ДЕРЕК ПРИНС

КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТИТЬСЯ?

 

«Дерек Принс министрис»

Санкт-Петербург

2001

 

«How to Fast Successfully»                          
by Derek Prince
Copyright © 2000 by Derek Prince

All rights reserved.

Russian translation published by permission of Derek Prince Ministries International
P. O. Box 1950
Charlotte, NC 28219-950
USA

«Как правильно поститься», Дерек Принс
Русский перевод © Дерек Принс Министрис Интернейшнл

 

Все права защищены. Ни одна часть настоящей книги не может быть воспроизведена любым способом и любыми средствами (печать, электронные носители, Интернет) без предварительного письменного разрешения издателя. Единственным исключением являются короткие цитаты в печатных обзорах и рецензиях.

Все цитаты из Ветхого и Нового Заветов взяты из Синодального издания

Издание осуществлено ооо «ДПМ»

191123, Санкт-Петербург, а/я 538

тел./факс: (812) - 2518990, доб. 106

www.derekprince.ru

e-mail: varlamov@infopro.spb.su

 

ISBN 5 - 94572 - 001 - 1

 

 

Оглавление

Вступление  1

Всем ли христианам нужно поститься?  2

Как я должен приготовиться к посту?  3

Какова цель поста?  5

Как долго следует поститься?  6

Что происходит во время поста?  7

Как насчет неприятных физических реакций?  9

Как извлечь максимум физической пользы из поста?  10

Существуют ли различные виды поста?  11

Суббота и пост  12

Как выходить из поста?  13

Вывод  14

 

 

 

Вступление

 

 

 

 

Тема этой книги — как правильно поститься. Это не проповедь, а своего рода практическое учение о различных аспектах поста. Многие люди спрашива­ют: «Как мне поститься? Сколько мне поститься? Как выходить из поста?» Цель этого послания — ответить на эти вопросы и выяснить некоторое недопонима­ние относительно поста.

Я думаю, что хорошо начать с определения поста. Вот определение, которое я использовал несколько раз: пост — это воздержание от пищи для духовных целей. Обычно пост — это воздержание от твердой пищи, а не от жидкостей, хотя Библия описывает слу­чаи, когда люди постились без пищи и без воды до сорока дней. Но в этой книге мы будем придержи­ваться взгляда, что пост — это воздержание от пищи для духовных целей.

Многие из людей, спрашивающих: «Как мне по­ститься?» — многие годы были христианами и члена­ми Церкви, и все же никто не рассказал им подробно о посте, несмотря на то, что пост — это одно из наи­более часто упоминающихся понятий в Библии. Так как многие из этих людей знают кое-что о молитве, я думаю, что неплохо бы начать с параллели между постом и молитвой.

В Нагорной проповеди (Матф. 6) Иисус сначала говорит о молитве, затем о посте; при этом в обоих случаях Ониспользует похожий язык. Здесь говоря о молитве Он приводит пример, который мы называем «Молитвой Господней». Но я думаю, что существует параллель между постом и молитвой, и я приведу два аспекта.

Мы все знаем, что можем молиться индивидуаль­но, но большинство из нас также знакомы и с груп­повой молитвой. Групповая молитва обычно называ­ется молитвенным собранием. Индивидуальная мо­литва — это когда мы молимся сами по себе. Я верю, что это же верно и для поста — что, как и индивиду­альный пост, когда кто-либо постится в одиночку, существует также и групповой пост, где люди постят­ся вместе.

Мы также знакомы с двумя видами молитвы: (1) обычная молитва каждый день в установленное время и (2) особое время, когда Святой Дух ведет нас и мы уделяем дополнительное время молитве за осо­бые нужды. То же самое, я верю, верно и для поста. Следует выделить время для регулярного поста, и я думаю, что пост должен стать регулярной практикой в жизни каждого дисциплинированного христиани­на, но кроме этого бывают времена, когда Святой Дух ведет нас к уделению особого внимания посту. Итак, мы видим параллель между постом и молитвой. Су­ществует индивидуальная молитва и коллективная молитва, также как существует индивидуальный пост и коллективный пост. Также, как мы молимся еже­дневно, но временами молимся особой молитвой, то подобно этому, мы должны ввести в свою христиан­скую практику регулярный пост, и временами Свя­той Дух может вводить нас в более длительный пост.

 

1

Всем ли христианам нужно поститься?

 

 

 

Если мы обратимся к Библии и к истории Израиля и Церкви, то обнаружим, что пост являлся регуляр­ной практикой в жизни Божьего народа. Во времена Ветхого Завета Бог требовал от Израиля поститься, по меньшей мере, один раз в году коллективно в День Искупления и в других случаях. Имеются также запи­си об отдельных людях, которые постились: Моисей, Давид, Илия и многие цари Израиля постились и вво­дили свой народ в пост. В книге Деяний Апостолов имеется запись о совместном посте Церкви для осо­бых нужд, в частности, когда они посылали на слу­жение Апостолов, а также, когда они поставляли ли­деров в поместных Церквях. Достоверные традиции Церкви и истории также говорят о том, что несколь­ко столетий подряд ранняя Церковь практиковала пост регулярно в среду и пятницу каждую неделю. Эти два дня обычно избирались для поста. С того времени существуют многие движения и группы, ко­торые признают необходимость поста.

Первые методисты Джон и Чарльз Весли регуляр­но постились. Это было обычным явлением в их жизни, хотя я нахожу, что многие методисты никогда не слышали об этом. Фактически, Джон Весли не был бы призван для служения, если бы не отдавал себя посту каждую среду и пятницу до 16.00. Другими сло­вами, Весли отдавал предпочтение посту, как абсо­лютно нормальному явлению жизни и дисциплины любого христианского служителя. Лично я верю, что восстановление практики поста изменит жизнь многих служителей и служений.

 

 

2

Как я должен приготовиться к посту?

 

 

 

Первое, что я хотел бы сказать о приготовлении к посту   — это душевный настрой, с которым следует входить в пост. Душевный настрой имеет огромное значение: от него зависит — будет ли пост успешным или нет. Я верю — мы должны подходить к посту с позитивным отношением: «Это Божья воля для меня, Бог благословит меня, если я пощусь в соответствии с Его волей». Я верю, что в этом Божья воля, потому что так говорит Писание. Нам не нужно иметь специ­альное откровение о том, что молиться — это Божья воля для нас, потому что об этом прямо учит Библия. Люди, которые ждут специального откровения о чем-либо, что открыто в Библии, редко получают такое особое откровение и поэтому теряют Божьи благословения. Более того, я верю, что Бог возна­граждает нас в посте, если мы ищем Его с правильны­ми мотивами и Библейским путем. В Матфея 6:17-18 Иисус сказал: «А ты, когда постишься, помажь голо­ву твою и умой лице твое, чтобы явиться постя­щимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Кото­рый в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Это очень ясное обетование. Когда вы поститесь правильным образом, с правильными мотивами, Бог хочет воздать вам явно. А если вы не поститесь, помните, чтовы лишаете себя воздаяния, потому что Бог не может вам воздать, если вы не выполняете Его условий.

В послании к Евреям излагается основополагаю­щий принцип обращения к Богу. В Евреям 11:6 гово­рится: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо на­добно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Когда мы приходим к Богу, Библия говорит, что мы должны приходить к Нему с верой. Нет другого основания для нашего об­ращения к Нему, и когда мы приходим к Богу на этом основании, мы должны верить: во-первых, в то, что Он есть (что Он существует), и, во-вторых, что Бог воздает тем, кто прилежно ищет Его. Если вы прилеж­но ищете Бога, Он воздаст вам — это гарантировано! Он может не всегда воздать вам именно таким обра­зом, каким вы ожидаете, но ваша награда не потеря­ется, если вы прилежно ищете Его.

В Исайе 58, мы найдем ряд обетовании для тех, кто постится в соответствии с волей Божьей. Я считаю, что засуживают внимания некоторые из утвержде­ний в книге пророка Исайи, в 58 главе, стихах 8, 9, 11 и 12. Стих 8: «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя». Стих 9: «Тогда ты воззовешь, и Господь услы­шит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!»; Стих 11: «И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засу­хи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают»; Стих 12: «И застроятся потомками твоими пусты­ни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения».

Я приготовил перечень особых обетовании для тех, кто постится в соответствии с Божьей волей: свет, здоровье, праведность, слава, ответ на молитву, постоянное водительство,  удовлетворение, обновление, преуспевание, восстановление. Для меня любой христианин, не желающий этих благословений — просто глуп. Все это особо обещано тем, кто постится в соответ­ствии с волей Божьей. Когда мы начинаем поститься с позитивным отношением веры, то есть делаем то, чему учит Библия, послушны ясной нам воле Божьей, верим, что Сам Бог воздаст нам, то тогда мы можем ожидать этих особых благословений, перечислен­ных в Исайе 58.

Кроме этого, нам нужно правильно относиться к нашему собственному телу. Многие считают, что тело — это неизбежное зло, с которым они должны жить, и будет прекрасно, если они оставят его. Они не хотят отдавать слишком много времени телу, счи­тая это недуховным. Я не считаю, что Библия учит такому отношению к своему телу. Поэтому я бы хотел прочитать вам всего два стиха в 1 Коринфянам 6:19-20: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живу­щего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий».

Библия учит, что наше физическое тело — это храм Святого Духа, и когда Иисус пролил Свою Кровь и умер на кресте, Он искупил не только наш дух и нашу душу, но и наше тело. Он выкупил нас полнос­тью ценой Своей пролитой Крови, и мы принадле­жим Ему всецело духом, душой и телом. Он имеет определенный интерес в отношении нашего тела. Нашему телу надлежит стать храмом для Святого Духа. Оно должно стать обитанием Святого Духа. Библия говорит, что Бог не обитает в храмах, сделан­ных руками. Мы можем построить Ему церковь, си­нагогу, скинию, которые нравятся нам, но Бог не будет обитать там. Бог избрал для обитания тело ве­рующих в Него. Так мое тело имеет очень важную  функцию. Это резиденция Святого Духа, и я верю, что Богу важно, чтобы я содержал ее в самом лучшем состоянии, насколько это возможно. Мое тело долж­но быть здоровым, сильным и способным исполнять то, чего желает Бог.

Кроме того, в Римлянам 6:13, Павел говорит нам о наших физических членах: «И не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности». Поэтому различные члены моего физического тела предназначены быть ин­струментами (или альтернативный вариант перево­да — «орудиями»), которые Бог хочет употребить. Они не принадлежат мне, они принадлежат Богу. По-моему, это логично и ясно, что Бог желает содержа­ния Его орудий в хорошем состоянии. Он не хочет, чтобы они были немощными или в разбитом состо­янии; Он хочет, чтобы наши тела были здоровыми. Он хочет, чтобы наши члены были сильными, эф­фективными и активными, потому что они члены Христа и они инструменты Бога, употребляемые для его целей на земле. В определенном смысле, Христос не имеет тела на земле, кроме наших тел. Наше тела — это инструменты, которые Он употребляет для Его воли на земле, и я убедился, что Бог ожидает от нас содержания наших тел сильными и здоровыми, на­сколько это возможно.

Я убежден, что пост — это практический путь, ве­дущий наши тела к здоровью. Я верю, что многие физические и другие проблемы разрешились бы, если бы христиане научились правильно поститься. Часть того, что я собираюсь вам сказать — это наме­рение помочь вам поститься с максимальной поль­зой для вашего тела. Когда я смотрю, как христиане в Америке обращаются со своими телами, особенно в отношении еды, я спрашиваю себя: «Какого вида должны были бы быть их автомобили, если бы они так же плохо обращались с ними, с таким же непони­манием и неуважением, как они обращаются с собст­венными телами». Я пришел к выводу, что автомоби­ли большинства людей просто вышли бы из строя. Наши тела более терпеливы, чем наши автомобили. Лично я думаю, что нужно обращаться со своим телом, по крайней мере, с такою же заботой и внима­нием, с каким вы обращаетесь с собственным авто­мобилем, и даже больше, так как за 4000$ вы купите новый автомобиль, но не сможете купить новое тело. Вы не сможете купить даже один глаз. Ценность здо­рового тела невозможно измерить деньгами. Одна из основных проблем христиан состоит в том, что они просто не ценят значимости здорового тела.

В отношении физических аспектов поста, некото­рым людям следует быть осторожными. Если вы имеете особые виды физических проблем, такие как диабет или туберкулез, или если вы проходите какой-либо вид регулярного медицинского лечения, вам следует проконсультироваться с вашим врачом и выслушать его советы о том, следует вам поститься или нет. Некоторые люди не могут поститься. Напри­мер, диабетики не могут поститься, потому что тогда их тела переполнятся химикалиями сверх всякой меры. Я считаю, что в таких случаях другие христиа­не должны поститься за тех, кто не может.

 

 

3

Какова цель поста?

 

 

 

Давайте поговорим об избрании целей. Кто-то сказал однажды: «Если твоя цель — ноль, тогда ты достигнешь ожидаемого результата». Нам нужно иметь цель или намерение, когда мы входим в пост. Есть много хороших причин, соответствующих Пи­санию, побуждающих нас поститься, и я дам вам не­которые (исходя из моей практики). Прежде всего, одна из целей поста по Писанию — это смирить себя перед Богом. Давид сказал: «Я изнуряю (смиряю) душу мою постом». Нам необходимо уяснить раз и навсегда, что смирение — это не эмоции; это не что-то туманное, это очень определенное. Бог не смирит нас, потому что Он сказал нам, чтобы мы смиряли себя сами. Я пережил на себе, что когда я пощусь с правильными мотивами и в вере, я могу смирить себя, и когда я смиряю себя, Бог возвышает меня. Этот принцип проходит через все Писание. Всякий возвышающий себя, будет унижен, и всякий смиряю­щий себя, будет вознесен. Нам надлежит сделать выбор. Хочу ли я быть униженным? Тогда я могу воз­вышать себя. Хочу ли я быть возвышенным? Тогда мне нужно смирить себя. Я верю, что пост — это основной путь, соответствующий Писанию, через который верующий смиряет себя.

Другой мотив, чтобы поститься — это возмож­ность приблизиться к Богу. Писание говорит, что если мы приблизимся к Богу, Он приблизится к нам.

Еще одна причина поститься — это для того, чтобы понять Божье Слово. Я понял на основе моего опыта, в течение многих лет, что во время поста, когда я ищу Бога, Он дает мне более глубокое пони­мание Его Слова.

Другая очень важная причина поститься — это уз­навать Божью волю для своей жизни. В книге Ездры 8:21 говорится: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицом Бога наше­го, чтобы просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества наше­го». И снова, когда я смирял себя, постом и искал Его руководства, Он вел меня верным путем. Я испытал это во многих ситуациях, когда я ездил из страны в страну, а также, когда принимал решения о перемене поля деятельности и вида служения. Я обнаружил, что если мы уделим время посту и молитве в служе­нии и в поиске Божьего руководства, то мы получим то, о чем молимся.

Еще одна очень важная причина поститься — это поиск исцеления. Исайя 58:8 говорит: «...исцеление твое скоро возрастет...». Это также относится к ос­вобождению от злых духов. Иисус сказал в одном месте об особом виде злых духов: «Сей род изгоняет­ся молитвой и постом». Перед тем, как Сам Иисус вошел в Свое служение исцеления и освобождения, Он провел 40 дней в посте.

Также мы можем поститься, когда, в особых случа­ях, нуждаемся в Божьем вмешательстве, или когда возникли какие-либо огромные проблемы, неразре­шимые обычным путем. В Библии много подобных примеров. Во 2-й книге Паралипоменон 20, царь Иосафат и народ иудейский оказались перед пробле­мой наступающей армии, с которой им было не справиться обычным военным методом. Они смири­ли себя перед Богом, собрались вместе, постились, и Бог разделался с противником. Им не пришлось ис­пользовать никакого оружия. Бог полностью истре­бил их врагов. И я не верю, что у Бога есть любимчи­ки. Я верю, что Он также готов вступиться за нас, когда мы ищем Его таким же образом.

Другая причина поститься — это ходатайство и молитва о других. Многие, многие люди приходят ко мне с проблемой своих неспасенных родственни­ков, и они спрашивают: «Что могу я сделать, чтобы мои родственники спаслись?» Я часто отвечаю им: «Вы когда-либо постились и молились за вашего не­спасенного мужа, или за вашего неспасенного сына или дочь? Готовы ли вы принести личную жертву — сделать что-либо, стоящее вам усилий - ради ваших близких?» Есть много свидетельств верующих о том, как Бог отвечал на молитвы, сопровождающиеся по­стом, приносимые за неспасенных родственников.

Если вы собираетесь поститься определенный пе­риод времени (больше, чем один день) или у вас осо­бые цели для поста, иногда неплохо иметь список ваших нужд, за которые вы поститесь, и дату на нем. Я рад, что много лет назад, в начале 50-х годов, я сделал это несколько раз. У меня до сих пор сохрани­лись списки и, просматривая их, я вижу с изумлени­ем, что на многое, о чем я постился, Бог ответил, и многое из этого очень значительно. Приведу вам один пример. Я постился и молился о спасении моей матери, и многие годы спустя Бог спас ее очень явным и очень драматическим образом в последний момент. Она испытала чудесное переживание спасе­ния. Когда я просматриваю эти списки, я славлю Бога за чудесные ответы на мои молитвы. Молитвенный список может стать хорошей идеей для вашей молит­венной жизни. Я не говорю, что это обязательно не­обходимо каждому, но если вы поступите так, однаж­ды вы будете благодарить Бога за те пути, которыми Он ответил на ваши молитвы.

4

Как долго следует поститься?

 

 

 

Мой совет - не начинайте с очень длинного поста. Не начинайте с недели, двух недель или сорока дней. Некоторые люди делают это и доводят до конца, но я нахожу, что лучше начать взбираться по лестнице ступенька за ступенькой. Проблема состоит в том, что если вы начнете с очень длинного поста и не доведете его до конца, то вы будете чувствовать себя побежденными, разочарованными и откажетесь от попыток в будущем. Я бы посоветовал вам начать с первой ступени лестницы и достигнуть вершины. Если вы никогда не постились раньше и вы не чувст­вуете себя способными на большой период поста, начните с пропуска вашего ужина. Если вы обычно ужинаете в 18.00 или 18.30 и после этого не стреми­тесь еще перекусить чего-нибудь до завтрака, то вы, пропустив ужин, будете поститься около 18 часов. Это достаточно большой период времени без еды, а пропустите вы всего лишь один прием пищи. Это путь, которым, без слишком крутых перемен в вашей жизни, вы скоро достигните действительного поста. Если вы последуете этому совету, то в следующий раз вы захотите пропустить два приема пищи — обед и ужин. Если вы не кушаете от завтрака до завтрака, то у вас получается 24 часа без пищи. Затем, когда вы начнете чувствовать себя настоящим воином, вы можете пропустить все три приема пищи в день и вы будете поститься от ужина предыдущего вечера до завтрака следующего дня — около 36 часов.

Как только вы достигнете этого и убедитесь, что можете делать это, то я думаю — настало время ис­кать водительства Божьего: желает ли Он, чтобы вы входили в более длительный пост? Я бы опять посо­ветовал вам не делать слишком большой шаг во вре­мени. Пусть это будет два или три дня, или неделю. Если вы проведете неделю в посте, это, возможно, значительно повлияет на курс вашей жизни. Огляды­ваясь назад, я верю, что если бы не практиковал по­стов много лет, то не был бы там, где я сейчас. Я верю, что пост различными путями определил курс моей жизни. Я возвращаюсь к уже упомянутому месту Пи­сания: «Бог воздаст ищущим Его». Я подтверждаю это не только на основании Писания, но и на основании моего опыта!

        Итак, можно поститься две или три недели (в Биб­лии много людей постились 40 дней, и я знаю мно­гих людей, ныне здравствующих, которые постились по 40 дней), но я не верю, что следует ставить глав­ной целью длину поста. Действительно, не столь важно, как долго поститься, но важно поститься в воле Божьей, с правильными мотивами, чтобы вы из­влекли пользу из постов. Суммируя вышесказанное, я предлагаю вам начать с малого и постепенно уве­личивать длину ваших постов.

 

 

 

5

Что происходит во время поста?

 

 

 

Я уже говорил о вашем душевном настрое, что, действительно, наиболее важно. С практической же стороны важно предохранить себя от расстройства желудка. Если вы собираетесь поститься, продумайте меню двух предыдущих посту приемов пищи, что со­хранит вас от нежеланных последствий. У каждого свое собственное, особое меню, но каждому ясно, что чрезмерное употребление, например, сырых фруктов, овощей, салата, фруктового сока и т.д., может вызвать нежелательные последствия. Это та деталь, которую следует принять во внимание.

Теперь мы поговорим о том, что происходит во время поста. Это достаточно широкая тема нашего курса, и здесь есть ряд моментов, которые я хотел бы предложить.

Во время поста я очень рекомендую, чтобы вы уде­лили большую часть времени для чтения Библии и для молитвы. Я ставлю чтение Библии на первое место, потому что, по моему мнению, мудро ввести это в обычай: не молиться без предварительного чте­ния Библии. Когда вы читаете Библию — это дает помазание вашему духу и это направляет ваш разум в соответствие с Божьей волей. Ваша молитва обычно будет более эффективной после чтения Библии. Если вы пропускаете всего лишь пару приемов пищи, вам может показаться, что у вас не очень много вре­мени для чтения Библии и молитвы, но в конце кон­цов, у вас есть время, которое вы потратили бы на эти два приема пищи. Итак, предайте это время Господу, проведите это время в чтении Библии и молитве, если вы не можете сделать больше.

Во-вторых, храните себя от духовных атак. Дейст­вительная жертва в посте — это не воздержание от пищи; но дело в том, что когда вы начнете искать Бога в молитве и посте за определенные нужды, сата­на попытается направить на вас огромные духовные силы. Вы почувствуете на себе странное давление, сомнение, страх и одиночество! Вы можете почувст­вовать себя как бы во тьме или можете потерять чув­ство радости, мира и счастья, обычно сопровождаю­щие вашу христианскую жизнь. Не волнуйтесь, если это произойдет. В действительности — это один из комплиментов от дьявола. Это означает, что вы начи­наете беспокоить его, и он выходит из себя в попыт­ках предотвратить ваш прорыв. Не покоряйтесь этим эмоциям. Не позволяйте чувствам управлять вами. Полностью уясните раз и навсегда важную, основ­ную истину Слова Божьего: Бог на вашей стороне, Бог любит вас. Бог воздаст ищущим Его. Это истина, независимая от того, чувствуете вы это или нет. Не позволяйте чувствам сбить вас с толку.

Другое предупреждение, которое я хочу вам дать — остерегайтесь «религиозного фарисейства». Я думаю нам следует обратить внимание на Матфея 6:16: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Ис­тинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Не замыкайтесь на религиозном акте. Пусть никто не знает, что вы поститесь. Некоторые люди могут знать об этом, но не делайте из этого шоу. Не выставляйте напоказ. Делайте это максимально тихо и незаметно, насколько это возможно. По сути дела, вы будете способны выполнять свои нормальные обязанности. Моя жена однажды вошла в длительный пост, свыше четырех недель, когда мы жили в Лондоне, и все это время она готовила пищу для всей семьи и всегда садилась с нами за стол, не­смотря на то, что сама не ела. И она не сложила с себя обычных обязанностей по дому. Примерно в это же время я постился свыше трех недель, и это не влияло на обычную мою деятельность. В то время в нашей церкви мы проводили каждую неделю пять собраний в помещении и три на открытом воздухе, и я вел их и проповедовал на каждом из них. Итак, за некоторым исключением, пост не мешает вам вести обычный образ жизни. Фактически, через некоторое время, вы, возможно, станете делать даже больше во время поста, чем в другое время, когда вы не поститесь.

Итак, не делайте из вашего поста шоу. Просто вы­полняйте свои обязанности, насколько это возмож­но.

 

 

 

 

6

Как насчет неприятных физических реакций?

 

 

 

Теперь мы подошли к вопросу, который волнует умы людей — неприятные физические реакции. Из-за активного образа жизни некоторые люди будут испытывать различные виды физических реакций в начальной стадии поста. Наиболее часто — это го­ловные боли (они могут быть различные), головок­ружение и тошнота. Я не медицинский эксперт, но люди, изучающие реакции с медицинской точки зре­ния, говорят, что в большинстве случаев та энергия кровообращения, которая обычно расходовалась на переваривание пищи, во время поста переходит на другие части человеческого организма. Например, если вы ярый любитель кофе, у вас обычно во время поста могут быть головные боли. Это штраф любите­лям кофе за их привязанность. Я не предлагаю вам отказаться от кофе, я просто говорю, что, возможно, вам придется пережить подобную реакцию во время поста.

Большинство из нас не понимает, что процесс пи­щеварения — это тяжелая работа. Если вы употреб­ляете тяжелую пищу, то большая часть вашей физи­ческой энергии в течение часа или двух расходуется на переваривание потребленной пищи. Из-за этого кровообращение не может быть активным в других частях вашего тела. Например, хорошим подтверж­дением высказанного будет попытка пойти попла­вать сразу после сытного обеда — ваши ноги или руки может свести судорога. Почему? Потому что вся энергия вашей крови обращена на желудок, чтобы переварить пищу. Но после того, как ваша пища пере­варена, вы сможете идти плавать и не бояться судо­роги. Другими словами, энергия крови освобождена для выполнения очистительного процесса, в кото­ром нуждается ваш организм, но который никогда не производился, так как вся энергия вашей крови тра­тилась на переваривание пищи.

Переесть означает просто понизить степень своей физической энергии. Когда вы превышаете норму достаточного количества пищи, то вы просто пресыщаете свой организм едой, заставляя его ра­ботать более интенсивно над перевариванием лиш­него количества пищи; и затем, ваш организм уже не способен осуществить многое другое, то, что следо­вало бы ему исполнить. Лично я обнаружил по себе, что я не могу проповедовать на должном уровне после приема тяжелой пищи. Мне нужно по меньшей мере час или два для перерыва между едой и пропо­ведью, так как энергия моей кровеносной системы направлена не на мой мозг, а на желудок. У меня не будет ясности разума, требуемой для выполнения не­обходимой работы.

Итак, мы рассмотрели различные физические ре­акции большинства людей, которые могут возник­нуть в результате поста, особенно в современном об­ществе. Если у вас достаточно веры, чтобы делать это, благодарите Бога. «Благодарю Тебя, Бог, за мою головную боль. Я понимаю, что моя кровеносная система делает сейчас то, что необходимо было сделать много времени тому назад!» Не прекращайте свой пост. Если вы сделаете это, вы позволите дьяво­лу сразить вас. Даниил сказал однажды: «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте...» (Даниил 9:3). Когда вы поститесь, то обрати­те к Нему свое лицо. Лучше решитесь довести это дело до конца, и не оставляйте открытой возможнос­ти обратиться к еде, так как дьявол будет все время рядом, побуждая вас чего-нибудь съесть. Если вы твердо решите сегодня не есть и не позволите ваше­му решению колебаться, то вы перенесете пост го­раздо лучше.

В обычное время приема пищи вы можете ощутить действительный голод и боли. Но это не вы нуждае­тесь в пище, а ваш желудок побуждаем привычкой. Примерно через час вы обнаружите, что от вашего чувства голода ничего не останется, несмотря на то, что вы не съели ни кусочка. Это всего лишь привы­чка. Ваш желудок был просто заведен, подобно бу­дильнику. Если же вы захотите обмануть свой желу­док, выпейте пару стаканов воды. Когда вы наполни­те ваш желудок, он успокоится. Он подумает, что по­лучил немного пищи и перестанет протестовать.

Если эти физические реакции будут одолевать вас, попробуйте оставить все, лечь и отдохнуть. Это тоже неплохо для вас. Если вы на работе и не можете себе позволить этого, то вам следует выбрать другой путь или другой день для поста. Если ваши физические реакции станут настолько настойчивыми, что вы не сможете терпеть, то я посоветовал бы вам сделать перерыв в посте, дать организму восстановиться, а затем попытаться вновь. Вы можете быть совершен­но удивлены на этот раз. У вас едва обнаружатся какие-либо реакции.

Пост обнажает ваши проблемы — духовные и фи­зические. Поэтому когда обнаружатся ваши пробле­мы, не обвиняйте пост. Вместо этого благодарите Бога, что пост открыл вашу проблему, которая и без этого уже существовала. Если ваши проблемы неот­ложны — эмоциональные, духовные или физичес­кие, как результат поста, то, я думаю, вам следует по­делиться вашими переживаниями со служителем церкви или врачом.

 

 

7

Как извлечь максимум физической пользы из поста?

 

 

 

Если вы хотите извлечь максимум физической пользы из своего поста, то многое может помочь вам.

1. Больше отдыхайте. Уделите большое внима­ние отдыху. Вы можете молиться как удобно .лежа в постели, так и на коленях.

2. Делайте небольшие упражнения и попытай­тесь, по возможности, дышать свежим воздухом. Я нахожу, что очень просто молиться во время прогул­ки, и когда я гуляю, я дышу свежим воздухом — а ходьба сама по себе является физическим упражне­нием — можно убить трех зайцев сразу! Вы очень много приобретете физически и духовно. Обычно у большинства людей во время поста неприятные фи­зические реакции прекращаются на второй, третий, четвертый день, и затем наступает период, когда пост становится действительно возбуждающим, ин­тересным и радостным переживанием. Из моего опыта, не столько в физическом смысле, как в умст­венной активности, когда я достигаю этой фазы в посте, я могу сделать за один час столько, сколько обычно делаю за два или три часа. Мой разум гораздо яснее, несмотря на то, что мое тело может все еще протестовать легким чувством слабости.

3. Когда вы поститесь, то очень разумно потреб­лять больше жидкости, так как это будет очищать ваш организм от шлаков. Какие жидкости? Я имею ввиду не воду из-под крана, а очищенную воду, которую можно купить в магазине или на фирме, производя­щей ее.

Во время поста вы обнаружите, что ваше вкусовое ощущение станет намного тоньше, и вы станете раз­личать на вкус даже примеси в воде, на которые вы раньше никогда особенно не обращали внимания, например привкус хлора. Несмотря на то, что, по моему мнению, разумно потреблять только чистую воду, в начале вашего поста вы можете добавить в воду немного меда. Или пейте горячую воду с неболь­шим кусочком лимона. Мед и лимон сами по себе очищают воду. Если вы не чувствуете, что готовы обойтись просто водой, то существует много других различных напитков, таких как жидкий суп, бульон, и фруктовый сок. Я бы не советовал во время поста пить чай или кофе, так как они очень сильные воз­буждающие средства. Вы извлечете гораздо больше пользы из вашего поста, если исключите их из упот­ребления.

 

8

Существуют ли различные виды поста?

 

 

 

Иногда бывает, что Бог ведет нас к воздержанию от жидкостей, но это может оказаться сложным и физическом плане. Единственные люди из Библии, постившиеся воздерживаясь от еды и питья в тече­ние 40 дней, были Моисей и Илия. Но они постились на сверхъестественном уровне — в явном присутст­вии Божьем или под сверхъестественной силой. Я не верю, что для нас такой пост — нормальное явление. Пример поста с воздержанием от жидкостей, приве­ден в Есфирь 4:1б: «Пойди, собери всех Иудеев, нахо­дящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служан­ками моими буду так же поститься, и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть, погибну». Трое суток, день и ночь — это 72 часа, и я не советовал бы кому-либо провести 72 часа без по­требления жидкости. Если вы попытаетесь 72 часа не есть и не пить, то я думаю, вы обнаружите себя на коленях, если не духовно, то, по меньшей мере, фи­зически, и любой доктор подтвердит это.

И еще упомяну об одной практической детали. Когда вы поститесь, ваш кишечник прекращает свою работу, и если вы исключили опасность желудочных  расстройств с самого начала, вам не следует беспо­коиться по этому поводу. Когда вы снова начнете ку­шать, ваш кишечник начнет функционировать. Если вы начнете питаться правильным образом, то обна­ружите, что основательно прочистили свой кишеч­ник, и он в лучшем состоянии, чем был в начале поста. Если ваш кишечник не работает во время поста — не беспокойтесь. Иногда он будет работать, иногда нет. Очевидно, если вы поститесь значитель­ный период времени, то через некоторое время он может прекратить свою работу полностью, так как пища не будет поступать для переваривания.

В Библии есть пример, который бы я назвал час­тичным постом. Другими словами, вы едите что-то, но не едите много. В книге Даниила 10:2-3 есть при­мер: «В эти дни Я.Даниил, был в сетовании три сед­мицы дней (21 день). Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней». Это не было постом в полном смысле этого слова, это было тем, что я называю частичным постом. Он не ел мяса и не ел десерта, он ел простую грубую пищу. Пост Дании­ла был своего рода сетованием (видом скорби). Пост и скорбь тесно взаимосвязаны, и это духовная скорбь, которую Бог обещал благословить. «Блажен­ны скорбящие на Сионе, ибо они утешатся». Воз­можно, будет время, когда вы будете вводимы в час­тичный пост, как Даниил. Несколько лет назад я встретил в Японии католического священника-мис­сионера, который только что вернулся из одного американского города, где группа священников по­стилась и молилась 40 дней за всех священнослужи­телей. Это действительно вдохновило меня. Некото­рые священники находились там все 40 дней, но дру­гие — как этот миссионер из Японии, были там всего лишь неделю. Они выделили время для поста и, оста­вив все остальное, молились и искали Бога, прося Его благословить всех священнослужителей Римской Католической Церкви, и, как он сообщил мне, они пережили огромное благословение. Давайте уясним себе раз и навсегда, что в этом нет ничего необычно­го. Все это происходит сегодня, и если этого не дела­ют протестанты, то это будут делать католики!

Этот, только что приведенный случай, приносит еще одно понимание о посте; если группа людей со­гласится поститься вместе, то я думаю, что, по воз­можности, им следует собираться вместе, по мень­шей мере, иногда, для совместной молитвы и поиска Бога. Есть такие проблемы, которые невозможно разрешить индивидуальной молитвой, а только по­стом и молитвою группы людей.

9

Суббота и пост

 

 

 

Уделить время для Бога — это самый важный мо­мент, который выходит за рамки поста. В 58 главе книги Исайи мы уже рассматривали благословения, обещанные тем, кто постится в соответствии с волей Божьей. Первые 12 стихов Исайи 58 говорят о посте; последние 2 стиха говорят об исполнении Божьей субботы. Я верю, что они взаимосвязаны. Я прочи­таю два последних стиха из Исайи 58: «Если ты удер­жишь ногу твою ради субботы от исполнения при­хотей твоих во святой день Мой, и будешь назы­вать субботу отрадою, святым днем Господним, че­ствуемым, и почтишь ее тем, что не будешь зани­маться обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: то будешь иметь ра­дость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (стихи 13 и 14).

Я верю, что эти два стиха не случайно следуют за 12-ю стихами о посте. Позвольте мне сказать, что я не верю, что от христиан требуется исполнения иу­дейской субботы, так же как и не верю, что в воскре­сенье есть суббота. Я верю, что суббота есть суббота, и что от иудеев требовалось соблюдения субботы, но христиане не под Законом, и от них не требуется соблюдения субботы. Это мое личное убеждение.

В послании к Евреям 4:9 говорится: «Посему для народа Божия еще остается субботство». Стержне­вая идея субботы — это покой и уход от всех дел. И я верю, что полезно соединить успокоение от своих собственных дел с постом. Средний американец либо работает, либо занят дома со своей семьей, либо трудится еще по совместительству, либо занят каким-то развлечением. Но, на самом деле, огромное духовное благословение — это просто расслабиться, ожидать Бога и не быть занятым ничем.

Я нахожу, что это принцип Библии. Когда Бог при­вел Израиль в обетованную землю, Он сказал им, чтобы каждый седьмой год они не засевали землю и не работали на ней для того, чтобы она оставалась в покое. И все время, пока Израиль был в обетованной земле, они не выполняли этого. Бог предупреждал их, что если они не будут исполнять этого, когда прийдут в эту землю, то Он изгонит их из этой земли, чтобы земля сама имела покой без них. Я хочу про­читать предостережение о суде. Левит 26:33-35: «А вас рассею между народами, и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены. Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения своего; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля, и удов­летворит себя за субботы свои. Во все дни запусте­ния своего будет она покоиться, сколько не покои­лась в субботы ваши, когда вы жили на ней».

Другими словами, Израиль отказался исполнить субботу для земли, и Бог сказал: «Хорошо, я выведу вас из земли, и земля не увидит никакого возделыва­ния на себе, но будет иметь субботы все время ваше­го отсутствия, так как вы не исполняли субботы, когда находились в ней».

Я вижу, что Бог поступает таким же образом с христианами. Мы так заняты и так активны в своей деятельности для Бога, что когда Бог говорит: «Возь­ми отпуск, расслабься, отдохни, побудь наедине, отойди от дел, Мне так много нужно сказать тебе», — мы слишком заняты, чтобы слушать. Я знаю людей, которых я могу назвать своими друзьями, кому Бог продолжал говорить и предупреждать, но они не слу­шали; затем Бог сказал: «Хорошо, побудь на больнич­ной койке 12 месяцев. Тогда ты сможешь отдохнуть». Мое личное убеждение, что лучше самому успоко­иться, чем отдыхать по принуждению, Я пытаюсь самостоятельно поступать так. Я думаю, что в этом очень важный, глубокий смысл — уделить время покою, расслабиться и ожидать Бога и комбиниро­вать это с постом. Тогда ваш дух успокоится и ваш желудок успокоится. Все ваше тело успокоится и вся ваша личность успокоится.

Позвольте мне указать вам на то, что Бог предна­значил сочетать покой с постом в День Искупления. Левит 16:29-31 описывает требования в День Искуп­ления: «И да, будет cue для вас вечным постановле­нием: в седьмой месяц, в десятый день месяца сми­ряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришелец, поселившийся между вами; ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чис­тыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним. Это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное».

У священника был свои обязанности — он должен был войти в Святое Святых с кровью жертвы для умилостивления за грехи народа, но у народа были свои обязанности и они состояли из двух частей: по­ститься и отойти от дел.

Мне кажется, что Господь особенным образом подчеркивает соединение этих двух моментов. Когда мы постимся, нам нужно, по возможности, уст­раниться от других видов деятельности, не обяза­тельно на целый день, но хотя бы на полдня, и уде­лить это время для Бога. Пусть наш занятый разум прекратит суетиться, хотя бы на немного. Мы так заняты, что даже когда молимся, мы не даем Богу возможности сказать нам, что нам делать. Молиться — это означает не только говорить Богу, это также означает слушать Бога, и иногда на это уходит много часов, пока мы сможем услышать Его. Итак, я верю, что покой должен быть связан с постом.

Позвольте мне привести одно место Писания, где пост связан с субботой. В книге Иоиля 1:14, народ Божий стоял перед критическим моментом. Они не находили ответа, и Бог сказал им через пророка Иоиля: «Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего и взывайте к Господу». Торжественное собрание означает день, когда никто не занимается своими делами, но все ищут Господа.

Много лет назад, когда мы находились в Иерусали­ме во времена переворота, в городе объявили комен­дантский час, и слово, означающее в те времена ко­мендантский час, выражалось тем же словом, что ис­пользуется в этой книге для обозначения «торжест­венного собрания». Комендантский час — это время, когда никому не разрешается выходить на улицу. Каждый должен оставаться дома. Другими словами, своего рода устранение от всех видов деятельности. Бог говорит: «Назначьте пост, объявите торжествен­ное собрание, остановите все свои дела, и уделите время Господу». В Иоиля 2:15-16 Бог говорит: «Вос­трубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы». Вся­кий прекращал все свои дела и отдавал время поиску Бога.

10

Как выходить из поста?

 

 

 

Последняя стадия, в завершение этого курса — это прекращение поста. Это очень важная часть. Вы мо­жете утерять большую часть приобретений от поста, если вы неразумно подойдете к прекращению его. Слово «завтрак» на английском языке звучит как «прекращение поста», то есть прием пищи, которым вы прекращаете свой пост. Но большинство людей едят так много на ночь, что они не постятся даже ночью.

После поста всегда начинайте питание с легкой пищи, даже если вы постились короткий период. Не начинайте с чего-либо печеного или жареного, а также с тяжелой пищи. Предпочтительно начать с сырых салатов или фруктов. Из моего опыта скажу, что если вы начнете с салатов, особенно с зеленого лука или редиса — это произведет как бы взрывную работу во всем вашем теле. Это как щетка пройдет по вашему кишечнику. Я прекращаю свой пост обычно таким образом.

Следующее, что нам надо уяснить — это то, что чем длительнее пост, тем более постепенно нам сле­дует из него выходить. Кто-то сказал, что на прекра­щение поста следует затратить столько же времени, сколько мы затратили на сам пост. Я не думаю, что это абсолютно верно, но по своему опыту я могу сказать, что когда я постился длительное время (свыше трех недель), мой желудок стал как у ребенка. Мне пришлось быть настолько осторожным с собствен­ным питанием, как если бы я кормил ребенка и на возвращение к нормальной пище ушло, по меньшей мере, около недели.

Здесь вам надо употребить самоконтроль, потому что когда вы поститесь, после 2-х или 3-х дней вы не чувствуете голода, но когда вы начнете есть снова, голод вернется, и здесь вам действительно нужно держать себя в руках. У вас в голове могут появиться картины того, что вы любите покушать, но не давай­те ход вашему воображению, чтобы не навредить себе слишком быстрым или неразумным прекраще­нием поста.

Еще один момент. В результате поста, даже если это всего лишь пара дней, ваш желудок сократится в размерах, и обычно неразумно расширять свой же­лудок до прежних размеров. У большинства людей в западных цивилизациях слишком растянутые желуд­ки. Вы обнаружите, что когда вы начнете питаться после поста, вы ощутите сытость быстрее, чем это бывало прежде. Привычка будет побуждать вас до­есть пищу, но мудрость скажет: «Почему бы не оста­новиться на этом? Ведь уже и так достаточно». То есть пост — это также и способ изменить ваши при­вычки питаться, что необходимо многим из нас. Если вы планируете похудеть или уменьшить вес, один пост не решит ваших проблем. Вы потеряете пару килограммов, но затем также быстро их и набе­рете, пока не начнете сочетать пост с измененной программой питания.

 

11

Вывод

 

 

 

В этой книге мы рассмотрели много практических аспектов поста. Коротко для повторения: мы видели, что поститься — это явная воля Божья, и Он обещал воздаяние тем, кто будет искать Его в посте в соответ­ствии со Словом Божьим. Мы также перечислили не­сколько Библейских целей поста: (1) смирить себя; (2) приблизиться к Богу; (3) помочь понять нам Слово Божье; (4) найти волю Божью и получить во­дительство для нашей жизни; (5) искать исцеления и освобождения от злых духов; (6) искать Божьего вме­шательства во времена особого кризиса или при воз­никновении некоторых проблем, неразрешимых обычными методами; (7) ходатайство за других.

Мы также узнали, что наши мотивы поста гораздо важнее, чем длина поста. Для тех, кто не постился ранее, мудро начать с более короткого времени и постепенно увеличивать период времени.

Во время поста нам необходимо большую часть времени уделять изучению Библии и молитве, хра­нить себя от духовных атак и исключить религиоз­ное саморекламирование.

Говорили мы и о том, что из-за современного об­раза жизни большинство людей могут испытывать на себе некоторые физические реакции на ранних стадиях поста. Такие реакции — признак того, что энергия нашей крови совершает крайне нужную нам очищающую работу в различных частях нашего тела.

Мы также показали параллель между постом и суб­ботой, поощряя сочетать пост с отдыхом и поиском Господа.

И, наконец, мы рассмотрели тему, как следует вы­ходить из поста, чтобы извлечь максимум пользы из него.

Пост — это и наша обязанность, и наша привиле­гия как христиан. Давайте ответим на Божий призыв: молиться и поститься индивидуально и совместно, веря Ему, что Он исполнит Свое обещание воздать тем, кто прилежно ищет Его.

Hosted by uCoz