ДЕРЕК
ПРИНС
Погребение посредством
крещения
Санкт-Петербург 1999 Original title: Burial by baptism by Derek Prince
Copyright © Derek Prince“
Russian translation published by
permission ofDerek Prince Ministries International
P. O.Box
19501 Charlotte, NC 28219-9501 USA All rights reserved
Production and organization
Derek Prince Ministries - Eastern Europe
P. O. Box 349
1960 AH Heemskerk
Netherlands“
http://www.derekprince.com
Погребение посредством крещения
Крещение в воде напрямую связано со
спасением - Должно ли креститься только «во имя Иисуса»? - Девять частей
анализа - На что основываться - Может перекреститься? - Живой путь: Погребение
и Воскресение.
В конце проповеди Петра, в день
Пятидесятницы, обличенные, но еще не обращенные слушатели спросили: «Что нам
делать мужи братия?» На этот вопрос Петр, говоря от лица Бога и Церкви, дал
прямой и точный ответ: покайтесь... креститесь... примите Святого Духа. Это
полный перечень требования для каждого грешника, желающего примириться с Ним.
Он состоит из трех разных, но близко между собой связанных действий: покаяния,
крещения и принятия Святого Духа. Эти Божии требования такие же и сегодня. Они
никогда не изменялись.
Центральным в этих требованиях Бога
является постановление о водном крещении. В Новом Завете водное крещение всегда
напрямую связано со спасением. Новозаветная Церковь ничего не знала о спасении,
получаемом без водного крещения. Со дня Пятидесятницы каждый уверовавший
крестился, обычно, в тот же день. Крещение было заповедано Церквам Иисусом
Христом. Филипп пришел в Самарию
и проповедовал там «Христа». А результат этого то, что те, кто поверили, были
крещены (Деян. 8:5-12). Позднее, при встрече с
евнухом на дороге в Газу, Филипп проповедовал ему «Иисуса». В результате евнух
был крещен при первом же удобном случае (Деян.
8:35-38). Поэтому ясно, что крещение было неотделимой частью заповеди Иисуса
Христа. переданной через
Новозаветную Церковь. По этой причине важно не забывать, что Церковь должна
продолжать преподносить точное и безусловное знание о крещении. Всегда в
истории Церкви большинство различных христианских общин основывали свое учение
о крещении на поручении Иисуса, описанном в Евангелии
от Матфея 28:19, крестя «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Однако, в разные времена верность этой основы подвергалась
сомнениям. Вместо этого стало бытовать мнение в учении о крещении, главные
моменты которого логично представить в последовательности:
(1) После Пятидесятницы в практике ранней
Церкви крестили только во имя Иисуса Христа.
(2) Формула крещения в Матфея 28:19 не
подтверждается другими Новозаветными текстами и поэтому должна быть отвергнута
как подложная и недействительная.
(3) Верующие, крещенные «во имя Отца и Сына и
Святого Духа» должны быть перекрещены «во имя Иисуса Христа».
(4) Верующие, крещенные без правильного
понимания этого служения и те, кто позже пришел к этому
пониманию должны быть тоже перекрещены.
(5) «Крещение» в Новом Завете соответствует «обрезанию»
в Ветхом Завете. Поэтому верующие, которые не крещены правильным способом
являются духовно «необрезанными».
Это учение важно не только из-за того,
что сказано в отношении крещения, но даже больше, из-за некоторых аргументов,
приведенных в доказательство. Суть этих аргументов такова, что они касаются не
только нашего понимания крещения, но также и основных принципов, по которым мы
определяем действительность Новозаветных текстов и учения вообще. По этой
причине, я сформулировал в следующих параграфах девять частей этого учения с
кратким анализом каждой. В каждом случае эти части будут выделены курсивом. Мой
анализ будет следовать в каждом случае нормальным шрифтом.
1. Известно, что нет других отрывков в Новом
Завете, которые говорили бы то же о крещении, что сказано в Матфея 28:19.
Для этого пункта необходимо рассмотреть
истинное значение записи места в Евангелии от Матфея 28:19. В греческом
оригинале мы читаем: «во имя Отца...» и т.д. Греческий предлог, здесь
переведенный как «во», буквально означает то же, что и
гласит русский текст (прим. переводчика). Таким образом
в буквальном переводе эта фраза звучит так: «Крестите их во имя Отца...» и т.д.
Это сделано для того, чтобы сравнить этот буквальный перевод Матфея 28:19 с
отрывком из Деяний 19:1-5, который описывает встречу Павла с «некоторыми
учениками» в Ефесе. Очевидно
Павел в начале принял их за христиан (учеников Христа), но после разговора с
ними он обнаружил, что они были только крещены Иоанновым
крещением и были его учениками. Они не были крещены христианским крещением, а
только крещением Иоанна. Два основных требования Иоаннова
крещения были покаяние и исповедание грехов, и оно не производилось в чье-то
имя (смотри Марка 1:4-5). Оно было вообще не связано со смертью и воскресением
Иисуса Христа. После Дня Пятидесятницы крещение Иоанна не имело
силы и было полностью заменено христианским крещением.
Павел спросил этих людей: «Приняли ли
вы Святого Духа, уверовавши?», на что они ответили: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый». Очевидно они никогда не слышали о Святом Духе. Тогда Павел
снова спросил их: «Во что тогда вы крестились?» (Предлог «во»
такой же как и в Матфея 28:19). Естественно, вопрос: почему Павел немедленно
связал способ крещения с слышанием о Святом Духе?
Самое разумное объяснение это то, что христианское крещение, как Павел знал о
нем, было «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Поэтому, если эти люди принимали
христианское крещение, они должны были обязательно услышать о Святом Духе в
процессе этого крещения. Очевидно, что Деяния 19:2-3 свидетельствует о том, что
Павел был знаком с формулой данной в Матфея 28:19.
2. Несомненно, что тот, кто был крещен «во
имя Отца и Сына и Святого Духа» не был крещен во имя Иисуса.
Однако, в порядке определения крещения
для верующих христиан, человек должен уже признавать, что Иисус Христос это Сын
Божий (смотри Матфея 16:16-18). Для такого человека слово «Сын», когда оно
написано с большой буквы «С» обозначает единственно и исключительно Иисуса
Христа. Здесь, как для человека крещенного, так и для человека, который будет
креститься, если они имеют это познание, то крещение «во имя Сына» имеет тот же
эффект, что и крещение в Иисуса Христа.
3. Несомненно, что «Иисус»
- это имя и что «Отец» и «Дух» - это не имена, а титул.
Это правда, что в
английском мы можем делать различие между собственными именами, такими например
как «Георг» и «Уильям», и титулами, например как «король» и «президент».
Однако это точно, что авторы Нового Завета не могли делать такого различия в
оригинальном греческом, где слово «Отец» обращено к Богу. Есть много отрывков в
Новом Завете, где слово «имя» идет в сочетании со словом «Отец». Вот несколько
примеров. «Я пришел во имя Отца Моего» (Иоанна 5:43). «И ныне Отче... Я открыл
имя Твое человекам, которых ты дал Мне» (Иоанна
17:5-6). «Отче святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне. Когда Я был с ними в мире Я
соблюдал их во имя Твое» (Иоанна 17:11-12). «Отче
праведный! Я открыл им имя Твое» (Иоанна 17:25-26). «... перед Отцем Господа нашего Иисуса Христа от Которого
именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Ефес.
3:14-15). Если слово «имя» идет в сочетании со словом «Отец», тогда нет причины
в логике Писания, почему оно не должно употребляться также и со словами «Сын» и
«Дух».
Кроме того, даже в английском языке
вполне узаконено употребление слова «имя» по отношению к вещам не являющимися
собственными именами людей. Рассмотрим такие хорошо известные фразы: «Во имя
справедливости», «именем закона», «именем короля». Слова «справедливость»,
«закон» и «король» не являются именами личными.
4. Известно, что где только Писание не
говорит о принимающих крещение во имя Иисуса,
крестящийся крестится только во имя Иисуса, и никакое другое имя или слово не
прибавляется.
Это предположение не может быть доказано
по Писанию. В различных местах, которые говорят о людях, принимающих крещение
во имя Иисуса, нет такого слова как «только», употребленного в связи с этим.
Это можно иллюстрировать другими
местами из Нового Завета. В Марка 5:1-2 Марк пишет: «человек, одержимый
нечистым духом» встретил Иисуса. В Матфея 8:28 Матфей передает: «Его встретили
два бесноватые». Марк и Матфей описывают один случай. Марк пишет, что там был
один человек. Матфей пишет, что там было два человека. Однако,
здесь нет противоречия. На самом деле там было два человека, но Марк упоминает
только об одном из них. Разногласия могли бы быть, если бы Марк написал «там
был только один человек». Но он этого не сказал. По поводу того, что Марк
сказал «человек» (один) можно предположить, что там был только один человек. Но
такое предположение будет неправильным.
Другой пример, подтверждающий
правильность такого подхода можно найти в различных рассказах о воскресении
Христа. В Луки 24:12 сказано: «Петр побежал ко гробу».
В Иоанна 20:3 Иоанн пишет: «Петр и другой ученик (Иоанн) пошли ко гробу». Лука пишет, что бежал Петр. Иоанн пишет, что
бежали Петр и Иоанн. Однако,
здесь нет противоречия. Противоречие существовало бы только тогда, если бы Лука
написал «Бежал только Петр» или «Петр бежал один». Но Лука этого не сказал, и
мы не имеем права вставлять такие слова как «только» или «один» в текст Священного Писания, где их нет. Также, тот факт, что
Писание говорит о людях, принимающих крещение во имя Иисуса
не доказывает само собой предположения, что они крестились во имя Иисуса
только. Без других доказательств противоположного,
можно предположить вероятность того, что другие фразы и слова могли
добавляться.
5. Известно, что кроме Матфея 28:19 в других
местах Нового Завета присутствует одна обособленная неизменная формула,
связанная с крещением.
Это неверно. Фактически используются
различные фразы. В Деяниях 2:38 написано: «Во имя Иисуса Христа». Греческий предлог переведенный здесь как «в» не такой же как в Матфея
28:19 и Деяниях 19:3. Его верное значение - «посредством» или «через». Фраза
«посредством имени Иисуса Христа» будет объяснена в значении «посредством
власти Иисуса Христа». Наиболее вероятное значение «посредством исповедания
Иисуса Христа» - что есть «посредством исповедания, что Иисус есть Христос
(Мессия)». Это согласовывается с утверждением, сделанным чуть ранее Петром в
Деяниях 2:36: «Итак твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал
Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли». Таким образом
эта фраза в Деяниях 2:38 становится основным требованием для принятия
христианского крещения, то есть познание того, что Иисус есть Христос (Мессия).
Это требование остается неизменным, какой бы ни была устная формула.
В Деяниях 8:16 и 19:6 фраза «во имя
Господа Иисуса». Предлог переведенный здесь как «во»
такой же, что и в Матфея 28:19 и Деяниях 19:3. Его правильный перевод «во».
Быть крещенным «во имя» кого-то, значит попасть под полную защиту и
обеспечение, содержащееся в этой личности. В этом отношении Матфея 28:19 ясно
передает смысл, чем Деяния 8:16 и Деяния 19:6. В Деяниях 10:48 использована
фраза «во имя Господа». Однако в большинстве современных переводов принят
лучший подтвержденный текст «во имя Иисуса Христа». В этом отрывке греческий
предлог отличен от других использованных во всех случаях, рассмотренных ранее.
Это единственный предлог, который может быть с наибольшей точностью переведен
как «в». Он может быть употреблен в связи с демонстрацией главного требования
веры во Христа. Существование альтернативных текстов лучше всего демонстрирует,
что даже в ранней Церкви использовалось больше чем одна формула (определение).
Мое личное мнение, что Новозаветным христианам никогда не позволялось
использовать одну особенную формулу крещения, поднимая ее до проблемы
величайшей важности. Их больше интересовали живые, личные переживания, чем
буквальная формула. Когда же такая необходимость в одном особом способе
переросла в большую проблему, то истинная жизнь и свобода Святого Духа уже
угасли в Церкви.
6. Известно, что крещение в Новом Завете
соответствует обрезанию в Ветхом Завете и естественно, что христиане
не крещенные правильным способом не являются обрезанными.
В Римлянам 6:4 и Колоссянам 2:12
содержится несомненное утверждение о том, что крещение соответствует
погребению. «Мы погребены с Ним (Христом) в крещении». Для того, чтобы совершить погребение должно быть в наличии мертвое
тело. В крещении этим мертвым телом является «ветхая природа» - «плоть» -
«греховное тело» - «ветхий человек». «Ветхий наш человек распят с ним»
(Римлянам 6:6). «А если Христос в вас, то тело мертво для греха...» (Римлянам
8:10). «Но те, которые Христовы, распяли плоть...» (Галатам
5:24). В данном контексте такие фразы как «греховное тело» и «плоть» обозначают
не настоящее физическое тело, а чувственную, бунтарскую природу, принятую в
наследство от Адама. Когда Христос принят верой как Спаситель и Господь, то эта
ветхая природа «умирает». Следовательно, потом она предается погребению
посредством принятия крещения.
Одно ясно. Мы не хороним человека с
целью сделать его мертвым. Человек должен уже быть
мертвым до того, как мы будем иметь право его похоронить. Также и смерть
«ветхой природы» должна уже иметь место посредством веры во Христа, для того,
чтобы мы могли похоронить «ветхую природу» посредством крещения. Крещение не
делает «ветхую природу» мертвой. Это очевидное доказательство того, что смерть
«ветхой природы» уже произошла. Человек, ищущий осуществления смерти «ветхой
природы» в процессе крещения следует путем не логичным и не соответствующим
Писанию и не может получить желаемого результата. В Колоссянам 2:11-12
Павел показывает это очень ясно: «...обрезаны обрезанием нерукотворенным,
совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». Потом после
этого он говорит, что мы «погребены с Ним в крещении». Вот последовательный
порядок, который не может быть перевернут. Мы должны в начале «совлечь с себя
греховное тело плоти», «обрезанием Христа». Потом, после этого, мы должны
«похоронить посредством крещения». Это «тело плоти» с которого мы уже «совлеклись». «Обрезание» - это «совлечение
греховного тела плоти». «Крещение» - это «погребение тела плоти», с которого
уже «совлеклись». Таким образом «обрезание» это не «крещение». «Обрезание» -
это «совлечение греховного тела плоти». «Крещение» - это «погребение».
В Филиппийцам 3:3 Павел описывает
постоянное «обрезание» Нового Завета. Он пишет: «Обрезание - это мы, служащие
Богу духом, и хвалящиеся Иисусом Христом, и не на плоть надеющиеся». Здесь
вообще не упоминается об обрезании. С другой стороны фраза «и
не на плоть надеющиеся» соответствует фразе в Колоссянам
2:11 «совлечением греховного тела плоти». Обрезание - это отрешение от
всякого доверия плоти, то есть «совлечение греховного тела плоти». Крещение -
это погребение «греховного тела плоти» после того, как с него «совлеклись». Эти
два момента тесно между собой связаны но никогда не
взаимозаменяемы.
7. Известно, что если человек, принимающий
крещение, не понимает как следует смысла, заложенного в крещении Писанием, то его
крещение недействительно. Позже, если такой человек придет к полному пониманию
крещения, он должен быть перекрещен.
В связи с этим трудно определить, что
обозначает «как следует понимать» крещение. Очевидно, что нет необходимости
понимать полностью все правдивые доктрины и переживания, содержащиеся в этом
постановлении о крещении. Церковь Нового Завета не ставила такого требования
для крещения, так как они обычно крестили новообращенных непосредственно после
их исповедания веры во Христа. В пределах такого короткого промежутка времени
для новообращенных было невозможно дать им полное понимание всего, что включает
в себя крещение.
Более того, понимание любого из великих
аспектов Божьего провидения через веру во Христа обычно носит прогрессивный
характер. Это конечно относится к таким переживаниям, как новое рождение или
крещение в Святом Духе. Ни один верующий не понимал сразу все, что он получает
через новое рождение или крещение в Святом Духе. В дальнейшем понимание каждого
из этих переживаний следует путем прогрессивного развития. Но тот факт, что в последствии приходит более полное понимание не определяет
то, что их первоначальные переживания были недействительными, и не создает им
необходимости быть «перерожденными снова» или «перекрещенными заново» Святым
Духом. Для каждого такого переживания, будь то новое рождение или крещение
Святым Духом или крещение в воде - главным требованием Бога является вера и
послушание. С этого времени познание будет увеличиваться.
8. Известно, что отрывок из Писания не может
явиться основанием учения, если он не подтверждается
по крайней мере еще одним отрывком, утверждающим тоже самое.
Если мы разберем эту теорию до ее
логического завершения, то это все равно, что сказать: «Мы не могли быть
уверены, что Бог имеет ввиду то, что Он говорит, пока Он не скажет это по крайней мере дважды». Конечно, ни один боящийся Бога
христианин не может принять подобное утверждение.
Эта теория о необходимости хотя бы двух
мест Писания основывается на учении о том, что: «всякое слово должно быть
подтверждено устами двух или трех свидетелей» (Второзаконие 19:15; Матфея
18:17). Однако, этот принцип относится к процедуре,
которая действительна для человеческого свидетельства, которая может быть
истолкована в судебных вопросах или в случаях конфликтов между различными
человеческими сторонами. Неверно применять этот принцип к словам, исходящим
непосредственно от Самого Бога. Если применим этот
принцип по отношению к Писанию, тогда будет недостаточно найти два различных
места в Писании в подтверждение каждого из утверждений. Безразлично, сколько
раз один автор мог повторять это утверждение, он все же остается только одним
свидетелем. Фактически, эта теория по отношению к Писанию противоречит сути
Писаний. Во 2 Тимофею 2:16 Павел пишет: «Все Писание Богодухновенно
и полезно для научения...». Павел пишет, что «все
Писание полезно для научения». Он не дает никакого
другого определения. Он не говорит: «Все Писание полезно для научения при условии, что оно подтверждено каким-нибудь
другим местом из Писания». Если Писание это «Слово Божие», как Иисус говорит в
Иоанна 10:35, то одного этого достаточно для установления его законности.
«Неизменный в слове Бог» (Титу 1:2). «Слово Твое есть
истина» (Иоанна 17:17).
Существует много важных утверждений или
записей, которые встречаются в Писании только один раз. Например, о воскресении
Лазаря (брата Марии и Марфы) из могилы. Записано только у Иоанна
в главах 11 и 12. Первосвященническая молитва
записана только у Иоанна гл. 17. Случай, который
произошел после смерти между Лазарем (нищим) и богатым человеком записан только
у Луки в 16 главе. Утверждение, что где двое или трое соберутся во имя Его, там
Христос среди них, записано только в Матфея 18:20. Тот факт, что мы, как
христиане посажены на небесах во Христе Иисусе, утверждается только в Ефесянам 2:6. Существование «крещения для мертвых» указано
только в 1 Коринфянам 15:29. Факт того, что верующие восхищены
будут на облаках для соединения с Господом на воздухе, когда Он придет,
утверждается только в 1 Фессалоникийцам 4:17. Это
только малая часть от множества подобных примеров.
Есть однако
один важный принцип, который мы должны признавать. Если какой-либо факт
используется больше чем один раз в Писании, или какое-либо учение по этому
вопросу, то для верного принятия должно быть согласие всех мест Писания, где об
этом вопросе упоминается. Это относится и к учению Нового Завета о крещении.
Для верности нашего полного приятия, любое учение о крещении должно
соответствовать всем местам Писания, где упоминается этот вопрос. Включая
Матфея 28:19.
9. Известно, что текстовая основа фразы «во
имя Отца и Сына и Святого Духа» в Матфея 28:19 подложная и должна быть
изменена.
Рассмотрение этого вопроса в деталях
вне пределов нашего исследования. Однако некоторые основные факты будут кратко
изложены:
(1) Каждый признанный надежным греческий текст
содержит слова в Матфея 28:19, или они представляют собой родственную форму.
(2) Нет более ранней версии (включая переводы с
Латинского или Сирийского), содержащей любую другую форму Матфея 28:19.
(3) Существует предположение, что один из отцов
ранней Церкви по имени Евсевий, живший примерно в 320
году после Р. Х., ссылается на более ранние манускрипты, которые отличаются от
признанных в тексте Матфея 28:19.
Однако, в других упоминаниях Евсевий
подтверждает принятый текст. Поэтому его свидетельство не убедительнее других.
В любом случае свидетельство Евсевия не может быть
принято, как причина отвержения единодушного свидетельства всех сохранившихся
надежных манускриптов.
Все другие основания, положенные ранее
для отвержения принятого текста Матфея 28:19 базируются только на внутренних,
теологических аргументах. Это субъективное, а не объективное мнение. В свете
того, что я сказал в пунктах с 1 по 8 чуть раньше, я не чувствую, что эти
теологические доказательства имеют какой-либо вес. Если мы принимаем
доказательства этого рода, подвергая сомнению правильность Матфея 28:19, то
тогда нельзя уже будет поставить границу числу мест Писания, которые также
могут быть подвергнуты сомнению. В итоге, текст уже не будет являться
основанием учения, а учения начнут устанавливать текст. Конечно, в результате
все это приведет к серьезным и далеко идущим изменениям смысла, и ни один
верный христианин не сможет позволить себе оставаться спокойным.
* * *
Учения такого рода относительно
крещения неоднократно выдвигали определенные вопросы. Одним из таких вопросов:
если христианин после принятия крещения не переживает в своей жизни результатов,
о которых Писание говорит, что они должны последовать после крещения, значит ли
это, что его крещение является неполноценным?
Необязательно. Это можно иллюстрировать
сравнением с крещением Святым Духом. Человек может принять подлинное, соответствующее
Писанию переживание крещения Святым Духом, и все же многие результаты, которые
должны следовать после крещения Святым Духом, могут впоследствии отсутствовать
в его жизни. Средством против этого не является «перекрещение заново» в Святом
Духе. Средством от этого является исполнение Божьих условий, таких как:
покаяние, посвящение себя Богу, молитва, исследование Писаний - что делает
первоначальное крещение в Духе более эффективным.
Этот же принцип может быть применен по
отношению к водному крещению. Водное крещение иногда не производит должных
результатов, потому что человек был крещен, но
пренебрегал другими сторонами христианских обязанностей. Для такого человека
«перекреститься» будет просто легким способом отвернуться от неудач в других
областях. Я знаком с такими персонами, которые были «крещены» три или четыре
раза и которых легко можно убедить попробовать еще раз. Это доводит водное
крещение до уровня религиозных «прививок». Если вы не «схватили» это за один
раз, то это может повторяться без конца. И если вам удастся однажды «схватить»,
и после нескольких лет результаты куда-то уплывут, то человек захочет снова
получить «прививку» то есть «перекреститься». Понятно
что это не библейская картина крещения. Для каждого искренне верующего, который
беспокоится о действительности своего крещения, я могу предложить один простой
основной вопрос: Были вы когда-либо действительно «погребены»? Было когда-либо
действительно ясное действие - порвано с прошлым, с чувством вины, с рабством,
с бунтом, с фальшивыми традициями, с нехорошим общением? Было ли все это
настолько убрано из поля зрения, что это в дальнейшем не могло беспокоить вас?
Следовало ли за этим «воскресение» - начало хождения верой и силой Святого Духа
в «обновленной жизни».
Если ответ на эти вопросы «Да», значит вы были «погребены». С этого времени будет глупо и не
по-библейски высказывать все это снова в этой
«могиле», только ради «погребения» во второй раз, по новой формуле. С другой
стороны, если ответ на эти вопросы не является уверенным «Да», значит вы никогда не были «погребены». Ищите Господа заново
и просите Его, чтоб он показал вам, что делать. Может быть
Он потребует, чтобы вы были «погребены». Если так, то запомните следующее: вы
не должны быть «перекрещены», вам нужно истинно «креститься» в первый раз. Там где не было «погребения» и не было
«воскресения», там не было и «крещения».