Га`ал (непринятие,
отвержение) (Суд 9.26,28,30,31,35-37,39,41)—сын (потомок) Еведа, житель Сихема,
поднявший возмущение против Авимелеха.
Га`аш (Нав 24.30; Суд
2.9)—гора в уделе Ефремовом, близ которой был похоронен И.Навин (во 2Ц 23.30
названа Нахле-Гааш, а в 1Пар 11.32—Нагале-Гааш).
Габб`ай (сборщик податей)
(Неем 11.8)—аналог. Асаия,г.
Гава`он (холмистый)—а)
священнический город удела Вениаминова на северо-запад от Иерусалима. До
прихода евреев был главным городом евеев (Нав 11.19), которые хитростью сумели
заключить союз с И.Навиным и сохранить свою жизнь (Нав 9.15). Над этим городом
во время битвы израильтян с аморреями Господь по слову И.Навина остановил
солнце (Нав 10.13). Здесь долгое время находилась скиния и здесь Господь во сне
явился Соломону (3Ц 3.5). В настоящее время на месте города расположено
небольшое селение Эль-Джиб с остатками Гаваонского пруда (2Ц 2.13); (См. Гева,
Массифа,в, скиния)
б) (Зах 14.10)—см. Гева.
Гаваонит`яне—жители Гаваона, при
этом во 2Ц 21.1-4,9 имеются в виду коренные его жители—евеи (Нав 9.7), которые
во 2Ц 21.2 названы аморреями. В 1Пар 8.29; 9.35, очевидно, имеются в виду
израильтяне, потомки Вениамина.
Гаваф`а (садовник) (Есф
2.21; 6.2)—один из евнухов-привратников во дворце Артаксеркса (Ксеркса) (в оригинале
стоит другое имя—Бикхан, что значит «дар судьбы»).
Гаваф`он (холм, возвышенное
место) (3Ц 15.27; 16.15,17)—аналог. Бене-Верак (отдан левитам) (в Нав 19.44;
21.23 назван Гиввефон, в 1Пар 6 не упомянут).
Гав`ая (2Ц 5.25)—см. Гева.
Гавваф`а (возвышение) (Ин
19.13)—площадка, место судилища, как видно, расположенное вне претории. Греческое
ее название (Лифостротон) показывает, что она была выложена каменной мозаичной
кладкой.
Гаври`ил (человек Божий) (Дан
8.16; 9.21; Лк 1.19,26)—Ангел (вестник) Божий, явившийся Даниилу, Захарии и
Марии.
Гагедол`им (великие) (Неем
11.14)—отец (предок) Завдиила (возможно, это не имя и выражение следовало
перевести: «сын великих»). (См. имя)
Г`агрий (1Пар 11.38)—отец
(предок) Мивхара.
Гад (счастье, удача)—а)
седьмой сын Иакова и первенец Зелфы, служанки Лии, родоначальник колена Гадова.
Удел этому колену—обширнейшее пространство на восток от среднего течения
Иордана, был дан еще до входа Израиля в обетованную землю; (См. колена
Израилевы)
б) (1Ц 22.5; 2Ц 24.11,13,14,18,19; 1Пар
21.9,11,13,18,19; 29.29; 2Пар 29,25)—прозорливец Давида;
в) (Ис 65.11)—языческое божество (солнца или
счастья), почитавшееся у финикиян и вавилонян. (См. Мени)
Гад`ад (Быт 36.35,36; 1Пар
1.46,47)—сын (потомок) Бедада, один из царей едомских.
Гададримм`он (Зах 12.11)—город
удела Манассиина в долине Изреельской рядом с Мегиддо.
гад`ание (Быт 44.5; Лев
19.26; Чис 12.8; 4Ц 17.17; 21.6; 2Пар 33.6; Иер 14.14; Иез 21.21,29; Мих
5.12)—попытка угадывания или предсказания событий. Гадание было строго
запрещено законом (Лев 19.26). В Пс 77.2 слово «гадание» означает «тайна». (См.
волхвы, прорицатель)
Гад`ар (Быт 36.39; 1Пар
1.50,51)—один из царей едомских.
Гадар`инская
стран`а
(Мк 5.1; Лк 8.26,37)—местность на восток от Геннисаретского озера, названная
так по городу Гадара (в Мф 8.28 названа Гергесинской, очевидно, по другому
городу—Гераса, расположенного значительно дальше на юго-восток, чем первый).
Гад`асса (мирт) (Есф
2.7)—первоначальное имя Есфири.
гад`атели (Вт 18.10,14; Иер
29.8; Дан 2.27; 5.7,11; Мих 3.7)—предсказатели, прорицатели. (См. волхвы)
Гадди`ил (Бог мое счастье)
(Чис 13.11)—сын (потомок) Содия, представитель колена Завулонова среди разведчиков
земли.
Г`аддий (счастливый) (Чис
13.12)—сын (потомок) Сусия, представитель колена Манассиина среди разведчиков
земли.
Г`адер—а) (стадо) (Быт
35.21)—город или местность (положение не известно);
б) (стена) (Нав 12.13)—один из городов,
покоренных И.Навиным (возможно, он же в 1Пар 2.51 назван Бефгадер). (См.
Гедеритянин)
Г`адий (Гадов) (4Ц
15.14,17)—отец (предок) Менаима.
Гадит`янин (2Ц 23.36)—прозвище
Бани, очевидно, по его происхождению из колена Гадова.
Г`адова
дол`ина
(2Ц 24.5)—по-видимому, долина некоей горной реки, протекавшей южнее Ароера (в
других переводах названа ущельем). (См. долины)
Г`адова
стран`а
(1Ц 13.7)—удел Гадов.
Гадор`ам (Быт 10.27; 1Пар
1.21)—аналог. Алмодад.
г`ады (Быт 1.25; 7.14,21;
8.19; Лев 22.5)—пресмыкающиеся (ползающие) животные (ящерицы, змеи и т.п.)
Гаен`ам (место источников)
(Нав 15.34)—аналог. Адифаим. (См. Енаим)
Г`аза (Быт 10.19; Вт 2.23;
Нав 10.41; 11.22; 13.3; 15.47; Суд 1.18; 16.1,2,21; 3Ц 4.24; 4Ц 18.8; Иер
25.20; 47.1,5; Ам 1.6,7; Соф 2.4; Зах 9.5; Деян 8.26)—один из пяти главных
филистимских городов, отданный по жребию колену Иудину, но так и не взятый им.
Расположен на берегу Средиземного моря южнее остальных филистимских городов.
(См. Филистимляне)
Газ`ез (стригущий)—а) (1Пар
2.46а)—один из сыновей (потомков) Халева;
б) (1Пар 2.46б)—сын Харана, сына Халева (но,
может быть, предыдущий—см. сын).
Г`азер (Нав 10.33; 12.12;
16.3,10; Суд 1.29; 2Ц 5.25; 3Ц 9.15-17; 1Пар 14.16; 20.4)—левитский город на
западной границе удела Ефремова (в Нав 21.21; 1Пар 6.67; 7.28 назван Гезер, а
во 2Ц 21.18,19—Гоб).
Газз`ам (Езд 2.48; Неем
7.51)—аналог. Аккув,в.
Г`аий—а) (Деян
19.29)—македонянин, спутник ап. Павла;
б) (Деян 20.4)—дервянин (из Дерв),
сопровождавший ап. Павла на пути в Малую Азию;
в) (3Ин 1)—один из любимых учеников
ап. Иоанна, возможно, следующий;
г) (Рим 16.23; 1Кор 1.14)—коринфянин,
которого крестил ап. Павел и в доме которого, очевидно, часто собирались и
останавливались верующие (возможно, предыдущий).
Гай—а) (Быт 12.8; 13.3;
Нав 7.2,3-5; 8.1-3,5,9,10,12,14,17,18,20,21,23-26,28,29; 10.1,2; 12.9; Езд
2.28; Неем 7.32; 11.31)—город в уделе Вениаминовом восточнее Вефиля, который
после поражения был превращен И.Навиным в вечные развалины, но позже был вновь
отстроен. Теперь на его месте нет ничего (в Ис 10.28 назван Аиаф);
б) (Чис 21.20)—моавитский город на вершине
Фасги (то есть в наиболее высоких местах указанных гор);
в) (Иер 49.3)—аммонитский город, как
полагают, рядом с Есевоном.
Гаккат`ан (маленький) (Езд
8.12)—отец (предок) Иоханана.
Гакк`оц (терн, колючка)—а)
(1Пар 24.10)—священник из рода Елеазара, глава седьмой священнической чреды;
б) (Езд 2.61; Неем 7.63)—один из предков
священников, вернувшихся из плена с Зоровавелем и исключенных из священства,
так как не могли найти своей родословной записи;
в) (Неем 3.4,21)—предок Меремофа (возможно,
предыдущий).
Гала`ад (неровный)—а)
обширная область на восток от Иордана, простирающаяся от реки Арнон на юге до
Васана на севере (4Ц 10.33). Эта земля славилась хорошими пастбищами, богатой
растительностью и была отдана коленам Рувимову и Гадову. Иногда этим именем
называется вся земля на восток от Иордана (Вт 34.1; Нав 22.9). Судьи Израиля
Иаир (Суд 10.3) и Иеффай (Суд 11.1), а также пророк Илия (3Ц 17.1) были родом
из Галаада (во времена Христа эта область называлась Перея);
б) (холм свидетель) (Быт 31.47-48)—название
груды камней (написание в оригинале отличается от других мест), насыпанной
Иаковом в честь примирения с Лаваном (в ст. 49 названа Мицпа, Лаван назвал ее
по-арамейски Иегар-Сагадуфа);
в) (Чис 26.29,30; 27.1; Нав 17.1,3; Суд
11.1,2; 1Пар 2,21; 7.14)—сын Махира, сына Манассии;
г) (1Пар 5.14)—аналог. Буз,а;
д) (Ос 6.8; 12.11)—город в Галааде,
возможно, Рамоф,а.
Гал`ал—а) (1Пар
9.15)—аналог. Авда,б;
б) (1Пар 9.16; Неем 11.17)—один из предков
Авды (см. Авда,б).
Гал`атам,
Посл`ание ап. П`авла—16я
книга Нового Завета (см. Библия), письмо ап. Павла к верующим в Галатии,
написанное им около
Гал`атия (Деян 16.9; 18.23;
1Пет 1.1; 1Кор 16.1; Гал 1.2; 3.1; 2Тим 4.10)—провинция (область) Малой Азии,
заселенная переселившимися сюда и смешавшимися с местным населением кельтами
(галлами). Их племена в
Галг`ал (круг)—а) (Вт 11.30;
4Ц 2.1; 4.38)—город или местность в районе Сихема;
б) (Нав 4.19,20; 5.9,10; 9.6; 10.6,7,9,43;
14.6; Суд 2.1; 1Ц 7.16; 10.8; 11.14,15; 13.7,8,12,15; 15.33; 2Ц 19.15; Ос 4.15;
9.15; 12.11; Ам 4.4; 5.5; Мих 6.5)—место первой стоянки израильтян после их
перехода Иордана. Здесь они установили двенадцать камней, взятых из реки, здесь
были обрезаны и праздновали первую Пасху в земле обетованной, здесь было снято
с них «посрамление Египетское». Расположен Галгал между Иорданом и Иерихоном
(возможно, он же в Неем 12.29 назван Беф-Гаггилгал);
в) (Нав 12.23)—один из Ханаанских царских
городов (или земель) (положение не известно);
г) (Нав 15.7)—место или город на границе
удела Вениаминова между Иерусалимом и Иорданом (в Нав 18.17 названо Гелилоф).
галг`ал (Иез 10.13)—этот
стих в оригинале дословно записан так: «Колеса те я слышал были названы вращающимися
колесами».
Галил`ейское
м`оре
(Мф 4.18; 15.29; Мк 1.16; 7.31; Ин 6.1)—пресноводное озеро, размерами в длину
около
• море Киннереф (Чис 34.11; Вт 3.17),
• Хиннароф (Нав 11.2),
• море Хиннерефское (Нав 12.3; 13.27),
• Геннисаретское озеро (Лк 5.1),
• море Тивериадское (Ин 21.1). (См. также
Иордан)
Галил`ея (округ)—область
севернее Самарии на запад от Галилейского моря. В Галилее были расположены те
города, которые Соломон отдал царю Тирскому (3Ц 9.11), и она называлась страной
языческой (Ис 9.1; Мф 4.15). Здесь были расположены уделы Асиров, Неффалимов,
Завулонов и Иссахаров. Галилея, особенно южная, славилась богатой
растительностью и множеством источников и рек. Почти каждый ее холм был
виноградник, а долина—хлебное поле. В Назарете жил молодой Иисус. В Галилее
Господь, явив Себя миру, провел большую часть Своего земного служения, здесь Он
совершил большую часть известных нам чудес. Галилея (как и Самария, Иудея,
Идумея, Перея и Десятиградие) была отдельной римской провинцией и частью
Израильского царства. Галилеяне были в презрении у иудеев за их смешение с
язычниками и нечистую религию. Отличались они и выговором (Мк 14.70). Все
Апостолы Христовы были галилеянами, за исключением Иуды Искариота, который был
из Иудеи.
Галиле`яне (Лк
13.1,2а)—последователи Иуды Галилеянина (Деян 5.37), который, основываясь на
словах закона (Вт 17.15), призывал бороться со всякой иноземной властью (не из
евреев). В
Гал`им (груды) (Ис
10.30)—город удела Вениаминова, по-видимому, недалеко от Гивы и Бахурима (в 1Ц
25.44 назван Галлим).
Галл`им (1Ц 25.44)—см.
Галим.
Галли`он (Деян
18.12,14,17)—брат известного философа Сенеки, судья. В
Галлох`еш (ворожей, обаятель)
(Неем 3.12)—отец (предок) Шаллума (в Неем 10.24 назван Лохеш).
Галменюх`от (1Пар 2.52)—в
оригинале два слова «Хаци, Галменюхот» не являются именами собственными, а
означают: «половина Манахафян» (как и в ст. 54). (См. Манахаф,а)
Гам (Быт 14.5)—место в
земле Замзумимов.
Гамад`имы (Иез 27.11)—«воины
из Гамады» или «отборные воины» (точное значение не известно).
Гамали`ил (награда Божия)—а)
(Чис 1.10; 2.20; 7.54,59; 10.23)—сын (потомок) Педацура, главный в колене
Манассиином при исчислении израильтян в пустыне Синайской;
б) (Деян 5.34; 22,3)—фарисей, известный
законоучитель, член синедриона, по преданию—внук Гиллеля.
Гаммифк`ад (контроль, проверка)
(Неем 3.31)—одни из ворот храма или дворца (слово «проверка» передано как название
ворот). (См. имя, храм)
Гам`она (множество) (Иез
39.16)—аллегорическое название города (места) погребения многочисленных полчищ
Гога, пораженных Господом.
Гам`ул (вознагражденный)
(1Пар 24.17)—священник из рода Ифамара, глава двадцать второй чреды священников.
Гапиц`ец (рассеяние) (1Пар
24.15)—священник из рода Ифамара, глава восемнадцатой чреды священников.
Гаракках`им (составитель мазей)
(Неем 3.8)—профессия Ханании переведена как имя отца (в оригинале: «Ханания,
один из составителей мазей...», см. имя).
Гар`ан (1Пар 23.9)—аналог.
Берия,г.
Гарарит`янин (горный, горец)—а)
(2Ц 23.11,33; 1Пар 11.34)—см. Шаге;
б) (1Пар 11.35)—см. Араритянин.
Гар`еб (грубый) (2Ц 23.38;
1Пар 11.40)—Итритянин (Ифриянин), один из главных воинов Давида.
Гар`ив (грубый) (Иер
31.39)—один из холмов рядом с Иерусалимом.
Гариз`им (Вт 11.29; 27.12;
Нав 8.33; Суд 9.7)—гора в центре Палестины, в уделе Ефремовом, с которой произносились
благословения. Напротив нее, севернее, расположена гора Гевал (несколько выше
первой), с которой произносились проклятия. Сихем (нынешний Наблус) расположен
между этими горами. Гора Гаризим впоследствии стала священной горой самарян (Ин
4.20).
Гарм`и (1Пар 4.19)—в
оригинале весь стих читается иначе: «Сыновья жены Годии, сестры Нахама были:
отец Кеилы, Гармит, и Ешфемоа, Маахатянин», поэтому Гармит означает, видимо,
название семьи. (См. имя)
Гародит`янин (1Пар 11.27)—см.
Хародитянин.
Гар`ое (1Пар 2.52)—один из
сыновей (потомков) Шовала из колена Иудина (в 1Пар 4.2 назван Реаия).
Гар`ум (возвышенный) (1Пар
4.8)—отец (предок) Ахархела (в оригинале не ясно).
Гассен`уя (1Пар 9.7)—один из
предков Саллу.
Гассофер`еф (Езд 2.55)—аналог.
Амий (в Неем 7.57 назван Софереф).
Гаф`ам (слабый, хилый) (Быт
36.11,16; 1Пар 1.36)—аналог. Амалик,а.
Гаф`ах (Есф 4.5,6,9,10)—евнух,
приставленный служить царице Есфири.
Гаф-Римм`он (точило, пресс для
выжимания гранатового сока)—а) (Нав 19.45; 21,24; 1Пар 6.69)—аналог.
Бене-Верак;
б) (Нав 21.25)—см. Билеам.
Гафхеф`ер (точило источника)
(4Ц 14.25)—город в уделе Завулоновом недалеко от Назарета. В этом городе
родился или жил пророк Иона (в Нав 19.13 назван Геф-Хефер).
Гах`алия (Неем 10.1)—см.
Ахалия.
Гах`ам (горячий, сожженный)
(Быт 22.24)—один из сыновей Нахора, брата Авраама, от Реумы.
Гах`ар (убежище) (Езд 2.47;
Неем 7.49)—аналог. Аккув,в.
Гах`ила (тьма, мрак) (1Ц
23.19; 26.1,3)—холм в пустыне Зиф (см. Зиф,б).
Гахир`оф (Чис 33.8)—см.
Пи-Гахироф.
Гац`ар-Адд`ар (Чис 34.4)—см.
Аддар,а.
Гац`ар-Ен`ан (село источников)
(Чис 34.9,10)—город на северной границе земли Ханаанской (в районе Дамаска) (в
Иез 47.17; 48.1 назван Гацар-Енон).
Гац`ар-Ен`он (Иез 47.17;
48.1)—см. Гацар-Енан.
Гац`ар-Тих`он (Иез 47.16)—город на
северной границе земли Ханаанской.
Гацлелп`они (1Пар 4.3)—дочь
Етама из колена Иудина.
Гац`ор (селение,
огороженное место)—а) (Нав 15.25)—аналог. Адада (в оригинале стоит:
«Кириаф-хецрон (иначе Гацор)»);
б) (3Ц 9.15)—см. Асор,а;
в) (Неем 11.33)—город в уделе Вениаминовом
(точное положение не известно).
Гац`орфий (золотых дел мастер)
(Неем 3.31)—профессия Малхии переведена как имя отца (в оригинале: «Малхия,
один из золотых дел мастеров»). (См. имя)
Гац`ор-Хадаф`а (Нав 15.25)—аналог.
Адада.
Гаш`ем (бесполезный) (1Пар
11.34)—Гизонитянин, отец двух или нескольких главных воинов Давида (в этом
стихе вместо двоеточия должна быть запятая или точка с запятой—см. Яшен).
Г`ева (холм) (Нав 18.24;
21.17; 4Ц 23.8; 1Пар 6.60: 8.6; 2Пар 16.6; Езд 2.26; Неем 7.30; 11.31; 12.29;
Ис 10.29)—священнический город в уделе Вениаминовом на северо-восток от Рамы и
Гивы Вениаминовой (в 1Ц 14.5; 3Ц 15.22 назван Гива, во 2Ц 5.25—Гавая, а в Зах
14.10—Гаваон).
Гев`ал—а) (Вт 11.29;
27.4,13; Нав 8.30,33)—см. Гаризим;
б) (Пс 82.8; Иез 27.9)—финикийский город,
который греки назвали Библос и на месте которого ныне расположен Джубейл
(несколько севернее Бейрута). В Нав 13.5 назван «земля Гевла», а в 3Ц 5.18 его
жители—Гивлитяне.
Г`евер (муж, великий
человек) (3Ц 4.19)—сын (потомок) Урия, один из приставников Соломона над
провизией.
Гев`им (Ис 10.31)—город на
север от Иерусалима, поблизости от Анафофа.
Г`евла (Нав 13.5)—см.
Гевал,б.
Гег`ай (Есф
2.3,8,15)—царский евнух, смотритель гарема Артаксеркса (Ксеркса).
Гед`алия (Иегова велик)—а)
(1Пар 25.3,9)—левит, сын Идифума, глава второй чреды певцов;
б) (Езд 10.18)—один из священников, имевших
жену иноплеменку.
Геде`он (срубающий) (Суд
6—8; Евр 11.32)—сын Иоаса из колена Манассиина, житель Офры, призванный
Господом спасти народ от нашествий мадианитян. Он был прозван Иероваалом (см.)
после того, как смело разрушил капище Ваала у своего отца. Из добычи, взятой у
мадианитян, Гедеон сделал золотой ефод (Суд 8.27), что явилось сетью для него
самого и всего его дома. Он был судьей Израиля 40 лет и имел 70 сыновей, но все
они погибли.
Гед`ера (огороженное место,
овчарня) (Нав 15.36; 1Пар 12.4)—аналог. Адифаим.
Гедерит`янин (1Пар 27.28)—житель
или уроженец Гадера (см. Гадер,б).
Гедер`оф (овчарни) (Нав
15.41; 2Пар 28.18)—аналог. Адифаим.
Гедерофа`им (место овчарен) (Нав
15.36)—аналог. Адифаим.
Гед`ор (стена,
укрепление)—а) (Нав 15.58; 1Пар 4.4,18)—город в Иудее севернее Хеврона;
б) (1Пар 8.31; 9.37)—аналог. Авдон,г;
в) (1Пар 12.7)—город (или место) в уделе
Вениаминовом.
ге`енна (Мф 5.22,29,30;
10.28; 18.9; 23.15; Мк 9.43,45,47; Лк 12.5; Иак 3.6)—греческое название долины
сынов Енномовых (по-еврейски Ге-Хинном), протянувшейся с южной стороны
Иерусалима, в которой на месте, называемом Тофет, при царях Ахазе и Манассии
сожигались в жертву Молоху дети (2Пар 28.3; 33.6; Пс 105.37-38). Царь Иосия,
уничтожая идолопоклонство, осквернил это место (4Ц 23.10), сделал его свалкой,
на которой, как говорит предание, всегда горел огонь. В устах Господа это слово
употребляется как символ мучения осужденных, адского огня (ср. Мф 18.8; Лк
16.14). (См. ад)
Г`езер (Нав 21.21; 1Пар
6.67; 7.28)—см. Газер.
Гелв`уй (пенящийся источник)
(1Ц 28.4; 31.1,8; 2Ц 1.6,21; 21.12; 1Пар 10.1,8)—горная цепь в юго-восточной
части Изреельской долины в уделе Иссахаровом. Здесь в битве с филистимлянами
пали Саул и трое его сыновей.
Гел`ем (1Пар 7.35)—глава
поколения в колене Асировом (повидимому, он же в ст. 32 назван Хофам).
Гелил`оф (круги, места) (Нав
18.17)—см. Галгал,г.
Гем`аллий (Чис 13.13)—отец
(предок) Аммиила (см. Аммиил,а).
Гем`ам (1Пар 1.39)—один из
сыновей (потомков) Лотана, сына Сеира (в Быт 36.22 назван Геман).
Гем`ан (Быт 36.22)—см.
Гемам.
Гем`ария (Иегова совершитель)—а)
(Иер 29.3)—сын (потомок) Хелкии, один из посланных царем Седекией в Вавилон, с
которым пророк Иеремия передал свое письмо пленникам;
б) (Иер 36.10-12,25)—сын (потомок) Сафана,
писец, в комнате которого при доме Господнем были прочитаны слова пророчества
об Израиле.
Геннисар`етская
земл`я
(Мф 14.34; Мк 6.53)—область на северо-западном и западном побережьи Геннисаретского
озера. Название местности происходит от названия древнего города Хиннереф
(позже—Геннисар или Геннисарет), располагавшегося в районе города Магдалы.
Геннисар`етское
`озеро
(Лк 5.1)—см. Галилейское море.
Генув`ат (кража, похищение)
(3Ц 11.20)—сын Адера.
Ге`он (поток) (2Пар 32.30;
33.14)—источник в начале Енномовой долины на запад от Иерусалима, заперев который,
Езекия создал так называемый верхний пруд (Ис 7.3; 36.2). Из него он провел
воду в город (4Ц 20.20; Ис 22.11). Ниже в долине был еще один, нижний пруд (Ис
22.9). Некоторые полагают, что Геон и Гион (см.)—один и тот же источник,
вытекающий из восточного склона горы Сион, но это маловероятно. (См.
водопровод, Драконовый источник)
Г`ера (зерно)—а) (Быт
46.21; 1Пар 8.3)—аналог. Ард;
б) (Суд 3.15)—отец (предок) Аода (возможно,
предыдущий; см. также Иеминий);
в) (2Ц 16.5; 19.16,18; 3Ц 2.8)—отец (предок)
Семея (возможно, предыдущий);
г) (1Пар 8.5)—аналог. Авиуд,в;
д) (1Пар 8.7)—аналог. Ахия,е.
г`ера (зерно, крупица)
(Исх 30.13; Лев 27.25; Чис 3.47; 18.16; 1Ц 2.36; Иез 45.12)—самая мелкая
денежная единица и единица веса у древних евреев, равная 1/20 сикля, то есть
около
Гер`ар (Быт 10.19; 20.1,2;
26.1,6,17,20; 2Пар 14.13)—филистимский город на юг от Газы.
Гер`ара (1Пар
4.39)—некоторые полагают, это Герар (см.), но более вероятно, это другой город
дальше на юго-запад по побережью.
Гергес`еи (Быт 15.21; Вт 7.1;
Нав 3.10; 24.11; Неем 9.8)—одно из хананейских племен. (См. народы древней
Палестины)
Гергес`ей (Быт 10.16; 1Пар
1.14)—один из сыновей Ханаана, сына Хама, родоначальник Гергесеев.
Гергес`инская
стран`а
(Мф 8.28)—см. Гадаринская страна.
Г`ерсон (1Пар 26.21)—см. Гирсон,а.
Герсонит`янин (1Пар 29.8)—см.
Иахав,а.
Г`есем (Быт 45.10;
46.28,29,34; 47.1,4,6,27; 50.8; Исх 8.22; 9.26)—область в Египте в низовьях
Нила, в северо-восточной части его дельты, пригодная для пастбищ и для
выращивания овощей (Чис 11.5). До сих пор эта область является самой
плодородной частью египетской территории. (См. Раамсес)
Гесс`ур (мост) (Вт 3.14; Нав
12.5; 13.11,13; 2Ц 3.3; 13.37,38; 14.23,32; 15.8; 1Пар 2.23)—провинция Сирии восточнее
Васана, доставшаяся в удел полуколену Манассиину, но так им и не завоеванная.
Царь этой провинции Фалмай был отцом Маахи, жены Давида, от которой родился
Авессалом (во 2Ц 2.9 эта провинция (или часть ее), возможно, названа Ашур).
(См. также Сирия)
Гессур`яне (Нав 13.2; 1Ц
27.8)—по-видимому, одно из арабских племен, обитавших на юге Палестины.
Геу`ил (величие Божие) (Чис
13.16)—сын (потомок) Махия, представитель колена Гадова среди разведчиков
земли.
Геф (точило, место или
пресс для выдавливания сока)—один из главных филистимских городов (1Ц 6.17), расположенный
на границе с уделом Иудиным. Часто оказывался в зоне военных действий и,
по-видимому, был вскоре разрушен, так как у поздних пророков среди других
филистимских городов не упоминается (Соф 2.4; Зах 9.5-6). Из жителей Гефа у
Давида был военный отряд из 600 человек (2Ц 15.18). (См. Аведдар, Филистимляне)
Г`ефер (Быт 10.23; 1Пар
1.17)—один из сыновей (потомков) Сима, сына Ноя, родоначальник одного из арамейских
племен.
Гефсим`ания (пресс для выжимания
масла) (Мф 26.36; Мк 14.32)—сад (Ин 18.1) на склоне Елеонской горы, отделенной
от Иерусалима неширокой долиной с потоком Кедрон. Это место полно святого
значения для каждого христианина на земле, ибо напоминает нам о великой
душевной скорби и о молитвенной борьбе до кровавого пота нашего Спасителя и
Господа Иисуса Христа со смертью, из которой Он вышел окончательным
победителем. Именно здесь было подготовлено основание Его победы, совершенной
на кресте. Здесь Он был предан Иудой в руки солдат и народа. После разрушения
Иерусалима в
Г`ефское
ор`удие
(Пс 8.1; 80.1; 83.1)—музыкальный инструмент (возможно, связанный с праздником
жатвы, ибо «геф» значит точило, пресс), или особый способ исполнения, или еще
какой-то неизвестный музыкальный термин. (См. музыка)
Геф-Х`ефер (Нав 19.13)—см.
Гафхефер.
Геф`янин (2Ц 6.10,11;
15.18,19,22; 1Пар 13.13)—уроженец или житель Гефа.
Геш`ан (1Пар 2.47)—один из
сыновей (потомков) Иегдая из колена Иудина.
Г`ешем (Неем 2.19;
6.1,2,6)—Аравитянин, возможно, один из местных начальников, противившийся
восстановлению Иерусалима.
Ги`ах (прорывающийся
вперед) (2Ц 2.24)—город или местность в районе Гаваона.
гиац`инт (От 9.17;
21.20)—драгоценный в древности камень красно-коричневого или красно-желтого
цвета с блеском как у алмаза, добывавшийся в основном в Эфиопии. В настоящее
время слово «гиацинт»—лишь технический термин, означающий поделочные камни с
красно-золотистым цветом (циркон, гранат, обожженный аметист). В Иер 10.9 этим
словом обозначена одежда багряного цвета. (См. багряница, драгоценные камни,
яхонт)
Гибб`ар (сильный, храбрый)
(Езд 2.20)—аналог. Арах,б (в Неем 7.25 стоит: уроженцев Гаваона).
Г`ива (холм)—а) (Нав
15.57)—город в гористой южной части удела Иудина (он же, видимо, назван Гивея в
1Пар 2.49);
б) (Суд 19.12-16; 20; 1Ц 10.26; 11.4; 13.2;
14.2; 15.34; 2Ц 21.6; 1Пар 12.3; Ис 10.29; Ос 5.8; 9.9; 10.9)—Вениаминова или
Саулова, город на север от Иерусалима недалеко от Рамы (в Нав 18.28 назван
Гивеаф); (См. холм)
в) (1Ц 14.5; 3Ц 15.22)—см. Гева.
Г`иввеф`он (Нав 19.44;
21.23)—см. Гавафон.
Гиве`аф (Нав 18.28)—см.
Гива,б.
Гив`ея (1Пар 2.49)—см.
Гива,а.
Гивлит`яне (3Ц 5.18)—см.
Гевал,б.
Гидд`алти (возвеличение) (1Пар
25.4,29)—левит, сын Емана, глава двадцать второй чреды певцов.
Гидд`ел (возвеличенный)—а) (Езд 2.47; Неем 7.49)—аналог.
Аккув,в;
б) (Езд 2.56; Неем 7.58)—аналог. Амий.
Г`иддо (3Ц 4.14)—отец (предок) Ахинодава.
Гиде`оний (срубание) (Чис 1.11; 2.22; 7.60,65; 10.24)—отец
(предок) Авидана.
Гид`ом (вырезание) (Суд 20.45)—пустынное место севернее Гивы и
восточнее Вефиля, куда бежали уцелевшие вениамитяне.
Ги`езий (долина видения) (4Ц 4.12,14,25,27,29,31,36,41;
5.20,21,25; 8.4,5)—слуга пророка Елисея.
Гизонит`янин (1Пар 11.34)—см. Гашем.
Гилал`ай (Неем 12.36)—аналог. Азариил,д.
Гилл`ел (хвала) (Суд 12.13,15)—отец (предок) Авдона.
Г`ило (изгнание) (Нав 15.51; 2Ц 15.12; 23.34)—город в
нагорной части Иудеи, возможно в районе Хеврона.
Г`имзо (2Пар 28.18)—город в низменной западной части Иудеи
(точное положение не известно).
гин (Исх 29.40; 30.24;
Лев 19.36; 23.13; Чис 15.4-7,9; Иез 4.11; 45.24; 46.5,7,11,14)—мера жидких тел,
равная примерно 4л. (См. меры)
Гиннеф`ой (садовник) (Неем 12.4)—аналог. Амария,е (в Неем 10.6;
12.16; назван Гиннефон).
Гиннеф`он (Неем 10.6; 12.16)—см. Гиннефой.
Ги`он (поток) (3Ц 1.33,38,45)—источник в долине Кедрон
севернее Силоамского пруда вне восточной стены Иерусалима (от него впоследствии
царь Езекия проложил туннель для подвода воды в город). (См. водопровод, Геон)
Гирзе`яне (1Ц 27.8)—одно из арабских племен, обитавших на юге
Палестины.
Гирс`ам (странник, изгнанник) (Исх 2.22; 18.3)—один из сыновей
Моисея (в 1Пар 23.15,16; 26.24 назван Гирсон).
Г`ирсон (изгнание)—а) (Быт 46.11; Исх 6.16,17; Чис
3.17,18,21,23,25; 4.22,24,27,28,38,41; 7.7; 10.17; 26.57; Нав 21.6,27; 1Пар
6.1,16,43,62,71; 23.6,7)—старший сын Левия, родоначальник поколения левитов (в
1Пар 26.21 назван Герсон);
б) (Суд 18.30)—отец (предок) Ионафана из
колена Манассиина (по некоторым манускриптам: из потомков Моисея; в таком
случае см. след.);
в) (1Пар 23.15,16; 26.24)—см. предыдущ. и
Гирсам;
г) (Езд 8.2)—один из глав поколений
священников, вышедших из Вавилона с Ездрою.
Гиффа`им (два точила) (2Ц 4.3; Неем 11.33)—город в уделе
Вениаминовом (точное положение не известно).
Гих`он (струя, поток) (Быт 2.13)—одна из рек рая.
Г`ишфа (Неем 11.21)—аналог. Авда,б.
глаг`ол(ить) (Иов 23.12; Иез 2.1; Мф 17.5; Лк 3.2,22; Ин
6.68; Евр 6.5; 12.25)—слово, известие; говорить слово, возвещать.
Го`аф (Иер 31.39)—место рядом с Иерусалимом (точное положение
не известно).
Гоб (2Ц 21.18,19)—см.
Газер.
Гог—а) (1Пар
5.4)—аналог. Ваал,д;
б) (Иез 38.2,3,14,16,18; 39.11,15; От
20.7)—князь Роша, Мешеха и Фувала, то есть предводитель диких языческих стран
севера (Иез 38.15; 39.2). Его варварские полчища не раз проникали через
Кавказские горы и опустошали страны юга. В
Гог`ам (Нав 10.3)—царь Хевронский, один из союзников
Адониседека.
Год (величие) (1Пар
7.37)—аналог. Беера,б.
год (евр. «шанах»—обновляющееся,
возвращающееся)—основной отрезок времени измерения исторических событий, равный
полному циклу сезонных изменений. У разных народов год начинался и измерялся
по-разному. У евреев после выхода их из Египта год по Божиему повелению (Исх 12.2)
стал считаться с месяца Авив (Нисан), который соответствует апрелю. А по
возвращении их из вавилонского плена был узаконен так называемый гражданский
год, начинавшийся с месяца Афаним (Тишри), который соответствует октябрю. И
такое решение было, очевидно, не случайным. В этом месяце заканчивались все
полевые работы (Вт 16.13) и все праздники, установленные законом, в этом месяце
провозглашался юбилейный год (Лев 25.8-13) и, кроме того, в законе уже были
указания на этот месяц, как на конец года (Исх 23.16; 34.22).
В различных странах счет годам велся
зачастую самостоятельно от начала правления определенных царей или от известных
важных событий и со временем так запутался, что сейчас многие древние события
разные исследователи определяют с большой разницей в числе лет (см. также
перекрестные ссылки в Приложении 12).
Евреи вели счет годам от рождения
патриархов, затем от выхода из Египта, от постройки храма, от начала плена. В
годы сирийского владычества они должны были принять Селевкидский календарь
(началом которого считался
Ниже приводится список всех лиц, полная
продолжительность жизни которых указана в Священном Писании:
Адам 930
(Быт 5.5),
Сиф 912
(Быт 5.8),
Енос 905
(Быт 5.11),
Каинан 910
(Быт 5.14),
Малелеил 895
(Быт 5.17),
Иаред 962
(Быт 5.20),
Енох 365
(Быт 5.23),
Мафусал 969
(Быт 5.27),
Ламех 777
(Быт 5.31),
Ной 950
(Быт 9.29),
Сим 602
(Быт 11.10-11),
Арфаксад 438
(Быт 11.12-13),
Сала 433
(Быт 11.14-15),
Евер 464
(Быт 11.16-17),
Фалек 239
(Быт 11.18-19),
Рагав 239
(Быт 11.20-21),
Серух 230
(Быт 11.22-23),
Нахор 148
(Быт 11.24-25),
Фарра 205
(Быт 11.32),
Авраам 175
(Быт 25.7) (ему было 84 года, когда родился Измаил, и 100 лет - когда родился
Исаак),
Измаил 137
(Быт 25.17),
Исаак 180
(Быт 35.28) (он женился в 40 лет, а еще через 20 лет родились Исав и Иаков),
Иаков 147
(Быт 47.28) (он женился, когда ему было 83 года, его последний сын Вениамин
родился, когда ему было 103 года),
Иосиф 110
(Быт 50.22,26),
Левий 137
(Исх 6.16),
Кааф 133
(Исх 6.18),
Амрам 137
(Исх 6.20),
Аарон 123
(Чис 33.39),
Моисей 120
(Вт 34.7),
Халев более
85 (Нав 14.10),
Иисус Навин 110
(Нав 24.29; Суд 2.8),
Илий 98
(1Ц 4.15),
Давид 70
(2Ц 5.4),
Ровоам 58
(3Ц 14.21; 2Пар 12.13),
Иосафат 60
(3Ц 22.42; 2Пар 20.31),
Иорам 40
(4Ц 8.17; 2Пар 21.5,20),
Охозия 23
(4Ц 8.26; 2Пар 22.2),
Иоас 47
(4Ц11.21; 12.1; 2Пар 24.1),
Амасия 54
(4Ц 14.2; 2Пар 25.1),
Азария 68
(4Ц 15.2; 2Пар 26.3),
Иоафам 41
(4Ц 15.33; 2Пар 27.1),
Ахаз 36
(4Ц 16.2; 2Пар 28.1),
Езекия 54
(4Ц 18.2; 2Пар 29.1),
Манассия 67
(4Ц 21.1; 2Пар 33.1),
Амон 24
(4Ц 21.19; 2Пар 33.21),
Иосия 39
(4Ц 22.1; 2Пар 34.1),
Иоахаз 23
(4Ц 23.31; 2Пар 36.2),
Иоаким 36
(4Ц 23.36; 2Пар 36.5),
Иехония 18
(4Ц 24.8; 2Пар 36.9),
Седекия 32
(4Ц 24.18; 2Пар 36.11),
Иодай 130
(2Пар 24.15),
Иов более
140 (Иов 42.16).
Бог ясно указал человеку определенный Им
(нормальный) срок его жизни - 120 лет (Быт 6.3), и на это время человек вправе
рассчитывать. И это Свое установление Господь никогда после не отменял.
Напротив, Он напоминает: «Служите Господу, Богу вашему, и ... число дней твоих сделаю
полным.» (Исх 23.25-26). Очевидно, что человек далеко не полностью
использует свои дни (ср. Иов 15.32). Например, священник Илий допускал, что
жертвы Господни при нем попирались и служение осквернялось (1Ц 2.29), и за это
все потомство дома Илия было обречено доживать только до средних лет (1Ц 2.33).
Многие, наверняка, и не знали причины этого. (См. также время, месяцы,
праздники)
Год`ави (1Пар 5.24)—аналог. Азриил,а.
Год`авия—а) (1Пар 9.7)—аналог. Гассенуя;
б) (Езд 2.40)—глава поколения левитов,
вернувшихся из плена с Зоровавелем (в Езд 3.9; Неем 12.8 назван Иуда, а в Неем
7.43—Годева).
Годавь`ягу (1Пар 3.24)—аналог. Аккув,а.
Год`ева (Неем 7.4)—см. Годавия,б.
Г`одия (величие Иеговы)—а) (1Пар 4.19)—глава рода в колене
Иудином; (См. Гарми)
б) (Неем 8.7; 9.5; 10.10)—один из левитов
(глава поколения), участвовавший в молитве и призыве заключить договор с Богом,
приложивший печать под этим договором и пояснявший закон во время чтения его
Ездрой;
в) (Неем 10.13)—аналог. Венинуй;
г) (Неем 10.18)—аналог. Азур,а.
Год`олия (Иегова велик)—а) (4Ц 25.22-24; Иер 39.14;
40.5-9,11-16; 41.1-4.6,9,10,16,18; 43.6)—сын (потомок) Ахикама (известного
придворного царя Иосии), поставленный Навуходоносором начальником над
оставшимся в Иудее народом;
б) (Иер 35.4)—отец (предок) Анана;
в) (Иер 38.1)—сын (потомок) Пасхора, один из
князей при дворе Седекии;
г) (Соф 1.1)—сын (потомок) Амории, один из
предков пророка Софонии.
Гоз`ан (ущелье, теснина) (4Ц 17.6; 18.11; 19.12; 1Пар 5.26; Ис
37.12)—город и провинция Ассирийской империи при реке Хавор (см.), куда были
переселены израильтяне.
год
отпущ`ения (Вт 31.10)—см.
седьмой год.
Го`им (Быт 14.1,9; Нав 12.23)—слово означает «язычники», «языческий»
и, видимо, не есть название города или местности, но их характеристика (то же
слово в оригинале стоит и в Ис 9.1). (См. имя)
Гол`ан (выезд, высылка) (Вт 4.43; Нав 20.8; 21.27; 1Пар
6.71)—левитский город и город убежища в уделе Манассиином на восток или
северо-восток от Геннисаретского озера.
Голг`офа (лоб, череп) (Мф 27.33; Мк 15.22; Ин 19.17)—место вне
северной (древней) стены Иерусалима, куда был выведен для казни и где был
распят на кресте Господь Иисус Христос. Люди не могут с определенностью указать
это место. В северо-западной части Иерусалима находится церковь Гроба Господня,
построенная в
Голи`аф (1Ц 17.4,23; 21.9; 22.10; 2Ц 21.19; 1Пар
20.5)—филистимский великан из Гефа, возможно, один из Енакимов (Нав 11.22),
пораженный молодым Давидом камнем из пращи (во 2Ц 21.19, по-видимому, описка
переписчика, ибо по-еврейски слово «Вифлеемского» читается также, как «Лахмия,
брата»—ср. 1Пар 20.5).
г`олубь—чистая по закону птица. Писание отличает ее кротость,
незлобивость. Господь и верующим говорит: «будьте ... просты, как голуби» (Мф
10.16). И на Иисуса Христа после Его крещения Дух Святой сошел также в телесном
виде голубя (Мф 3.16; Ин 1.32). Закон давал право бедным людям приносить в
жертву вместо агнца голубя (Лев 5.7; 12.8), в связи с чем разведение голубей в
древней Иудее было распространенным занятием.
Гом`ер (совершенство) (Быт 10.2,3; 1Пар 1.5,6; Иез 38.6)—сын
Иафета, сына Ноя, родоначальник, как полагают, некоторых северных народов.
Гом`ерь (Ос 1.3)—дочь Дивлаима, блудница, которую пророк по
слову Господа взял себе женою.
гом`ор (Исх 16.16,32.33,36)—мера объема сыпучих тел, равная
1/10 ефы, то есть примерно 2,4л. (См. меры)
Гом`орра—один из городов в долине Сиддим, уничтоженных Божиим
судом за их крайнюю греховность (2Пет 2.6). (См. Содом)
Гон`аф (3Ц 16.21,22)—отец (предок) Фамния.
гор`а—очень часто в Священном Писании символ высоты, силы,
величия (Пс 67.17). В древности люди твердо верили что Бог, как и все их боги,
обитает на горах, которые подняты от земли к небу, поэтому и жертвенники и
богослужения устраивались на горах и возвышенных местах (ср. Евр 12.22). (См.
высоты)
Очень многие великие и славные дела Божии
совершались на горах:
• на Араратской горе остановился Ноев ковчег
(Быт 8.4);
• на горе Мориа Авраам был призван совершить
свою самую великую жертву (Быт 22.2);
• на горе Синай был дан закон (Исх 19.20);
• на горах Гаризим и Гевал были произнесены
благословения и проклятия (Вт 11.29; Нав 8.33-35);
• Господь Иисус Христос часто поднимался на
горы для молитв;
• на горе Он преобразился пред учениками (Мф
17.1-2);
• с Елеонской горы Господь вознесся на небо
и таким же образом Он обещал вернуться (Деян 1.11-12).
Горой в Священном Писании часто называется
место обитания народа, колена, например:
• гора Сеир, гористая местность на юго-запад
от Мертвого моря, место обитания потомков Исава;
• гора Неффалимова (Нав 20.7), местность на
северо-запад от озера Мером, удел Неффалимов;
• гора Ефремова (Нав 20.7; 21.21), гористая
местность на запад от среднего течения Иордана, удел Ефремов;
• гора Иудина (Нав 11.21; 20.7; 21.11),
гористая местность на запад от Мертвого моря—занимает большую часть удела
Иудина;
• гора Израилева (Нав 11.16,21)—это вся
земля на запад от Иордана;
• гора Аморрейская во Вт 1.20 означает всю
обетованную землю.
Кроме перечисленных выше в Библии упомянуты
следующие отдельные горы: Кармил, Ермон, Ор, Хорив, Ливан, Нево, Фасга, Сион.
Гор`ам (возвышение) (Нав 10.33)—царь Газера.
Г`оренгаат`ад (Быт 50.10,11)—в
еврейском тексте «гумно Атада». (См. имя)
г`орлица—птица отряда голубиных, несколько меньших
размеров, чем голубь.
г`орнее (Иов 21.22; Ос 11.7; Ам 9.6; Кол 3.1,2)—высшее,
верхнее.
г`орница—верхняя комната (Мк 14.15), верхняя часть
постройки (2Пар 3.9).
г`ород—этим словом в Библии обозначается всякое место
поселения людей, и большое и малое, поэтому городов в древней Палестине было
много. В Нав 15 в уделе Иудином, который с севера на юг занимал не более
Первые же города, построенные людьми, были
предназначены для самопрославления человека (Быт 4.17; 11.4-9). В городах,
построенных Нимродом (Быт 10.10-12), впервые возникло и распространилось
идолопоклонство. Города всегда этим особенно отличались и их общий характер не
изменился до сих пор. Евреи долго не жили в городах и не стремились к этому
(Неем 11.2), но когда обосновались в них, стали такими же идолопоклонниками,
как и прочие народы (4Ц 17.7-8).
город`а уб`ежища—см. убежища города.
г`ород вел`икий—а) (Ион 1.2;
3.3)—Ниневия;
б) (От 11.8; 16.19)—Иерусалим в земном,
греховном смысле;
в) (От 14.8; 17.18;
18.10,16,18,19,21)—Вавилон, как символ нечестия и греха;
г) (От 21.10)—новый Иерусалим.
г`ород вел`икого Цар`я (Пс 47.3; Мф 5.35)—Иерусалим.
г`ород Г`оспода (Ис
60.14)—Иерусалим, в котором слава Господа (Иез 48.35).
г`ород Дав`идов—а) (2Ц 5.7,19; 3Ц
2.10; 8.1; 1Пар 11.5,7; 15.1,29; 2Пар 8.11; 9.31; Ис 22.9)—крепость Сион,
составившая позже юго-западную часть Иерусалима; (См. Иерусалим, Сион,б)
б) (Лк 2.4,11)—Вифлеем.
г`ород И`удин (2Пар 25.28; Лк
1.39)—Иерусалим.
г`ород `истины (Зах 8.3)—Иерусалим.
г`ород кров`ей (Иез 22.2; 24.6,9;
Наум 3.1)—Иерусалим (ср. 4Ц 24.3,4).
г`ород Нах`ора (Быт 24.10)—см.
Харран.
г`ород П`альм (Вт 34.3; Суд
3.13)—Иерихон (во 2Пар 28.15—город пальм). В Суд 1.16, по-видимому, имеется в
виду Енгедди.
г`ород пр`авды (Ис 1.26)—Иерусалим.
г`ород прест`ольный (Есф 3.15; 8.14;
9.11,12)—Сузы, столица Персии (точнее—летняя резиденция персидских царей).
г`ород Самар`янский (Мф 10.5)—Самария
(страна).
городск`ие вор`ота (4Ц
23.8)—неизвестные ворота древнего Иерусалима. (См. ворота)
г`ород с`олнца (Ис 19.18)—один из
египетских городов—Гелиополис (во многих манускриптах: «город разрушения»).
горш`ечник (1Пар 4.23; Пс 2.9; Ис 45.9; Иер 18.2; 19.1,11; Плач
4.2; Мф 27.7,10; Рим 9.21)—мастер по изготовлению глиняной посуды, которая была
в древности наиболее распространенной. Для горшечника характерно то, что его
материал—глина абсолютно, буквально послушна его рукам.
г`орькая вод`а (Чис
5.18,19,23,24,27)—вода, приготовляемая священником для испытания жены, на
которую у мужа возникло подозрение в неверности.
г`орькие тр`авы (Исх 12.8; Чис
9.11)—например, листья цикория, которые по закону евреи должны были есть с
Пасхою в память о своих страданиях в египетском плену. Они были также символом
будущих страданий Спасителя.
гор`ячка (Лев 26.16; Вт 28.22; 32.24; Мф 8.14; Мк 1.30; Лк 4.38;
Ин 4.52; Деян 28.8)—острая форма лихорадки (но, возможно, и другие болезни).
Г`осподи—принятая в русском языке форма обращения к
Богу. В некоторых местах Библии этим словом переведено и просто обращение
«господин» (Мф 25.11, ср. 21.30; Ин 4.19), которое в старину люди на востоке
неизменно употребляли в отношении более знатного, старшего или обладающего
властью. В Мф 8.2; 13.51; Лк 5.8 (ср. 5.5), 9.57; Ин 5.7; 9.36 (ср. 9.38) это
обращение к Иисусу в оригинале также не есть обращение к Богу, но только как к
Учителю и Пророку. (См. Господь)
госп`одства (Еф 1.21; Кол 1.16)—духовные силы. (См.
власть)
Госп`одь—см. Бог. Словом «Господь» (Адонаи), начиная с 3 в. до
РХ, заменялось имя «Иегова» при чтении священных текстов из страха произносить
само имя Вседержителя. Освященное употреблением этого имени Самим Господом, оно
стало Его именем, неразрывно связанным в сердцах верующих с образом Спасителя
(относительно Исх
гост`иница (Лк 2.7; 10.34,35)—дом для ночлега. Как и большинство
домов древнего востока представляла собой постройку с двором внутри,
помещениями для складов и скота внизу и для людей—над ними, на галерее. Гостиницы
строились у дорог (каравансараи) и были немногочисленны. В них часто царили
грубость и нечистота, поэтому большинство путников пользовались гостеприимством
частных домов, которое всегда было распространено и высоко почиталось на востоке.
г`офер (Быт 6.14)—название дерева (материала), из которого Ной
построил ковчег. Значение слова не ясно (возможно, означает просто «смолистое
дерево»).
Гоф`ир (1Пар 25.4,28)—левит, один из сыновей Емана, глава
двадцать первой чреды певцов.
Гоф`олия (Иегова велик) (4Ц 8.26; 11.1-3,13,14,20; 2Пар
22.2,10,11,12; 23.12,13,21; 24.7)—дочь Амврия, жена Иорама, царя иудейского.
Способствовала сильному распространению идолопоклонства в Иудее. После смерти
Охозии (ее сына), она истребила всех его потомков (кроме Иоаса, спасенного
Иосавефою) и захватила власть.
Гофони`ил (лев Божий) (Нав 15.17; Суд 1.13,14; 3.9,11; 1Пар
4.13)—сын (потомок) Кеназа, брат Халева (в русской Библии ошибка перевода—см.
Библия), первый судья Израиля.
Гош`аия (Иегова спасает)—а) (Неем 12.32)—аналог. Азария,ц;
б) (Иер 42.1)—отец (предок) Азарии (см.
Азария,ч) (в 4Ц 25.23 назван Маахитянин, в Иер 40.8—Махафа, а в Иер
43.2—Осаия).
Гош`ама (1Пар 3.18)—один из сыновей Иехонии, царя иудейского.
Г`ошен—а) (Нав 10.41; 11.16)—область в юго-западной части
Иудеи;
б) (Нав 15.51)—аналог. Афека.
град Б`ожий (Пс 45.5; 86.3)—Иерусалим.
гр`амота (гр`амотность)—см. ученость.
гран`атовое д`ерево (Вт 8.8; 1Ц 14.2;
Иол 1.12; Агг 2.19)—дерево из породы миртовых с красноватой корой,
ярко-красными цветами без запаха и сочными плодами (гранатами) в жесткой
кожуре.
гран`атовые `яблоки (по-евр. «риммон»)
(Чис 13.24; 20.5; 3Ц 7.18,20; 4Ц 25.17; Песн 4.3,13; 6.7,11; 7.13; 8.2; Иер
52.22,23)—плоды гранатового дерева (гранаты), высоко ценившиеся на востоке в
древности.
грех—это то, что
разделило и продолжает разделять человека с Богом, его Творцом. Сотворив
человека прекрасным и совершенным, Бог даровал ему полную свободу, в том числе
и свободу добровольно принять любовь Божию в сознательном послушании и полном
доверии. Слова в Быт 1.28, переведенные в русской Библии как «плодитесь,
размножайтесь», в оригинале обозначают: «растите, совершенствуйтесь и
умножайтесь числом» (при этом без знания добра и зла—Быт 2.16-17, и обладая
бессмертием—Быт 2.9,16, которое, согрешив, человек потерял—Быт 3.24). Ясно, Бог
хотел, чтобы человек выбрал путь совершенствования через послушание, но Он не
отнял у него возможности и ослушаться, то есть сделать собственный и
добровольный выбор. Некоторые говорят, почему Бог не закрыл этот путь? Но тогда
разве была бы свобода человека истинной? Имея возможность убить, разве
обязательно нужно убивать? Не более ли заслуги в том, чтобы сдержаться? Если бы
человек был во всем автоматически послушен воле Божией, он был бы робот, но Бог
хочет иметь дело со свободной личностью, способной сделать правильный выбор,
имея все возможности. И у Бога был Свой, возможно, длительный, но благодатный
план приведения человека к полному совершенству, но человек избрал свой,
быстрый путь сравняться с Богом (Быт 3.5) через чувственное познание,
поддавшись искушению. Так грех через Адама вошел в мир, а им и смерть (Рим
5.12). И человек продолжает грешить, уклоняясь постоянно на свою дорогу (Ис
59.2; 1Ин 3.4). Грехом поэтому называется также и каждое отдельное преступление
заповедей Божиих. Но даже если человек это сознает, он не может искупить себя
из рабства греха (в котором он остается по наследству) собственными силами, ибо
ничего, как раб, своего не имеет, но только веруя в искупление, совершенное
ради нашего спасения ценою невинной Крови Спасителя нашего Иисуса Христа,
человек может спастись. В еврейском тексте «грех» и «жертва за грех»
обозначается одним термином (2Кор 5.21) и в этом смысле нужно понимать Быт 4.7.
(См. искупление, спасение)
Гр`еция (Дан 8.21; 10.20;
11.2)—небольшая страна в юго-восточной части Европы. Находясь на побережье
Средиземного моря, и являясь главным торговым маршрутом древности, она получила
быстрое развитие. Как мировая империя Греция установилась в процессе так
называемых Персидских войн (500-336 гг. до РХ). Александр Великий своими
блестящими победами (336-323 гг. до РХ) покорил себе почти весь известный тогда
мир и, как рассказывают историки, дойдя до Индии плакал, что больше нечего было
завоевывать. Греческий язык стал мировым. Греческая философия и культура,
расцвет которых пришелся на тот же период, оказали неизгладимое влияние на ход
всей мировой истории и развитие многих соседних (особенно европейских) народов.
Около
гр`еческий
яз`ык
(Ин 19.20; Деян 21.37; От 9.11)—см. язык.
гриф (Лев 11.13; Вт
14.12)—нечистая по закону птица из породы хищных, крупная размерами и
неприятная на вид. Питается падалью, отбросами.
гроб(н`ица)—место захоронения,
погребения. Гробы часто устраивались в естественных углублениях земли, пещерах
или вырубались в сплошной скале. В таком гробе Иосифа из Аримафеи, находившемся
в саду близ Голгофы, был положен Господь. Гроб этот представлял собой помещение,
как бы комнату, размерами 3м на 4м и высотой 2м, в глубине которой по бокам
были два возвышения, как бы ложа, на одном из которых и было положено тело
Иисуса, обвитое по иудейскому обычаю пеленами. Вход в гроб для предохранения
от зверей всегда плотно закрывался тяжелым камнем. Для погребения царей и
богатых людей строились гробницы аналогичные по конструкции, но богато
украшенные. (См. погребение)
гр`ядый (Лк 13.35)—грядущий
(от старослав. грясти—приближаться, приходить, неожиданно появляться).
Г`удгод (Вт 10.7)—аналог.
Алуш (в Чис 33.32,33 назван Хор-Агидгад).
гумн`о—площадка на ровном и
открытом месте для вымолачивания и вывеивания зерна, а также для временного
хранения снятого урожая (снопов).
Г`уни (расписанный,
раскрашенный) (Быт 46.24; 1Пар 7.13)—один из сыновей (потомков) Неффалима (в
Чис 26.48 назван Гуний).
Г`уний (расписанный, раскрашенный)—а)
(Чис 26.48)—см. Гуни;
б) (1Пар 5.15)—аналог. Авдиил,а.
Гур (жилище) (4Ц
9.27)—место близ Ивлеама в Изреельской долине.
Гур-Ва`ал (жилище Ваала) (2Пар
26.7)—место на юге Палестины (точное положение не известно).
г`усли—этим словом
переведено название некоего струнного музыкального инструмента (по-евр.
киннор), изобретенного еще в глубокой древности (Быт 4.21) и похожего, как
полагают, на арфу (см.). Во многих местах упоминается вместе со свирелью. (См.
музыка)