На`ам (приятность,
миловидность) (1Пар 4.15)—аналог. Ила,в.
На`ама (красивая,
миловидная) (3Ц 14.21,31; 2Пар 12.13)—Аммонитянка, мать Ровоама.
Наам`ан (приятный)—а) (Быт
46.21; Чис 26.40; 1Пар 8.4)—аналог. Авиуд,в;
б) (1Пар 8.7)—аналог. Ахия,е.
Наамит`янин (Иов 2.11; 11.1;
20.1; 42.9)—прозвище Софара, по-видимому, по названию места его рождения или
жительства в Аравии.
На`ара (девица) (1Пар
4.5)—одна из жен Ахшура.
Наар`ай (1Пар 11.37)—сын
(потомок) Езбая, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23.35 назван Паарай).
Наар`ан (девичий) (1Пар
7.28)—город удела Ефремова на восток от Вефиля и, по-видимому, недалеко от Иерихона
(в Нав 16.7 назван Наараф).
Наар`аф (девичий) (Нав
16.7)—см. Нааран.
На`ас (змей)—а) (1Ц
11.1,2,10; 12.12)—царь аммонитский, захвативший (по Иосифу Флавию) многие земли
в Галааде и везде выкалывавший правый глаз пленникам, чтобы сделать их неспособными
к войне;
б) (2Ц 10.2; 1Пар 19.1,2)—отец Аннона, царь
аммонитский, сделавший некую услугу Давиду (он не может быть тождествен с
предыдущим, как думают некоторые, ибо между ними более 40 лет и, кроме того,
первый погиб, как свидетельствует Иосиф Флавий, в битве с Саулом);
в) (2Ц 17.25)—отец Авигеи (и Саруи?),
сводной сестры Давида (некоторые полагают, это может быть имя второй жены
Иессея, но, возможно также, это другое имя самого Иессея, см.);
г) (2Ц 17.27)—отец (предок) Сови из Раввы
Аммонитской (возможно, упомянутый выше в пункте «б»);
д) (1Пар 4.12)—город удела Иудина.
Наасс`он (зловещий,
угрожающий) (Исх 6.23; Чис 1.7; 2.3; 7.12,17; 10.4; Руф 4.20; 1Пар 2.10,11; Мф
1.4; Лк 3.32)—сын (потомок) Аминадава, главный в колене Иудином при исчислении
израильтян в пустыне Синайской, брат Елисаветы, жены Аарона, предок Иосифа в
родословии Иисуса Христа.
н`абожность (Деян 2.5; 13.50;
17.22)—благоговейное состояние страха и почитания божественной, высшей силы,
пусть то единого Бога или мнимых богов.
Нав (рыба) (Исх
3.11)—см. Нон.
Наваи`оф (Быт 25.13; 28.9;
36.3; 1Пар 1.29; Ис 60.7)—аналог. Адбеел (см. Села).
Нав`ал (безумный, глупый)
(1Ц 25.3-5,9,10,14,19,22,25,26,34,36-39; 27.3; 30.5; 2Ц 2.2; 3.3)—богатый, но
неразумный и грубый человек из Маона, муж Авигеи, которая впоследствии стала
женой Давида.
Нав`ат—а) отец (предок)
Иеровоама (см. Иеровоам,а);
б) (3Ц 14.20; 15.25,27,31)—сын и наследник
Иеровоама (см. Иеровоам,а), царствовавший над Израилем два года и ходивший во
всех грехах своего отца. Был убит Ваасой, который избил и весь дом Иеровоама.
Нава`аф (жилище, обиталище)
(2Ц 19.18,19,22,23; 20.1)—место близ Рамы или в самой Раме, где, как полагают,
была школа пророков.
нав`етник (2Ц
19.22)—клеветник, доносчик, противник (в еврейском тексте—сатана, см.).
Н`авин (Исх 33.11; Чис
11.28; 13.9,17; 14.6; 32.12,28; 34.17; Нав 1.1; 14.1; 21.1; Неем 8.17)—прозвище
Иисуса (см. Иисус,б), происшедшее от Нав—имени его отца. В других переводах
стоит Иисус, сын Нава.
Н`авина
Иис`уса кн`ига—шестая
книга Ветхого Завета, первая после Моисеева Пятикнижия (см. Библия).
Повествует о переходе народа Божия через Иордан, завоевании Ханаанской земли и
о разделе ее между коленами. Книга, как полагают, была частью написана самим
И.Навиным, а частью—кем-то после него. Книга показывает огромный авторитет
И.Навина среди израильского народа, его абсолютное бесстрашие перед врагом и
полную преданность Богу.
Нав`озные
вор`ота
(Неем 2.13; 3.13,14; 12.31)—ворота в юго-восточной части стены древнего Иерусалима.
(См. ворота, Харшив)
нав`ой (1Ц 17.7; 2Ц 21.19;
1Пар 11.23; 20.5)—задний вал ткацкого станка, на который навита основа (собственно,
эта навивка, навой).
Навузазв`ан (Нево спас меня)
(Иер 39.13)—начальник евнухов царя Навуходоносора.
Навузард`ан (Нево дал потомков)
(4Ц 25.8,20; Иер 39.10.11,13; 40.1,5; 41.10; 43.6;
52.12,15,26,26,30)—военачальник Навуходоносора, сжегший Иерусалим и храм в
Навуф`ей (3Ц
21.1-4,6-9,12-16,18,19; 4Ц 9.21,25,26)—житель Изрееля, имевший наследственный
виноградник по соседству с дворцом Ахава. По наущению Иезавели был оклеветан и
побит камнями.
Навуходон`осор (Нево—защитник
границ, или Нево—царь)—Халдеянин (Езд 5.12), великий царь Вавилонский. Его отец
Набопаласар, отделившись от Ассирии, правил в Вавилоне с
Нагал`ал (пастбище) (Нав
19.15; 21.35)—левитский город удела Завулонова на запад от Назарета (в Суд 1.30
назван Наглол) (не совпадает с 1Пар 6.77).
Нагал`е-Га`аш (1Пар 11.32)—см.
Гааш.
Нагали`ил (ручей Божий) (Чис
21.19)—один из станов израильтян в пустыне на восток от Мертвого моря,
по-видимому, недалеко от Арнона.
Нагг`ей (Лк 3.25)—аналог.
Авиуд,г.
Нагл`ол (Суд 1.30)—см.
Нагалал.
Над`ав—а) (Исх 6.23;
24.1,9; Лев 10.1; Чис 3.2,4; 26.60,61; 1Пар 6.3; 24.1,2)—аналог. Авиуд,а;
б) (1Пар 2.28,30)—аналог. Авишур;
в) (1Пар 5.19)—см. Кедма;
г) (1Пар 8.30; 9.36)—аналог. Авдон.г.
На`ема (приятный) (Нав
15.41)—аналог. Адифаим.
на`емничий
год
(Ис 16.14; 21.16)—строго отсчитанный год, как по договору с наемником.
Назар`ет (Мф 2.23а; 4.13;
21.11; Мк 1.9; Лк 1.26; 2.4,51; Ин 1.45,46; Деян 10.38)—небольшой городок (ныне
Эль-Назира), расположенный на склоне живописного холма на запад от горы Фавор.
В этом городе был дом Иосифа из колена Иудина, мужа Марии, матери Иисуса, в
котором Господь провел 30 лет Своей земной жизни до выхода на служение.
Некоторые связывают название этого города с еврейским словом «незер»—отрасль,
отпрыск или посвящение (Ис 4.2; 11.1; 53.1), которое означает также диадиму на
кидаре первосвященника.
Назар`янин (Мк 1.24; 14.67; Лк
4.34; 24.19)—прозвище Иисуса, под которым Он был известен в народе.
назор`ей (отделенный,
посвященный) (Чис 6.2,4,5,6,8,9,12,13,18-21; Суд 13.5; 16.17; Ам 2.11)—человек,
полностью посвященный Богу, по добровольному обету и на определенное время или
от самого рождения, как Самсон, Самуил и Иоанн Креститель. Назорей по закону не
должен был стричь волос, пить вина и прикасаться к мертвому телу в течение
всего времени назорейства.
Назор`ей (Мф 2.23б; Мк 10.47;
Лк 18.37; Ин 18.5,7; 19.19; Деян 2.22; 3.6; 4.10; 6.14; 22.8; 24.5;
26.9)—неточность перевода на русский язык, ибо Иисус не был назореем по букве
закона, как и Сам об этом свидетельствовал (Мф 11.18-19). В оригинале
везде—Иисус из Назарета (или Назаренин).
На`ин (Лк 7.11)—небольшой
город на юг от Фавора и Назарета, носящий доныне прежнее название.
нал`ево (Быт 13.9; 3Ц
7.21,31; 4Ц 23.8; Иов 23.9; Ис 54.3; Иез 21.16)—на север, в северном направлении.
В древности направление по сторонам света определялось так: восход, заход,
налево, направо—последние два при расположении лицом к востоку (восходу). В Быт
24.49, по-видимому, это слово не имеет географического смысла. (См. также
влево, левая сторона, по левую сторону, слева)
нал`ожница—в Ветхом Завете
упоминается довольно часто. Наложниц имели Авраам, Иаков, Халев, Гедеон, Саул,
Давид, Соломон... Наложницы не равнялись женам и их дети не были наследниками,
но закон защищал и их права (Исх 21.7-11; Вт 21.10-14). В Быт 36.12 сын
наложницы считался сыном жены Исава Ады.
Нам`ессий (3Ц 19.16; 4Ц
9.2,14,20)—отец (предок) Ииуя, царя израильского.
нап`ерсник—а) (Исх 25.7;
28.4,15,22,23,26,28-30; 35.9; 39.8,15,19,21; Лев 8.8)—нагрудное украшение
первосвященника из двенадцати различных драгоценных камней, на которых были
написаны имена всех колен Израилевых, расположенных на основе из драгоценной
ткани, аналогичной ефоду, для ношения их у сердца и для памятования пред Богом;
б) (Иов 19.19)—задушевный друг, любимец и
доверенное лицо.
напр`аво (Быт 13.9; 1Ц
23.19,24; 26.1,3; 2Ц 24.5; 3Ц 7.21,39; 4Ц 23.13; 2Пар 4.10; Иов 23.9; Ис 54.3;
Иез 21.16)—в южном направлении, на юг (ср. налево). (См. также вправо, по
правую сторону, правая сторона, справа)
нар`амник (Исх 28.7,12,25;
39,4,7,18,20)—часть ефода, лежащая на каждом плече, на которой укреплялся полированный
камень (оникс) с шестью выгравированными именами колен.
нард (Песн 1.11; 4.13,14;
Мк 14.3; Ин 12.3)—травянистое растение семейства валериановых, произрастающее в
горах Индии. Из него выжималось драгоценное ароматное масло для приготовления
мира. (См. ароматы)
нар`езы (Лев 19.38; Вт
14.1)—искусственные раны на теле, уколы и татуировка, распространенные среди
языческих народов, окружавших израильтян (ср. 3Ц 18.28). Закон запрещал
наносить такие знаки на тело.
Нарк`исс (желтый нарцисс)
(Рим 16.11)—римлянин, в семье которого, очевидно, не все были истинно верующие.
нар`од—сообщество людей, связанных
общим происхождением, общим делом или общей верой. В этой среде проявляет себя
каждый отдельный человек. В мире люди держатся своего народа, как и своих
богов, называя это патриотизмом и гражданственностью. Такими же цивилизованный
мир хочет видеть и верующих. Но невозможно принадлежать одновременно к разным
народам, как невозможно служить Богу, служа маммоне (Мф 6.24). До возмужания
Христос был послушен Иосифу и Марии (Лк 2.51), но выйдя на служение, Он никогда
не вспоминал Свою семью, не восхвалял Свою мать и не превозносил израильский
народ, из которого родился по плоти, и не называл его Своим. Своими Он называл
только тех, кто исполняет волю Отца Его Небесного (Мф 12.48-50, ср. Ос 1-2). Об
этом различии и отделении (Чис 23.9; Пс 44.11) следует постоянно помнить
истинно верующим и не смущаться непониманием (Мф 10.36-39; 2Тим 3.12). (См.
также земля, мужчина)
нар`оды
др`евней Палест`ины—народы,
населявшие обетованную (Ханаанскую) землю, потомки Ханаана (Быт 10.15-18). При
захвате земли израильтянами они подлежали полному уничтожению (Чис 31.17; Вт
20.16; 25.19). В Писании им дано название «семь народов» (Вт 7.1; Деян 13.19),
хотя их по количеству было больше (см. Приложение 7). Из сравнения Нав 19.7 и
2Ц 21.2 можно заключить, что Евеи и Аморреи были одним и тем же народом.
Рефаимы назывались также Замзумимами (Вт 2.20) и Емимами (Вт 2.10-11) в тех
местах, где их покорили аммонитяне и моавитяне. В земле Сеир до захвата ее
потомками Исава жили Хорреи (Вт 2.12).
нар`ост (1Ц 5.6,9,12;
6.4,5,11,17)—опухоль или геморроидальная шишка. (См. почечуй)
нарц`исс (Песн 2.1; Ис
35.1)—род многолетнего луковичного растения с белыми и желтыми цветами, широко
распространенного в южной Европе, малой Азии и северной Африке.
насл`едие
(насл`едник, насл`едство)—по закону все имущество отца принадлежало (переходило)
его сыновьям (старшему—двойная доля) (Вт 21.17). Побочные дети не имели
никакого участия в наследии. Дочери имели право только на содержание и при
выходе замуж получали приданое или подарки. При отсутствии прямых наследников
имение по смерти человека переходило к его дочерям, братьям, братьям отца или
другому близкому родственнику (Чис 27.8-11). Вдова не имела части в наследстве,
но получала содержание от своих детей или других наследников. Сын Божий—Господь
Иисус Христос есть наследник всего
(Евр 1.2), а все верующие суть наследники Божии чрез Иисуса Христа (Рим 8.17;
Гал 4.7; Еф 3.6).
На`ум (сострадательный)—а)
(Наум 1.1)—Елкосеянин, один из малых пророков, живший, как полагают, в начале 7
в. до РХ во время правления царя иудейского Иосии;
б) (Лк 3.25)—аналог. Авиуд,г.
На`ума
прор`ока кн`ига—34я
книга Ветхого Завета, седьмая в ряду книг малых пророков (см. Библия). Посвящена
целиком пророчеству о полном и окончательном падении Ниневии, столицы Ассирии,
цари которой (и в особенности Ашурбанипал) проявляли крайнюю жестокость в своих
войнах.
Наф`ан (дающий)—а) (2Ц
5.14; 1Пар 3.5; 14.4; Лк 3.31)—один из сыновей Давида от Вирсавии, родившийся в
Иерусалиме, предок Иосифа в родословии Иисуса Христа;
б) (2Ц 7.2-4,17; 12.1,5,7,13,15,25; 3Ц
1.8,10,11,22-24, 32,34,38,44,45; 1Пар 17.1-3,15; 29.29; 2Пар 9.29)—пророк при
Давиде и Соломоне, сообщивший Давиду волю Божию относительно постройки храма и
в связи с рождением и воцарением Соломона;
в) (2Ц 23.36)—отец (предок) Игела;
г) (3Ц 4.5а)—отец (предок) Азарии;
д) (3Ц 4.5б)—священник, отец (предок)
Завуфа;
е) (1Пар 2.36)—аналог. Азария,д;
ж) (Езд 8.16)—аналог. Ариэл;
з) (Езд 10.39)—аналог. Адаия,е;
и) (Зах 12.12)—некий родоначальник в народе
израильском, возможно, сын Давида, упомянутый выше в пункте «а», через которого
направлена линия наследования от Давида в Лк 3.
Нафана`ил (Бог дает)—а) (Чис
1.8; 2.5; 7.18,23; 10.15)—сын (потомок) Цуара, главный в колене Иссахаровом при
исчислении израильтян в пустыне Синайской;
б) (1Пар 2.14)—аналог. Аминадав,г;
в) (1Пар 15.24)—аналог. Амасай,в;
г) (1Пар 24.6)—отец (предок) Шемаии;
д) (1Пар 26.4)—аналог. Аммиил,г;
е) (2Пар 17.7)—один из князей царя Иосафата,
посланных им наставлять народ в законе Божием;
ж) (2Пар 35.9)—аналог. Иеиел,ж;
з) (Езд 10.22)—аналог. Гедалия,б;
и) (Неем 12.21)—аналог. Адна,в;
к) (Неем 12.36)—аналог. Азариил,д;
л) (Ин 1.45-49; 21.2)—см. Варфоломей.
Наф`ания (Иегова дает)—а)
(1Пар 25.12)—левит из сыновей Асафа, глава пятой чреды певцов (в ст. 2 назван
Нефания);
б) (Иер 36.14)—отец (предок) Иегудия;
в) (Иер 40.8,14-16;
41.1,2,6,7,10-12,15,16,18)—отец (предок) Исмаила (в 4Ц 25.23,25 назван Нефания).
Наф`аф-Дор (Нав 12.23; 3Ц
4.11)—см. Дор.
Н`афек (росток, отрасль)
(2Ц 5.15; 1Пар 14.6)—аналог. Веелиада (в 1Пар 3.7 назван Нефег).
Н`афеф (Нав 17.11)—см. Дор.
Н`афиш (дыхание, вдох) (Быт
25.15; 1Пар 1.31; 5.19)—аналог. Адбеел.
Наф`оф-Дор (Нав 11.2)—см. Дор.
Нафтух`им (Быт 10.13; 1Пар
1.11)—один из сыновей Мицраима, сына Хама и собирательное название его потомков,
живших в среднем Египте.
Нах`ам (утешение,
успокоение) (1Пар 4.19)—брат жены Годии. (См. Гарми)
Нахар`ай (храпящий, пыхтящий)
(2Ц 23.37; 1Пар 11.39)—Беротянин, один из главных воинов Давида, оруженосец
Иоава.
Нах`аф (снижение или
спокойный)—а) (Быт 36.13,17; 1Пар 1.37)—аналог. Зерех,а;
б) (1Пар 6.26)—аналог. Азария,з (в ст. 34
назван Тоах, а в 1Ц 1.1—Тоху);
в) (2Пар 31.13)—аналог. Азазия,в.
Н`ахбий (сокрытый) (Чис
13.15)—сын (потомок) Вофсия, представитель колена Неффалимова среди разведчиков
земли.
Нахл`е-Га`аш (2Ц 23.30)—см. Гааш.
Нахм`аний (сострадательный)
(Неем 7.7)—аналог. Билшан (в Езд 2.2 не упомянут).
Нах`он (готовый) (2Ц
6.6)—владелец гумна, у которого был поражен Оза (в 1Пар 13.9 назван Хидон).
Нах`ор (храпящий,
пыхтящий)—а) (Быт 11.22-25; 1Пар 1.26; Лк 3.34)—сын Серуха, дед Авраама и
предок Иосифа в родословии Иисуса Христа;
б) (Быт 11.26,27,29; 22.20,23;
24.10,15,24,47; 29.5; 31.53; Нав 24.2)—сын Фарры, брат Авраама, дед Лавана и
Ревекки. Его потомки жили в Харране.
нач`ала (Рим 8.38)—этим
словом в русской Библии переведено греческое слово «демоны», означающее духи. В
других переводах: «основные принципы», «духовные основы» (небесные или адские).
нач`альства (2Пет 2.10; Иуд 8;
1Кор 15.24; Еф 1.21; 6.12; Кол 1.16; 2.10,15)—см. власть.
нач`атков
ж`атвы пшен`ицы пр`аздник (Исх 34.22)—см. Пятидесятница.
нач`аток—первый плод,
первородное, как от земли (Исх 23.19а; Вт 26.2), так и от животных (Исх 13.12)
и человека, которое считалось основным носителем силы родителя, поэтому по
закону должно было посвящаться Господу (Исх 13.2; 22.29-30). Первородное из
скота нечистого и из людей должно было быть выкуплено (Исх 13.13; Чис 18.15).
Первенцы израильского народа были по повелению Божию заменены, то есть
представлены, левитами (Чис 3.12,13а,41). Это делалось для освящения целого (Рим
11.16). Первенцем, начатком всех искупленных, является Христос, Который, как и
первый сноп, освящает всю жатву (Рим 8.29; 1Кор 15.23; Кол 1.18). (См.
первенец)
наш нар`од—см. народ.
Не`аполь (новый город) (Деян
16.11)—город в Македонии (нынешнее название Кавелла).
Не`ария—а) (1Пар
3.22)—аналог. Бариах;
б) (1Пар 4.42)—один из сыновей Ишия из
колена Симеонова, возглавлявших поход к горе Сеир во дни Езекии.
небес`а
(н`ебо)—в
Священном Писании эти слова употребляются в трех следующих значениях:
• воздушная среда над землей, в которой
летают птицы и облака (Мф 6.26а; 16.2-3; Лк 4.25);
• небесный свод, на котором мы видим звезды
и другие небесные тела, то есть весь космос вне земли (3Ц 8.27: Мф 24.29; От
20.11; 21.1);
• тот духовный мир, где царствует Бог (3Ц 8.49),
где обитают Ангелы (Мф 24.36) и где записаны имена спасенных (Евр 12.23). До
этого неба был на мгновение однажды восхищен (поднят, взят) ап. Павел
(2Кор 12.2). С этого неба пришел Христос (Ин 3.13) и туда Он вознесся (Лк
24.51). Оно открыто для спасенных грешников (Ин 14.2) любовью и жертвою нашего
Спасителя (Евр 9.24).
неб`есный
Хана`ан—см.
Ханаан.
Нев`ай (Неем 10.19)—аналог.
Азур,а.
Невалл`ат (Неем 11.34)—город
удела Вениаминова на северо-восток от Рамы (нынешнее местечко Бейт-Небала).
нев`ерный—см. внешний.
нев`естка (Быт 38.16.24; Лев
18.15; 20.12; Вт 25.7,9; Руф 1.15; 1Ц 4.19; Ос 4.13,14; Мих 7.6; Мф 10.35; Лк
12.53)—жена брата, жена сына (сноха) и жены двух братьев друг другу.
Н`ево—а) (Чис 32.3,38;
33.47; 1Пар 5.8; Ис 15.2; Иер 48.1.22)—моавитский город вблизи горы Нево;
б) (Вт 32.49; 34.1)—гора (вершина) в горной
местности восточнее устья Иордана; (См. Аварим)
в) (Езд 2.29; Неем 7.33)—город, как
полагают, в уделе Иудином (возможно, два);
г) (Езд 10.43)—один из родоначальников
народа израильского, среди потомков которого были имевшие жен иноплеменок
(возможно, город, см. выше пункт «в»);
д) (Ис 46.1)—один из вавилонских богов, в
честь которого многим давались имена, например, Набопалассар, Навузазван,
Навузардан, Навуходоносор (см. также Самгар-Нево).
нед`еля (евр. «шабуа»—семь
или седьмина)—каждые следующие семь дней, заканчивающиеся субботой (еврейская
неделя, ср. Мф 28.1). Деление дней на седмицы было известно также и в древнем
Египте, где они назывались именами известных тогда планет, но такое деление не
означало, что в конце недели был отдых. Между праздниками все дни в языческом
мире были рабочими и только Моисеев закон предписывал отдыхать каждый седьмой
день (Иез 46.1) (для земли—каждый седьмой год и следующий после семью семи
лет—так называемый юбилейный год) (см. Пятидесятница). У евреев дни недели не
имели специальных названий, а обозначались просто порядковыми номерами. В Быт
29.27 словом «неделя» обозначено семь дней свадебного пира (ср. Суд 14.12).
После воскресения нашего Господа Иисуса Христа в первый день еврейской недели
(то есть в следующий за субботой, являющейся днем отдыха по Моисееву закону),
этот день (Мф 28.1; Деян 20.7) у христиан стал праздничным, а в
н`едро (Быт 16.5; Вт
28.54,56; Пс 34.13; 73.11; 78.12; 88.51; Ис 65.6,7; Иер 32.18; Ин
1.18)—образное выражение, имеющее различные оттенки значения: внутренность,
сущность, связь, общность, сила, грудь.
Неем`ан (приятность) (4Ц
5.1,2,4-6,9,11,17,20,21,23,27; Лк 4.27)—сирийский полководец, чудесно
исцеленный через пророка Елисея и поэтому всем сердцем уверовавший в истинного
Бога.
Не`емии
кн`ига—16я
книга Ветхого Завета, предпоследняя в ряду исторических книг (см. Библия). В
еврейском каноне и Септуагинте была объединена с книгой Ездры, поскольку
является ее логическим продолжением, повествуя о восстановлении стен и ворот
Иерусалима под руководством Неемии (гл. 1-7), о торжественном чтении закона,
праздновании праздника кущей и возобновлении завета с Богом (гл. 8-10), а
также об исправлении некоторых нарушений закона, возникших в отсутствие Неемии
(гл. 11-13). Как полагают, книга была частично написана самим Неемией, где он
говорит от первого лица (гл. 1-7; 12.31—13.31), а частично—священником Ездрою.
Не`емия (Иегова утешает)—а)
(Езд 2.2; Неем 7.7)—один из глав народа, возвратившегося из плена с Зоровавелем;
б) (Неем 1.1; 8.9; 10.1; 12.26,47)—Тиршафа
(персидское имя), сын (потомок) Ахалии, брат Ханани, еврей знатного
происхождения, служивший в плену виночерпием царя персидского Артаксеркса
(Артаксеркса 1 Лонгимана), назначенный областеначальником и получивший
разрешение отправиться в Иерусалим, где он трудился 12 лет (Неем 2.1; 5.14;
13.6), после чего вернулся в Персию, откуда вскоре снова отправился в
Иерусалим. О дальнейшей его судьбе сведений нет. Под его руководством были
восстановлены стены Иерусалима, налажен и значительно очищен быт и нравы
израильтян и искоренены многие злоупотребления. Его деятельность способствовала
возрождению духа иудаизма и удалению от всего чужеземного; (См. Тиршафа)
в) (Неем 3.16)—сын (потомок) Азбука,
чинивший стену Иерусалима в южной его части.
Неи`ел (Нав 19.27)—аналог.
Аламелех (возможно, то же, что Нея).
Нек`ода—а) (Езд 2.48; Неем
7.50)—аналог. Аккув,в;
б) (Езд 2.60; Неем 7.62)—аналог. Делаия,г.
Немвр`од (Мих 5.6)—см.
Нимрод.
Нему`ил—а) (Чис 26.9)—сын
(потомок) Елиава из колена Рувимова, старший брат Дафана и Авирона;
б) (Чис 26.12; 1Пар 4.24)—см. Иемуил.
непр`аведность—чаще всего означает
неистинность, неискренность, несправедливость, противность правде, долгу,
закону, то есть свойство, противоположное праведности (см.), а также в
некоторых случаях—своекорыстие, мошенничество, стяжание.
непрел`ожность (2Ц 7.28; Рим 11.29;
Евр 6.17,18)—неизменность, неотменность, незыблемость.
Нер (лампа, светильник)
(1Пар 8.33; 9.36,39)—аналог. Авдон,г. (См. Саул,г)
нерад`ение—беззаботность,
невнимание, неприлежность (Мф 6.24; 1Тим 4.14).
Нерг`ал (4Ц 17.30)—сирийское
и вавилонское божество войны и смерти, изображавшееся в виде крылатого льва.
Нерг`ал-Шарец`ер—а) (Иер 39.3а)—один
из князей царя Навуходоносора. Как полагают, он является тем, кто позже стал
царем, известным как Нериглиссар (560-556 гг. до РХ); (См. Самгар-Нево)
б) (Иер 39.3б,13)—другой сановник царя.
н`етопырь (Лев 11.19)—род
летучих мышей, известный также под названием «кожан» или «ушан».
Нет`офа (капание) (Езд 2.22;
Неем 7.26)—город близ Вифлеема (возможно, нынешнее селение Бент-Нетиф),
уроженцы которого вернулись из плена с Зоровавелем. (См. Нетофафа)
Нетофатит`янин (2Ц 23.28,29; 1Пар
11.30)—Магарай и Хелев, уроженцы Нетофы (в 1Пар 11.30 Хелед назван Хетофафянин,
а в 1Пар 27.13,15 оба названы Нетофафянин).
Нетоф`аф(а) (4Ц 25.23; 1Пар
2.54; Неем 12.28; Иер 40.8)—то же, что Нетофа.
Нетофаф`янин (1Пар 27.13.15)—см.
Нетофатитянин.
Неф`ания (Иегова дает)—а) (4Ц
25.23,25)—см. Нафания,в;
б) (1Пар 25.2)—см. Нафания,а;
в) (2Пар 17.8)—аналог. Адония,б.
Неф`ан-Мел`ех (царь дал) (4Ц
23.11)—евнух, близ комнаты которого ставились посвященные солнцу кони, и
которыми он, возможно, заведовал.
Н`ефег (росток)—а) (Исх
6.21)—аналог. Зихри,а;
б) (1Пар 3.7)—см. Нафек.
нефин`еи (1Пар 9.2; Езд
2.43,58,70; 7.7; 8.17,20; Неем 3.26; 7.46, 60,73; 10.28; 11.3,21)—младшие
служители при храме, прислуга левитам (Езд 8.20). Состояли, как полагают, из
бывших жителей Гаваона (Нав 9.23) или из пленников, но все они, судя по многим
местам (см. например, Неем 10.28; 11.3), были прозелитами, то есть приняли
закон, в отличие от рабов Соломоновых.
Нефис`им (Езд 2.50)—аналог.
Аккув,в (в Неем 7.52 назван Нефишсим).
Нефишс`им (Неем 7.52)—см.
Нефисим.
Нефто`ах (Нав 15.9;
18.15)—источник, находившийся на границе уделов Иудина и Вениаминова,
по-видимому, на запад от Иерусалима.
Неффал`им (спор,
борьба)—шестой сын Иакова (второй от Валлы, служанки Рахили) (Быт 30.7-8),
родоначальник колена Неффалимова (см. колена Израилевы). Благословение, данное
ему Иаковом, записано в Быт 49.21, Моисеем—во Вт 33.23. Удел колену Неффалимову
был дан в северной части Палестины (Нав 19.32-39), на запад от верхнего течения
Иордана и озер Геннисаретского и Мером.
Неффал`имова
гор`а
(Нав 20.7)—удел Неффалимов. (См. гора)
Нех`ао (4Ц 23.29,33-35;
2Пар 35.20-22; 36.4; Иер 46.2)—египетский царь, царствовавший с
Нехеламит`янин (Иер
29.24,31,32)—прозвище Шемаии, по-видимому, по месту его происхождения.
Нех`ум (утешение) (Неем
7.7)—аналог. Билшан (в Езд 2.2 назван Рехум).
Нех`ушта (медь, бронза) (4Ц
24.8)—дочь Елнафана из Иерусалима, мать царя Иехонии.
Нехушт`ан (медный или кусок
меди) (4Ц 18.4)—название, данное медному змею, сделанному еще Моисеем, которому
израильтяне до дней Езекии (то есть более 700 лет) кадили как божеству. (См.
медный змей)
Неци`ах (знаменитый,
известный) (Езд 2.54; Неем 7.56)—аналог. Аккув,в.
Н`ецив (Нав 15.43)—аналог.
Адифаим (ныне селение Бейт-Незиб).
неч`естие—беззаконие, грех,
беспутство; противление закону Божию, непочтительное, неуважительное и даже
недоброе отношение ко всему святому, высшему; порочность, развращенность. (См.
благочестие)
нечистот`а
(неч`истый)—нечистыми
по закону Моисея могли быть люди, животные и любые предметы. Нечистым можно
было стать от прикосновения к нечистоте человеческой (больному, его выделениям,
трупу), к нечистому животному или его трупу, а также к предмету, которого они
все касались (Лев 11-15; Чис 19; Вт 14). Разделение животных на чистых и
нечистых в отношение пригодности в пищу имело, очевидно, кроме практического
смысла еще и высокое моральное значение (Лев 20.24-26), указывающее на
отделенность от всех остальных избранного народа Божия. До потопа животные
также делились на чистых и нечистых (Быт 7.2), по-видимому, в зависимости от
пригодности для жертвоприношения (ср. Лев 27.11). Очищение от нечистоты
требовало омовения водой и жертвоприношения. По закону все первенцы из
нечистого домашнего скота, а также и из людей должны были быть выкуплены (Исх
13.13; Чис 18.15). Даже небо в глазах Божиих нечисто (Иов 15.15). Но страх
Господень чист (Пс 18.10) и у творящего милостыню все чисто (Лк 11.41). (См.
также освящение, очищение)
Н`ея (волнение) (Нав
19.13)—см. Неиел.
Нивх`аз (4Ц 17.31)—один из
идолов аввийцев, изображавший собаку или человека с собачьей головой, которому
они поклонялись как богу-хранителю.
Нивш`ан (мягкая почва или
плодородный) (Нав 15.62)—аналог. Ир-Мелах.
Н`игер (черный) (Деян
13.1)—прозвище Симеона, одного из пророков и учителей Антиохийской общины верующих.
Никан`ор (победный) (Деян
6.5)—один из семи человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости»
(ст. 3), избранных Иерусалимской общиной верующих, чтобы «пещись о столах» (ст.
2), то есть заботиться о малоимущих и раздавать им дары, приносимые другими
христианами. Позже такие служители стали называться диаконами (см.).
Никод`им (победитель народа)
(Ин 3.1,9; 7.50; 19.39)—один из членов синедриона, фарисей и тайный ученик
Христа, приходивший к Иисусу ночью для беседы, выступивший в Его защиту в
синедрионе и приготовивший вместе с Иосифом тело распятого Христа к погребению,
явив ни с чем несравнимое мужество и решительность.
Никола`иты (От
2.6,15)—возможно, какая-то секта, но других сведений о ней нет. Поскольку
по-гречески «никао» означает побеждать, а «лато»—народ, более вероятным
является мнение, что это слово означает отделение духовенства от мирян,
возникшее вначале как дело (ст. 6), а затем и учение (ст. 15), и очень скоро
ставшее нормой «церковной» жизни. (См. церковь)
Никол`ай (победитель народа)
(Деян 6.5)—аналог. Никанор, очевидно, из Антиохии.
Н`икополь (город победы) (Тит
3.12)—городов с таким названием было несколько: в Эпире (построен Августом в
честь победы при Акциуме), во Фракии у реки Несса, и в Киликии. Как полагают,
имеется в виду первый, на месте которого теперь находятся развалины под
названием Превеса.
Нил (от
«нилас»—темный)—величайшая река Африки, основа физического существования Египта.
Нил имеет удивительное своеобразие—он разливается тогда (июль-сентябрь), когда
другие реки входят в берега и стабилизируются после разливов. Наводнения обычно
приносят с верховьев огромное количество ила, которым обильно удобряется вся
пойма реки, и поэтому широкая полоса вдоль Нила и огромное пространство дельты
всегда были цветущим садом почти круглый год. Кроме того, с древних времен
египтяне применяли широкую сеть оросительных каналов и умели поднимать в них
воду из реки с помощью конвейера с прикрепленными к нему многими сосудами. Нил
в Ис 23.3 называется Сихор и большая река, а в Наум 3.8—море.
Н`имра (Чис 32.3)—см.
Беф-Нимра.
Нимр`им (Ис 15.6; Иер
48.34)—поток (или район, орошаемый им) в земле моавитской.
Нимр`од (Быт 10.8,9; 1Пар
1.10)—сын Хуша, сына Хама, основатель Вавилона и других городов в земле Сеннаар.
Был искусным звероловом и создателем первого царства на земле, а также, в
соответствии с еврейской традицией и многими историческими памятниками
основателем идолопоклонства (см.) (в Мих 5.6 назван Немврод).
Нимф`ан (посвященный музам)
(Кол 4.15)—христианин в Лаодикии (или Колоссах), которого с домашней церковью
приветствует ап. Павел.
Нин`евия (Быт 10.11; Ис
37.37; Ион 1.2; 3.2-7,10; 4.11; Наум 1.1,8; 2.8; 3.7; Соф 2.13; Мф 12.41; Лк
11.30,32)—город на левом берегу верхнего течения Тигра (напротив нынешнего
города Мосул), столица древней Ассирийской империи. Ниневия возникла вскоре
после постройки Вавилона и процветала многие столетия. По величине это был
огромный город—по Страбону и Геродоту длина его внешней стены равнялась 480
стадиям (то есть около
Нир (светильник) (1Ц
14.50,51; 2Ц 2.8; 3Ц 2.5; 1Пар 26.28)—отец Авенира и брат Киса, отца Саула.
(См. Саул,г)
Нир`ей (Рим 16.15)—аналог.
Амплий.
Н`ирий (Лк 3.27)—аналог.
Авиуд,г.
Н`ирия (светильник
Иеговы)—а) (Иер 32.12,16; 36.4,8; 43.3,6; 45.1)—отец (предок) Варуха;
б) (Иер 51.59)—отец (предок) Сераии.
Нис`ан (Неем 2.1; Есф
3.7)—см. Авив,а.
Ниср`ох (4Ц 19.37; Ис
37.38)—ассирийское божество, которому поклонялся Сеннахирим.
ниц (старослав. наизнанку)
(Лк 5.12; 17.17; 1Кор 14.25)—ничком, лицом к земле.
н`ищий—см. милостыня.
Но (пристанище, жилище)
(Иер 46.25; Иез 30.14-16)—другое название города Фивы, одного из величайших
городов Египта, располагавшегося в верхнем течении Нила (в районе нынешних
селений Карнак и Луксор) и бывшего долгое время столицей южной части
государства (см. Патрос). Греки называли его Диосполис. В
Н`оа (покой, отдых) (Чис
26.33; 27.1; 36.11; Нав 17.3)—аналог. Махла,а.
Но`адия (Иегова
встречает)—а) (Езд 8.33)—аналог. Иозавад,д;
б) (Неем 6.14)—пророчица, враждебно
настроенная против Неемии.
Но-Амм`он (Наум 3.8)—см. Но.
Нов (бугор,
возвышение)—а) (Неем 11.32; Ис 10.32)—священнический город в уделе Вениаминовом
близ Иерусалима, в котором находилась скиния во дни Саула, и все жители
которого были истреблены Доиком Идумеянином (в 1Ц 21.1; 22.9,11,19 назван
Номва);
б) (Иер 46.19)—см. Мемфис.
Н`ова (лай) (Суд
8.11)—город на восток от Иордана (положение не известно, см. след.).
Нов`ах (лай) (Чис
32.42)—муж из колена Манассиина (из города Нова?), завоевавший город Кенаф в
Галааде.
н`овое
хл`ебное принош`ение
(Лев 23.16; Чис 28.26)—см. Пятидесятница.
новол`уние (Ам 8.5)—см.
новомесячие.
новом`есячие (Чис 10.10;
28.11,14; 1Ц 20.5,18; 4Ц 4.23; 1Пар 23.31; 2Пар 2.4; Пс 80.4; Ис 1.13,14; Иез
45.17; 46.1,3,6; Ос 2.11; Кол 2.16)—первый день каждого нового лунного месяца
священного еврейского календаря, который провозглашался наступившим, как только
появлялся серп новой луны. Новомесячие (новолуние) отмечалось как праздник (со
звуками труб и жертвоприношениями). В законе ничего не сказано о том,
запрещались ли работы в новомесячие, но судя по Ам 8.5, работа в эти дни
останавливалась, как и в субботы. Особенно торжественно отмечалось начало
седьмого месяца. (См. год, праздники, праздник труб)
н`овые
вор`ота
(Иер 26.10; 36.10)—одни из ворот первого храма.
Н`овый
Зав`ет
(Иер 31.31; Мф 26.28; Мк 14.24; Лк 22.20; 1Кор 11.25; 2Кор 3.6; Евр
9.15)—последний, окончательный завет Бога с людьми в искупительной Жертве
(Крови) Господа нашего Иисуса Христа, заключенный, когда наступила полнота
времени (Гал 4.4-5), о котором было открыто уже ветхозаветным пророкам (Иер
31.31-34; Иез 36.26-27). Новым Заветом также называются и все писания
(Евангелия, Деяния Апостолов, Послания и Откровение), написанные после смерти,
воскресения и вознесения Христа и признанные каноническими. Они были написаны
(примерно):
Иак около 48-61 гг.,
1 и 2Фес -
Мк - 51-63 гг.,
Гал -
1 и 2Кор -
Рим -
Мф - 57-67 гг.,
Лк - 59-69 гг.,
Ин - 59-85 гг.,
Еф, Кол,
Флм -
1Пет, Флп -
1Тим -
Тит - 63-65 гг.,
Деян - 63-70 гг.,
2Пет - 65-68 гг.,
Иуд -
2Тим -
Евр -
1-3Ин - 85-95 гг.,
От -
Ног`аг (блеск) (1Пар
3.7)—аналог. Веелиада (во 2Ц 5 не упомянут, а в 1Пар 14.6 назван Ногах).
Ног`ах (1Пар 14.6)—см.
Ногаг.
Нод (блуждание) (Быт
4.16)—название земли, в которую удалился Каин. По мнению некоторых толкователей
это слово означает не землю, но состояние бегства, блуждания, одиночества, в
котором он оказался. (См. имя)
Но`ема (приятность) (Быт
4.22)—дочь Ламеха от Циллы.
Ноем`инь (приятная) (Руф
1.2,3,11,15,18-22; 2.1,2,6,20,22; 3.1; 4.3,5,9,14,16,17)—жена Елимелеха и
свекровь Руфи, ставшей женой Вооза.
Ной (покой) (Быт 5.29,30,32;
6.8-10,13,22; 7.1,5-7,9,11,13,15; 8.1,6,15,18,20; 9.1,8,17-20,24,28,29;
10.1,32; 1Пар 1.4; Ис 54.9; Иез 14.14,20; Мф 24.37; Лк 3.36; 17.26; 1Пет 3.20;
2Пет 2.5; Евр 11.7)—сын Ламеха, потомок Сифа, сына Адама, отец Сима, Хама и
Иафета, человек праведный, ходивший пред Богом. Он один из людей был избран
Богом для сохранения рода человеческого во время потопа и спасся вместе со всей
своей семьей в ковчеге, который построил заблаговременно. За ним Бог затворил
дверь ковчега, когда он туда вошел (Быт 7.16), а позже заключил с ним завет
(Быт 6.18; 9.8-11,15; Ис 54.9), что потопа на земле более не будет. Ной жил 950
лет и умер, когда Аврааму было 58 лет. Является одним из предков Иосифа в
родословии Иисуса Христа.
Н`омва (1Ц 21.1;
22.9,11,19)—см. Нов,а.
Нон (рыба) (1Пар
7.27)—сын Елишамы и отец Иисуса (Навина) (см. Аммиуд,а) (в Исх 3.11 назван
Нав).
Ноф (Иер 44.1;
46.14)—см. Мемфис.
Н`офа (Чис
21.30)—моавитский город близ Медевы.
Н`оха (покой, отдых) (1Пар
8.2)—аналог. Ард.