оба`ятель (Вт 18.11; Иер
50.36; Дан 2.27; 4.4; 5.7,11,15)—см. волхвы.
об`ет—обещание, клятва.
При даче обета обычно призывалось имя Господа и поэтому неисполнение его было
грехом против третьей заповеди (Чис 30.3; Вт 23.21; Ек 5.3). Для человека было
сетью давать поспешно обет (Пр 20.25), что мы видим на примерах Иеффая (Суд
11.30-39), Ирода (Мк 6.22-28). Обеты жены и дочери по закону не имеют силы без
согласия на то мужа или отца (Чис 30.4-9), обеты же разведенной и вдовы—имеют
силу всегда (Чис 30.10). Иаков дал обет Господу с условием (Быт 28.20-22),
также и Анна (1Ц 1.11). Об обете назорейства см. назорей.
обетов`анная
земл`я
(Евр 11.9)—земля, обещанная Господом потомкам Авраама (Быт 15.18). Простиралась
она от пределов Египта до Евфрата, но более известна как Ханаанская земля.
Евреи после сорокалетнего странствования по пустыням вошли в нее под
водительством И.Навина, но далеко не всю смогли завоевать. Она является
символом духовного удела верующего и Царства Небесного (Мф 11.12). (См.
Ханаан,б)
обновл`ения
пр`аздник
(Ин 10.22)—праздник, установленный Иудой Макковеем в
обр`езание—религиозный обряд,
заключающийся в срезании крайней плоти (края складки свободной кожи) на половом
органе мальчика и знаменующий собой вступление его в общество народа. Обрезание
издревле практиковалось у многих народов (египтян, африканских негров,
финикийцев, индусов, мексиканцев, индейцев), но у большинства, и особенно, у
египтян оно было не религиозной, а просто гигиенической мерой, однако оно было
дано еврейскому народу как знамение завета между Богом и Авраамом (Быт
17.9-12). Еврейских мальчиков до сих пор торжественно обрезывают на восьмой
день после рождения, как и велит закон, мусульмане же обрезывают своих детей на
тринадцатом году, как был обрезан Измаил (Быт 17.25). Обрезание символизирует
смирение, подчинение воли Божией, поэтому в Священном Писании оно иногда
образно относится и ко всему человеку (Вт 10.16; Иер 4.4), и к сердцу и к ушам
человека (Иер 6.10; Деян 7.51) и даже к плодам вновь посаженных деревьев (Лев
19.23). В годы зарождения христианства новообращенные иудеи придавали чрезмерно
высокое значение этому обряду и потому ап. Павел не раз поясняет, что в деле
спасения важен не внешний знак, а внутреннее перерождение (Рим 2.29; Гал 6.15),
напоминая, что и Аврааму праведность была вменена по вере, а не по обрезанию
(Рим 4.11).
Ов`адиа (поклонник Иеговы)
(1Пар 7.3)—аналог. Иоиль,д.
Ов`адия (поклонник
Иеговы)—а) (1Пар 3.21)—см. Арнан;
б) (1Пар 8.38; 9.44)—аналог. Азрикам,б;
в) (1Пар 9.16; Неем 12.25)—см. Авда,б;
г) (1Пар 12.9)—аналог. Афай;
д) (1Пар 27.19)—отец (предок) Ишмаии;
е) (2Пар 17.7)—один из князей при царе
Иосафате, посланный им наставлять народ в законе Божием;
ж) (2Пар 34.12)—аналог. Захария,с;
з) (Езд 8.9)—аналог. Евед,б;
и) (Неем 10.5)—аналог. Азария,ф.
Ов`ал (дородный, тучный)
(Быт 10.28)—см. Евал,а.
Ов`ед (служитель,
поклонник)—а) (1Пар 11.47)—из Мецоваи, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23
не упомянут);
б) (1Пар 26.7)—левит, один из сыновей
Шемаии, потомок Овед-Едома, привратник у южных ворот храма;
в) (2Пар 23.1)—отец (предок) Азарии.
Ов`ед-Ед`ом (служитель Едома или
Едом служитель) (1Пар 15.18.21.24, 25; 16.5,38; 26.4,8,15; 2Пар 25.24)—левит,
потомок Идифуна, родоначальник, по-видимому, большого числа служителей при
воротах и кладовых храма (из сравнения 2Ц 6.12 с 1Пар 15.25 явствует, что он же
есть Аведдар, см.). Аведдар Гефянин и Овед-Едом в 1Пар 15.25 иногда выделяются
как отдельные лица, но в обоих случаях имеется в виду глава рода—Овед-Едом
(лично или в потомках). (См. имя, сын)
`овен—баран возрастом
более одного года (до года—агнец). (См. жертвоприношение)
Ов`ечьи
вор`ота
(Неем 3.1,32; 12.39)—ворота в северо-восточной части стены древнего Иерусалима.
Ов`ид (служитель,
поклонник)—а) (Руф 4.17,21,22; 1Пар 2.12; Мф 1.5; Лк 3.32)—сын (потомок) Вооза
и Руфи, отец (предок) Иессея, отца Давида, один из предков Иосифа в родословии
Иисуса Христа;
б) (1Пар 2.37,38)—аналог. Азария,д.
Ов`ил (владеющий верблюдами)
(1Пар 27.30)—Исмаильтянин, смотритель над верблюдами при Давиде (возможно, не
имя собственное, а прозвище, служебный титул—см. имя).
Ов`оф (мех для воды) (Чис
21.10,11; 33.43,44)—один из станов израильтян в пустыне у южной границы земли
моавитской.
овц`а—известное домашнее
животное, очень ценимое на востоке. Овцы составляли в древности главное богатство
евреев—кочевников и скотоводов, поэтому труд пастуха хоть и был трудным,
считался почетным. Многие великие люди, о которых говорит Священное Писание (Иаков,
Моисей, Давид, пророк Амос и др.), были пастухами. Овца проста в содержании,
послушна, обладает кротким нравом. Господь уподобил праведников овцам (Мф
25.32-33).
Ог (Чис 21.33; 32.33;
Вт 1.4; 3.11,13; 4.47; 31.4; Нав 2.10; 12.4; 13.12,30,31; 3Ц 4.19; Неем 9.22;
Пс 134.11; 135.20)—аморрейский царь в Васане, огромный ростом и обладавший
многими укрепленными городами. Победа Моисея над ним всегда считалась важным
событием в истории еврейского народа.
Ог`ад (Быт 46.10; Исх
6.15)—аналог. Иамин,а (в Чис 26.12-13 и 1Пар 4.24 не упомянут).
Ог`ел (палатка, дом) (1Пар
3.20)—аналог. Берехия,а.
Ог`ола (имеющая свой шатер)
(Иез 23.4,5,36,44)—символическое название Самарии, указывающее на то, что она
имела свой храм (шатер) для поклонения.
Огол`ива (Мой шатер у нее)
(Иез 23.4,11,22,36,44)—символическое название Иерусалима, указывающее на то,
что храм Божий находился в нем.
Од`ед
(восстанавливающий)—а) (2Пар 15.1,8)—отец (предок) Азарии;
б) (2Пар 28.9)—пророк Господень, современник
Факея, царя израильского, и Ахаза, царя иудейского.
од`ежда—почти во всех
случаях этим словом в Священном Писании обозначается только одна верхняя
накидка (плащ, мантия), которая была главной, а иногда и единственной, частью
одежды вообще, употреблявшаяся и как предмет одежды, и как одеяло для ночного
сна (Вт 22.17; Ис 22.26; Чис 15.38; Мф 21.8; 23.5; Ин 21.7). Одежда эта (или
накидка) делалась обычно в виде квадратного или прямоугольного куска материи
(или кожи—Мф 7.15) с отверстием для головы или без него, и в него человек
закрывался (заворачивался) почти полностью. К одежде (одетости) в древности на
востоке относились так строго, что человек без этой верхней главной накидки
считался нагим (Ис 20.2; Мк 14.51; Ин 21.7), хотя бы на нем и были нижняя
рубашка (Дан 3.21; Мф 5.40) и род панталон (трусы) (Исх 28.42). Эта верхняя
накидка в некоторых местах названа «милоть» и «епанча». Одежда (накидка) всегда
охватывалась поясом, но, возможно, ее носили иногда и свободно, поверх пояса
(Деян 12.8). Края одежды (накидки) по закону должны были иметь кисти для
напоминания о заповедях Божиих (Чис 15.38-41). Одежда имела какое-то отличие
для мужчин и женщин (Вт 22.5). Эту верхнюю накидку (одежду) раздирали
(разрывали) в момент скорби и печали (Иол 2.13), чтобы «обнажиться», показывая
глубину своей скорби. Кроме одежды (накидки) употреблялись также покрывала для
головы (Быт 24.15; Исх 34.33; Пр 31.24), которые были подобны современным
платкам, но, возможно, и больших размеров (Мк 14.51). (См. также повязка)
одесн`ую (от слова
«десница»—правая рука)—справа, с правой стороны; но в некоторых случаях
означает «близко» (Пс 15.8; 108.6) и «на одном уровне» (Лк 22.69; Еф 1.20).
од`иннадцать—число сыновей
Иакова, родившихся в Месопотамии (Быт 32.22),
число покрывал скинии (Исх 26.7-8),
число Апостолов по воскресении Христовом
(Деян 1.26).
Одолл`ам (ограда,
внутренность) (Быт 38.1,12,20; Нав 12.15; 15.35; 2Ц 23.13; 1Пар 11.15; 2Пар
11.7; Неем 11.30; Мих 1.15)—аналог. Адифаим (ныне селение Дер-Дуббан) (в 1Ц
22.1 назван Адоллам).
одр (Вт 3.11; Пс 40.4;
От 2.22)—кровать, ложе (во Вт 3.11 имеется в виду не сама кровать, но
постамент, подставка под ложе). В Песн 3.7,9 в оригинале стоит «карета», а в Лк
7.14—«гроб».
`Оза (сила, крепость) (2Ц
6.3,6-8; 1Пар 13.7,9-11)—один из сыновей (потомков) Аминадава (Авинадава), управлявших
волами при перевозке ковчега и пораженный за то, что прикоснулся к нему (ср.
Чис 4.15).
Ози`ил (сила Божия или Бог
есть сила)—а) (1Пар 23.12,20; 24.24; 26.23)—аналог. Ицгар (в Исх 6.18,22; Лев
10.4; Чис 3.19,27,30; 1Пар 6.2,18 назван Узиил, а в 1Пар 15.10—Уззиил);
б) (1Пар 16.6)—один из священников,
поставленных трубить пред ковчегом после его перенесения в Иерусалим;
в) (1Пар 25.4)—см. Азариил,б.
`Озия (сила Иеговы)—а) (4Ц
15.30,32,34; 2Пар 26.1,3,8,9,11,14.18,19,21-23; 27.2; Ис 1.1; 6.1; Ос 1.1; Ам
1.1; Зах 14.5; Мф 1.8,9)—см. Азария,в (относительно Мф
б) (1Пар 6.5,6)—аналог. Авиуд,б (в 1Пар
6.51; Езд 7.4 назван Уззий).
`Озний (внимательный) (Чис
26.16)—аналог. Арели (в Быт 46.16 назван Эцбон).
окл`ад (Ис 30.22)—отделка,
облицовка, покрытие идолов для придания им блеска.
окн`о—в древних восточных
домах служило для тех же целей, что и ныне, только закрывалось решеткой (Суд
5.28-29) и выходило почти всегда во внутренний двор, редко—на улицу (Пр 7.6).
(См. решетка)
Олд`ама (ласка, нежность)
(4Ц 22.14)—жена Шаллума, пророчица во времена царствования Иосии (во 2Пар 34.22
названа Олдана).
Олд`ана (2Пар 34.22)—см.
Олдама.
Олив`ема (мой шатер высок)—а)
(Быт 36.2,5,14,18,25)—см. Иегудифа;
б) (Быт 36.41; 1Пар 1.52)—один из старейшин
идумейских, потомок Исава (возможно, происходит от имени его жены).
ол`ивки (Мих 6.15)—плоды
оливкового дерева, маслины (см.).
Олимп`ан (Рим 16.15)—аналог.
Амплий.
Ом`ар (Быт 36.11,15; 1Пар
1.36)—аналог. Амалик,а.
Ом`ега (От 1.8,10; 21.6;
22.13)—последняя буква греческого алфавита. (См. Алфа)
омов`ение—религиозный обряд
(Евр 9.10), берущий начало в законе (Исх 29.4; Вт 21.6, ср. 4Ц 5.10; Пс 50.4;
Ис 1.16). Со временем сделалось мертвым ритуалом, подменившим заповедь Божию
(Мф 7.8), посему и было отвергнуто Господом. (См. очищение)
`Омри (порывистый,
стремительный)—а) (1Пар 7.8)—аналог. Авия,д;
б) (1Пар 9.4)—аналог. Амария,ж;
в) (1Пар 27.18)—сын (потомок) Михаила,
главный в колене Иссахаровом при Давиде.
омыв`альница (2Пар 4.6)—см.
умывальница.
Он (Иез 30.17)—см.
Илиополь.
он`агр (Иов 39.5)—дикий
осел.
Он`ам (сильный,
богатый)—а) (Быт 36.23; 1Пар 1.40)—аналог. Алван;
б) (1Пар 2.26,28)—один из сыновей
Иерахмеила, сына Есрома из колена Иудина.
Он`ан (сильный) (Быт
38.4,8,9; 46.12; Чис 26.19; 1Пар 2.3)—аналог. Ир,а. От его имени произошло
слово «онанизм».
`оникс (Быт 2.12; Исх 25.7;
28.9,20; 35.9,27; 39.6,13; Иов 28.16; Иез 28.13)—разновидность агата, минерал с
чередующимися темными и светлыми слоями, из-за чего издавна употребляется для
изготовления украшений, особенно камей (выпуклых светлых изображений на темном
фоне). В одежде первосвященника использовался для нарамника ефода и наперсника
(см.). (См. также драгоценные камни)
Он`исим (полезный) (Кол 4.9;
Флм 1.10)—в прошлом раб Филимона, обращенный в истинную веру через ап. Павла,
колоссянин (по рождению или службе). Ап. Павел, намекая на его имя, говорит о
его годности (Флм 1.11).
Онисиф`ор (приносящий пользу)
(2Тим 1.16; 4.19)—ефесянин, друг ап. Павла, который с риском для жизни служил
ему во время римского заточения Апостола.
`ониха (Исх 30.34)—один из
компонентов священного курения, природа которого не известна, хотя полагают,
что это некие раковины (возможно, также—растение). (См. ароматы)
`Оно (сильный, крепкий)
(1Пар 8.12; Езд 2.33; Неем 6.2; 7.37; 11.35)—город по соседству с Лодом
(Лиддой), как полагают, нынешнее селение Кефр-Ана. Находится вне удела
Вениаминова.
`оный (Рим 7.18; 2Фес
1.10; 2Тим 1.12,18; 4.8; Евр 2.14; От 16.14)—то, тот; назначенный, определенный.
опах`ало (Ис 3.19)—в
оригинале стоит: шарф (вуаль, легкая накидка). (См. украшения)
опл`от (Иов 13.12)—забор,
ограда (в указанном стихе имеет значение «защита»).
опо`ясание (Быт 3.7; Деян
19.12)—широкий пояс, передник, фартук.
опр`еснок—пресный, бесквасный
хлеб. Основное его назначение—употребление во время семи дней праздника
опресноков (Исх 12.15,18-20). В переносном смысле означает чистоту, неподверженность
чуждым влияниям (1Кор 5.7-8).
опр`есноков
пр`аздник—см.
праздник опресноков.
Ор (белизна,
чистота)—а) (Исх 17.10,12; 24.14; 31.2; 35.30; 38.22; 2Пар 1.5)—сын Халева (см.
Халев,в) из колена Иудина, помогавший Аарону во время молитвы Моисея и
управлявший вместе с Аароном народом во время отсутствия Моисея, отец Веселиила
(в 1Пар 2.19,20,50; 4.1,4 назван Хур);
б) (Чис 20.22,23.25,27; 21.4; 33.37-39,41;
Вт 32.50)—гора на границе земли Едомовой на юг от Мертвого моря в районе
Кадеса, на которой умер (и, видимо, был похоронен) Аарон (точное положение ее
не известно, но, возможно, это гора с названием Джебел Мадейра на северо-запад
от Кадеса);
в) (Чис 34.7,8)—по-видимому, одна из гор
Ливана.
ор`ало (Ис 2.4; Иол 3.10;
Мих 4.3)—плуг.
орат`ай (Пс 128.3)—пахарь.
ор`ать (Быт 45.6; Суд
14.18; 3Ц 19.19; Иов 1.15; 4.8; Пс 128.3)—пахать.
орг`ан (Пс 150.4)—древний
духовой инструмент (в оригинале «угаб», в других местах переведено «свирель»).
(См. музыка)
`Орен (сосна) (1Пар
2.25)—аналог. Ахия,д.
Ор`ив (ворон) (Суд 7.25;
8.3; Пс 82.12; Ис 10.26)—один из князей мадиамских, пораженных Гедеоном. Скала
Орива, у которой он был убит (Ис 10.26), как полагают, находилась на запад от
Иордана. (См. Цур-Орив)
`орикс (Вт 14.5)—порода
антилоп (лошадиная антилопа или сернобык). Водится в Аравии, северной Африке и
Малой Азии.
Ори`он (Ам 5.8)—см. Кесиль.
`Орна (2Ц 24.16,18,20-24;
1Пар 21.15,18,20-25,28; 2Пар 3.1)—Иевусеянин (один из прежних жителей Иерусалима),
имевший гумно на горе Мориа, которое у него купил Давид для сооружения жертвенника
Господу, и на месте которого позже был построен храм (см.).
Орона`им (две пещеры) (Иер
48.3,5,34)—моавитский город (точное положение не известно) (в Ис 15.5 назван
Хоронаим).
`Орфа (шея, грива) (Руф
1.4,14)—моавитянка, жена Хилеона, сына Елимелеха и Ноемини (ср. Руф 4.10).
ор`ужие—об оружии древних
читатель осведомлен достаточно хорошо. Некоторые дополнительные детали см. в
заметках на слова: башня, бердыш, булава, колесница, лук, праща. Кроме них в
Библии упоминаются: дротик, копье, машина для метания стрел и камней (2Пар
26.15), меч, секира, стенобитная машина (Иез 4.2), стенорушитель (Мих 2.13),
таран (Иез 21.22), и из защитных средств—броня, латы, щит, шлем, которые в
Словарь не вошли. (См. войско)
Ос`аия (Иегова спасает)
(Иер 43.2)—см. Гошаия,б.
ос`анна (спаси, мы молим)
(Мф 21.9,15; Мк 11.9,10; Ин 12.13)—торжественное молитвенное восклицание (краткая
молитва), которое в оригинале стоит также и в Пс 117.25, и которым в древности
евреи обменивались во время праздников.
освящ`ение—отделение и
посвящение на служение Богу. Освящались священники (Исх 29.1), скиния и жертвенник
(Исх 29.44; 40.9), храм Соломона (3Ц 8.63), второй храм (Езд 6.16), стена
Иерусалима (Неем 12.27). Посвящение левитов на служение названо очищением (Чис
8.6-22). Бог освятил седьмой день (Быт 2.3), всякого первенца (мужского пола)
из людей и скота (Исх 13.2), Сына Своего Иисуса Христа (Ин 10.36). Его воля
есть и к освящению нашему (1Фес 4.3; 5.23).
ос`ел—известное домашнее
животное, высоко ценимое на востоке в древности (Быт 30.43). Ослы употреблялись
для езды, перевозки тяжестей и даже для обработки земли (Вт 22.10; Ис 30.24).
Въезд Господа Иисуса Христа на осле в Иерусалим (в отличие от въездов
полководцев в побежденные города на белом коне) символизировал смирение и мир
(Зах 9.9; Мф 21.5). Дикие ослы (онагры), во множестве встречавшиеся раньше в Аравии
и Палестине, имели неукротимый, злой нрав (Быт 16.12).
осен`ить (Исх 24.16; Ис 4.6;
18.1; Мф 17.5; Мк 9.7; Лк 1.35; 9.34; Деян 5.15; Евр 9.5)—укрыть, защитить,
обнять, охватить.
`Осии
прор`ока кн`ига—28я
книга Ветхого Завета, первая в ряду книг малых пророков (см. Библия). Была
написана примерно в 750-725 гг. до РХ, в период, когда Израильское царство от
процветающего состояния при Иеровоаме 2 быстро пошло к упадку при следующих,
часто сменяющих друг друга, царях. Нравы испортились, процветало идолопоклонство
(Ос 4.1-2). Осия явился пророком северного царства, его иногда называют
Иеремией Израиля. Об этом свидетельствует то, что он часто упоминает районы на
севере: Ливан, Самарию, Изреель, Вефиль, Ефрема (последнего—37 раз). Призыв
пророка представлен женитьбой на блуднице, возможно, служительнице идольского
храма, для которой разврат стал нормой жизни (по-еврейски «блудница» и «святая
(посвященная) женщина»—одно и то же слово). Она была символом неверного
Израиля, а пророк выступал от имени Самого Господа. Но упрекая и обличая
Израиль за его многочисленные злые дела, пророк призывает свой народ
обратиться, ибо любовь Божия неизменна (Ос 14.2,5). Осия был пророком любви!
`Осия (спасение,
избавление)—а) (Чис 13.9,17)—прежнее имя Иисуса, сына Навина (см. Иисус,б);
б) (4Ц 15.30; 17.1,3,4,6; 18.1,9,10)—сын
(потомок) Илы, последний царь израильский, царствовавший в Самарии девять лет
после умертвления Факея;
в) (1Пар 27.20)—сын (потомок) Азарии,
старший в колене Ефремовом при Давиде;
г) (Неем 10.23)—аналог. Азур,а;
д) (Ос 1.1,2; Рим 9.25)—сын (потомок)
Беерия, один из малых пророков, современник пророков Исаии, Амоса и Михея и
нескольких царей иудейских и израильских. О его жизни ничего не известно, кроме
того, что он сообщил о себе (Ос 1.1). Это был, несомненно, пророк, живший в
северном царстве и пророчествовавший об Израиле (Ос 7.5). Некоторые полагают,
что рассказ о его женитьбе есть лишь иносказание.
оскверн`ение
(оскверн`енный)—то
же, что нечистота, нечистый (см.) (Соф 3.1; Агг 2.13; Мф 15.11,20; Мк 7.15; Деян
10.14; Тит 1.15).
осн`ова (Лев
13.48,51-53,56-59)—продольные нити ткани, которые обычно делаются более
крепкими, чем поперечные (уток).
`остров(`а)—кроме обычного
смысла имеет также значение вообще обитаемой земли, иногда—отдаленной (во
многих местах стоит рядом со словами Фарсис, Фарсисский). Острова народов (Быт
10.5; Соф 2.11)—означает отдельные страны, нации (племена). В Ис 42.15 означает
мели.
отверз`ать—открывать.
отв`ес (4Ц 21.13; Ис 34.11;
Ам 7.7,8; Зах 4.10)—приспособление для определения строгой вертикальной линии
(в строительстве). В указанных местах используется как символ суда, строгого
рассмотрения.
отд`ание
пр`аздника
(Лев 23.36; Чис 29.35)—завершение праздника (в оригинале: «торжественное
собрание», ср. 3Ц 8.65). (См. попразднество)
от`ец—кроме
непосредственного родителя (Быт 42.13), а также предков вообще (Чис 20.15; 3Ц
15.3), отцом в Священном Писании называются и многие другие лица: левит,
которого Миха поставил священником в своем доме (Суд 17.10); Иосиф,
поставленный вторым по фараоне (Быт 45.8); Иавал, родоначальник кочевников (Быт
4.20); Иувал, родоначальник музыкантов (Быт 4.21); основатели или начальники
некоторых городов (1Пар 2.51; 4.5,18). Авраам назван отцом многих народов (Быт
17.3), всего еврейского народа (Ин 8.56) и всех верующих (Рим 14.16). Слово
«отец» употреблялось также как уважительное обращение к старшим (1Ц 24.12; 4Ц
2.12). Ап. Павел употребил его в отношении благовестников (1Кор 4.15). Господь
запретил верным Своим кого бы то ни было называть отцом на земле (Мф 23.9—ср.
Мал 2.10; Мф 10.37; Лк 14.26), ибо у них у всех один Отец. (См. также сын)
От`ец—Отец Небесный, Отец
Господа нашего Иисуса Христа и Отец всех верующих в Иисуса Христа. Господь
Иисус Христос во время Своего земного служения постоянно обращался к Отцу, называя
Его Своим (Мф 11.25; Лк 22.42; 23.34; Ин 11.41; 17.1) и никогда не называл Его
«нашим» (совместно с учениками), но ученикам велел обращаться к Нему, как к
«Отцу вашему» (Мф 6.32; Ин 20.17).
от`ечество (Еф 3.15)—слова
«всякое отечество» в оригинале означает: «вся Его семья», «все Его». (См.
народ)
откров`ение—явление Бога в слове
(Пс 18.8; Ис 8.16) или в видении (Иов 33.15,16), Его свидетельство о Самом
Себе. Откровением для человека может служить его собственная совесть (Рим 2.15)
и вся окружающая его природа (Пс 18.2-3; Рим 1.19). Откровением особенно часто
называются десять заповедей, которые Моисей получил от Бога и которые стали
основой закона (Исх 25.16,21; 34.29; Чис 17.4) и в связи с этим, очевидно,
ковчег и скиния также названы ковчегом откровения (Исх 25.22) и скинией
откровения (Исх 38.21; Чис 9.15). (См. пророчествовать)
Откров`ение
Ио`анна Богосл`ова—последняя
книга Нового Завета и Библии (см.), в которой записано откровение (явление в
видении) Господа Иисуса Христа Апостолу и евангелисту Иоанну, когда он был
сослан за проповедь слова Божия на остров Патмос (От 1.1,9-11). Ириней
свидетельствует: «Эта книга появилась недавно, почти в наше время, в конце
царствования Домициана» (Домициан царствовал 81-96 гг.). Цель этой книги
показать, «что есть и что будет после сего» (От 1.19), но все события,
предсказания и пророчества даны в символах, которые до сих пор остаются
трудными для подробного толкования.
отлуч`ение—изгнание (Лк 6.22),
исключение (Ин 9.22), отделение (Езд 10.11; Рим 9.3). В Ветхом Завете имеются
упоминания об отлучении от общества народа израильского, но в Новом Завете
указаний на такое действие нет. Однако на основании наставления, данного
Господом, как поступать с бесчинным (Мф 18.15-17), а также случаев предания
сатане двух лиц ап. Павлом (1Кор 5.5; 1Тим 1.20) и предложений не сообщаться с
отступниками (2Фес 3.6; Тит 3.10), в практике формальной церкви появилось
отлучение как воспитательная и исправительная мера. Необходимо помнить, что в
так называемых христианских странах, начиная с 4 в. и до недавнего времени,
принадлежность всех граждан к христианской церкви считалась обязательной,
поэтому отлучение имело такое же пугающее значение, как и отлучение от синагоги
в Иудее во времена Христа (Ин 9.22), поскольку за ним следовало и лишение
многих гражданских привилегий. Вынесение замечания в практике современных
церквей основано на 2Фес 3.14-15. Ясно, что такие мероприятия ставят церковь на
уровень синагоги и даже просто мирских организаций. (См. синагога, церковь)
отпущ`ение (Лев 16.8,10,26)—в
оригинале в этих местах стоит слово «асасель», как полагают, одно из имен
сатаны, к которому и отправлялся козел, но оно также может обозначать и просто
«удаление». (См. козел для отпущения, очищения день)
отпущ`ения
год
(Вт 31.10)—имеется в виду год прощения долгов, то есть седьмой год (см.).
`отрасль (Ис 4.2; 11.1; Иер
23.5; 33.5; Зах 3.8; 6.12)—обещанный Мессия, Спаситель. В оригинале имеет также
значение «слава» (ср. Ис 11.10; 53.2; От 5.5; 22.16).
отр`ебие (Иов 30.8)—отбросы,
охвостье; отверженные ничтожества, безымянные и ничтожные люди; изверги,
негодяи.
отрев`ать (Пс
87.15)—отвергать.
отр`одие (Чис 32.14)—отрасль,
потомство.
`отрок—мальчик в возрасте
от 12 лет (Лк 2.42-43) до 16 лет (Быт 21.16), но в некоторых случаях и больше,
ибо Иосифу (Быт 37.30) было 17 лет (Быт 37.2), а Исааку (Быт 22.12) и
Авессалому (2Ц 18.5) и того больше (25-30лет) (также и Соломону—3Ц 3.7) (ср.
Есф 2.2; Иол 3.3). В Быт 22.3,5 это слово употреблено в отношении взрослых слуг
(ср. 2Ц 1.15; Иов 1.15), в Лк 1.54—ко всему Израилю, а в Ис 42.1—к Самому
Господу. (См. юноша)
отроков`ица—девица в возрасте
16-18 лет.
`Отче (старослав.)—форма
звательного падежа слова Отец.
Оф`ел (возвышение) (2Пар
27.3; 33.14; Неем 3.26,27; 11.21; Ис 32.14)—южная часть храмового холма в Иерусалиме;
застроенная часть или отдельные строения южнее храма и царского дворца.
`Офи (усталый,
утомленный) (Иер 40.8)—из Нетофафы, отец (предок) некоторых военачальников при
Годолии.
Оф`ир (Быт 10.29; 3Ц 9.28;
10.11; 22.48; 1Пар 1.23; 29.4; 2Пар 8.18; 9.10; Иов 22.24; 28.16; Пс 44.10; Ис
13.12)—один из сыновей Иоктана и земля, которую населяли его потомки. Как
полагают, эта страна, богатая золотом, была расположена в прибрежной части
Индии или юго-восточной Аравии, связанной торговлей с Индией. (См. Парваим)
`Офни—а) (1Ц 1.3; 2.34;
4.4,11,17)—один из сыновей Илия, священника в Силоме. Погиб в один день со
своим братом Финеесом, как и было предсказано человеком Божиим (1Ц 2.27-34) и
отроком Самуилом (1Ц 3.11-14);
б) (1Пар 26.7)—левит, один из потомков
Овед-Едома, привратник у южных ворот храма.
`Офра (задний)—а) (Нав
18.23; 1Ц 13.17; Мих 1.10)—аналог. Аввим;
б) (Суд 6.11,24; 8.27,32; 9.5)—город удела
Манассиина, по-видимому, в районе Сихема;
в) (1Пар 4.14)—сын (потомок) Меонофая из
колена Иудина.
Ох`озия (которого
поддерживает Иегова)—а) (3Ц 22.40.51; 4Ц 1.2,5,18; 2Пар 20.35,37)—сын и преемник
Ахава, царь израильский, царствовавший в Самарии два года и не отступавший от
всех грехов своего отца;
б) (4Ц 8.24-26,29; 9.16,21,23,27,29; 10.13;
11.1,2; 13.1; 1Пар 3.11; 2Пар 21.17; 22.1,2,6-11)—сын и наследник Иорама, царь
иудейский, царствовавший в Иерусалиме один год. Был в родстве с домом Ахава и
подпал под его влияние (во 2Пар 25.23 назван Иоахаз).
Охр`ан (смущенный) (Чис
1.13; 2.27; 7.72,77; 10.16)—отец (предок) Пагиила.
Оц`ем—а) (1Пар
2.15)—аналог. Аминадав,г;
б) (1Пар 2.25)—аналог. Ахия,д.
очист`илище (Евр 9.5)—крышка
ковчега откровения, над которой Бог открывался Моисею (Исх 30.6), и к которой
Аарон являлся раз в год с жертвенной кровью в день очищения (Лев 16.2,34). (См.
очищение)
очищ`ение—обряд освобождения
от нечистоты или греха (Лев 16.34). Очищением называлось также посвящение
левитов на служение (Чис 8.6-22). Очищение имеет глубокий символический смысл,
ибо омовение и соответствующее жертвоприношение означают не омытие физической
нечистоты, но освобождение от губящего действия нечистоты духовной (ср. Лев
1.40—омыть требовалось не рот или руки, но одежды; также по Мф 15.11,20—человек
может есть немытые овощи, болеть, но быть чистым пред Богом и людьми, а другой—тщательно
мыть и руки и овощи, но оставаться по своим делам и речам нечистым). Кроме
того, слово «очищение», употребленное в некоторых местах оригинала, несет смысл
«примирить» и «заступить» (как в Чис 16.46; 25.13). Отсюда и значение названия
крышки ковчега откровения—«очистилище» (см.). По закону очищение требовалось в
следующих четырех случаях: в случае прикосновения к мертвому (Лев 5.2-3; Чис
6.9; 19); в случаях истечений из тела (Лев 5.3; 15); матери после рождения
ребенка (Лев 12; Лк 2.22) и в случае (а не для!) исцеления от проказы (Лев
14.1-32; Лк 5.13-14). (См. также освящение)
очищ`ения
день—см.
день очищения.