Фаан`аф-Сил`ом (Нав 16.6)—один из
пограничных городов удела Ефремова (возможно, теперешнее местечко Тана на
юго-восток от Сихема—Наблуса).
Фаан`ах (Нав 12.21; 17.11;
21.25; Суд 1.27; 3Ц 4.12; 1Пар 7.29)—один из городов удела Иссахарова южнее Мегиддона,
отданный вначале колену Манассиину, а позже—левитам (ныне селение Таанук).
Раскопки в этом древнем царском городе открыли множество захоронений детей под
стенами домов (видимо, принесенных в жертву) (ср. 3Ц 16.34), священных столбов
и клинописных табличек (в Суд 5.19 назван Фанаах, а в 1Пар 6.70—Анер).
Фаар`ея (1Пар 8.35)—аналог.
Ахаз,б (в 1Пар 9.41 назван Фарей).
Фав`ор—а) (Нав 19.22; Суд
4.6,12,14; 8.18; Пс 88.13; Иер 46.18; Ос 5.1)—красивая, отдельно возвышающаяся
гора в северной части Изреельской долины и несколько восточнее Назарета. Высота
горы 320м и она вся покрыта растительностью. Хотя имеется стойкое предание, что
Преображение Господа перед Его учениками произошло на этой горе, это
маловероятно, ибо в то время почти всю гору занимал римский гарнизон и на ней
не могло быть уединенного места. Теперь эта гора называется Джебель-тур; (См.
Преображение)
б) (1Пар 6.77)—город в уделе Завулоновом.
Фав`орская
дубр`ава
(1Ц 10.3)—роща в районе Гивы. (См. дубрава)
Фадд`ей (Мф 10.3; Мк
3.18)—см. Иуда,л.
Фадм`ор (3Ц 9.18; 2Пар
8.4)—древний город в Сирийской пустыне между Дамаском и Евфратом, переименованный
Александром Великим в Пальмиру. В настоящее время—небольшая деревушка с прежним
названием среди многочисленных развалин.
Фад`он (избавление,
свобода) (Езд 2.44; Неем 7.47)—аналог. Аккув,в.
Фак`ей (4Ц 15.25,27,29-32;
16.1,5; 2Пар 28.6; Ис 7.1)—сын (потомок) Ремалии, предпоследний царь израильский,
царствовавший в Самарии 20 лет. Он убил Факию, своего предшественника, и сам
был убит Осией. Во время его царствования ассирийский царь Феглаффелласар начал
захват израильского царства.
Ф`акия (Иегова видит) (4Ц
15.22,23,26)—сын и преемник Менаима, царь израильский, царствовавший в Самарии
два года.
Фал`ал (судья) (Неем
3.25)—сын (потомок) Узая, чинивший стену Иерусалима.
Фаласс`ар (холм Ассура) (4Ц
19.12; Ис 37.12)—одна из провинций ассирийской империи (положение не известно).
Ф`алек (разделение) (Быт
10.25; 11.16-19; 1Пар 1.19,25; Лк 3.35)—один из сыновей Евера, при жизни
которого, по-видимому, началось разделение и рассеяние народов; один из предков
Иосифа в родословии Иисуса Христа.
Ф`аллу (Быт 46.9; Исх 6.14;
Чис 26.5; 1Пар 5.3)—один из сыновей Рувима, сына Иакова, глава поколения.
Фалм`ай—а) (Чис 13.23; Нав
15.14; Суд 1.10)—аналог. Ахиман,а;
б) (2Ц 3.3; 13.37; 1Пар 3.2)—царь Гессура,
отец Маахи, матери Авессалома.
Фалти`ил (избавление Божие)
(Чис 34.26)—сын (потомок) Аззана, представитель колена Иссахарова среди
участников раздела земли.
Ф`алтий (сокр. от
Фалтиил)—а) (Чис 13.10)—сын (потомок) Рафуя, представитель колена Вениаминова
среди разведчиков земли;
б) (1Ц 25.44; 2Ц 3.15)—сын (потомок) Лаиша,
второй муж Мелхолы.
Ф`алтия (Иегова избавитель)
(Иез 11.1,13)—сын (потомок) Ванеи, один из князей в народе иудейском, возмутитель
и отступник от Бога. Его пророк видел в видении и он внезапно умер во время
произнесения пророчества.
Фам`арь (пальма)—а) (Быт
38.6,11,13,24; Руф 4.12; 1Пар 2.4; Мф 1.3)—жена Ира, первенца Иуды, которая,
став вдовой и не получив другого мужа, соединилась обманным путем с самим Иудой
и родила ему Фареса и Зару;
б) (2Ц 13.1,2,4-7,10,16,19,20; 1Пар
3.9)—сестра Авессалома, которую обесчестил ее брат Амнон;
в) (2Ц 14.27)—дочь Авессалома. (См. Мааха,д)
Фам`ах (Езд 2.53; Неем
7.55)—аналог. Аккув,в.
Ф`аммуз (Иез
8.14)—вавилонское божество, поклонение которому в древности распространялось до
Финикии и Греции. В последней этот бог назывался Адонис. В Египте также было
похожее божество—Озирис и оно также почиталось как попеременно дремлющие и
пробуждающиеся силы природы. Поклонение этому богу заключалось в плаче и
трауре, когда он умирал, и в диком весельи и всевозможных удовольствиях, когда
он воскресал. Полагают, название месяца Таммус произошло от этого имени.
Ф`амна (доля, надел)—а)
(Быт 36.12)—наложница Елифаза, сына Исава;
б) (Быт 36.22)—сестра Лотана (дочь Сеира)
(возможно, предыдущая) (в 1Пар 1.39 названа Фиммна);
в) (Быт 38.12-14)—город, в который пошел
Иуда стричь своих овец (возможно упомянутый в Фимна,б либо Фимна,в).
Фамн`аф-Сар`аи (дополнительная
часть) (Нав 19.50; 24.30; Суд 2.9)—город в уделе Ефремовом северо-западнее
Иерусалима, отданный И.Навину.
Ф`амний (разумный) (3Ц
16.21,22)—сын (потомок) Гонафа, пытавшийся оспаривать царский престол у Амврия.
Фана`ах (Суд 5.19)—см.
Фаанах.
Фанасм`еф (Иер 40.8)—см.
Танхумеф.
Фану`ил (Лк 2.36)—отец
(предок) Анны из колена Асирова, пророчицы.
Ф`ара—а) (телица) (Нав
18.23)—аналог. Аввим;
б) (блуждание) (Лк 3.34)—см. Фарра.
Фар`ала (Нав 18.27)—аналог.
Аввим.
Фар`ан (Быт 21.21; Чис
10.12; 13.1,9,27; Вт 1.1; 33.2; 1Ц 25.1; 3Ц 11.18; Авв 3.3)—великая и страшная
пустыня (Вт 1.19), в которой евреи провели большую часть своего сорокалетнего
странствования. Эта пустыня, занимающая весь север Синайского полуострова, до
сих пор называется у арабов «блуждание» (эль-Тих). Она включала в себя пустыню
Син (Кадес) и даже, по-видимому, пустынный юг Иудеи (1Ц 25.1). (См. Асироф,
Кадес, пустыня, Син,б)
фара`он (от егип. «пер-аа»
большой дом)—титул египетских царей. В Писании упомянуты по имени следующие
фараоны: Вафрий, Зарай, Нехао, Сигор, Сусаким.
Фар`ей (1Пар 9.41)—см.
Фаарея.
Ф`арес (брешь, пролом) (Быт
38.29; 46.12; Чис 26.20; Руф 4.12,18; 1Пар 2.4,5; 9.4; Неем 11.4; Мф 1.3; Лк
3.33)—сын Иуды от Фамари, глава поколения, предок Давида. Как видно из Писания,
он почитался первенцем Иуды. Является одним из предков Иосифа в родословии
Иисуса Христа.
фарис`еи—религиозные фанатики
и самая влиятельная во времена Христа партия (прослойка) еврейского народа.
Секта фарисеев возникла в Иудее примерно в середине 2 в. до РХ и вначале
проповедовала строгую жизнь, чистоту и точнейшее исполнение закона (Деян 26.5),
что привлекло к этому учению массу простого народа. Фарисеи стояли за
независимость от других государств и несмешиваемость с другими народами. Позже,
однако, это учение, делающее упор на исполнение внешних обрядов (см. например,
хранилища), выродилось в лицемерие и гордость, что в свою очередь превратило
фарисеев в самых неистовых врагов Христа (Ин 7.32; 11.47,53,57). Господь
обличал и порицал сам дух фарисейства—высокомерие, самодовольство и двуличие
(Лк 18.11; 12.1). Как секта, фарисеи исчезли с разрушением Иерусалима, но дух
их учения ясно виден еще и в современном иудаизме. (См. иродиане, саддукеи)
Фарн`ак (Чис 34.25)—отец
(предок) Елицафана (см. Елицафан,а).
Ф`арра (блуждание)—а) (Быт
11.24-28,31-32; Нав 24.2; 1Пар 1.26)—отец Аврама (Авраама), идолопоклонник и
житель Халдеи, оставивший в конце своей жизни Ур—свою родину, и двинувшийся в
землю Ханаанскую. Умер Фарра в Харране в возрасте 205 лет не достигнув Ханаана.
Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа (в Лк 3.34 назван
Фара);
б) (Есф 2.21; 6.2)—аналог. Гавафа.
Ф`арсис—а) (Быт 10.4; 1Пар
1.7)—один из сыновей (потомков) Иавана и народ, населявший некоторые области в
западной Европе (в Испании и в Италии);
б) (3Ц 10.22; 2Пар 9.21; 20.36,37; Пс 47.8;
71.10; Ис 2.16; 23.1,6,10; 60.9; 66.19; Иер 10.9; Иез 27.12,25; 38.13; Ион 1.3;
4.2)—морской порт (область) в Испании или, возможно, вся, расположенная в
дальнем конце Средиземного моря, земля, населенная потомками Фарсиса, далекая и
богатая многими редкими предметами. Относительно 2Пар 20.36,37—см. Ецион-Гавер;
в) (1Пар 7.10)—аналог. Ахишахар;
г) (Есф 1.14)—аналог. Адмафа.
Фарур`им (4Ц 23.11)—в
оригинале это слово может означать «пристройка», «окрестности», «поблизости».
Это же слово в 1Пар 26.18 переведено «притвор». (См. имя)
Ф`арфар (быстрая) (4Ц
5.12)—река, текущая с Ермона южнее Дамаска и теряющаяся, как и Авана, в песках
пустыни (нынешнее название реки Авадж). Эти две реки обильно орошают долину, в
которой стоит Дамаск, превращая ее в прекрасный сад. (См. Авана)
Ф`асга (часть, кусок) (Чис
21.20; 23.14; Вт 3.17,27; 4.49; 34.1; Нав 12.3; 13.20)—одна из вершин
(возвышенностей) горной местности Аварим (см.) на восток от устья Иордана.
Фасдам`им (1Пар 11.13)—см.
Ефес-Даммим.
Фафн`ай (Езд 5.3,6;
6.6,13)—персидский областеначальник (наместник) в земле «за рекой», включавшей,
по-видимому, Сирию и Палестину.
Фах`ан (1Пар 7.25)—сын
Фелаха и отец Лаедана из колена Ефремова. (См. Аммиуд,а)
Фах`аф (покорность,
смирение) (1Пар 7.20)—аналог. Беред (см. Тахан) (это имя, как и два других,
повторено дважды).
Ф`евда (Деян 5.36)—некий
мятежник, явившийся до Иуды Галилеянина (то есть до
Фегл`аф(ф)еллас`ар (4Ц 15.29; 16.7,10;
1Пар 5.6,26; 2Пар 28.20)—царь ассирийский (Тиглат-Пелезер 3, правивший с
Фег`ор—а) (отверстие,
трещина) (Чис 23.28)—одна из возвышенностей в цепи моавитских гор на восток от
устья Иордана, связанная, очевидно, с поклонением Фегору (см. след.);
б) (Чис 25.18; 31.16; Нав 22.17)—символ
плодоносных сил природы. Этот идол, поклонение которому было особенно в почете
у моавитян, изображался в виде мужского полового члена и поклонение ему было
связано с открытым и считавшимся законным развратом (Чис 25.6). Аналогичное
божество было известно также и у многих других народов: Лингам—у индусов,
Приап—у римлян, Фал—у персов, Фаллус—у греков (отсюда известное
выражение—фаллические религии) и т.д. (См. Беф-Фегор, Ваал, Ваал-Фегор)
Фед`аия (Иегова спасает)—а)
(4Ц 23.36)—отец (предок) Зебудды;
б) (1Пар 3.18)—аналог. Гошама;
в) (1Пар 27.20)—отец (предок) Иоиля;
г) (Неем 3.25)—сын (потомок) Пароша,
чинивший стену Иерусалима (см. след.);
д) (Неем 8.4)—аналог. Захария,щ (возможно,
предыдущий);
е) (Неем 11.7)—аналог. Гассенуя;
ж) (Неем 13.13)—один из левитов, назначенных
хранителем десятин.
Фек`оя (2Ц 14.2,4,9; 23.26;
1Пар 2.24; 4.5; 11.28; 27.9; 2Пар 11.6; 20.20; Иер 6.1; Ам 1.1)—город в уделе
Иудином южнее Вифлеема. В настоящее время на его месте находится деревня Текуа.
Фел`аия (Иегова являет
Себя)—а) (1Пар 3.24)—аналог. Аккув,а;
б) (Неем 8.7)—аналог. Азария,у (см. след.);
в) (Неем 10.10)—аналог. Венинуй (возможно,
предыдущий).
Фел`алия (Иегова судья) (Неем
11.12)—аналог. Амций,б.
Фел`атия (Иегова
избавитель)—а) (1Пар 3.21)—аналог. Исаия,б;
б) (1Пар 4.42)—аналог. Неария,б;
в) (Неем 10.22)—аналог. Азур,а.
Фел`ах (1Пар 7.25)—сын
Решефа и отец Фахана из колена Ефремова. (См. Аммиуд,а)
Фел`ет (освобождение) (1Пар
12.3)—аналог. Иезиел.
Фелеф`еи (2Ц 8.18; 15.18;
20.7,23; 3Ц 1.38,44; 1Пар 18.17)—одно из племен филистимлян, из которого при
Давиде набирались приближенные слуги и личная охрана царя (полагают, от этого
слова произошло название филистимляне, см.).
Ф`еликс (счастливый) (Деян
23.24,26; 24.3,22,24.25,27; 25.14)—бывший раб римского императора Клавдия,
назначенный им прокуратором Иудеи. Известен в истории как низкий человек и
жестокий правитель. Нерон хотел казнить его за плохое управление и только
заступничество его влиятельного брата спасло его от этой участи.
фел`онь (старослав.—риза
священника) (2Тим 4.13)—верхняя одежда (в оригинале—плащ, мантия).
Ф`ема—а) (Быт 25.15; 1Пар
1.30)—аналог. Адбеел;
б) (Иов 6.19; Ис 21.14; Иер 25.23)—город
(район) в северо-западной части Аравийского полуострова (восточнее Мертвого
моря), через который проходил караванный путь из Газы в Дамаск (название,
по-видимому, связано с именем Фема,а).
Фем`ан (полуденная
страна)—а) (Быт 36.11,15; 1Пар 1.36)—аналог. Амалик,а;
б) (Быт 36.34; Нав 15.1; 1Пар 1.45; Иер
49.7,20; Иез 25.13; Ам 1.12; Авд 1.9; Авв 3.3)—город или район в земле Едом
(возможно, на юге), названный по имени старейшин Исавовых (или наоборот) и
известный мудростью своих жителей;
в) (Быт 36.42; 1Пар 1.53)—аналог. Алва.
Феманит`янин (Иов 2.11; 4.1;
15.1; 22.1; 42.7.9)—см. Елифаз,б.
Фенн`ана (рубиновый или
коралл) (1Ц 1.2,4)—одна из жен Елканы, отца пророка Самуила.
Фену`ил (лицо Божие) (1Пар
8.25)—аналог. Авдон,в.
Феоф`ил (возлюбленный Божий)
(Лк 1.3; Деян 1.1)—друг и, возможно, покровитель евангелиста Луки, для которого
последний написал свое Евангелие и книгу Деяний Апостолов.
Ферез`еи (сельские жители)
(Быт 13.7; 15.20; 34.30; Исх 3.8,17; 23.23; 33.2; 34.11; Вт 7.1; 20.17; Нав
3.10; 9.1; 11.3; 12.8; 17.15; 24.11; Суд 1.4,5; 3.5; 3Ц 9.20; 2Пар 8.7; Езд
9.1; Неем 9.8)—один из народов древнего Ханаана, населявший земли, отданные
коленам Иудину, Ефремову, Манассиину. (См. народы древней Палестины)
Фер`ида (Неем 7.57)—аналог.
Амий (в Езд 2.55 назван Феруда).
Фер`уда (Езд 2.55)—см.
Ферида.
Фесвит`янин (3Ц 17.1; 21.17,28;
4Ц 1.3,8)—прозвище пророка Илии, по-видимому, по названию города Фесва в
Галааде, из которого он происходил.
Фессал`оника (Деян 17.1,11,13;
20.4; 27.2; Флп 4.16; 1Фес 1.1; 2Фес 1.1; 2Тим 4.10)—древний город в Македонии
на берегу Термейского залива Эгейского моря, основанный в
Фессалоник`ийцам,
1 и 2 Посл`ания ап. П`авла—20я и 21я книги Нового Завета (см. Библия), послания
(письма) ап. Павла (первые изо всех его Посланий), написанные им верующим в
Фессалонике около
Фест (радостный, веселый)
(Деян 24.27; 25.1,4,9,12-14,22-24; 26.24-25,32)—римский правитель Иудеи, сменивший
на этом посту Феликса и правивший около двух лет (с
Фиат`ир(а) (Деян 16.14; От 1.11;
2.18,24)—город на севере провинции Лидия в Малой Азии между городами Пергам и
Сардис. До 3 в. до РХ он был известен как Пелопия. Славился искусством крашения
тканей и ткацким ремеслом. В настоящее время на его месте находится город
Аксиссар с многочисленными развалинами.
Ф`ива (чистая, яркая) (Рим
16.1)—некая служительница в Кенхрейской церкви, помощница ап. Павла, с
которой он, по-видимому, направил свое Послание к римским верующим.
Фиг`елл (2Тим 1.15)—аналог.
Ермоген.
Фид`ал (Быт 14.1,9)—царь
Гоима (см.), один из союзников Амрафела (см.).
Ф`иква (надежда) (Езд
10.15)—отец (предок) Яхзеии.
Филад`ельфия (братская любовь)
(От 1.11; 3.7)—небольшой город в Малой Азии в провинции Лидия недалеко от
Сардиса. Был основан в середине 2 в. до РХ пергамским царем Филадельфом, часто
страдал от землетрясений и поэтому никогда не был значительным городом.
Нынешнее название Аллах-Шер (город Аллаха).
Филим`он (Флм 1.1)—христианин
в Колоссах (ср. Кол 4.9), которому ап. Павел вернул его беглого раба Онисима,
обратившегося ко Христу.
Филим`ону,
Посл`ание ап. П`авла—26я
книга Нового Завета (см. Библия), короткое письмо ап. Павла Филимону,
написанное им из Рима около
ф`илин (Лев 11.17; Вт
14.16; Пс 101.7; Ис 13.21; 34.11)—нечистая по закону птица, ночной хищник из
отряда сов. В оригинале, однако, значение слова не ясно (в Соф 2.14 это же
слово переведено «пеликан»).
Фил`ипп (любящий коней)—а)
(Мф 10.3; Мк 3.18; Лк 6.14; Ин 1.43-46,48; 6.5,7; 12.21-22; 14.8-9; Деян
1.13)—галилеянин из Вифсаиды, один из двенадцати Апостолов Христовых. Его имя
означает, что он, возможно, был греком (ср. Ин 12.20-21), которых было много в
то время в Галилее. По преданию он проповедовал во Фригии и умер в глубокой
старости в Иерапале; (См. Апостол)
б) (Мф 14.3; Мк 6.17)—см. Ирод,д;
в) (Мф 16.13; Мк 8.27; Лк 3.1)—см. Ирод,г;
г) (Деян 6.5;
8.5,6,12,13,26,29-31,34,35,37-40; 21.8)—аналог. Никанор. О нем также сказано,
что он много благовествовал, творил даже чудеса и впоследствии имел четырех
пророчествующих дочерей.
Филипп`ийцам,
Посл`ание ап. П`авла—18я
книга Нового Завета (см. Библия), наиболее личное из всех Посланий ап. Павла.
Оно написано из римской тюрьмы около
Фил`иппы (принадлежащие
Филиппу) (Деян 16.12; 20.6; 1Фес 2.2)—город в Македонии на северном берегу
Эгейского моря, известный в древности золотыми приисками, обновленный и переименованный
отцом Александра Великого (до этого он назывался Крениды, то есть родник). В
этом городе впервые на Европейском материке ап. Павел проповедовал Евангелие и
основал общину верующих, наиболее расположенную к нему (Флп 4.1). Император
Август после победы над Брутом и Кассием пожаловал этому городу статус колонии
(см.) и город процветал некоторое время, но уже в 7 в. от него оставались лишь
незначительные развалины.
Филист`има (Иез 16.57)—см.
Филистимляне.
Филист`имляне—потомки Каслухима
(Мицраима и Хама), населявшие земли по берегу Средиземного моря от Нила до
Екрона (Быт 10.14; Нав 13.3). В Иез 16.57 их земля названа Филистима, а в 1Ц
30.14—Керети. Филистимляне переселились сюда с Крита (Вт 2.23; Иер 47.4; Иез
25.16; Ам 9.7), будучи народом, родственным Кафторимам (см.). Хотя они являлись
народом, близким египтянам, их язык был понятен евреям (1Ц 17.43-45), в то
время как в разговоре с египтянами им нужен был переводчик (Быт 42.23; Пс
80.6). Филистимляне не обрезывались (Суд 14.3; 1Ц 17.36), хотя и египтяне, и
евреи обрезывались. Это был очень воинственный народ. Евреи его не покорили и
он постоянно вел с ними войны. Давид убил Голиафа, Филистимлянина, но позже
нашел убежище среди этого народа (1Ц 27.1-7). Из этого народа при Давиде
набирались Хелефеи и Фелефеи (см.). После завоевания и разрушения Газы
Александром Великим, этот народ постепенно исчез, но, как полагают, название
Палестина произошло от его имени (в еврейских текстах земля филистимская
называется Пелешет). Филистимляне в 1Ц 7.14 названы Аморреями, а в Нав 13.3;
Соф 2.5—Хананеями. Пять главных городов Филистимлян были: Газа, Аскалон, Азот,
Екрон и Геф. (См. народы древней Палестины)
Фил`ит (достойный любви)
(2Тим 2.17)—аналог. Именей.
Фил`олог (Рим 16.15)—аналог.
Амплий.
Фил`он (1Пар 4.20)—аналог.
Амнон,б.
филос`офия (Деян 17.18; Кол
2.8)—поиск мудрости, выяснение происхождения и цели всего сущего, изучение
причин всяких изменений путем рассуждений и исследований. Греческий ученый и
математик 6 в. до РХ Пифагор не хотел, чтобы его называли «мудрец» или
«мудрый», поэтому он придумал слово «философ» (любитель мудрости), которым и
стал себя называть. Философия была особенно в большом почете у греков (1Кор
1.22) и ее расцвет приходится на 5 в. до РХ, когда жили Сократ, Платон,
Аристотель и сама Греция переживала свой «золотой век». О первопричинах, смысле
и цели существования человека и самого мира размышляли очень многие люди и
наиболее древними, возможно, являются индийские мудрецы, но ни одна система и
ни одна школа за все прошедшие века не дала человеку сколько-нибудь
удовлетворительного ответа на эти животрепещущие вопросы. Ко времени прихода
Христа на землю греческая философия, собравшая всю ученость известного тогда
мира, была представлена в основном двумя резко отличающимися направлениями:
эпикурейским (см.) и стоическим (см.), которые уже прошли вершину своего
развития. Из истории известно, что дальнейший ход философии лишь повторял и
обновлял уже известные школы. Поистине, человеческое умствование изжило себя,
пришла «полнота времени», ибо истины нет вне Христа (Ин 14.6; Кол 2.3). В Кол
2.8 философии дана исчерпывающая и окончательная характеристика: «пустое
обольщение». (См. Греция)
фими`ам (Пс 140.2; Песн 3.6;
4.6; Ис 43.23; 65.3; 66.3; Иез 16.18; Мал 1.11; От 5.8; 8.3,4; 18.13)—то же,
что ароматы и курение (см.).
фими`амник (Иер 52.19)—см.
кадило.
Ф`имна (доля, надел)—а)
(Быт 36.40; 1Пар 1.51)—аналог. Алва;
б) (Нав 15.10; 2Пар 28.18)—город в долине
реки Сорек на запад от Иерусалима, пограничный город удела Данова (в Нав 19.43;
Суд 14.1,2,5 назван Фимнафа); (См. Фамна,в)
в) (Нав 15.57)—город в южной (гористой)
части Иудеи в районе Хеврона; (См. Фамна,в)
г) (1Пар 1.39)—см. Фамна,б.
Фимн`афа (доля, надел) (Нав
19.43; Суд 14.1,2,5)—см. Фимна,б.
Ф`имни (1Пар 4.6)—аналог.
Ахашфари.
Фин`еес—а) (Исх 6.25; Чис
25.7,11; 31.6; Нав 22.13,30-32; 24.33; Суд 20.28; 1Пар 6.4,50; 9.20; Езд 7.5;
8.2; Пс 105.30)—сын Елеазара, сына Аарона, глава основной первосвященнической
линии (Чис 25.13); (См. Ифамар, Садок)
б) (1Ц 1.3; 2.34; 4.4,11,17,19; 14.3)—один
из сыновей Илия, первосвященника из рода Ифамара, отец Ихавода и Ахитува,
человек негодный пред Господом как и его брат, погибший вместе с ним во время
захвата ковчега;
в) (Езд 8.33)—отец (предок) Елеазара (см.
Елеазар,д).
Ф`иник (Деян 27.12)—гавань
и порт на южном побережье Крита (нынешнее название Лютро).
Фин`икия (Деян 11.19; 15.3;
21.2)—древняя страна на восточном берегу Средиземного моря с главными городами
Тир и Сидон. Ее жители происходили от Ханаана (Быт 10.15) и потому Финикия
иногда называется его именем (Ис 23.11). Во времена Христа она была частью
Сирии (Мк 7.26, ср. Мф 15.22). В древности Финикия прославилась во многих
отношениях. Она долгое время была безраздельной владычицей морей как в средние
века была Венеция, в 17 в.—Голландия и в 18-19 вв—Англия. При египетском
царе Нехао финикияне впервые в истории совершили плавание вокруг Африки.
Карфаген, земли в Испании, Италия и Греция были ее колониями. Алчность к
наживе, муравьиное трудолюбие, неутомимая деятельность и захватнический
характер финикиян способствовали быстрому распространению их влияния и
культуры. Ими были изобретены: алфавит, стекло, компас, крашение тканей,
чеканка монет, солка рыбы и многое другое. Они были искусными строителями—один
из них помогал в строительстве храма и сделал в нем много изображений финиковой
пальмы—герба города Тира. В 9 в. до РХ Финикия была завоевана Ассирией, ассимилировалась
с ней, а после завоеваний Александра Великого и совсем исчезла как нация. Евреи
не покорили финикиян, хотя они были отданы колену Асирову. Позже их отношения
были всегда мирными. (См. Давир,а, Сидон,б, Сирия, Тир)
ф`иниковое
д`ерево
(Исх 15.27)—финиковая пальма (см.).
Фир`ам (Нав 10.3)—царь
Иармуфа, один из союзников Адониседека (см.).
Фир`ас (Быт 10.2; 1Пар 1.5)—один
из сыновей Иафета, сына Ноя, родоначальник некоторых племен, населявших острова
и земли вдоль северных берегов Эгейского моря.
Ф`ирия (войско, толпа)—а)
(2Ц 23.11)—в оригинале текст другой: «собрались войском в месте, где...»; (См.
имя)
б) (1Пар 4.16)—аналог. Асареел.
Фирх`ана (1Пар 2.48)—один из
сыновей (потомков) Халева из колена Иудина от Маахи.
Ф`ирца (красивая)—а) (Чис
26.33; 27.1; 36.11; Нав 17.3)—аналог. Махла,а;
б) (Нав 12.24; 3Ц 14.17; 15.21,33;
16.6,8,9,15,17,23; 4Ц 15.14,16; Песн 6.4)—один из Ханаанских царских городов,
покоренных И.Навиным, известный своей красотой и бывший до Самарии столицей
северного царства. Возможно, находился севернее горы Гевал.
Фис`он (Быт 2.11)—одна из
рек, омывающих рай (см.).
Ф`испа (1Пар 7.38)—аналог.
Ара,б.
фист`ашки (Быт 43.11)—зеленого
цвета орехи, плоды фисташкового дерева. До сих пор на востоке считаются
лакомством.
Фих`ол (Быт 21.22,32;
26.26)—военачальник филистимских царей. Очевидно, слово это является не именем
собственным, а титулом. (См. Авимелех,а)
Фици`янин (1Пар
11.45)—прозвище Иохи, видимо, по месту его рождения.
Флег`онт (горение) (Рим
16.14)—аналог. Амплий.
Фог`арма (Быт 10.3; 1Пар 1.6;
Иез 27.14; 38.6)—один из сыновей Гомера и народ, населявший, как полагают,
район нынешней Армении.
Фой (блуждание) (2Ц
8.9,10; 1Пар 18.9,10)—царь Имафа, современник Давида.
Ф`окен (1Пар 4.32)—см.
Ефер,б.
Ф`ола (румянец, малиновый
цвет)—а) (Быт 46.13; Чис 26.23; 1Пар 7.1,2)—аналог. Иашув,а;
б) (Суд 10.1)—сын (потомок) Фуи из колена
Иссахарова, судья Израиля.
Фол`ад (потомство) (1Пар
4.29)—см. Елтолад.
Фом`а (Мф 10.3; Мк 3.18;
Лк 6.15; Ин 11.16; 14.5; 20.24,26-28; 21.2; Деян 1.13)—один из двенадцати
Апостолов Христовых, имевший упорный и сомневающийся характер, но в итоге
совершенно преданный Христу. За свое недоверие и желание все проверить самому
он прослыл во всем мире как Фома Сомневающийся (по-русски: неверующий) и
лишился того блаженства, которое имеют не видящие, но верующие во Христа (Ин
20.29; 1Пет 1.8). (См. Апостол)
Фортун`ат (счастливый,
удачливый) (1Кор 16.17)—аналог Ахаик.
Фр`игия (Деян 2.10; 16.6;
18.23)—одна из внутренних провинций Малой Азии с главными городами Иераполь,
Колоссы, Лаодикия.
Ф`уа—а) (Исх 1.15)—одна
из еврейских повивальных бабок, боящихся Бога и оставлявших детей в живых;
б) (Суд 10.1)—отец (предок) Фолы;
в) (1Пар 7.1)—аналог. Иашув,а (в Быт 46.13;
Чис 26.23 назван Фува).
Ф`ува (Быт 46.13; Чис
26.23)—см. Фуа,в.
Фув`ал (Быт 10.2; 1Пар 1.5;
Иез 27.13; 32.26; 38.2,3; 39.1)—один из сыновей Иафета, сына Ноя и название народа,
населявшего берега Черного моря и известного по ассирийским памятникам под
названием «Тубла» (в Ис 66.19 назван Тубала). (См. Гог,б)
Фул (4Ц 15.19; 1Пар
5.26)—см. Феглаффелласар.
фунт (Ин 12.3)—этим
словом переведено греческое слово «литра», являвшееся мерой жидкостей, равной
примерно О,5л. (См. меры)
Ф`ура (Суд 7.10,11)—слуга
или оруженосец Гедеона.
Фут (Быт 10.6; 1Пар
1.8)—один из сыновей Хама, родоначальник племен, населявших Ливию. (См. Пула)
Фути`ил (Исх 6.25)—отец
(предок) жены Елеазара.
Фути`яне (1Пар 2.53)—аналог.
Ифрияне.