их; вот, и корабли,
как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются,
куда хочет кормчий; так и язык небольшой член, но много делает. Посмотри,
небольшой огонь как много вещества зажигает: и язык -огонь, прикраса неправды.
Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело
и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны: ибо всякое естество
зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено
естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это –
неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
Иаков раскрывает уникальное
значение и влияние языка на ход развития нашей жизни. В первом примере он
говорит:
"Если нам удастся
вложить удила в рот коню, то мы сможем полностью управлять животным".
Конь в Библии обычно
олицетворяет физическую силу. Этим самым Иаков говорит, что как бы ни была
сильна лошадь, вы можете полностью ею управлять, если сможете контролировать ее
рот с помощью удил. Сила коня приведена в полное подчинение через контроль над
его ртом. Это так же верно и для нас. Кто контролирует наши уста, тот
контролирует и нашу жизнь.
В следующем примере, возможно, еще более
ярком, язык сравнивается с рулем корабля. Корабль может быть больших размеров,
может быть бросаем ветром огромной силы и волнами. Однако у него есть одна
маленькая, но решающая деталь: это руль. С помощью руля устанавливается курс
корабля. Если рулем пользоваться правильно, то корабль благополучно достигнет
гавани. Если же рулем пользоваться неправильно, то корабль потерпит кораблекрушение.
Иаков говорит, что это
верно и для нашей жизни. Язык есть руль. Язык определяет курс нашей жизни. Если
руль нашего языка используется правильно, мы благополучно исполним свое
назначение. Но если наш язык используется неправильно, то мы потерпим
кораблекрушение.
Иаков также приводит в
пример маленькую искорку, из-за которой может вспыхнуть весь лес. В Соединенных
Штатах каждый год лесные пожары наносят ущерб в миллиарды долларов. Они обычно
начинаются именно так, как говорит Иаков – с маленькой искорки. Американский
Департамент Леса распространяет очень яркие плакаты, гласящие: "Только ты
можешь предотвратить лесные пожары". Это так же справедливо и для духовной
сферы. Язык подобен маленькой искорке, которая может уничтожить нечто огромное
по значимости и ценности, причинив огромный ущерб.
В последнем примере Иаков
сравнивает язык с ядом. Он говорит, что язык подобен ядовитому веществу,
отравляющему всю жизнь.
Вспомним еще раз эти
примеры: удила во рту коня, руль корабля, искра, от которой загораются леса, и
яд, проникающий в русло нашей жизни. Суть всех этих примеров одна и та же: язык
– это нечто само по себе маленькое, но способное причинить неисчислимый вред,
который никогда не может быть возмещен.
Далее, Иаков раскрывает еще
и непостоянство религиозных людей. В Послании Иакова 3:9-12 говорится:
Им благословляем Бога и
Отца, и им проклинаем людей, сотворенных по подобию Божьему: из тех же уст
исходит благословение и проклятие. Не должно, братья мои, сему так быть. Течет
ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братья мои,
смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы: также и один
источник не может изливать соленую и сладкую воду.
Иаков говорит о том же, что
и Иисус. Если дерево хорошее, то и плоды должны быть хорошими. Если в вашем
сердце цветет смоковница, то из ваших уст будут выходить смоквы. Но если у
вас в сердце уксус, то вам не получить смокв из ваших уст. Выходящее из ваших
уст говорит о содержимом вашего сердца.
Это, также говорит он, как
источник воды. Если вода, которая вытекает из ваших уст, свежая, то и родник в
вашем сердце чистый. Но если из ваших уст вытекает соленая мутная вода, то и
родник в вашем сердце соленый и мутный. Таким образом, исходящее из ваших уст
неизбежно выражает истинное состояние вашего сердца.
Мы рассмотрели несколько
стихов из Послания Иакова, иллюстрирующих функции нашего языка в нашей жизни.
Мы подробно остановились на четырех примерах: первый – удила во рту коня,
второй – руль корабля, третий – искра, из-за которой начинается лесной пожар –
огонь, берущий начало из преисподней, и четвертый – смертоносный яд, отравляющий
нашу жизнь.
Суть всех этих примеров
одна и та же: язык сам по себе маленький член, неспособен причинить неисчислимый
вред, который может быть неизгладимым. Невозможно вернуть к жизни уже сожженный
лес. Сколько таких Церквей и религиозных групп, в которых именно язык стал той
самой искрой, которая все сожгла и ничего не возможно восстановить.
Сейчас проанализируем три
основных вида заболеваний, поражающих наш язык.
Болезнь номер один:
ЧРЕЗМЕРНАЯ БОЛТЛИВОСТЬ.
Эта болезнь – довольно
частое явление, которое люди считают вполне нормальным и не относятся к нему,
как к заболеванию. Однако это не так. В Книге Притчей 10:19 сказано:
При многословии не миновать
греха, а сдерживающий уста свои – разумен.
Другими словами, если вы
говорите очень много, то вы всегда на грани сказать что-то неправильное. Другой
альтернативы нет.
Библия нас предупреждает,
чтобы мы не были многословными по отношению к Богу. Большинству из нас
действительно необходимо услышать это предупреждение.
Екклесиаст 5:1-3 говорит:
Не торопись языком твоим, и
сердце твое да не спешит произнести слово перед Богом; потому что Бог на небе,
а ты на земле, поэтому слова твои да будут немноги. Ибо, как сновидения бывают
при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. Когда
даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к
глупым; что обещал, исполни.
Однажды кто-то мне сказал:
"Запомни, петь ложь – это точно такой же грех, как и говорить ложь".
Я слышал людей, поющих гимны о полном посвящении и подчинении Богу:
"Иисус, я полностью
подчиняюсь, принадлежу Тебе". А когда разносится чаша для пожертвований,
они стараются куда-нибудь увильнуть. Это два несовместимых действия. Если вы не
стремитесь отдать свою жизнь Богу, то не говорите, что подчиняетесь Ему полностью,
потому что Бог приведет вас к ответу за все слова, сказанные в Его присутствии.
Несколькими стихами ниже Писание показывает, что ангел записывает все, что и
когда мы говорим, произносим в молитве или в прославлении. Однажды мы встанем перед
этим ангелом с записью всего, что говорили. И тогда, согласно Библии, будет
поздно объяснять: "Я в действительности это не имел в виду, я
ошибался", потому что мы дадим отчет за все, что говорили, о чем пели,
молились. В один день все это будет предъявлено нам, и мы ответим за все, в чем
были неискренни, и за несоответствие наших слов и реальных поступков нашей
жизни.
Ибо, как сновидения бывают
при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов.
Использование многих слов –
признак глупости. Когда вы слышите человека, непрерывно говорящего, то вам не
нужны никакие другие доказательства того, что он глуп. "Голос глупого
познается при множестве слов". В чем корень этой проблемы? Я убежден, что
это – беспокойство. Сравним с тем, что говорит Иаков в своем Послании 3:8:
А язык укротить никто из
людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
Люди, которые постоянно
говорят, беспокойные, неудержимые. Наше современное общество полно беспокойных
людей. Приходилось ли вам иметь дело с людьми, которые обрушивали на вас
поток слов? В чем корень их проблемы? В обеспокоенности. Чрезмерная
разговорчивость - точный показатель того, что в сердце у человека нет мира.
Болезнь номер два:
ПУСТОСЛОВИЕ И ПРАЗДНЫЕ СЛОВА.
В Евангелии от Матфея 12:36
Иисус говорит:
Говорю же вам, что за
всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда.
Однажды все мы будем
приведены к ответу за каждое произнесенное нами слово. Мы ответим за каждое
пустое, неискреннее слово, когда мы говорили одно, а подразумевали другое, за
слова, за которые мы не хотели бы отвечать, и за слова, которые мы не сдержали
в нашей жизни.
В Нагорной проповеди Иисус
говорит (Матф. 5:37):
Но да будет слово ваше:
"да, да"; "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого.
Это удивительное
утверждение. Если мы говорим больше того, что есть, то мы преувеличиваем,
излишне эмоциональны, заходим слишком далеко, перебарщиваем, и это все от
лукавого.
В заключение позвольте дать
вам простой совет. Если вы имеете в виду одно, то не говорите другое. Если вы
будете следовать этому правилу, я обещаю вам, что вся ваша жизнь изменится.
Вы станете другой личностью. Если вы будете придерживаться этого правила в
течение года, то я обещаю вам, что за этот год вы станете другим человеком и
намного лучше.
Болезнь номер три: СПЛЕТНИ.
В Книге Левит 19:16
говорится:
Не ходи переносчиком в
народе твоем...
Быть переносчиком – это
означает распространять бесполезные, неправдивые, преувеличенные, злонамеренные
разговоры. Это сплетни. В Новом Завете сатане дано имя "дьявол", что
по-гречески означает "клеветник". Это его сущность. Главное описание
сатаны в Библии – клеветник. Если вы сплетничаете или рассказываете выдумки, то
вы прямым образом выполняете работу для дьявола. Вы являетесь представителем
сатаны. Мы должны стараться не только не говорить сплетни, но мы также несем
ответственность, если слушаем их.
В Книге Притчей 18:8
сказано:
Слова наушника – как
лакомства, и они входят во внутренность чрева.
Это так свойственно
человеческой натуре. Когда мы слышим о ком-нибудь что-нибудь плохое или выставляющее
его в плохом свете, то что-то в человеческом сердце радуется. Слова клеветы
подобны лакомым кусочкам. Будьте осторожны, когда вам предлагаются эти лакомые
кусочки клеветы, чтобы не проглотить их. Они ядовиты. Они сладки на вкус, но
отравляют нас. И как только они попадут в наше сердце, наша жизнь будет
отравлена этими кусочками клеветы.
В Книге Притчей 20:19
говорится:
Кто ходит переносчиком, тот
открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.
Видите, как тесно связаны
между собой эти, казалось бы, различные болезни. Если вы слушаете клевету, то
вы становитесь соучастником в этом. Если вы принимаете вора и берете от него
краденое, то вы юридически становитесь соучастником. Таким же образом, если вы
впускаете клеветника и слушаете его, то вы становитесь его сообщником.
В Псалме 14:1 -3 сказано:
Господи/кто может пребывать
в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит
непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет
языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на
ближнего своего.
Существуют различные
условия для доступа в Божье присутствие, чтобы "обитать на святой
горе". Мы должны ходить непорочно. Мы должны творить правду. Мы должны
говорить истину в сердце своем.
Вот три вещи, которые мы не
должны делать. Мы не должны клеветать своим языком. Мы не должны делать зло
своим ближним. Мы не должны упрекать сами и принимать упреки на своих друзей.
Недостаточно только не клеветать – мы должны и принимать клевету. Мы не должны
иметь ничего против кого-либо из наших знакомых. Мы не должны есть эти лакомые
кусочки клеветы, потому что они ядовиты, и многие взаимоотношения отравляются
этой едой.
Мы изучили, что между
сердцем и устами каждого человека существует прямая связь. Уста, в самом деле
являются клапаном, через который изливается содержание сердца, и поэтому они –
точный показатель состояния сердца. Нездоровый язык неизбежно указывает на
нездоровое сердце.
Мы только что рассмотрели
три специфических заболевания: первое – чрезмерная болтливость; второе –
бесполезные и праздные слова; третье – клевета или сплетни.
Сейчас мы выделим еще три
болезни, которые наиболее часто поражают наш язык.
Болезнь номер четыре: ЛОЖЬ.
Мы должны быть осторожны,
чтобы подобрать правильные слова для определения этой болезни. Прежде всего,
что такое преувеличение? Кто-то однажды употребил фразу "говоря языком
евангелизации". Евангелист видел, что во время его служения вышло на
покаяние 200 человек, а в интервью для газеты он называет 500 человек. Что это?
Преувеличение? Или ложь? Это самая настоящая ложь. Я говорю это не для того,
чтобы критиковать других. Я говорю это потому, что каждый из нас должен быть
осторожным, чтобы не оказаться виновным во лжи. В Притчах 6:16-19 говорится о
семи вещах, которые ненавидит Господь. Ненависть – это очень сильное слово.
Вот что Он говорит:
Вот шесть, что ненавидит
Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки,
пропивающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие
к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и посевающий раздор между
братьями.
Из этих семи качеств,
которые ненавидит Господь, три связаны с языком: первое – " лживый язык
"; второе – "лживый свидетель" (ясно, что это болезнь языка); третье
– "сеющий раздор между братьями" (обычно раздор сеется при помощи
слов). Так, из семи вещей, которые ненавидит Господь, три поражают язык, и из
этих трех две особым образом связаны с ложью.
Вот еще одно подтверждение
из Книги Притчей 12:22:
Мерзость пред Господом -
уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
В этом стихе мы встречаемся
с двумя противоположностями- словом "мерзость" и словом
"благоугодны". "Мерзость пред Господом - уста лживые, а
говорящие истину благоугодны Ему". Третьего не дано.
Итак, мы имеем лишь две
возможности: "ложь" и "истину". Если это не истина, то это
ложь. Если это ложь, то это мерзость перед Господом. Если это истина, то это
благоугодно Ему.
Наша проблема в том, что мы
имеем много "серого", т.е. неосознанного, в области нашего мышления.
Я задался целью найти, как Писание отвечает на этот вопрос, на эту проблему.
Анализ всего Писания ясно показывает, что всякая ложь исходит от дьявола. Я должен
обратиться к словам Самого Иисуса, хотя они и пугают. В Евангелии от Иоанна
8:44 говорится религиозным лидерам Его дней (а они были очень религиозными
людьми):
Ваш отец дьявол, и вы
хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял
в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он
лжец и отец лжи.
Каждый раз, когда из наших
уст выходит ложь, она исходит от дьявола.
Вот еще один важный и
отрезвляющий факт о болезни лжи. В Откровении 21:8 приведен конец тех, кто не
исцелился от болезни лжи:
Боязливых же и неверных, и
скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов –
участь в озере, горящем огнем и серою; это – смерть вторая.
Перечислим еще раз тех, кто
входит в эту категорию людей: боязливые, неверные, скверные, убийцы, любодеи,
чародеи, идолослужители и все лжецы – их место в озере огненном. Это неизлечимо.
Оттуда нет выхода. Каждая такая личность предается второй смерти,
окончательной. Я повторю, что уже сказал: если болезнь лжи не будет исцелена,
то фатальный конец неизбежен.
В Откровении 22:15
говорится о тех, кто не войдет в Божий град:
А вне – псы и чародеи, и
любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду (или
ложь).
Итак, каждый из нас должен
выбрать: буду ли я исцеляться от болезни лжи? Предам ли я свою душу погибели?
Ведь, если болезнь лжи не исцелена, то смертный конец неизбежен.
А теперь рассмотрим
последние две болезни языка.
Болезнь номер пять: ЛЕСТЬ.
В Псалме 11:2-4 сказано:
Спаси, Господи; ибо не
стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит
каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного. Истребит
Господь все уста льстивые, язык велеречивый.
Здесь говорится о
человеческой расе в состоянии морального упадка. И это похоже на то, что мы
видим сегодня вокруг. Трудно найти Божьего человека. Достойные люди исчезли.
Что в результате? "Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы,
говорят от сердца притворного". В Писании провозглашается Божий суд над
льстивыми устами: "Истребит Господь все уста льстивые, язык
велеречивый".
Притчи 26:28 предостерегают
нас:
Лживый язык ненавидит
уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение.
Если мы слушаем и принимаем
лесть или сами становимся льстецами, то концом будет падение. В Книге Притчей
29:5 сказано:
Человек, льстящий другу
своему, расстилает сеть ногам его.
После многих лет служения я
на практике убедился, что это верно. Есть люди, которые говорят добрые слова,
носами при этом не искренни. За словами был всегда другой мотив. Много раз,
если бы не благодать Божья, мои ноги могли оказаться в сетях лести. Я был бы
вовлечен в ситуации и связи, которые были вне Божьей воли. Итак, уясните себе,
что "льстивые уста готовят падение" и "льстящий другу своему
расстилает сеть ногам его".
Болезнь номер шесть:
ОПРОМЕТЧИВАЯ РЕЧЬ.
В Книге Притчей 29:20
говорится:
Видал ли ты человека, опрометчивого в словах своих?
на глупого больше надежды, нежели на него.
Это очень сильно сказано,
потому что о глупых Библия не говорит ничего хорошего. Она утверждает, что если
мы опрометчивы в своих словах, то наше состояние гораздо хуже, чем у глупцов.
Вот пример из Писания о
человеке, который один раз проявил опрометчивость в своих словах, и это стоило
ему очень дорого. Это Моисей. Бог повелел ему идти впереди сынов Израильских.
Моисей должен был сказать скале, чтобы та дала воду. Но он был так сердит на сынов
Израильских, что сказал им: "...послушайте, непокорные, разве нам из этой
скалы извести для вас воду?" Затем, вместо того, чтобы говорить скале,
он ударил по ней. Этот акт непослушания, выраженный в опрометчивых словах,
стоил ему привилегии ввести сынов Израильских в Обетованную Землю.
Это описано в Псалме 105:
32-33:
И прогневали (сыны Израильские)
Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них, ибо они огорчили дух его, и он
погрешил устами своими.
Поставим диагноз.
Огорченный дух побуждает нас поступать необдуманно своими устами, а опрометчивые
слова стоят нам многих привилегий и благословений. Если Моисею пришлось
уплатить такую цену за одно опрометчивое высказывание, то и мы должны
остерегаться говорить опрометчивые вещи, которые могут стоить нам очень дорого
в духовной сфере.
Сущность всего, что говорит
нам Библия о роли языка в нашей жизни, сводится к одному: язык сам по себе
маленький, но способен причинить огромный вред, который может быть невозместимым.
Из четырех предложенных примеров: удила во рту коня, руль корабля, искра, вызывающая
лесной пожар, и яд, отравляющий всю жизнь, наиболее ярко иллюстрирует огромную
потенцию нашего языка пример руля на корабле.
Руль представляет маленькую
часть корабля и размещен не на виду. Вы не увидите его, если посмотрите на
корабль, отправляющийся в плавание. Но эта маленькая деталь, невидимая простым
взглядом, определяет курс корабля. Если рулем пользоваться правильно, то
корабль благополучно достигнет желаемой гавани. Но если руль используется неверно,
то почти наверняка корабль потерпит кораблекрушение. Руль определяет
направление и судьбу корабля.
Библия говорит, что язык
для тела – то же самое, что и руль для корабля. Если мы смотрим на внешность
человека, мы совсем не видим его языка, и все же этот маленький член подобен
рулю на корабле. Его употребление определяет курс жизни человека. Он определяет
судьбу.
В продолжение нашего учения
рассмотрим пример из истории Израиля, который даст нам ясное понимание следующего:
человек сам определяет свою судьбу тем, что он говорит своим языком. Обратимся
к эпизоду из Книги Чисел (главы 13 и 14).
Израиль вышел из Египта и
находился на пути к Обетованной Земле. Бог повелел Моисею послать вперед
двенадцать человек с целью разведать и дать отчет об Обетованной Земле: выявить
ее главные особенности, нрав ее обитателей, какие там города, какие растут
плоды. Каждое из двенадцати колен выбрало своего лидера. Двенадцать мужей
провели сорок дней в той земле, обошли ее вдоль и поперек и вернулись с
отчетом об увиденном. То, что они донесли в отчете, приведено в Книге Чисел
13:27-28:
И пошли и пришли к Моисею и
Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и
принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли. И рассказывали
ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно
течет молоко и мед, и вот плоды ее (Плод был таким тяжелым, что одну гроздь
винограда несли два человека, прикрепив ее к шесту.); но народ, живущий на
земле той, силён, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых (великанов)
мы видели там.
Если Бог вам дает
обетование, собираетесь ли вы принять обетование таким, какое оно есть, или вы
собираетесь принять его, а затем скажете: "Однако"? Это решающее слово
обрекло людей на беспокойство и горе. Лишь двое из разведчиков, Халев и Иисус
Навин, не поддержали отрицательную позицию остальных. В Книге Чисел 13:31-32
читаем:
Но Халев успокаивал народ
пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее.
А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо
он сильнее нас.
Обратите внимание на слова,
которые были произнесены разведчиками. Халев сказал позитивное: "Мы можем
одолеть ее", другие десять сказали противоположное: "Мы не можем".
Дальше из истории мы видим, что каждая группа получила в соответствии со
сказанным. Судьба каждой группы была решена ее собственными словами, о ней
рассказывают Числа 14:20-24:
И сказал Господь Моисею:
прощаю по слову твоему; но жив Я, и славы Господней полна вся земля. Все,
которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и
искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли,
которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее; но
раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался
Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее.
Так Халев своим позитивным
исповеданием обеспечил себе позитивное будущее.
Далее (Числа 14:26-32)
говорится;
И сказал Господь Моисею и
Аарону, говоря: доколе злому обществу сему роптать на Меня ? Ропот сынов
Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу. Скажи им: живу Я, говорит
Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам. (Обратим внимание на эти
слова: "Как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам") В пустыне сей
падут тела ваши, и вы все исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и
выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку
Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Нави
на. Детей ваших, которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я
введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели; а ваши трупы падут в
пустыне сей.
Они решили свою судьбу
своими словами. Затем Числа 14:36-37 рассказывают:
И те, которых посылал
Моисей для осмотрения земли, и которые, возвратившись, возмутили против него
все сие общество, распуская худую молву (клевету) о земле, сии, распустившие
худую молву о земле, умерли, быв поражены пред Господом.
Они сами обрекли себя на
смерть. Они сказали слова о смерти, и смерть настигла их. Далее в Числах 14:38
сказано:
Только Иисус, сын Навин, и
Халев, сын Иефонниин, остались живы из тех мужей, которые ходили осматривать
землю.
Смерть и жизнь во власти
языка. Что еще может более наглядно проиллюстрировать это? Человек, говоривший
негативно, обрек себя на смерть. Человек, говоривший позитивно, принял жизнь.
Они решили свою судьбу тем, что говорили. Тот, кто сказал "мы не
можем" – не смог. Тот, кто сказал "можем" – смог.
В Новом Завете наше
переживание как христиан прямо сравнивается с переживаниями Израиля в Ветхом
Завете. Этот урок является предупреждением для нас. В послании Евреям 4:1-2
сказано:
Посему будем опасаться,
чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас
опоздавшим. (То же самое обетование, данное Богом Израилю, предлагается и нам.
Это обетование христианам войти в покой Божий. Мы должны остерегаться, чтобы не
оказаться недостигшими его, как это случилось в Ветхом Завете.) Ибо и нам оно
возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное
верою слышавших.
В этом была их проблема.
Они слышали послания, они слышали обетование, но, как вы помните, они
произнесли роковое слово "однако". Вместо того, чтобы
сосредоточиться на обетовании Бога и смело исповедовать свою веру в Божье
обетование и силу, они сконцентрировались на отрицательном. Они обратили
внимание на великанов, на укрепленные города и сказали: "Мы не
можем". Слава Господу за двух людей, которые имели веру, и смело сказали:
"Мы можем".
Когда вы получаете Божье
обетование относительно определенной ситуации, что вы делаете своим языком? Вы
поступаете в соответствии с Божьим обетованием? Вы отождествляете самого себя
с обетованием Бога и говорите: "Бог сказал это. Я могу"; или вы
отделяетесь от обетования и говорите: "Однако посмотри на все эти
проблемы; Бог сказал это, но я никак не смогу это сделать"? Помните, что
все разведчики определили свою судьбу теми словами, которые они сказали своим
языком. Так же и вы, и я, слыша Евангелие, определяем нашу судьбу теми
словами, которые говорим. Этот урок относится к нам. Десять из двенадцати
разведчиков сконцентрировались на
проблемах, а не на обетованиях. Двое из двенадцати разведчиков, Иисус Навин и
Халев, сконцентрировались на обетованиях, а не на проблемах. Иисус Навин и
Халев сказали:
"Мы можем".
Остальные же сказали: "Мы не можем". Каждый получил соответственно
тому, что сказал. Они все решили свою судьбу своим языком.
Смерть и жизнь во власти
языка. Правильное использование языка дает жизнь, и наоборот, неправильное
использование языка обрекает на смерть.
Бог обеспечил нас через
Писание всем необходимым для исцеления наших языков. Чтобы получить исцеление,
нужно сначала определить корень проблемы. Все свидетельства Писания ясны и
недвусмысленны: корень любой проблемы, поражающей наш язык, находится в нашем
сердце. Повторим еще раз слова из Евангелия от Матфея 12:33-35:
Или признайте дерево
хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо
дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе,
будучи злы ? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго
сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое.
Сердце есть дерево, а слова
– плоды. Слова, выходящие из наших уст, свидетельствуют о состоянии сердца.
Если сердце доброе, то и слова добрые. Если сердце злое, то и слова злые. Наше
сердце так или иначе злое или доброе. Все, что вылетает из наших уст, указывает
на содержимое нашего сердца.
Если вы случайно разольете
воду из ведра на пол в кухне и увидите, что вода, которую вы пролили, грязная и
жирная, то вам нет необходимости определять, какая вода в ведре. Вы догадаетесь,
что и там она грязная и жирная. Так же можно понять наше сердце. Если злые,
нечистые, неверные, грубые слова выходят из наших уст, то они указывают, что
все это преобладает в нашем сердце. Обратимся к Посланию Иакова 3:9-12, где Апостол
говорит о противоречивости религиозных людей:
Им (т.е. языком) благословляем
Бога и Отца, и им проклинаем людей, сотворенных по подобию Божьему: из тех же
уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братья мои, сему так быть.
(Это противоречивость. Затем Иаков спрашивает:) Течет ли из одного отверстия
источника сладкая и горькая вода 7 Не может, братья мои, смоковница приносить
маслины, или виноградная лоза смоквы: также и один источник не может изливать
соленую и сладкую воду.
Иаков здесь приводит два
примера. Один – источник воды, другой – дерево. Он говорит, что оливковое
дерево никогда не даст такого плода, как смоква. Род дерева определяется по
плоду. Иаков использует тот же пример, что и Иисус. Дерево – это сердце, и
плоды – это слова, выходящие из уст. Он также использует другой пример –
источник воды. Он говорит, что если из источника идет соленая вода, то мы
знаем, что это источник соленой воды.
Эти два примера схожи, но
не идентичны. Два дерева представляют две природы. Испорченное дерево – это ветхий
человек, ветхая природа. Хорошее дерево – это новый человек в Иисусе Христе.
Ветхий человек не может принести хороших плодов. Иисус ясно говорил об этом
много раз. Ветхая, плотская природа всегда принесет плоды, соответствующие ей.
Источник воды представляет
нечто духовное. Чистый источник – это Святой Дух. Испорченный, соленый,
нечистый источник – это другой дух.
Итак, мы имеем две
проблемы, которые проявляются через наши уста. Первая – старая, испорченная
природа, которая не была изменена и продолжает производить испорченный плод. Вторая
– некоторый тип духа, который не является Святым Духом, изливает нечистую, мутную
воду. Суть учения состоит в том, что обе проблемы находятся внутри нас. Состояние
нашего сердца определяет, что будет выходить их наших уст. Итак, проблема
нашего языка неизбежно возвращает нас к проблеме нашего сердца.
Сопоставим это с истиной, которую
сказал Соломон в Книге Притчей 4: 23:
Больше всего хранимого
храни сердце твое; потому что из него источники жизни.
Здесь также встречается
слово "источники", как и в примере Иакова об источнике воды, дающем
воду такого же качества, каким является сам источник. Все, что происходит в
твоей жизни, и все, что исходит из твоих уст, берет начало в твоем сердце. Если
источник чистый, то из него исходит все чистое. Если источник загрязненный, то
все, что исходит из него, загрязненное. Сравним это с тем, что сказано в Послании
к Евреям 12:15-16:
Наблюдайте, чтобы кто не
лишился благодати Божьей; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил
вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого
блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от
своего первородства.
У Исава было право
первородства, но он продал его и потерял его. Мы можем получить право
первородства или обетование от Бога, но если мы не ведем себя правильно, то
потеряем наше первородство, и наша участь будет подобна участи десяти
разведчиков, вернувшихся с отрицательным отчетом.
Библия указывает, что
причиной такого поступка Исава был корень горечи в его сердце. Он был озлоблен
против своего брата Иакова, и этот корень горечи в его сердце принес горькие
плоды в его жизни, отравил его жизнь и стал причиной потери права
первородства. Итак, корень проблемы – в сердце.
Писание предупреждает нас,
что если корень горечи есть в сердце хотя бы одного из нас, то и другие могут
быть осквернены им. Неправильное, негативное использование языка является
инфекцией. Десять разведчиков вернулись с негативным отчетом и совратили весь
народ, заразили этой негативной и заразной болезнью. Это единственная причина,
почему Бог принял такое серьезное решение.
Есть и другие примеры злых
корней в нашем сердце, которые проявляют себя через наши уста и создают
проблемы, воруют благословения, которые приготовил Бог для нас. В нашем сердце
могут быть корни обиды, неверия, нечистоты, гордости и все они проявляются в нашей
манере говорить. Мы можем стараться говорить приятные слова, мы можем хотеть
быть добрыми и снисходительными, но корень обиды отравит наши слова духом
раздражения. Мы можем утверждать, что мы верующие, но корень неверия будет
побуждать нас поступать так же, как и десять разведчиков, и на обетование Божье
говорить "однако".
Позвольте мне напомнить вам
о враче в пустыне, делающем обход больных дизентерией. Ответам на первый вопрос:
"Доброе утро, как дела?" – он не придавал серьезного значения, потому
что важен был второй вопрос: "Покажи мне свой язык". Как ты
отреагируешь, если Бог скажет тебе: "Покажи Мне свой язык"?
Давайте рассмотрим три
простых практических Библейских шага, которые могут решить проблемы вашего
языка.
Шаг номер 1: НАЗОВИТЕ СВОЮ
ПРОБЛЕМУ НАСТОЯЩИМ ИМЕНЕМ – ГРЕХ.
Очень важно, чтобы мы были
честными. Мы не добьемся успеха, пока будем пытаться оправдываться,
прикрываться психологической терминологией, выискивать различные отговорки,
притворяться. Я наблюдал много раз, как Бог действовал и помогал мне и многим
другим людям, как только мы приходим к моменту правды. Пока мы пытаемся оправдаться
или не до конца осознаем свою проблему, Бог ничего не делает для нас. Иногда мы
говорим: "Господь, почему Ты не помогаешь мне?" Бог отвечает (мы
можем не слышать Его, но Бог отвечает): "Я жду, когда ты станешь честным:
честным сам с собой и честным со Мной".
Этот первый шаг самый
важный. Как только вы сделаете его, вы встанете на путь к последующим шагам.
Назовите свою проблему настоящим именем – грех.
Религиозные люди используют
много различных способов оправдания или прикрытия неправильного использования
своего языка. Они думают, что нет ничего особенного в том, что они сказали. Бог
смотрит на это по-другому. Это факт, что мы решаем свою судьбу тем, что говорим.
Иисус сказал: "Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих
осудишся" (Матф. 12: 37). Это очень серьезно. Не шутите с этим. Станьте
правдивыми и скажите: "У меня проблема. Это грех". Сделав это, вы
будете готовы ко второму шагу.
Шаг номер 2: ИСПОВЕДУЙТЕ
ВАШ ГРЕХ И ПОЛУЧИТЕ ПРОЩЕНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ.
Первое послание Иоанна
1:7-9 ясно показывает это:
Если же ходим во свете,
подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа,
Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха,
-обманываем самих себя и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он,
будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой
неправды.
Опять мы видим необходимость
быть честными. Кровь Иисуса не омывает в темноте. Только находясь в свете,
сможем мы получить очищение Кровью Иисуса. Если мы ходим в свете, то Кровь
Иисуса постоянно омывает нас и держит чистыми от греха. Когда мы говорим, что
не имеем греха, который, как я отметил, является нашей истинной проблемой, мы
обманываем себя. Правды нет в нас, и мы не в свете. Мы во тьме, в которой Божье
провидение не действует.
Но у нас есть возможность
исповедовать наш грех и придти к свету. Когда мы осознаем сущность и
серьезность нашей проблемы, тогда Бог, который "верен и праведен, простит
нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды". Здесь использованы два
слова: "верен" и "праведен". Бог "верен", потому
что Он обещал, и Он выполнит Свое обещание. Бог "праведен" и
справедлив, потому что Иисус уже заплатил за наши грехи, и поэтому Он может
прощать без какого-либо компромисса со Своим правосудием.
Если мы исповедуем наш
грех, то гарантией Писания нам будет то, что Бог в Своей верности и справедливости
простит нас и очистит от всякой неправды. Бог не просто прощает, но и очищает,
что еще более важно. Если однажды наше сердце, которое является источником
жизни, очистить, то мы никогда не совершим тех же грехов.
Если вы верите, что ваши
грехи прощены, но чувствуете, что вы не очищены, спросите у себя, а действительно
ли вы прощены? Таков Бог: если прощает, то и очищает. Так и Писание обещает не
только прощение, но и очищение. Бог никогда не останавливается на полпути.
Если мы исповедуем свой грех, то Бог, "будучи верен и праведен",
простит нам его и очистит от всякой неправды. Если сердце очищено, то проблемы
больше не существует. Помните, что состояние сердца определяет то, что выйдет
из ваших уст. При чистом сердце уста не могут производить нечистые выражения.
Нечистые выражения показывают нечистоту сердца.
Во-первых, если мы придем к
свету, исповеданию и обратимся к Богу со своей проблемой, то Бог, будучи верен
и праведен, простит. Записи прошлого будут уничтожены, и все то, что вы
произнесли, но не желали бы никогда поизносить, будет тоже уничтожено.
Во-вторых, Бог очищает ваше сердце. И тогда из чистого, целомудренного сердца
через уста будет выходить тоже только чистое и целомудренное. Если ваше сердце
славит Господа, то и ваши уста будут славить Господа. Бог разрешает проблему
языка и уст, разрешая прежде проблему состояния сердца.
Шаг номер 3: ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ГРЕХА, ПОКОРИТЕСЬ
БОГУ.
В этом шаге заключены два
противоположенных момента, как две взаимосвязанные стороны одной монеты. Вы
должны использовать свою волю, чтобы сказать "нет" греху и
"да" Богу. Вы должны сделать и то, и другое. Вы не можете сказать
"нет" греху, не говоря "да" Богу, потому что тогда вы
окажетесь в пустоте, которую позже опять заполнит та же проблема. Вы не сможете
убежать от греха, не покорившись Богу.
Вот что говорит Павел в
Послании к Римлянам 6:12-14:
Итак, да не царствует грех
в смертном вашем тепе, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте
членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из
мертвых, и члены ваши (или части вашего тела) Богу в орудия праведности. Грех
не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодати/о.
Когда грех позовет вас,
скажите ему: "Нет, я не буду покоряться тебе; я не дам ни одной части
моего тела. Более того, я не дам тебе ту часть, которая причиняет больше всего
неприятностей: язык. Грех, ты не сможешь больше контролировать мой
язык".
Затем обратитесь к Богу и
скажите: "Бог, я предаю свой язык Тебе и прошу контролировать этот член,
над которым я не имею контроля".
Посмотрим, что говорит
Иаков в своем послании 3:7-8:
Ибо всякое естество зверей
и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством
человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло;
он исполнен смертоносного яда.
Вы должны принять тот факт,
что не можете сдержать или контролировать свой собственный язык. Есть только
одна сила, способная контролировать ваш язык – это сила Божья через Святого
Духа. Если вы прощены и очищены, но вас снова позвал грех, чтобы использовать
ваш язык, скажите: "Ты не сможешь завладеть моим языком: я отказываюсь от
тебя". Затем вы должны сказать Святому Духу: "Святой Дух, я покоряю
свой язык Тебе. Я не могу контролировать его. Я прошу Тебя сделать это за
меня".
Повторим еще раз эти три
шага. Во-первых, назовите проблему своим именем – грехом. Во-вторых, исповедуйтесь
и примите прощение и очищение. В-третьих, прекратите покоряться греху и
покоритесь Богу. Процесс освобождения и исцеления – это покорение Богу, Святому
Духу члена, который вы никогда не сможете контролировать.
Как мы уже видели, корень
всех проблем, поражающих наш язык, лежит в нашем сердце. Это значит, что для
решения проблем языка мы должны сначала решить корневые проблемы сердца.
Мы определили три шага,
которые необходимо сделать, чтобы справиться с проблемой сердца, выражающейся
через язык.
Во-первых, надо честно
назвать проблему своим именем, то есть грехом. Будьте честны. Бог поможет вам
только на основе правды. Бог – это Бог правды. Святой Дух – это Дух истины.
Во-вторых, исповедуйте и
примите прощение и очищение на основании обетования, изложенного в Первом
послании Иоанна 1: 9:
Если исповедуем грехи наши,
то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от
всякой неправды.
Бог не только прощает
прошлое, но и очищает сердце так, что сама проблема вырывается вместе с корнем.
В результате происходит изменение плода, исходящего из нашего сердца.
В-третьих, отрекитесь от
греха и покоритесь Богу. Скажите "нет" греху и "да" Богу.
Отрекитесь от греха и доверьтесь Святому Духу. Есть только одна сила во всей
Вселенной, которая может успешно контролировать ваш язык – это Святой Дух.
Давайте более подробно
разберемся со всеми положительными аспектами третьего шага: покорение нашего
языка Богу. Мы нуждаемся в понимании истинной причины, по которой Создатель дал
каждому из нас рот и язык.
Писание дает нам ответ, и
это один из тех интересных примеров истины в Писании, которые можно обнаружить
только путем сравнения двух отрывков, во время которого к нам приходит
откровение. Оно не дается нам в полноте, если мы будем анализировать только
один из отрывков. Рассмотрим два отрывка: один из Ветхого Завета, другой из
Нового Завета. В Новом Завете приводится текст из Ветхого Завета. Сопоставление
двух отрывков (Псалом 15:8-9) и (Деяния 2:26) дает ответ на заданный вопрос:
"Для чего Создатель дал человеку язык?" В день Пятидесятницы, когда
сошел Дух Божий и сделался большой шум, собралась большая толпа людей узнать,
что произошло. Тогда Петр произнес свою знаменитую проповедь о жизни, смерти и
воскресении Иисуса Христа, приведя Псалом 15:8-9 из Ветхого Завета, пророчествующий,
что Иисус в самом деле Мессия и Сын Божий. Он был процитирован следующим
образом (Деяния 2: 25-26):
Ибо Давид говорит о Нем:
"...Видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался;
от того возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится
в уповании".
Псалом 15: 8-9 звучит так:
Всегда видел я пред собою
Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. От того возрадовалось сердце
мое, и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании.
В русском переводе и в
Псалме, и в Деяниях использовано выражение ''возвеселился язык мой". В
оригинале еврейского текста в Псалме вместо ''возвеселился язык мой"
стоит "возвеселилась слава моя". Но когда этот отрывок в греческом
переводе приводится в Деяниях 2: 26, то употребляется уже слово не
''слава", а ''язык". Это говорит о значительном и важном: наш язык –
это наша слава. Вы можете спросить: "Почему?" Ответ такой: потому что
Создатель дал вам и мне язык для одной высшей цели – прославлять Его. Это единственное
предназначение языка. Вот почему наш язык есть наша слава. В отличие от других
членов нашего тела с помощью языка мы можем прославлять Создателя. Это ведет к
последствиям великой важности: каждое употребление нашего языка, не
прославляющее Бога, является использованием языка не по назначению.
Обратим внимание на хорошо
известное утверждение Павла в Послании к Римлянам 3:23: "Потому что все
согрешили и лишены славы Божьей".
Сущность греха состоит не
обязательно в совершении ужасного преступления. Сутью греха является лишение
славы Божьей, жизнь без прославления Бога. Люди могут не соглашаться и
говорить: "Это не относится ко мне; я никогда не был лишен славы Божьей".
Но я прошу вас проверить
употребление вашего языка. Запомните, что единственная причина, почему у вас
есть язык – это прославление Бога. Любое использование языка, не прославляющее
Бога, является незаконным. Я не верю, что хотя бы один из нас может правдиво
сказать, что всегда использовал язык для прославления Бога. Таким образом, мы должны
признать справедливость утверждения Павла о том, что все мы согрешили и лишены
славы Божьей. Если оно и не относится к какой-нибудь другой сфере нашей жизни,
то для сферы употребления языка оно справедливо.
Два различных вида огня
сталкиваются в человеческом языке. Первый – это огонь из преисподней. Этот вид
огня воспламеняет язык грешного невозрожденного человека. В Послании Иакова 3:
6 говорится:
И язык – огонь, прикраса
неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет
все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
Этот огонь в человеческом
языке происходит из самого ада и плоды его – адские плоды. Но в день Пятидесятницы
впервые Бог излил для искупленных людей, через которых должна быть явлена слава
Божья на земле, другой род огня, берущий начало из другого источника. Это огонь
Духа Святого, идущего с небес, а не из геенны. И впервые этот огонь явился в
языках собравшихся в горнице. Другими словами, Божий огонь с небес вытесняет природный
адский огонь грешного языка. Огонь из геенны заменяется огнем чистоты, святости
и славы Божьей. Рассмотрим отрывок из Деяний 2:1-4:
При наступлении дня
Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба,
как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились;
и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на
каждом из них. (Заметьте, что были огненные языки для каждого в отдельности. А
что случилось затем?) И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных
языках, как Дух давал им провещавать.
Обратите внимание, что Дух
начал производить действия в их языках. Божий огонь с небес дал им новый способ
использования своего языка. Далее Писание откровенно говорит: "Все, что
они говорили в Духе Святом – было прославлением Бога". Они использовали
свои языки в соответствии с той целью, для которой Бог дал им языки.
Ключом для решения проблемы
является полное посвящение языка Святому Духу. Это очевидно из утверждения
Павла в Послании Ефесянам 5:17-20:
Итак, не будьте
нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божья. (Следующий стих говорит
нам о воле Божьей) И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но
исполняйтесь Духом,...
Нужно обратить внимание на
то, что напиваться вином – грех и не исполняться Духом Святым – тоже грех.
Позитивная заповедь так же обязательна, как и запрещающая заповедь. Не
упивайтесь вином, но исполняйтесь Духом Святым. В известном смысле речь идет о
двух различных видах наполнения, потому что в день Пятидесятницы про мужчин и
женщин, впервые исполнившихся Духом Святым, насмешники говорили: "Они
напились". В определенном смысле они действительно были пьяны, но это
было совсем иного рода опьянение. Они не были пьяны от вина, но они были
исполнены Святым Духом. Далее (Еф. 5:19-20) Павел говорит;
...назидая самих себя
псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах
ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего
Иисуса Христа,...
Обратите внимание на слово
"назидая", которое идет за предписанием "исполняйтесь Духом".
В Новом Завете насчитывается пятнадцать мест, где говорится о людях, исполненных
или наполненных Святым Духом. И всегда первоначальное проявление происходит
через уста. "От избытка сердца говорят уста".
Когда вы исполняетесь
Святым Духом, то это вначале проявляется через ваши уста, ваш язык. Взамен
ропота, недовольства, критиканства и исповедания неверия, говорит Павел, должны
назидаться, петь, воспевать и благодарить. Использование языка всегда должно
быть позитивным, а не негативным.
Решение каждой проблемы с
нашим грехом в нашей жизни должно быть позитивным. Недостаточно прекратить грешить.
Мы должны иметь праведность. Недостаточно только отказывать дьяволу в своем
языке. Мы должны посвятить свой язык Святому Духу. Быть исполненными Святым Духом
и говорить – это и есть лекарство.
Мы только что определили,
что высшей целью, для которой Бог дал нам язык, является прославление Бога.
Наш язык – наша слава. Мы уже говорили о том, что использование языка, не
прославляющее Бога, является использованием не по назначению. В свете этого мы
должны научиться получать Божьи сверхъестественные провидения, чтобы
использовать наш язык для Его славы. Провидение приходит только через Дух
Святой. Только Святой Дух может дать нам способность использовать наш язык в
соответствии с Божьим предназначением. Недостаточно просто избегать отрицательного,
но мы должны посвятить себя положительному.
В заключение нам необходимо
увидеть, что наше правильное использование языка соединяет нас с Иисусом
Христом как с нашим Первосвященником. Первосвященство Иисуса – это вечное Его
служение, которое постоянно продолжается на небесах. После смерти за наши
грехи, погребения, воскресения и вознесения на небеса, Он вошел в служение
Первосвященника, являясь нашим представителем перед Богом. Он наш
Первосвященник при условии, что исповедание наших уст правильное.
Вот что об этом написано
Апостолом Павлом в Послании к Евреям 3:1:
Итак, братия святые,
участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания
нашего, Иисуса Христа.
Обратите внимание на последнюю
фразу. Иисус – Первосвященник нашего исповедания. Наше исповедание связывает
нас с Иисусом как с Первосвященником. Если мы только верим, но не исповедуем,
то Его служение как Первосвященника не может действовать в наших интересах.
Первосвященство Иисуса на небесах основывается на нашем высказанном вслух
исповедании, а не на нашей молчаливой вере.
Чрезвычайно важно, чтобы мы
совершали и придерживались правильного исповедания. Слово "исповедание"
в буквальном смысле означает "говорить то же самое, что и...". Для
нас это означает говорить своим языком то же самое, что говорит Бог в Писании.
Слова наших уст должны соответствовать Слову Божьему в Писании.
Когда мы произносим своими
устами с верой слова, которые говорит Бог в Библии, то этим даем возможность
Иисусу осуществлять Свое Первосвященническое служение как нашему представителю
в присутствии Божьем. Своим неправильным исповеданием мы разрушаем Его
служение. Оно зависит от правильности нашего исповедания. Наше исповедание –
это то, что связывает нас с Иисусом как с нашим Первосвященником. Это дважды
подчеркивается в Послании к Евреям, первый раз в Послании к Евреям 4:14:
Итак, имея Первосвященника
великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божьего, будем твердо держаться
исповедания нашего.
Через наше исповедание мы
имеем непрерывную связь с Иисусом как с нашим Первосвященником. И второе место
в Писании, важное для нашего понимания – это Послание к Евреям 10:21 и 23:
...И имея великого
Священника над домом Божьим... будем держаться исповедания упования неуклонно,
ибо верен Обещавший.
Все это Павел говорит об
Иисусе как нашем Первосвященнике, о том, что мы должны совершать, придерживаться,
твердо держаться исповедания нашей веры и нашего упования. Наше исповедание –
это то, что соединяет нас с Иисусом как с Первосвященником. Если мы не придерживаемся
исповедания, то мы разрушаем Его служение в нашу пользу. Правильное исповедание
является неотъемлемой частью нашего спасения. В Послании к Римлянам 10:8-10
сказано:
Но что говорит Писание? «Близко
к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем», то есть слово веры, которое
проповедуем. Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и
сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому
что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
И в этом отрывке из Писания
мы видим прямую связь между устами и сердцем. Иисус говорил: "От избытка
сердца говорят уста". Спасение зависит от двух вещей: от наличия веры в нашем
сердце и от исповедания наших уст.
В Библии
"спасение" – это всеобъемлющее слово, включающее в себя все
благословения, провидения Бога, которые приобретены для нас через смерть
Иисуса Христа. Оно включает в себя духовные, физические, финансовые, временные
и вечные благословения. Все эти благословения, купленные ценой смерти Иисуса
Христа, можно суммировать одним словом "спасение". Чтобы войти в полноту
Божьего спасения для всех сфер нашей жизни, мы должны совершать правильное
исповедание. В каждой сфере, что бы это ни было, мы должны говорить своими устами
то же, что говорит Бог в Своем Слове. Когда наше исповедание соответствует
Слову Бога, мы продвигаемся в полноту Божьего провидения для нашего спасения и
имеем пользу от служения Иисуса как нашего Первосвященника на небесах. С Ним, стоящим
над нами на основании нашего исповедания, ничто не может помешать нам или
остановить нас на пути в полноту нашего спасения. Это наше исповедание
связывает нас с Иисусом как с нашим Первосвященником. Вот почему то, что мы
говорим своими устами, определяет наше состояние.
Давайте еще раз вернемся к
примеру, иллюстрирующему мысль, что наш язык подобен рулю, управляющему жизнью.
В Послании Иакова 3:4-5 говорится:
Вот, и корабли, как ни
велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются,
куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри,
небольшой огонь как много вещества зажигает...
Что руль для корабля, то
язык для нашего тела и нашей жизни. Правильное использование руля обеспечивает
правильное управление кораблем. Неправильное управление приведет к кораблекрушению.
Так и правильное использование языка принесет нам успех и спасение во всей полноте, а неправильное использование
приведет к кораблекрушению в вере и
неудаче. Корабль управляется рулевым с помощью маленького руля. Большим
океанским лайнером управляет капитан с многолетним опытом, но когда лайнер
входит в порт, капитан не может сам швартовать судно. Это почти неизменное
правило, что он должен брать рулевого (лоцмана) на борт, который отвечает за
использование руля и швартовку судна.
Мы можем чувствовать себя
способными управлять своей жизнью, но есть ситуации, в которых мы бессильны. Мы
должны призвать кормчего и позволить ему взять на себя всю ответственность. Вы
можете спросить, кто этот кормчий? Ну, конечно же, этот кормчий – Дух Святой.
Только Дух Святой может сделать нас способными правильно использовать наш язык
и всегда совершать правильное исповедание.
Святой Дух – это Дух Истины
и Дух Веры. Наши слова и наша речь под Его контролем и побуждением становятся
позитивными. Тогда наша речь прославляет Бога и приносит Божьи благословения в
нашу жизнь. Каждый из нас нуждается в кормчем.
Этот кормчий – Дух Святой
окончательно разрешит проблемы человеческого языка.
Бог допускает нас до места
опасности. Он говорит: "Никто из вас не может обуздать своего языка",
в то же время Он говорит: "Но у Меня есть Кормчий. Пригласите ли вы Его на
борт?" Если ''да", то вам нужно сказать такие простые слова:
"Святой Дух! Я
действительно не могу контролировать свой язык. Приди и возьми под Свой контроль
мои уста. Я подчиняюсь Тебе. Дай мне язык, который прославляет Бога.
Аминь".