Лютер и Цвингли

 

«В Германии 16 века встретились человек и время» Кернс

Лютер к 1517 уже был сформирован как человек и критически настоен к системе индульгенций.

-          Сразу – поддержка государей и крестьян, гуманистов и радикального крыла реформации (анабаптистов) но позже…

-          Сразу император Карл V воевал с турками и французами  (1532-1542) è не хватало времени и сил на протестантов. Позже – 1546-1552 – «Шмалькальденские войны». Мир заключен в Аугсбурге в 1555 – равное положение протестантов и католиков.

 

-          Заслуги Лютера:

 

o    Национальные лютеранскпе Церкви Германии и Мкандпинавских сран были результатом его работы.

§  Написал Большой и Малый катехизис в помощь служителям в проповеди.

 

-          Установил систему церковного управления.

-          Библия на немецком языке – унификация немецкого языка.

-          Красивые и могущественные гимны для пения всем собранием на родном языке.

-           Вдохновлял Меланхтона создать систему начального всеобщего образования в Германии. Вскеобщее обязательное начальное образование появилось благодаря его усилиям.

-          Поставил проповеди на должном месте в церкви.

 

После смерти Лютера – разногласия по поводу: только по вере или дела всё-таки играют роль (кажущееся приближение к католицизму) а так же Лютер – нужно проповедовать верхозаветный закон для наставления, другие считали – это неважно.

 

 

Доктрина оправдания верой:

-          Тема «искупление через Христа» проходит через весь НЗ

-          Благодать (от чтения Августина – «доктор благодати»)

-          Оправдание – установление правильных отношений с Богом + «современный» индивидуализм

 

Гуманизм и Швейцарская реформация:

            Происхождение швейцарской реформации можно отнести к возникновению гуманистических групп в университетах Вены и Базеля в начале 1500. Люди предпочитали теперь учиться не у схоластиков, а у гуманистов.

            Цвингли обучался в университетах Вены и Базеля. И далее – влияние Эразма на Цвингли:

1.     Религия рассматривается как нечто духовное и внутреннее (внутреннее обновление важнее внешних обрядов…)

2.     Существенное внимание уделяется морально-нравственному перерождению и реформе. Швейцарская реформация – моральная реформация.

3.     Значение Иисуса Христа для христиан – в первую очередь заключается в нравственном примере. Эразм выработал идею о христианской вере как imitatio Christi (о подражании Христу)

4.     Определённые произведения ранних отцов церкви выделяются как имеющие особое значение. Эразм и Цвингли ценили Иеронима и Оригена. Августина позже.

5.     Реформы касаются, в первую очередь, жизни и нравов церкви, а не её доктрин.

6.     Реформация рассматривается как педагогический или образовательный процесс

 

Лютер считал, что именно богословие нуждалось в реформах, в то время, как Цвингли полагал, что нужно реформировать церковную нравственность.

Лютер – выходец из схоластицизма, изучавший Августина

 

Реформация в Швейцарии

-          самая свободная страна в Европе, хотя номинально  была частью Священной Римской империи.

-          Демократичные и сильные наёмные швейцарские солдаты были в цене.

-          Появление и влияние гуманизма.

-          Часть Швейцарии, говорящей на немецком – в Цюрихе – Цвингли.

o    На юге говорили на французском – главный город Женева – Кальвин.

 

Реформация Цвингли в Северной Швейцарии.

-          Ульрих Цвингли (1484-1531)

-          Отец – фермер и главный магистр Вильдхауза – достаток.

o    Мог получить хорошее образование и стать священником.

§  Венский университет

§  1502 – перешёл в университет в Базеле

·         1504 – степень бакалавра искусств

·         1506 – степень магистра искусств.

o    Стал священником.

 

-          Его «идолом» стал Эразм Роттердамский. Богословие не столько привлекало его, сколько гуманитарные науки.

-           1519 становится пастором в Цюрихе

o    осуждает индульгенции и образ девы Марии.

-          1522 вступает в тайный брак с вдовой Анной Райнхард, который был узаконен только в 1524

-          Реформация постепенно 1523 –  пишет «67 статей» (протестантское содержание). Было назначено обсуждение с оппозицией. Городской совет решил, что победил Цвингли + народ поддержал è разрешено монахам жениться, устранены иконы и мощи…

-          1525 – Реформация в Цюрихе завершена упразднением мессы.

-          В 1529 – открытая война между протестантами и католиками.

 

-          Учение Цвингли:

o    Самый гуманистический из реформаторов.

§  Полагал, что Сократ, Платон, Сенека и другие будут на небесах, хотя в тоже время поддерживал абсолютный авторитет Библии.

-          Разрыв с Лютером – вечеря Господня - символизм

-          Первородный грех – моральная болезнь, а не вина.

-          Признавал безусловное предопределение ко спасению, но полагал, что только те, кто слышал и отверг Евангелие в неверии своём, предопределены к осуждению.

-          «Он был более либеральным, чем Лютер, но не менее отважным»

 

-          Радикальная реформация:

o    Анабаптисты (перекрещенцы) – первоначально тесно смыкались с Цвингли а оттуда распространились в другие страны (Моравию, Голландию…)

§  Кондрад Гребель (1498-1526) – основатель швейцарского движения анабаптистов.

·         Хорошее образование в университетах Вены  Парижа

·         С 1522 по 1535 тесно сотрудничал с Цвингли.

·         Ранние взгляды Цвингли о том, что крещение детей не имеет библейских оснований привлекали Гребеля.

·         1525 – Георг Блаурок был перекрещён Гербелем и затем он перекрестил самого Гребеля и ещё несколько человек.

·         Цвингли позже отказался от перекрещения, так как эта практика лишала практикующих многих привилегий.

o    Другая причина отказа от анабаптизма – выступление против контроля государства над религией и отказ от воинской службы.

o    Цвингли  в начале использовал методику дебатов, а когда не удалось – штрафы и ссылки.

 

-          Менно Симонс (1496-1561) В Нидерландах

-          Называл себя не анабаптистом а братством, что бы избежать проклятий, ассоциируемых с анабаптистами.

 

-          Все анабаптисты разносторонние, так как появилась свобода и возможность самим толковать Библию, но тем не менее есть общие черты:

o    Библия – конечный и непогрешимый авторитет для веры и жизни.

o    Церковь должна быть отделена от государства, так как церковь – собрание возрождённых людей, а в государственную могут входить и нехристи.

o    Практиковали крещение верующих – сразу обливанием, а позже – погружением.

o    Некоторые (большинство) – пацифисты, против клятв в суде, работы  в магистратах.

o    Некоторые – склонность к мистицизму, разделению имущества и особых эсхатологических взглядов. Частично это являлось причиной следующего:

- Анабаптисты в отличии от остальных реформаторов – обращались не к знати, а к простым рабочим и крестьянам. (неграмотность которых могла приводить к радикализму)

 

-          Мистические, или духовные радикалы – внутреннее духовное руководство Духом Святым.

-          Рационалистические социнианские радикалы – Соццини (Социн) – антитринитарист – предтечи современных унитариев

 

-          Кальвинская реформация в Женеве:

o    Джон Кальвин (1509-1564) – Называют вождём второго поколения протестантов.

§  Отец – нотариус (В отличии от Лютерова отца с крестьянским происхождением)

§  Родился на северо-востоке  Франции

§  Гуманистическое и юридическое образование (в отличии от Лютеровой философии и богословия)

·         Парижский университет (гуманизм + познакомился с протестантизмом)

·          1529 – университет в Бурже.

·         1532 – написал известный комментарий к произведению Сенеки «о Клементии» и признал идеи Реформации.

·         1534 – вынужден оставить Францию за сотрудничество с ректором Парижского университета в продвижении гуманистических библейских идей, и уехал в Базель.

-          1536 в возрасте 26 лет начинает писать свой величайший труд «Наставления в христианской вере»

o    Небольшое сочинение, обращённое к королю Франции Франциску I с целью защиты протестантов Франции (гонения).

o    Влияние катехизиса Лютера заметно.

-          Богословие Кальвина

o    Основная идея богословия Кальвина – полная суверенность Бога

o    Полная греховность всех людей.

o    Человек наследует вину от Адама и ничего не может поделать

o    Спасение – дело безусловного выбора Бога

o    Служение Христа – только для тех, кто избран

o    Учение об ограниченном примирении (Неправда. Кальвин это не учил)

o    Учение о неизбежной благодати.

 

-          Реформацию в Швейцарии начал Гильом Фарел (1489-1565)

o    С 1532 года в Женеве

o    1535 – победил на диспуте

o    1536 – генеральная ассамблея города признала взгляды Реформации.

§  Ему нужен был хороший организатор для утверждения Реформации.

§  Кальвин заехал в Женеву на ночь. Фарел приехал и сказал, что если Кальвин уедет, будет под проклятием. Тот, испугавшись, остался.

§  Рукоположен служителем, ответственным за обучение.

 

 

o    1537 – с Фарелом решили вечерю проводить в установленное время, принять конгрегационное пение, утвердить наказание в виде отлучения от церкви.

o    1538 – разногласия по поводу Вечери привели их к ссылке.

o    1540 женится на вдове анабаптистского пастора.

o    1541 силы Реформации вновь берут верх в Женеве и Кальвин приглашён вернутся. В тот же год – «церковные установления»

§  Пастор – проповедует и поддерживает дисциплину.

§  Учителя – обучают

§  Дьякона – руководить благотворительной работой

§  Консистория – состоящая из служителей и пресвитеров – надзирать над богословием и моральными устоями сообщества.

 

-          Для наказания применял государственную силу (в 1546 году 58 человек было казнено и 76 сослано) Но необходимо понимать то время, ту культуру.

 

 

-          Значение Кальвина для Реформации:

o    Самый большой вклад – «Наставления в христианской вере» - самое авторитетное выражение богословия реформации.

o    Сохранено 57 томов в сочинениях Реформации

o    Сохранено около 2000 проповедей

o    Трёхступенчатая система образования (университет, колледж и …)

o    Женева – центр и убежище для гонимых протестантов.

o    Церковь в Женеве – образец реформатской церкви.

o    Кальвин оказал влияние на рост демократии. Также призывал к труду и бережливости и к развитию промышленности, что стимулировало экономику и развитие капитализма.

 

Реформация в Европе: (лютеранство – север Европы, кальвинизм – между севером и католическим югом.)

-          Лютеранство распространяется  в Скандинавских странах

-          Кальвинизм распространяется на южной Германии, в Моравии, Франции, Нидерландах, Шотландии, Северной Ирландии и на некоторое время в Польше.

-          Варфоломеевская ночь с 23-24 августа 1572 – убито около 2000 человек.

-          Джеймс (Яков) Арминий (1559-1609) – попытка модифицировать кальвинизм, что бы Бог не считался первопричиной греха… Пастор в Амстердаме и профессор богословия в Лейдене.

-          Английская реформация – не только влияние гуманизма, политические мотивы – независимость от Рима, но – желание Генриха VIII иметь законного наследника мужского пола, его законная жена не могла иметь детей.

-           

Hosted by uCoz