жтвы п`ервых плод`ов, пр`аздник (Исх 23.16)—см. Пятидесятница.

жезл—первоначально—короткая суковатая или утыканная на конце гвоздями дубинка, употреблявшаяся пастухами (израильтяне—пастушеский народ) наравне с пращей в качестве оружия. Позже—символ власти, от которого произошли и скипетры, и булавы. Начальники колен (как и Аарон) имели свои жезлы, очевидно, деревянные.

желзо—металл орудий труда и войны, начал употребляться человеком в глубокой древности (Быт 4.22). Ни в скинии, ни в храме не было ни одной железной детали (хотя в храме были какие-то железные части во внешнем ограждении, 1Пар 22.3; 29.2).

желчь (Иов 16.13; 20.14,25; Пс 68.22; Иер 8.14; 9.15; 23.15; Плач 3.19; Мф 27.34; Деян 8.23)—объединяющий термин, означающий все горькое, ядовитое, вредное, от дурманящей травы (Иер 9.15; Мф 27.34) до яда змеи, который считали находящимся в ее желчи (Иов 20.14).

жмчуг (жемч`ужина) (Иов 28.18; Пр 8.11; 20.15; 31.10; Ис 54.12; Мф 7.6; 13.45,46; 1Тим 2.9; От 17.4; 18.12,16; 21.21)—скромный блеск и простая красота жемчуга подчас привлекали и царя, и купца больше, нежели ослепительный блеск алмазов. Господь сравнивает и Царство Небесное, и Слово Истины Своей с жемчугом, который не рекомендует бросать свиньям, то есть тратить на споры с неверными и упорными.

жен—в русском языке теперь утратило полностью прежнее значение «женщина» (вообще) и поэтому в большинстве мест (например, Быт 2.22,23; Лев 18.17-19; 1Кор 7.13,39; 11.5-13,15; 1Тим 2.9,12,14; От 14.4) означает вообще женщину и только в нескольких местах, таких как Быт 2.24; Лев 18.8; 1Кор 7.2-4,11,14,16,27,29, означает жену (супругу). В некоторых местах такая неточность перевода вносит двусмысленность (например, 1Кор 11.34; От 14.4). (См. Библия, женщина, муж)

женх кр`ови (Исх 4.25)—или муж крови (Моисей Сепфоре, ибо обрезанная плоть была брошена к его ногам). Это запоздалое обрезание Гирсама (см. Исх 2.22-23, Елиезер родился позже, очевидно, по возвращении Моисея в Египет—Исх 18.4) спасло Моисея от кары Божией за пренебрежение заветом обрезания и явилось дополнительным испытанием.

жно (Ин 2.4; 19.16)—по-видимому, одна из устаревших форм слова «женщина» (см.).

жнщина—помощница Адама (человека, мужчины) (Быт 2.18,22), созданная Богом из части его плоти. После грехопадения была поставлена Богом под полное господство мужчины (Быт 3.16). Во всем Писании подчеркивается ее подчиненное (производное) значение (1Кор 11.3,7-9) и только как таковая, она служит прототипом образа Церкви—Тела Христа.

Перед встречей с Богом на горе Синай Господь повелел через Моисея, чтобы народ - мужчины (ср. Исх 23.17; 34.23) освятились, для чего им было предписано вымыть одежды и не прикасаться к женщинам (Исх 19.10,15, ср. 1Ц 21.4-5; 1Кор 7.1; От 14.4). Во время естественного истечения из тела женщины она нечиста (Лев 15.19,25; 18.19) и если в это время случится совокупление с ней, закон предписывал истребить обоих (Лев 20.18). Муж в этом случае считался нечистым 7 дней (Лев 15.24). Закон вообще очень строг в отношении связи мужчины с женщиной. Дело в том, что естественное влечение мужчины к женщине постоянно перерастает в злую страсть, способную погубить, о чем Писание говорит неоднократно (см., например, историю о Далиде в Суд 16.4-20, а также Пр 7.26; 22.14; 23.28; 31.3; Ек 7.26).

Если в Ветхом Завете встречается упоминание о молящейся или поющей Господу женщине (Исх 15.21; 1Ц 2.1), то в Новом Завете упоминания о молящейся в церкви или поющей женщине нет совсем (Мф 26.30; 1Тим 2.8,11-12). Нарушение этого созданного Богом равновесия есть человеческое самоволие, ведущее к тяжелым последствиям (1Пет 3.7). (См. бесплодие, диаконисса, дочь, жена, молитва, муж, пение, церковь)

жернов—два камня, с помощью которых зерно растирается в муку. В древности жернова были важной частью домашнего хозяйства каждой семьи. Нижний жернов, более тяжелый, слегка выпуклой формы, клался на разостланный холст, на него клался верхний жернов, более легкий, слегка вогнутый, с отверстием посредине, в которое засыпалось зерно. При вращении верхнего жернова зерно растиралось и мука высыпалась на холст. Эта очень тяжелая и продолжительная работа поручалась рабам и женщинам.

жртвенник—сооружение для принесения жертв Богу. Сооружался из земли или нетесаных камней. Никаких ступеней к жертвеннику делать не полагалось (Исх 20.26). Впервые в Писании жертвенник упомянут после потопа (Быт 8.20). Жертвенник, который Моисей соорудил перед скинией по образцу, показанному ему на горе, был из дерева ситтим (акации) размерами 2,5х2,5м, высотой 1,5м. Снаружи он был обложен медью, а внутри засыпался землей (Исх 27.1-8; 38.1-7). Жертвенник у храма был размерами 10х10м, высотой 5м и, видимо, не мог быть без ступеней (2Пар 4.1). Священники в этом случае должны были иметь нательное белье, скрывающее их наготу (Исх 28.42-43; Лев 6.10) (в Пс 50.21 назван алтарь).

жртвенника вор`ота (Иез 8.5)—одни из ворот первого храма (см.).

жртвенник для кур`ений—постоянный жертвенник, установленный в скинии и храме перед завесой Святого-святых для принесения курений пред лицо Господа (Исх 30.1-10; 37.25-28; 3Ц 6.22) (в Чис 4.11 назван золотой жертвенник). (См. скиния, храм)

жртвопринош`ение—как дар Господу приносилось людьми уже в глубочайшей древности. Каин принес от произведений земли (Быт 4.3), а Авель—от стад (Быт 4.4). Ной принес первое всесожжение (Быт 8.20), а Иаков—возлияние (Быт 35.14). Все народы приносили жертвы своим богам, и в Египте, где евреи жили долгое время, также приносилось множество жертв. Там приносились домашние и дикие животные, хлебные приношения и возлияния, и особенно много цветов (это последнее особенно распространилось по миру и сохранилось до сих пор). В Египте не было всесожжений и на жертвы никогда не возлагалось рук и поэтому там, очевидно, не было понятия о заместительной жертве и о полной отдаче Богу. Моисей, по-видимому, со всем народом впервые принес жертвоприношение на Синае (Исх 10.25-26; Чис 28.6), после чего жертвоприношения стали частью богослужения евреев. Следует отметить, что Закон не требует жертв (Лев 1.2; Иер 7.22-23) и Господу более угодны правда, милосердие и Боговедение (Пр 21.3; Ос 6.6; Мф 9.13; Мк 12.33), но Закон упорядочивает это служение и очень строго относится к его нарушениям (ибо лучше не приносить жертв совсем, чем делать это с нарушениями или приносить бесам—см. в конце). Жертвы должны были приноситься в свое время (Чис 28.2) и уже на Синае была установлена обязательная ежедневная жертва утром и вечером, которая называлась постоянное приношение.

Постоянное приношение состояло из одного агнца, хлебного приношения (ХП) и возлияния (В). В Приложении 5 показаны и другие регулярные обязательные жертво­приношения, которые приносились в праздничные дни после постоянного приношения. Все жертвы приносились как жертвы всесожжения, а козлы—как жертвы за грех. Кроме этих регулярных, приносимых во все праздничные дни жертв, Законом определялись также различные добровольные и специальные жертвоприношения (Чис 29.39), которые могли приноситься в любой день. Рассмотрим их по порядку.

Жертва всесожжения (Лев 1; 6.9-13; 7.8)—наиболее часто приносимая добровольная жертва, символизирующая собой полную отдачу Господу. Именно в жертву всесожжения Авраам был готов принести Исаака. Жертвенным животным (обязательно мужского пола) могли быть телец, овен, агнец (из овец или коз), горлица или молодой голубь. Приносящий возлагал руки на голову животного, потом его сам закалывал (птице голову сворачивал священник), животное рассекал, отделял кожу (у птицы отделялись перья и зоб) и священник сжигал жертву на жертвеннике. Вместе с жертвой всесожжения приносились хлебное приношение и возлияние. Жертву всесожжения полагалось приносить почти во всех случаях, когда приносилась жертва за грех.

Жертва мирная (Лев 3; 7.11-21,29-36; 19.5-8; 22.29-30)—особая жертва, выражающая радость примирения с Богом, благодарность и готовность служить Ему. Подразделялась на жертвы: благодарности (Лев 7.12), по обету или от усердия (Лев 7.16) и особую жертву—жертву посвящения (Лев 8.22-29). Жертвенным животным могли служить тельцы, овцы (обоих полов) и козы. Приносящий жертву возлагал руки на ее голову и заколал ее у дверей скинии (Лев 3.2). Весь жир и почки сжигались на жертвеннике, грудь (потрясания) и правое плечо (возношения) отдавались священнику (в случае жертвы посвящения—Моисею) как их доля, остальное съедал приносящий со своей семьей и друзьями, радуясь пред Господом. Жертву благодарности и посвящения можно было есть только в день приношения (Лев 7.15; 22.29-30), жертвы по обету или от усердия—также и на следующий день (Лев 7.16). После этого все оставшееся сжигалось. С мирной жертвой должны были приноситься также пресные хлебы, мука с елеем или кислые хлебы и все это принадлежало священнику. В мирной жертве обычно принимало участие большое количество людей. Нечистый не имел права даже касаться ее (Лев 7.20-21).

Жертва за грех и жертва повинности (Лев 4-6.7,25-30; 7.1-7)—это жертвы во очищение греха (вины, нечистоты). Жертва за грех приносилась с каждым праздничным жертвоприношением, кроме субботнего, а также, как и жертва повинности, при обнаружении какого-либо соделанного невольного греха, открытого со временем. Следует подчеркнуть, что только невольный грех можно было очистить жертвой (Лев 4.27) (см. умышленно), совершивший же преступление «дерзкою рукою» должен был быть истреблен из народа (Чис 15.27-31). Глубочайшее значение жертвы за грех заключается в том, что через нее человек осознавал свою врожденную порочность и греховность пред Богом, которые нуждаются в искуплении, притом в искуплении вечном, которого не могла дать кровь козлов и тельцов (Евр 10.1-4,11). Жертвенным животным для жертвы за грех могли быть телец, козел (за начальствующего в народе, в праздничных жертвоприношениях и большинстве специальных случаев) и коза и овца (за человека из народа). Согрешивший каким-либо невольным поступком и исповедавшийся в нем приходил с жертвой повинности (Лев 5; 6.1-7; 7.1-7). Приносить в эту жертву можно было овна или овцу, голубей или даже только муку без елея и ливана. Жертва повинности, как и жертва за грех, принадлежала священнику (Лев 7.7; 10.16-17), за исключением тельца, который сжигался вне стана (Лев 4). Кровь жертв за грех кропилась на жертвенник, алтарь курения, однажды в год вносилась за завесу, а оставшееся от кропления выливалось к подножию жертвенника. Жертва за грех также приносилась при посвящении священников (Лев 8.14-17) и очищении (Лев 9.6-11,15-16), после родов (Лев 12.8), в случае исцеления от проказы (но не для получения исцеления) (Лев 14.10-32), при очищении от нечистоты (Лев 15.15,30), в случае прелюбодеяния с рабой (Лев 19.20-22), в назорействе (Чис 6.10-12,14), при посвящении левитов (Чис 8.8,12), за ошибку общества (Чис 15.22-26), за ошибку отдельного человека (Чис 15.27-29), для очищения в пути (рыжая телица) (Чис 19.9).

Кроме перечисленных видов жертв в Законе упоминаются: специальная жертва—овен посвящения (Лев 8.22-36) и приношения: хлебное, ревнования (Чис 5.15), десятина и возлияние.

Все приносимое и посвящаемое—все жертвы Господу разрешалось есть только у скинии (храма) (Лев 17.8-9) и ни в коем случае не дома (Вт 12.17-18,26). Все первородное должно посвящаться в дар Господу (Вт 15.19-20). Только кровь жертвы всесожжения сжигалась на жертвеннике, кровь же остальных жертв выливалась к его подножию (Вт 12.27).

Все жертвы (кроме постоянного вечернего приношения) приносились утром (Лев 9.15-17; 4Ц 3.20).

Все жертвенные животные должны были быть без единого порока (Лев 22.18-22) и не должны были приниматься из рук иноземцев (Лев 22.24-25). Только в жертву усердия допускалось приносить животное (агнца), отличающееся непропорциональностью размеров отдельных членов (Лев 22.23).

Жертвы не по Закону, как и все служение язычников, являются приношением бесам (Лев 17.1-9; Вт 32.15-17; 1Кор 10.20). (См. также возношение, потрясание, праздники)

жестоковйный (Исх 32.9; 33.3; 34.9; Вт 9.6; 10.16; 31.27; 2Пар 30.8; Пс 74.6; Иер 17.23; 19.15; Деян 7.51)—упрямый, упорный. (См. выя)

живя вод`а (Быт 26.19; Лев 14.5,6,50,51; 15.13; Чис 19.17; Иер 2.13; 17.13; Зах 14.8; Ин 4.10; 7.38; От 21.6)—текущая, движущаяся вода. В высшем значении является прообразом жизни вечной (Ин 4.10) и Духа Святого (Ин 7.37-38), которые дает Христос (см. вода).

жив Госпдь (и жива душа твоя)!—древнее выражения типа клятвы, означающее буквально: «как Господь жив (и ты жив), так верно то, что...» (см. например, 4Ц 2.2).

живтные—живые существа, созданные Богом перед сотворением человека. В Писании упоминаются следующие животные, птицы и насекомые:


+агнец

-аист

+акриды

+анака

+аспид

+баран

+барс

+бегемот

-блоха

-буйвол

-бык

+вепрь

+верблюд

-вол

-волк

-воробей

-ворон

+голубь

+горлица

-гусеница

+единорог

-еж

+ехидна

-жаба

-журавль

-заяц

+зуй

-кабан

+камелопард

+кит

+коза

+козел

-комар

-конь

-корова

-коршун

-кошка

+крокодил

-крот

+(кузнечик)

+куропатка

+лань

-ласточка

-лебедь

+лев

+летаа

-летучая мышь

+лисица

-лошадь

+лошак

-медведь

-моль

-мошки

+мул

-муха

-муравей

-мышь

-обезьяна

+овца

-олень

+онагр

-орел

+орикс

+павлин

-паук

+пеликан

+перепел

-пес

-петух

-пчела

+рыболов

+саранча

+свинья

+серна

+сип

+скнипы

+скорпион

+собака

+сова

+сокол

+солам

+страус

+телец

+тушканчик

+удод

-улитка

+филин

+хагаб

+хамелеон

+харгол

-цапля

-чайка

-червь

+шакал

+шершень

+ягненок

-ястреб

-ящерица


           (обозначения:      + упомянуты в Словаре,

                                          - не упомянуты в Словаре)

Четыре животные (в других переводах—живые существа), которые видели пророк Иезекииль и ап. Иоанн (Иез 1.5-24; 3.13; 10; От 4.6-9; 5.6; 6.1,3,5-7; 7.11; 14.3; 19.4) с четырьмя лицами, с шестью крыльями и исполненные очей, были херувимами (см.).

жизнь—одна из величайших тайн Божиих, ибо жизнь не есть свойство материи (тела, плоти), но дается ей (Быт 2.7; 6.17; 7.21). Жизнь человека—в его крови (Быт 9.5) и эту жизнь Священное Писание называет душой (Лев 17.11; Вт 12.23). Люди всегда сознавали, что эта жизнь есть что-то очень непрочное, временное, как дуновение ветра (Иов 7.7) или как клуб легкого пара (Иак 4.14), и что есть другая—истинная, вечная жизнь, в которой нет никакой опасности порчи и исчезновения. Мудрые люди искали источник этой жизни в сердце (Пр 4.23), в правдивых устах (Пр 10.11), в страхе Господнем (Пр 14.27), в разуме (Пр 16.22), а пророки прямо указывали—он в Боге (Пс 35.10; 132.3; Ис 38.16-20). Жизнь—в Иисусе Христе, явившем Собой эту жизнь и даровавшем ее верующим в Него (Ин 3.36; 14.6; 1Ин 5.12; Кол 3.4). (См. воскресение)

жити (Быт 6.9; 37.2; Иер 32.37; 1Пет 3.1,2,16; 1Тим 4.12; 2Тим 3.10)—жизнь, образ жизни.

жтница—амбар, склад для хранения обмолоченного зерна и, возможно, других съест­ных припасов.

жнво (Исх 5.12)—жнивье, сжатое поле и то, что осталось на нем.

жрбий—как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была разделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение в храме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и пред Апостолами. В некоторых местах это слово означает «судьба», «удел» (Пс 15.5; Ис 17.14; Иер 13.25; Деян 8.21; 26.18).

жрец (Быт 41.45; 47.22; 1Ц 5.5; 6.2; 4Ц 23.5,8,9,20; 2Пар 11.15; 34.5; Ос 10.5; Соф 1.4)—в еврейском тексте «камарин» (от сирийского «кумра»), то есть служитель кумира, идола.

 

Hosted by uCoz