ч`адо—ребенок, дитя,
отпрыск, но в некоторых местах в оригинале записано: люди (Лк 20.34), дела (Мф
11.19), сын (Лк 16.25).
чарод`ей—производящий
магические действия, чародействия (2Пар 33.6; Мих 5.12). Полагают, название происходит от гадания по воде
в чаше (чаре), которое было принято у халдеев. (См.
волхвы)
ч`ары (Исх
7.11,22; 8.7,18)—действия волшебников, чародеев и их результаты.
час—в общеизвестном
смысле, как 1/24 часть суток, вошел в обиход только в 4 в.
по РХ, хотя впервые упоминается в Дан 4.16. В древности было известно деление
дня и ночи на 12 «часов» (частей, времен) (Ин 11.9; Деян
23.23), но эти «часы» менялись по длительности в зависимости от сезона, так
как день и ночь разделялись заходом и восходом солнца. Поэтому часы 3й, 6й и 9й
(установленные часы молитвы—Мф 27.45,46; Мк 15.25,33; Деян
2.15; 10.3,9,30) только примерно соответствуют 9, 12 и 15 часам дня. Это
говорит, видимо, просто о делении светлой части дня на четыре части, которое
евреи заимствовали из вавилонского обихода (Неем
9.3), и которое использовали также и в деловой жизни (Мф 20.3,5,6). В Ин 19.14, очевидно, употреблено римское время,
исчислявшееся от полуночи. (См. также стража)
ч`аша—во многих местах
означает: участь, мера, достояние (Пс 10.6; 15.5;
22.5; 74.9; 115.4; Ис 51.17; Плач 4.21; Иез 23.31,32; Авв 2.16; Мф 20.22; 26.39; 1Кор 10.21).
ч`аяние (Иов 6.8; 30.26; Лк
2.25; Деян 23.6)—желание, ожидание.
челов`ек—творение Бога по Его
Собственному образу и подобию (Быт 1.26-27; 2.7), мужчина (см.). Хотя человек
во многом уступает Ангелам (2Пет 2.11), он не много умален пред ними (Пс 8.6). Человек носит в себе образ Божий, и это относится
как к внешнему виду (Иез 1.26; Дан 7.13), так и к
душе, которая Божия (Быт 2.7; Ек 12.7). Падение
человека разделило его с Богом, но Бог не оставил его совсем.
Сын Божий Иисус Христос, пришедший на землю
в образе и подобии человеческом, искупил вину человека, вернул ему жизнь,
поэтому в Нем мы, верующие, снова являемся причастниками Божеского естества
(2Пет 1.4; Евр 3.14; 6.4).
Тело человека, которое часто принимается за самого человека—это лишь его
оболочка из праха, земли (Быт 2.7; 3.19), состоящая из тех же элементов, что и
окружающая нас видимая природа, и притом в таком небольшом количестве, что
суммарная их рыночная стоимость по оценке американских ученых специалистов не
превышает пяти долларов. Но то, что является собственно человеком—есть
его душа, которая очень дорога в глазах Божиих (Пс
115.6; Ис 43.4). (См. дух,
душа, плоть)
челов`екох`ищник (1Тим
1.10)—работорговец или похититель людей (с целью продажи или получения выкупа)
(ср. Исх 21.16; От 18.13). Слов, стоящих в скобках, в
оригинале нет.
челов`еческие ж`ертвы—см. проводить через
огонь.
червл`еный (Исх
25.4; 26.1,31,36; 39.1-3,24,29; Лев 14.4,6,49,51; Чис
19.6; Нав 2.18,21; Евр
9.19)—ярко-красного цвета. В этот цвет красились ткани,
по-видимому, уже в глубокой древности—это же слово в оригинале стоит и в Быт
38.28. (См. багряница)
черед`а (1Пар 23.6; 25.8;
2Пар 8.14; 23.8; 31.2; 35.10; Езд 6.18)—очередь или
смена, по которой заступали на определенное время на службу священники (1Пар
1.24) и левиты.
Ч`ермное м`оре—нынешние Суэцкий и Акабский заливы Красного моря, омывающие Синайский полуостров соответственно с западной и восточной
сторон (Акабский залив имеется в виду в Исх 23.31; Чис 14.25; 21.4; Вт
1.40; 3Ц 9.26; Иер 49.21) (в Исх
11.85 море названо Египетским). Слово «чермный» в старорусском языке означало
«красный» (как и червленый). В оригинале везде стоит: Тростниковое море.
черн`ила (Иер
36.18; 2Ин 12; 3Ин 13; 2Кор 3.3)—в древности изготовлялись из сажи, смешанной с
водой с добавлением какого-либо клейкого вещества. (См.
ученость)
ч`ерное д`ерево (Иез
27.15)—или эбеновое дерево, одна из пород тропических деревьев с темно-красной,
коричневой и черной древесиной. (См. красное дерево)
черн`уха (Ис
28.25,27)—происхождение и значение слова не известны (возможно,
чернушка?—травянистое растение из семейства лютиковых, черные семена которого
употребляются на востоке как пряность). В других переводах: тмин, укроп.
ч`ерпать и пролив`ать в`оду (1Ц 7.6)—означает, по-видимому, изливать свое сердце
пред Богом (ср. Пс 6.9; Плач 2.19).
черт`а (Мф
5.18; Лк 16.17)—маленький знак над буквой, отличающий ее от другой, схожей
буквы (то есть мельчайшая подробность).
черт`еж (4Ц 16.10; 1Пар
28.11,12)—см. ученость.
черт`ог—дом, место обитания
(Ам 9.6). Чертог брачный—дом
во время свадьбы или особое помещение для жениха, которое иногда устраивается
на востоке (Мф 9.15).
четвер`ица (Деян
12.4)—четверка солдат для дежурства в каждую из четырех страж ночи (двое внутри,
двое снаружи тюрьмы).
четвертовл`астник (Мф
14.1; Лк 3.1; 9.7; Деян 13.1)—правитель над четвертой
частью царства Ирода Великого, разделенного между его четырьмя сыновьями. (См. Ирод)
четв`ертый род (Быт 15.16; Исх 20.5; 34.7; Чис 14.18; Вт 5.9; Иов 42.16)—иносказательное выражение,
чаще всего означающее «все потомки» или «многие потомки». При исчислении
израильтян в пустыне Синайской главным в колене
Иудином был Наассон, который является шестым поколением
от Израиля (Иуда-Фарес-Есром-Арам-Аминадав-Наассон,
см. 1Пар 2.1-10), но и его имя надо понимать, как название главенствующего
рода, при котором уже жили следующие поколения. И.Навин, введший израильтян в Ханаанскую землю, был двенадцатым от Израиля (см. 1Пар
7.23-27; Нон; ср. Аммиуд,а).
Иаков со своими детьми (то есть с четвертым поколением от Авраама) только вошел
в Египет (Быт 46.8,26). Следовательно, в Быт 15.16 этим понятием охватывается
не буквально четвертое поколение от Авраама—сыновья
Иакова, но все его потомки (см. сын). Аналогичный смысл оно имеет, видимо, и в
других указанных местах.
чет`ыре—число рек рая (Быт
2.10),
число рядов камней наперсника (Исх 28.17),
число дней оплакивания
(Суд 11.40),
число ведер (3Ц 18.34),
число прокаженных (4Ц 7.3),
число казней (Иер
15.3; Иез 14.21),
число животных (Иез
1.5; От 4.6),
число колес (Иез
10.9),
число лиц (Иез
10.14),
число отроков (Дан
1.17),
число ветров (Дан
7.2),
число зверей (Дан
7.3),
число рогов (Дан
8.8,22; Зах 1.18),
число колесниц и духов (Зах
6.1,5),
время нахождения Лазаря в гробе (Ин 11.17),
количество частей одежды (Ин 19.23),
число дочерей Филиппа (Деян
21.9),
число людей (Деян
21.23),
число связанных ангелов (От 9.14).
Число четыре (иногда в соединении с числом
три) означает часто какое-то неопределенное (большое?) количество (Пр 30.15,18,21,24,29; Ам 1.3,6,9,11,13; 2.1,4,6) (ср. четвертый род).
Число четыре есть число рогов (углов)
жертвенника, стран света, ветров и концов земли (От 7.1 и др.).
чет`ыреста—время пленения
еврейского народа в Египте (Быт 15.13),
число девиц (Суд 21.12),
число пророков (3Ц 18.19; 22.6).
чечев`ица (Быт 25.34; 2Ц
17.28; 23.11; Иез 4.9)—род травянистых растений
семейства бобовых и их семена круглой выпуклой формы, употребляемые в пишу.
чин (слово
церковно-православного происхождения) (Пс 109.4; Евр 5.6,10; 6.20;
7.11,17,21)—образ, значение, устав (от древнерусск.
«чинить»—производить, как в выражениях: «чин крещения», «чин погребения»).
Ч`исла, кн`ига—четвертая книга
Моисеева Пятикнижия (см.) и Библии (см.). Название книге было
дано 70 переводчиками, очевидно, в связи с описаниями двух переписей (в
еврейском тексте книга называется первыми словами книги: «В пустыне»). Книга покрывает более, чем 38-летний период
истории израильского народа и повествует о его жизни в пустыне от второго года
после выхода из Египта до приготовления ко входу в
обетованную землю. Эта книга могла бы быть также названа «Ропот и жалобы», ибо
блуждание в пустыне было одной из позорнейших страниц в истории народа. От
первой до второй переписи дожили только Моисей, И.Навин и Халев.
В Новом завете имеются важные ссылки на суровую историю, изложенную в этой
книге (см. Рим 15.4; 1Кор 10.1-11).
числ`о—хотя и является
важной характеристикой пространственных размеров, количества и времени, в Священном
Писании очень часто имеет относительное, символическое или иносказательное
значение (см. семь, семь народов, три, тридцать, тьма, четвертый род). В
древности, когда цифры еще не были изобретены (у евреев—вплоть до Маккавейского
периода), для обозначения чисел использовались буквы, которые имели каждая свое
количественное значение. Видимо, из-за трудности перевода, связанной с этой
особенностью текста, в некоторых местах встречаются различные числа,
относящиеся к одному и тому же предмету (ср. Быт 15.13 и Исх 42.20; 2Ц 8.4; 10.18 и 1Пар 18.4; 19.18; 4Ц 21.1
и 2Пар 33.1). В отдельных местах при сложении или вычитании приведенных чисел
данный результат не получается (например, Суд 20).
Многие древние философы, особенно Пифагор и
его последователи, придавали огромное значение числу, считая его сущностью
всего во всем космосе. До сих пор выискиваются «замечательные» числа и
определяется их значение. В средние века даже возникло течение в иудаизме под
названием «кабала» (отсюда «кабалистика»), которое считало все в Священном Писании
(и особенно числа) закодированным, а потому имеющим особое, сокровенное
значение. Так многие думают и до сих пор, но на деле все объясняется нашей
неспособностью понимать многогранный, бесконечно глубокий Божий язык, сохранять
в памяти многое из того, что уже было сказано по поводу того или иного
обстоятельства.
числ`о зв`еря (От 13.18; 14.2)—в
связи с отмеченным выше присвоением числового значения буквам древних
алфавитов, некоторые полагают, что число это может означать какое-либо имя или
понятие, сумма числовых значений букв которого составляет 666. Такими словами
могут быть: «Латейнос» (означает по-гречески все латинское;
предложено Иеронимом), «Нерон кесарь», «Бонапарт» и
даже «Мартин Лютер». Следует отметить, что в некоторых манускриптах это число
читается как 616.
ч`истый—свободный от
нечистоты (см.).
чр`ево—живот, внутренность.
(См. утроба)
чревовещ`атель (Ис
8.19; 29.4)—умеющий говорить глухо или без движений губ и лица (изнутри, из
чрева).
чред`а (Лк 1.5,8)—см.
череда.
чр`есла—бедра, поясничная
часть тела. Слово символизирует крепость мужчины и в некоторых местах русской
Библии употребляется в переносном смысле (Быт 35.11; 1Пет 1.13). В оригинале в
этих местах стоит: «из твоего тела», «приготовьте ум ваш»; также и в других
аналогичных местах.
ч`удо—событие, выходящее
за рамки обычного человеческого опыта. Чудо совершается силой, не свойственной
природе человека, и потому называемой сверхъестественной (Деян
8.6, ср. ст. 13). Истинное чудо совершается Божией силой и всегда в конечном
смысле направлено к прославлению Бога (Ин 12.28).
Самым великим чудом является пришествие
Господа нашего Иисуса Христа на землю, Его воскресение и вознесение (Деян 2.22). И Сам Иисус Христос во
время непродолжительного Своего земного служения сотворил массу чудес (Ин 21.25).
В Евангелиях записаны 17 конкретных случаев исцелений, совершенных Христом,
6—изгнания бесов, 10—чудес над силами природы, 3—воскрешения, но в некоторых
местах говорится о постоянном и бессчетном Его чудотворении (Мф 4.23-24; 9.35; 15.30-31; 19.2; Мк
1.34; 6.46; Лк 4.40; 6.18-19; 7.22; Ин 2.23; 20.30). Чудеса исцелений и воскрешений
совершали также Апостолы Петр и Павел, а также, по-видимому, и другие Апостолы
(Деян 2.43; 5.12; 14.3; 15.12), Стефан и Филипп (Деян 6.8; 8.6), хотя о них и нет конкретных записей в
Писании. В Ветхом Завете чудеса совершали Моисей, Илия, Елисей,
человек Божий в Вефиле (3Ц 13).
Совершение чудес всегда имело свою обратную
сторону. Так, при совершении чуда исцеления кровоточивой женщины Христос
почувствовал, как сила вышла из него (Мк 5.30; Лк
8.46). Также сказано, что «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф 8.17). Ап. Павел пережил
несколько покушений на свою жизнь, имел постоянные опасности, «жало в плоти».
Моисей дважды едва не был побит камнями, пережил бунты Корея и Мариами с Аароном, терпел постоянный ропот народа, был
вынужден остаться в пустыне из-за отказа народа войти
сразу в обетованную землю и, наконец, не был допущен войти туда, когда весь
народ вошел.
В Писании упоминаются и ложные чудеса,
совершаемые также сверхъестественной силой, но не направленные непосредственно
на прославление имени Бога (2Фес 2.9; От 13.14). Такие чудеса совершали и
чародеи в Египте, но не устояли против Божией силы (Исх 8.18-19). (См. видение)