Книга 5

ВОЗЛОЖЕНИЕ РУК

«...напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение...»

2-е Тимофею 1:6

Оглавление

Глава 1. 1

ПЕРЕДАЧА БЛАГОСЛОВЕНИЯ, ВЛАСТИ И ИСЦЕЛЕНИЯ. 1

Глава 2. 2

ПЕРЕДАЧА СВЯТОГО ДУХА И ДУХОВНЫХ ДАРОВ. 3

Глава 3. 4

ЦЕРКОВЬ И МИССИОНЕРСТВО. 4

 

 

Глава 1

ПЕРЕДАЧА БЛАГОСЛОВЕНИЯ, ВЛАСТИ И ИСЦЕЛЕНИЯ

Итак, мы рассматриваем шесть основ христианского веро­учения, перечисленных в посл. к Евреям 6:1-2.

Вот эти шесть истин: 1. Обращение (покаяние) от мертвых дел; 2. Вера в Бога; 3. Учение о крещениях; 4. Возложение рук; 5. Воскресение мертвых; 6. Суд вечный.

В предыдущих книгах мы рассмотрели и систематически проанализировали первые три истины. Настало время перей­ти к четвертому разделу - тому, что называется «Возложе­ние рук» (рукоположение).

Если бы вопрос о шести основах христианского вероуче­ния решался людьми, то вполне вероятно, что это учение о возложении рук никогда не было бы упомянуто. Однако, самым лучшим комментарием к Писанию является само Пи­сание; и в этом конкретном случае, само Писание включает учение о возложении рук в число великих азов христианства.

Что же конкретно следует понимать под этой фразой «Возложение рук».

Возложение рук - это такое действие, когда один человек возлагает свои руки на тело другого человека, с определен­ной духовной целью. Обычно, это действие сопровождается либо молитвой, либо пророческим высказыванием, либо и тем и другим вместе.

Подобное действие довольно-таки распространено в чело­веческом общении и вне религиозного контекста. Например, в некоторых странах вполне нормально, когда друзья мужчи­ны при встрече кладут руки друг другу на плечи. Этим дей­ствием они подтверждают свою дружбу и удостоверяют удо­вольствие от встречи. Или же, когда заболевший ребенок жалуется на жар или головную боль, то обычно мать кладет свою руку на лоб ребенка и, таким образом, успокаивает и ласкает дитя.

В религиозной практике, таким образом, мы можем рас­сматривать возложение рук как продолжение, или, примене­ние, того, что является обычным человеческим жестом. В качестве религиозного действия, возложение рук может оз­начать одно из трех.

Во-первых, человек, возлагающий руки, может так пере­дать духовное благословение или власть тому, на кого руки возлагаются; во-вторых, возлагающий руки публично свиде­тельствует этим, что тот, на кого руки возлагаются, уже по­лучил от Бога благословение или власть; в-третьих, тот, кто возлагает руки, может таким образом публично посвятить Богу, для особого задания или служения, того, на кого руки возлагаются. Иногда, все эти три цели достигаются в одном акте возложения рук.

Три Ветхозаветных примера

Обратившись к Библии, мы заметим, что возложение рук практиковалось уже с самого начала истории народа Божье­го, как это изложено в книге Бытие. Например, в Бытии 48:14, мы читаем, как Иосиф привел своих двух сыновей, Ефрема и Манассию, к Иакову, и как Иаков благословил их:

Но Израиль (то есть, Иаков) простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец.

Поначалу, Иосиф подумал, что его отец ошибся и попы­тался переложить руки отца, поместив правую руку на голо­ву Манассии, первенца, а левую - на голову Ефрема, млад­шего. Однако Иаков подчеркнул, что он сознательно возло­жил руки таким образом, следуя водительству Божьему; пра­вую на Ефрема, левую на Манассию. И с перекрещенными руками, Иаков благословил обоих мальчиков, передав боль­шее благословение Ефрему и меньшее - Манассии.

Из этого отрывка видно, что благословение через возло­жение рук было нормальным явлением, и что Иаков передал таким образом свое благословение своим внукам; и что боль­шее благословение было передано через его правую руку, а меньшее - через его левую руку.

А в Числах 27, мы читаем, как Моисей, завершая свое земное странствование, попросил Господа назначить вместо него нового руководителя Израиля.

Вот как Господь предусмотрел ответ на эту нужду в Чис­лах 27:18-20:

И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священ­ником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых.

То, как Моисей исполнил это постановление Господне, записано в стихах 22 и 23 той же самой главы:

И сделал Моисей, как повелел ему Господь, и взял Иису­се, и поставил его пред Елеазаром священником и пред всем обществом. И возложил на него руки свои, и дал ему наставление, как говорил Господь чрез Моисея.

Результат этого в жизни Иисуса Навина описан во Второ­законии 34:9:

И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы, и делали так, как повелел Господь чрез Моисея.

Из этих отрывков мы видим, что возложение Моисеем рук на Иисуса Навина имело огромное значение и для самого Иисуса, и для всего общества израильского в целом. Испол­нив это повеление Господне, Моисей достиг двух целей. Во-первых, он передал Иисусу Навину меру той духовной муд­рости и славы, которую он сам получил от Бога; во-вторых, он публично признал перед всем обществом израилевым, что Бог выделил Иисуса Навина, как его заместителя.

В конце 4-ой книги Царств 13, мы видим еще один при­мер возложения рук с духовно значимой целью. В описанном здесь событии, Иоас, царь Израилев, приходит, чтобы отдать последнюю дань пророку Елисею, лежащему на смертном одре. В стихах 15-17 описано то, что произошло между Иоа-сом и Елисеем:

И сказал ему Елисей: возьми лук и стрелы. И взял он лук и стрелы. И сказал царю Израильскому: положи руку твою на лук. И положил он руку свою. И наложил Елисей руки свои на руки царя, и сказал: отвори окно на восток. И он отворил. И сказал Елисей: выстрели. И он выстрелил. И сказал: эта стрела избавления от Господа и стрела избавления против Сирии, и ты по­разишь Сирия» в Афеке в конец.

Выстрел стрелы из окна на восток символизировал побе­ду, которую Иоасу предстояло одержать в битве над сирий­цами. Этим поступком, таким образом, Елисей признал, что Бог поставил Иоаса вождем, который избавит Израиль.

Это Божественное назначение Иоаса стало действитель­ным через акт возложения Елисеем своих рук на руки Иоаса, который в это время держал лук и выстрелил той стрелой, которая символизировала победу и освобождение. Через воз­ложение рук Елисея, Иоас получил мудрость и власть от Бога, которые были необходимы ему для избавления народа Божьего.

Этот случай очень похож на эпизод возложения Моисеем рук на Иисуса Навина. В обоих случаях, акт возложения рук указывал на того руководителя, которого Бог выдвигал для особой цели; в обоих случаях, этому руководителю передава­лась мудрость и власть от Бога для осуществления этого особого, назначенного Богом, задания. Интересно отметить, что в обоих случаях Иисус и Иоас были назначены прежде всего как военачальники.

Две Новозаветные заповеди в связи с исцелением

Давайте теперь обратимся к Новому Завету и посмотрим, какое здесь место уделяется возложению рук. Мы обнаружи­ваем, что, согласно установлениям и примерам Нового Заве­та, возложение рук может применяться для пяти разных целей.

Первая из этих целей связана непосредственно со служе­нием физического исцеления. Сам Иисус одобрил это в Своем напутственном слове ученикам в конце Своего земно­го служения, как это записано в Ев. от Марка 16:17-18. В этих стихах Иисус перечисляет пять сверхъестественных знамений, которые должны сопровождать проповедь Еванге­лия и которые могут быть востребованы всеми верующими чрез веру во имя Иисуса. Пятым из этих сверхъестественных знамений является следующее:

...именем Моим... возложат руки на больных, и они будут здоровы.

Здесь возложение рук во имя Иисуса назначено как то средство, через которое может осуществляться физическое исцеление больных.

Чуть дальше, в послании Иакова 5:14-15, предлагается несколько иной вариант:

Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Цер­кви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, - и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, про­стятся ему.

Здесь заповедуется помазание больных елеем во имя Гос­подне.

Обе эти заповеди приносят результат только тогда, когда проявляется вера во имя Господне - то есть, во имя Иисуса. В случае помазания елеем особенно подчеркивается, что это действие должно сопровождаться молитвой. В тексте Ев. от Марка о возложении рук про молитву не упоминается. Одна­ко, в большинстве случаев вполне естественно помолиться за больного человека, одновременно с возложением рук.

Опять-таки, совершая помазание больных елеем, волне естественно, даже почти инстинктивно, возложить на них руки в то же самое время. Таким образом, обе заповеди со­единяются воедино. Однако, это необязательно. Возложение рук на больных без помазания елеем является Библейским установлением. Точно таким же установлением является по­мазание больных елеем без возложения рук на них.

Возникает вопрос: как различаются эти заповеди, по свое­му применению и целям - заповеди возложения рук на боль­ных и помазание больных елеем? Когда целесообразнее от­дать предпочтение одной заповеди перед другой? Каковы Библейские принципы для этого?

Отрывок из послания Иакова о помазании елеем начина­ется следующими словами:

Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Цер­кви...

Так как послание Иакова адресовано прежде всего христи­анам, то фраза «из вас» относится прежде всего к верующим. Это не расходится со следующей фразой - «пусть призовет пресвитеров Церкви».

Тот, кто не уверовал и не связан ни с какой христианской церковью, не соответствует содержанию фразы «из вас»; и такой человек наверняка не знает, кто такие пресвитера цер­кви, которых нужно позвать. Создается впечатление, что эта заповедь помазания елеем предназначена в первую очередь для тех, кто уже уверовал во Христа и связан с церковью.

Истолкование этой заповеди, таким образом, имеет два важных практических урока для всякого христианина. Во-первых, Бог ожидает, чтобы каждый заболевший христианин в первую очередь обращался к Нему для получения исцеле­ния через веру и духовными средствами. Это вовсе не озна­чает, что Библия запрещает верующему искать квалифициро­ванную медицинскую помощь. Но Библия не одобряет, когда христианин сначала обращается к медицине, не прибегая в первую очередь к Божественной помощи, через назначенных руководителей церкви.

Сегодня, большинство христиан, заболев, обращаются к своему врачу, даже не думая о помощи Божьей или пресвите­рах церкви. Все поступающие так христиане виновны в пря­мом непослушании заповеди Божьей, установленной в Новом Завете. Ибо в Писаниях ясно сказано, без оговорок: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Цер­кви...» В свете этого, всякий заболевший христианин, кото­рый призывает врача, а не пресвитеров церкви, виновен в явном непослушании.

Так поступая, мы фактически говорим: «Бог, Ты мне не нужен. Я в общем-то не верю, что Ты можешь помочь мне или вылечить меня. Я согласен на то лучшее, что мне может предложить человек, и не собираюсь искать Твоего водитель­ства или помощи». Такая позиция является одной из главных причин того, что многие верующие страдают от многочис­ленных недугов.

В своем большинстве, сегодняшние христиане отложили в сторону притязание Божье на исцеление и закрыли двери своих домов для Христа Исцелителя.

Вторым важным уроком из этого отрывка послания Иако­ва является то, что христиане должны были связаны с церко­вью, и что старшие в церкви должны быть готовы служить с верой, согласно Писаниям, физическим нуждам членов своей церкви.

Фраза «...пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господ­не...», подразумевает оба эти понятия: во-первых, то, что каждый христианин должен быть связан с церковью таким образом, чтобы ее руководители знали его, и он знал их; и во-вторых, что эти руководители должны быть готовы слу­жить с верой физическим нуждам членов церкви, согласно постановлениям Божьим для Церкви.

В связи с заповедью помазания больных елеем, отметим еще два момента. Прежде всего, елей (растительное масло) используется вовсе не из-за неких целительных качеств, ко­торые могут быть присущи ему. Здесь, как и во многих дру­гих отрывках Писания, масло просто является прообразом Духа Святого.

Так, помазание больного елеем говорит о вере этого чело­века в то, что Дух Божий даст Божественную жизнь и исцеле­ние его больному телу. Это основано на ясном обетовании Божьем в посл. к Римлянам 8:11:

Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живу­щим в вас.

Здесь фраза «оживит и ваши смертные тела» означает, что смертное, физическое тело верующего, в котором живет Дух Божий, примет жизнь и силу Божью. Именно Дух Святой является тем великим Проводником, который передает эту жизнь Божью.

Помазание тела елеем символизирует передачу жизни Святого Духа телу верующего. Тем не менее, это не сам елей, но Дух Святой, символически представленный елеем, Кото­рый осуществляет исцеление.

Во-вторых, помазание верующего елеем, согласно Нового Завета, не является приготовлением ко смерти, но, напротив, является способом передачи верующему того, что совершен­но противоположно смерти - то есть, Божественной жизни, здоровья и силы.

Так, осуществлять помазание елеем в качестве приготов­ления ко смерти совершенно и полностью извращает смысл заповеди. Это то, о чем Бог предупреждает в Исаии 5:20: «...тьму почитают светом... горькое почитают сладким...». То есть, заменяют свет и сладость жизни и здоровья тьмой и горечью смерти и болезни.

Мы можем так выразить суть этой заповеди помазания елеем: это предусмотренный акт веры, через который Дух Святой передает Божественную жизнь и здоровье телу боль­ного христианина.

Обратимся теперь к заповеди возложения рук на больных, как это указано в Ев. от Марка 16, и мы увидим, что в этом контексте это действие сопровождает проповедь Евангелия необращенным, и посему предназначено для тех, кто еще не обратился, или же только уверовал.

Мы делаем этот вывод из того факта, что, подобно, ос­тальным сверхъестественным знамениям, установленным Иисусом, это действие упоминается сразу же после заповеди Христовой проповедовать Евангелие всему миру. Марка 16:15-17:

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крес­титься, спасен будет; а кто не будет веровать, осуж­ден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения...

И Иисус перечисляет пять сверхъестественных знамений, в их числе исцеление больных через возложение рук, в каче­стве свидетельства Божественной истины и авторитета Еван­гельской вести там, где этой вести раньше не слышали или не верили.

Это согласовывается с повествованием о евангелизацион-ной деятельности учеников, которое завершает Евангелие от Марка 16:20:

А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими зна­мениями. Аминь.

Это говорит о том, что главной целью этих сверхъестест­венных знамений - включая исцеление больных через воз­ложение рук - является подтверждение истины Евангель­ской проповеди среди тех, кто ее еще не принял. Создается впечатление, что метод служения больным через возложение рук во имя Иисуса предназначен главным образом не для христиан, уже являющихся членами церкви, но скорее для необращенных или же для тех, кто только что уверовал.

Как наступает исцеление?

Каким же образом наступает исцеление в результате воз­ложения рук?

В Писании нет точного или подробного ответа на этот вопрос. Иисус просто говорит: «возложат руки на больных, и они будут здоровы».

По словам Иисуса, в пределах суверенитета Божьего оста­ется следующее: способ, через который произойдет исцеле­ние, и тот отрезок времени, который уйдет на этот процесс. Вспомним слова Павла в 1-ом Коринфянам 12:6:

И действия различны, а Бог один и тот же, производя­щий все во всех.

В этом вопросе возложения рук на больных, существует, как отмечает Павел, различие действий. То есть, процесс исцеления может проявляться по-всякому.

В одном случае, возложение рук может быть каналом, через который будет действовать сверхъестественный дар исцеления. В таком случае, тот, кто возлагает руки, передает через это действие сверхъестественную исцеляющую силу Божью телу того, на кого руки возлагаются: и очень часто тот, на кого руки возлагаются, фактически ощущает сверхъ­естественную силу Божью в своем теле.

В других случаях, однако, может совершенно не быть ощущения силы, но возложение рук является проявлением голой веры и послушанием Слову Божьему. Однако, если вера искренняя, то исцеление наступает, даже если нет дра­матических или сверхъестественных переживаний.

Опять-таки, Христос не уточняет, сколько времени уйдет на процесс исцеления.

Иногда полное выздоровление наступает моментально, как только руки возлагаются на больного. В других случаях, однако, выздоровление приходит постепенно. Если это так, то очень важно, чтобы тот, кто желает исцеления, продолжал проявлять активную веру до тех пор, пока процесс выздоров­ления не завершится.

Очень часто случается так, что больной, на которого воз­лагаются руки, получает частичное освобождение, но не пол­ное исцеление. Обычно это объясняется тем, что больной не проявляет активной веры в течение достаточно долгого пе­риода времени, чтобы процесс исцеления завершился. Когда вера перестает быть активной, процесс выздоровления пре­кращается.

Поэтому так важно наставить по Писанию тех, кто ищет исцеления через возложение рук, и предупредить их, что они должны активно верить до тех пор, пока процесс исцеления не завершится.

Опыт убедил меня, что во всех случаях, когда руки на больных возлагаются с искренней верой во имя Иисуса, на­чинается процесс исцеления, как это обещано Богом. Однако, если больной теряет веру, то исцеление либо не наступает вовсе, либо не доходит до конца.

Больной может проявлять активную веру двумя способа­ми, после того, как на него были возложены руки с целью исцеления. Во-первых, постоянно благодаря Бога за ту меру исцеления, которая уже принята. И, во-вторых, постоянно свидетельствуя о вере в истину Слова Божьего, даже если налицо негативные симптомы.

В этот момент, нужно учитывать хрупкий баланс между верой и реальностью. Если человек таки продолжает испыты­вать симптомы болезни даже после возложения рук, то нере­ально притворяться, что симптомов уже нет, или же утверж­дать, что наступило полное исцеление. Лучше признать эти симптомы, но сконцентрировать свое внимание на Слове Бо­жьем.

Такой человек может говорить: «Я признаю, что в моем теле все еще есть симптомы болезни, но я верю, что исцеление Божье передалось моему телу через мое послушание Его Слову и я верю, что Он завершит то, что Он начал».

Также совершенно благоразумно для такого человека по­просить о постоянной молитвенной поддержке.

Тысячи людей живы и здоровы благодаря такому Библей­скому подходу к исцелению.


Глава 2

ПЕРЕДАЧА СВЯТОГО ДУХА И ДУХОВНЫХ ДАРОВ

Еще одной целью возложения рук, как это практикуется в Новом Завете, является помощь тем, кто желает крещения Духом Святым.

Для того, чтобы правильно оценить ту роль, которую иг­рает в этом возложение рук, нужно кратко рассмотреть все случаи крещения Святым Духом, как это описано в книге Деяний. Таких случаев пять.

Первым из них является эпизод с первыми учениками в Иерусалимской горнице в день Пятидесятницы. Об этом чи­таем в Деяниях 2:1-4.

Во-вторых, это пробуждение в Самарии, Деяния 8:14-20.

В-третьих, это обращение Савла из Тарса, позднее апосто­ла Павла, в городе Дамаске, Деяния 9:17.

В-четвертых, это Корнилий и его домочадцы, Деяния 10:44-46.

В-пятых, это ученики в Ефесе, которым проповедовал и служил Павел, Деяния 19:1-6.

Всякий, кто пожелает изучить эти отрывки из книги Дея­ний, убедится, что в трех случаях на крещенных Духом Свя­тым возлагались руки.

Передача Духа Святого

В Самарии, апостолы Петр и Иоанн возложили руки на новообращенных, помолились о них и, в результате этого, выяснилось (Деяния 8:18), что:

...чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый...

В Дамаске, ученик Анания возложил руки на Савла из Тарса, чтобы тот прозрел и исполнился Духа Святого. В этом случае, и физическое исцеление Павла и его крещение Духом Святым наступили в результате возложения на него рук Ананией.

В Ефесе, ученики приняли Духа Святого только после того, как Павел возложил на них руки.

Подводя итоги рассмотренному в процентном соотноше­нии, вполне оправданно будет сказать, что более пятидесяти процентов случаев крещения Духом Святым, описанных в книге Деяний, сопровождались возложением рук.

Конечно, это не единственный способ принятия крещения Духом Святым. В Иерусалимской горнице и в доме Корнилия оно произошло без всякого возложения рук.

Однако, на основании рассмотренных случаев, мы можем заявить, что возложение рук верующими на тех, кто желает крещения Духом Святым, является совершенно нормальным Библейским актом.

Иногда можно услышать, что только апостолы или особые служители в церкви могли возлагать руки на других верую­щих, чтобы те были крещены Духом Святым. Однако, это не подтверждается Писанием. Ибо в Деяниях 9:10, Анания, ко­торый в Дамаске возложил руки с этой целью на Савла из Тарса, назван как «один ученик». Нет и намека на то, что у него было особое служение в церкви. Тем не менее Сам Бог направил его для возложения рук на того, кому предстояло стать великим апостолом для язычников.

Это согласовывается с тем, что Иисус говорит в Ев. от Марка 16:17-18:

Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим... будут говорить новыми языками... воз­ложат руки на больных, и они будут здоровы...

Здесь Иисус упоминает вместе два сверхъестественных знамения: говорение новыми (иными) языками и возложение рук на больных для исцеления. Он говорит, что оба эти зна­мения будут сопровождать уверовавших. То есть, проявле­ние этих сверхъестественных знамений не ограничивается особым классом верующих, таких, как апостолы, или еписко­пы, или евангелисты, или пастора, но доступны всем уверо­вавшим. Точно также, как Писание дает право всем верую­щим возлагать руки на больных с целью их исцеления, точно также все верующие имеют право возлагать руки на других верующих, чтобы те приняли Духа Святого.

Однако, Писание предупреждает нас, что к заповеди воз­ложения рук на верующих нельзя относиться легкомысленно или небрежно. Павел говорит в 1-ом Тимофею 5:22:

Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах; храни себя чистым.

Павел предупреждает Тимофея сразу о трех вещах: во-первых, рук ни на кого не возлагать поспешно; во-вторых, не делаться участником в чужих грехах; в-третьих, хранить себя чистым.

Не случайно, что два последние предупреждения следуют сразу за первым - не возлагать рук ни на кого поспешно. Ибо это действие возложения рук на другого верующего - особенно в случае крещения Духом Святым - является боль­ше, чем просто религиозной церемонией. Для достижения действительного духовного эффекта необходим духовный контакт между двумя верующими - то есть, между тем, кто возлагает руки, и тем, на кого руки возлагаются.

В подобном контакте между обоими духами всегда есть шанс духовного ущерба одного или обоих задействованных верующих. Если дух одного верующего не совсем чист - если он осквернен неисповеданным грехом или дурными об­щениями - тогда это оскверняющий контакт может нанести ущерб второму верующему. О том, что эта опасность реаль­на, ясно из двух предупреждений, которые Павел дает в этом контексте: не делаться участником в чужих грехах и хра­нить себя чистым,

Возникает вопрос: если служение возложения рук основы­вается на Писании, то как мы можем сохранить себя от воз­можных опасностей, связанных с ним?

Для того верующего, кто желает участвовать в этом слу­жении, можно посоветовать четыре меры предосторожности.

Во-первых, к этому служению никогда нельзя относиться легкомысленно или небрежно, но всегда молитвенно и сми­ренно.

Во-вторых, постоянно нужно искать водительства и на­правления Духа Святого; с кем молиться; когда молиться; как молиться?

В-третьих, возлагающий руки должен уметь востребовать для пользы своего собственного духа очищающую и предо­храняющую силу крови Христовой.

В-четвертых, возлагающий руки верующий должен быть настолько исполнен Святым Духом, чтобы победить всякое злое духовное начало, которое попытается проявить себя через того, на кого руки возлагаются.

При несоблюдении этих четырех мер предосторожности, возникает серьезная опасность духовного вреда через возло­жение рук - либо у того, кто возлагает руки, либо у того, на кого возлагаются, либо у обоих.

Эта опасность вполне реальна во всех случаях возложения рук, но особенно с целью крещения Духом Святым. В пере­носном смысле, мы можем сказать, что Дух Святой является небесным электричеством, и, подобно земным правилам, чем больше сила, тем больше должно быть соответствующей за­щиты и предохранения.

Передача духовных даров

Согласно Нового Завета, руки могут также возлагаться с целью передачи духовных даров. На основании тех отрывков Нового Завета, где идет речь об этом, создается впечатление, что это специфическое применение возложения рук обычно ассоциируется с проявлением дара пророчества.

Прежде всего, необходимо убедиться, что существует Библейское обоснование авторитета верующего передавать духовные дары другим. Павел недвусмысленно говорит об этом в посл. к Римлянам 1:11-12:

Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

Здесь Павел говорит, что он желает посетить римских христиан с одной единственной целью - чтобы преподать им некое дарование духовное. Он объясняет, что целью этого является их утверждение. Другими словами, передача ду­ховных даров христианам является единственным Библей­ским способом утверждения, или укрепления их в вере и духовной жизни.

В следующем стихе, Павел более детально объясняет ре­зультаты проявления новых духовных даров среди римских христиан, ибо он говорит:

...то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

Свободное проявление духовных даров в собрании позво­ляет различным членам утешать, ободрять, укреплять друг друга. Таким образом, не только Павел, как проповедник, служил собранию христиан в Риме; но, через действие духов­ных даров, члены собрания также, в свою очередь, могли служить Павлу. В результате было взаимное служение раз­личных членов друг другу.

Похоже описывается действие и результаты духовных даров внутри собрания в 1-ом Коринфянам 1:4-8:

Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благо­дати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, по­тому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, - ибо свидетельство Христово ут­вердилось в вас, - так-что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.

Здесь Павел благодарит за коринфских христиан, потому что Бог обогатил их всевозможными духовными дарования­ми. В частности, Павел называет дар слова и знания. Павел также упоминает два результата действия духовных даров в коринфской церкви. Во-первых, в них утвердилось свиде­тельство Христово. Во-вторых, через эти дары Бог утвержда­ет, или укрепляет их.

Далее, Павел указывает, что Бог желает, чтобы эти даро­вания действовали в Церкви Христовой вплоть до возвраще­ния Христа. В связи с этим, он употребляет две фразы, в которых подразумевается одно и то же. Во-первых, он гово­рит:

...так-что вы не имеете недостатка ни в каком даро­вании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Хрис­та...

Затем, в следующем стихе,

...чтобы вам быть неповинными в день Господа наше­го Иисуса Христа.

В этих обоих стихах подразумевается, что Церковь Хрис­това в конце времен не может быть полноценной или непо­винной, с точки зрения Бога, без полного оснащения всеми сверхъестественными духовными дарами.

Многие христиане сегодня считают, что эти сверхъестест­венные духовные дары являются некими излишними украше­ниями, подобно автомобильной роскоши. Предполагается, что у кого есть желание заплатить больше, может иметь рос­кошные атрибуты; но они вовсе не так уж существенны, и машина может ездить и без них. Точно так же христиане часто думают, что сверхъестественные дары - произвольны, являясь как будто ненужной духовной роскошью, к которой можно стремиться, если хочешь, но они не столь существен­ны для езды автомобиля. Однако, это не Библейский подход.

Согласно учению и примерам Нового Завета, сверхъесте­ственные духовные дары являются неотъемлемой частью всего автомобиля - то есть, всего плана Божьего для Церкви Христовой; и без этих даров, автомобиль - то есть, Церковь, никогда не будет функционировать на предусмотренном Богом уровне мощи и эффективности.

Пример Тимофея

Установив, таким образом, важность духовных даров для современной церкви, давайте теперь рассмотрим учение Павла о передаче этих даров. В связи с этим Павел упоминает своего ученика, Тимофея.

В 1-ом Тимофею 4:14, Павел пишет Тимофею:

Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священ­ства.

А во 2-ом Тимофею 1:6, Павел упоминает этот же самый случай в жизни Тимофея:

По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение.

Для того, чтобы иметь полную картину того, что произо­шло в жизни Тимофея, нам нужно учесть и 1-е Тимофею 1:18:

Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывши­ми о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин...

Сопоставив все эти три факта, мы можем представить себе, что же произошло с Тимофеем.

Прежде всего, Тимофей получил некий духовный дар. Павел нигде не называет, какой именно дар, и в виду целей настоящего исследования, для нас это тоже не имеет большо­го значения.

Во-вторых, мы узнаем, что Тимофей получил этот духов­ный дар через возложение рук. В одном отрывке Павел гово­рит: «...с возложением рук священства». В другом: «...через мое рукоположение».

Слово «священство» в Новом Завете означает просто старших в поместной церкви. Может быть, Павел имеет в виду церковь в Листре, где началась христианская жизнь Тимофея, ибо в Деяниях 16:2, мы читаем, что о Тимофее

...свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии.

Или же Павел имеет в виду Ефесскую церковь, где нахо­дился Тимофей тогда, когда Павел написал свое первое по­слание к нему. В таком случае, это те же самые братья, о которых идет речь в Деяниях 20:17, где мы читаем:

Из Милита же послав в Ефес, он (Павел) призвал пре­свитеров церкви.

Возвращаясь к посланиям Павла к Тимофею, мы видим, что в одном месте Павел говорит, что он сам возложил руки на Тимофея, а в другом - что это были старшие братия в церкви. Скорее всего, что Павел осуществил это вместе с братьями. Они вместе возложили руки на Тимофея.

Еще одним важным фактом, открывающимся в этих по­сланиях к Тимофею, является то, что передача духовного дара Тимофею через возложение рук сопровождалась проро­ческим высказыванием.

В одном отрывке Павел говорит, что этот дар был дан по пророчеству. Из этого можно сделать вывод, что воля Божья для Тимофея в принятии этого дара была раскрыта сверхъес­тественным образом через дар пророчества; а после этого Тимофей принял этот дар через возложение рук Павла и стар­ших братьев церкви. Другими словами, церемония возложе­ния рук была тем методом, благодаря которому откровение воли Божьей для Тимофея осуществилось в его жизни.

В другом отрывке Павел объясняет еще одну духовную цель, с которой Тимофею было дано пророческое откровение воли Божьей:

Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывши­ми о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин...

Это говорит о том, что Бог предусмотрел нечто особенное для Тимофея. Природа этого особого служения была раскры­та ему заранее - и не один раз, как видно через пророческие высказывания. В одном из таких случаев Тимофею было по­казано, что ему понадобится особый духовный дар для ис­полнения вверенного ему служения, и что именно этот дар он тогда и получил через возложение рук.

Опять-таки, нужно подчеркнуть, что речь не шла о чем-то ненужном или излишнем. Напротив, это было нечто совер­шенно необходимое для успеха служения Тимофея. Павел указывает, что эти пророчества были даны Тимофею, чтобы он воинствовал согласно с ними, как добрый воин...

Христианская жизнь, и особенно жизнь служителя, явля­ется битвой, постоянным сражением против невидимых сил тьмы и зла. Павел говорит об этих вражеских духовных силах в посл. Ефесянам 6:12:

Потому что наша брань не против крови и плоти, но против началъств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебес­ных.

Двумя главными орудиями этих невидимых сил тьмы яв­ляются сомнение и страх. Вне всякого сомнения, что в своем служении Тимофей неоднократно испытывал трудности и со­противление, возможно, неудачи и разочарования. В такие минуты он мог легко усомниться в реальности своего призвания Богом. По этой причине, Павел напоминает ему то про­рочество, которое предсказало волю Божью для его жизни, и он побуждает его ободриться и укрепиться этим, чтобы ис­полнить порученное ему Богом.

В частности, Павел предупреждает Тимофея не подда­ваться страху. Ибо сразу же после того, как он призывает его возгревать дар, полученный через возложение рук, Павел го­ворит во 2-ом Тимофею 1:7:

Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.

Какое лекарство Павел рекомендует против коварных на­падок этого духа страха? Во-первых, чтобы Тимофей возгревал тот духовный дар, который он получил через возложение рук; во-вторых, чтобы он вспомнил и ободрился теми проро­чествами, которые были ему даны раньше и предвосхитили заранее предусмотренный для него курс жизни.

Таким образом, мы видим, что возложение рук на Тимо­фея сопровождалось пророческим высказыванием, чтобы он через это имел направление, ободрение и подкрепление во исполнение данного ему Богом служения.

Согласно Слову Божьему, то же самое средство для на­правления, ободрения и укрепления доступно народу Божье­му и, особенно, для поставленных Богом служителей. Более того, народ Божий и служители Божьи сегодня нуждаются в этом точно также, как во дни Павла и Тимофея.


Глава 3

ЦЕРКОВЬ И МИССИОНЕРСТВО

Теперь мы рассмотрим еще одну цель возложения рук, связанную с тем, как церковь посылает апостолов.

Поместная церковь в Антиохии

Самым ярким примером этого является поместная цер­ковь в Антиохии Сирийской, как это описано в Деяниях 13:1-4:

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые про­роки и учители: Варнава и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Госпо­ду и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их. Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр...

В этом отрывке содержится много интересной информа­ции о том, как Новозаветная поместная церковь осуществля­ла свои дела.

Прежде всего, мы обращаем внимание на то, что в Анти-охийской церкви имелись два определенных признанных ду­ховных служения.

Это были служения пророков и учителей. Поименно упо­мянуто пять человек, признанных в качестве таковых.

Во-вторых, мы замечаем, что эти руководители не только молились, но и постились. Далее, они постились не просто сами по себе, но совместно.

Это согласовывается с пророческим призывом для пос­леднего времени, Иоиля 1:14:

Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего и взывайте к Господу.

И снова у Иоиля 2:15:

Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объ­явите торжественное собрание.

После этого призыва к объединенному посту народа Бо­жьего, у Иоиля 2:28 мы читаем об обетовании излияния Святого Духа:

И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть...

Это пророчество об излиянии Святого Духа на всякую плоть начало исполняться в день Пятидесятницы. Сейчас, подобное излияние Святого Духа на всю плоть, но даже в большем масштабе, наблюдается по всему миру. Первая цер­ковь испытала дождь ранний Духа Святого, согласно Иоиля 2:23. Сегодня мы наблюдаем дождь поздний, обещанный в том же стихе.

Так как обетование излияния Святого Духа относится к нам в эти последние дни, то весьма логическим является предположение об обязательности совместного поста, о ко­тором идет речь в том же самом пророчестве Иоиля. Нело­гично считать, что пост является принадлежностью прошло­го или будущего, в то время, как излияние Духа Святого - для настоящего времени. Фактически, весь контекст проро­чества Иоиля весьма ясно говорит о том, что совместные посты и молитвы являются главным приготовлением народа Божьего, если он желает войти в полноту излияния Святого Духа на всю плоть, обещанного Богом в это последнее время.

В связи с этим, пророчество Иоиля особенно уделяет вни­мание руководителям народа Божьего. В Иоиля 1:14 речь идет о старцах; в Иоиля 2:17 - о священниках, служителях Господних. Так, духовные руководители народа Божьего при­званы стать примером в вопросе поста.

Ясно, что руководители Антиохийской церкви так и пони­мали этот вопрос, ибо в прочитанном нами отрывке из Дея­ний 13:2, говорится, что они служили Господу и постились.

Павел и Варнава посылаются на миссионерский труд

Результат их ожидания от Бога в посте описан в том же стихе:

...Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.

Глагол «призвал» - в прошедшем времени. Это говорит о том, что Бог уже говорил лично и наедине с Павлом и Варна­вой о том, что Он хочет через них сделать, до того, как Он заговорил об этом в присутствии всех руководителей церкви.

Так, слова, сказанные Святым Духом публично руководи­телям церкви, являлись как откровением, так и подтвержде­нием того призвания, которое Павел и Варнава уже получили непосредственно и лично от Бога. Так как Павел и Варнава упомянуты поименно в этом публичном высказывании Духа Святого, ясно, что это высказывание не исходило ни от того, ни от другого, а через кого-то иного.

Какова была реакция этих служителей на сверхъестест­венное откровение воли Божьей? Об этом говорится в следу­ющем стихе, в Деяниях 13:3:

Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их.

Обратите внимание на то, что они не сразу отпустили Павла и Варнаву на определенную для них Богом миссию. Сначала, они завершили пост и молитву. Это был второй по счету период совместного поста и молитвы. Во время перво­го периода молитвы и поста они получили особое сверхъес­тественное откровение о плане Божьем. Затем, во время вто­рого периода, они, очевидно, совместно востребовали для Павла и Варнавы благодать и силу Божью, которые были нужны им для осуществления плана Божьего.

Затем руководители церкви возложили руки на Павла и Варнаву и отпустили их.

В современном христианстве таких служителей называют миссионерами. Однако Новозаветным термином является слово «апостолы».

Это становится ясным из сравнения фразеологии, исполь­зованной в Деяниях 13:1 с Деяниями 14:4 и 14. В Деяниях 13 Павел и Варнава названы пророками и учителями. В Дея­ниях 14 они названы апостолами. Слово апостол буквально означает «посланный». Так, этот титул применяется по отно­шению к Павлу и Варнаве после того, как они были посланы Антиохийской церковью.

Слово «миссионер» тоже означает «посланный». Так «апостол» и «миссионер» - одно и то же. Однако, в совре­менном христианстве слово «миссионер» во многих случаях используется там, где нельзя употребить слово «апостол» в Библейском смысле.

Апостол - это тот, кто посылается с Божественным авто­ритетом для выполнения особого задания. У многих христи­ан такое представление, что Новозаветных апостолов было только двенадцать, и их назначил Иисус. Однако, тщательное изучение текста Нового Завета опровергает эту точку зрения. В Деяниях 14 и Павел, и Варнава названы апостолами; тем не менее, ни тот, ни другой не были назначены Иисусом во время Его земного служения.

Подобный же вывод возникает из сравнения двух стихов в 1-ом Фессалоникийцам. В 1-ом Фессалоникийцам 1:1 три человека упоминаются как авторы послания: Павел, Силуан (или Сила) и Тимофей. В 1-ом Фессалоникийцам 2:7, они говорят сами о себе: «Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы...» То есть, все трое были призва­ны апостолами.

Тщательное изучение текста Нового Завета показывает, что апостолами названо более двадцати человек. Однако, в наши цели не входит рассмотрение всего объема апостоль­ского служения.

Вернемся к Павлу и Варнаве: с какой целью остальные руководители церкви возложили ни них руки?

Прежде всего, эти руководители церкви открыто и пуб­лично признали тот факт, что Бог избрал и призвал Павла и Варнаву для особого задания и служения. Во-вторых, через возложение рук на Павла и Варнаву, остальные руководите­ли церкви востребовали для них особую духовную мудрость, благодать и силу, которая бы им потребовалась для осущест­вления полученного ими от Бога задания.

В этом отношении, это употребление возложения рук в Новом Завете очень похоже на случай, упомянутый в Ветхом Завете, когда Моисей возложил руки на Иисуса Навина, и, таким образом, публично признал, что Бог избрал Иисуса как будущего руководителя израильского народа, а также пере­дал Иисусу Навину ту духовную мудрость и авторитет, кото­рые были ему нужны для этого, данного Богом, задания.

В Деяниях 13:4, подводится итог того процесса, в резуль­тате которого Павел и Варнава были отделены и посланы из Антиохийской церкви:

Сии. бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевекию...

Обратите внимание на фразу «...бывши посланы Духом Святым...». Антиохийская церковь и ее руководители были просто человеческими инструментами, через которые Бог раскрыл и осуществил Свою волю в отсылании этих двух апостолов. Но за этими и через эти человеческие инструмен­ты действовала мудрость, предузнание и водительство Само­го Святого Духа.

В конце концов, именно Дух Святой, представитель Трои­цы на земле сегодня, нес ответственность за отделение и посылание этих двух апостолов.

Во всем этом, произошедшем в Антиохии, мы видим пре­красный пример сотрудничества Бога и человека - Бога и Его Церкви.

Давайте кратко рассмотрим результаты первого миссио­нерского путешествия Павла и Варнавы, в которое они пус­тились согласно водительства Духа Святого, с молитвой и постом, и через возложение рук.

Это записано в Деяниях 14:26-27:

А оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. При­бывши туда и собравши церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними, и как Он отверз дверь веры язычникам.

Можно отметить три интересных момента.

Во-первых, Писание ясно говорит с какой целью руково­дители церкви возложили руки на Павла и Варнаву. Мы чи­таем, что через эту церемонию Павел и Варнава были переда­ны благодати Божьей на дело. Так, возложение рук являет­ся тем средством, через которое служители Божьи предаются благодати Божьей на то особое задание, к которому Бог при­звал их.

Во-вторых, мы должны отметить результат труда Павла и Варнавы. Писание констатирует, что они исполнили это дан­ное Богом задание. Это означает, что они полностью и ус­пешно завершили свое задание, без упущений и неудач. Когда Бог призывает человека на особое задание, Он также дает ему все средства и ту духовную благодать, которые нужны для полного и успешного завершения этой задачи.

В-третьих, заметим, какое влияние произвело их служе­ние на язычников. Писание говорит: «Бог... отверз дверь веры язычникам». Павел и Варнава не стучали в закрытую дверь. Куда бы они не шли, они видели, что Бог шел впереди их, чтобы открыть двери и приготовить сердца. Такова сила совместной молитвы и поста: они открывают те двери, кото­рые остаются закрытыми в любом другом случае. Сила, рож­денная молитвой и постом, стала доступной Павлу и Варна­ве, согласно предстоящим им нуждам, через возложение рук.

В связи с этим, я бы хотел добавить свое собственное заключение, основанное на богатом опыте в разных странах. Кратко этот вывод можно выразить так: Новозаветные ре­зультаты достигаются Новозаветными методами.

Назначение дьяконов и пресвитеров в церкви

Нам остается рассмотреть еще одно употребление возло­жения рук. Оно похоже на то, что мы уже проанализировали. Давайте сначала обратимся к Деяниям 6:1-6:

В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потреб­ностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвавши мно­жество учеников, сказали: не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах; итак, братия, выбери­те из среды себя семь человек изведанных, исполнен-ных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служе­нии слова. И угодно было это предложение всему со­бранию; и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора и Никанора, и Тимона и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенно­го из язычников; их поставили пред Апостолами, и сии помолившись возложили на них руки.

Перед нами повествование о назначении семи человек для исполнения административных функций в Иерусалимской церкви. Почти все комментаторы согласны, что служение этих семи мужей позднее стало называться служением дьяко­нов. Мы узнаем, что назначение этих братьев дьяконами стало эффективным через возложение рук руководителей церкви.

Для того, чтобы яснее понять эту процедуру, необходимо кратко проанализировать структуру руководства поместной церкви, установленной Новым Заветом. Эта структура была очень проста по своей сути. Она состояла из двух - и только двух - административных функций. Это были «пресвитера» и «дьяконы».

В русском переводе Нового Завета есть несколько неточ­ностей по сравнению с греческим оригиналом. Одно и то же греческое слово - «епископос» - переведено несколькими разными словами: Деяния 20:17, Титу 1:5 - пресвитер; Деяния 20:28 - блюститель; 1-е Петра 5:1 - пастырь; Фи-липпийцам 1:1, 1-е Тимофею 3:2 и Титу 1:7 - епископ. Все эти слова означают одно и то же. Самым точным переводом было бы слово «блюститель» (тот, кто наблюдает, хранит, заботится).

И снова, внимательный разбор этих и других отрывков Нового Завета ясно показывает, что звание «пресвитер» в точности относится к тому же самому служению, что и «епи­скоп» и «блюститель».

Например, в книге Деяний 20:17 мы читаем, что из Милита Павел:

...послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви.

Далее, в этой главе, в стихе 28, Павел сказал этим людям:

Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (т. е. епископа­ми)...

Таким образом, сопоставляя эти стихи, мы обнаруживаем, что эти два звания, «пресвитер» и «блюститель», относятся к исполнению одного и того же служения.

Снова, в послании к Титу 1:5, Павел пишет Титу:

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвите­ров, как я тебе приказывал...

В стихе 7 этой же главы Павел продолжает описывать качества, которыми должен обладать пресвитер, и он гово­рит:

Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий до­мостроитель...

Другими словами, Павел использует два слова «пресви­тер» и «епископ» взаимозаменяемым образом для описания одного и того же служения.

Петр соглашается с Павлом в использовании этих званий. В 1 Петра 5:1-2 он пишет к пресвитерам и говорит:

Пасите Божие стадо... надзирая*...

* «Надзирая»   -  слово  от  которого  произошло  звание  «епископ».   Прим. переводчика

Те же самые лица названы пресвитерами и епископами.

Таким образом мы обнаруживаем, что эти три слова «епи­скоп», «блюститель» и «пресвитер» являются просто звания­ми, относящимися к одному и тому же служению. Возможно звание, наиболее часто используемое для этого служения - это «пресвитер».

Кроме пресвитеров, как мы уже отметили, есть «дьяко­ны». Эти две должности - пресвитер и дьякон - являются единственными в поместной церкви, согласно свидетельству Нового Завета.

В Деяниях 6:3, Тимофею 3 и Титу 1:5-9 перечислены качества, необходимые для соответствия этим должностям.

Мы можем кратко изложить основные характеристики этих положений на основании вышеупомянутых отрывков. Главной задачей пресвитеров является обеспечение церкви духовным водительством и наставлением. Об этом говорит Павел в 1-ом Тимофею 5:17:

Достойно начальствующим пресвитерам должно ока­зывать сугубую честь, особенно тем, которые тру­дятся в слове и учении.

Двумя главными обязанностями пресвитеров названы «начальствование» и «труд в слове и учении».

С другой стороны, буквальным значением слова «дьякон» является «слуга». В Деяниях 6:2 главной задачей дьяконов является «пещись (заботиться) о столах» - то есть, забо­титься о материальных нуждах собрания. Поступая так, они также служили апостолам.

В Деяниях 6:3-6 описано назначение дьяконов. Апостолы предоставили всему собранию в целом ответственность за выбор из своей собственной среды тех, кому предстояло стать дьяконом. После того, как собрание избрало этих людей, они предстали перед апостолами, которые сначала помолились за них, а затем возложили на них руки.

Через это возложение рук на дьяконов были достигнуты три цели.

Во-первых, апостолы этим публично показали, что они признают соответствие этих братьев должности дьяконов.

Во-вторых, они публично передали этих людей Богу для выполнения того задания, для которого те были избраны.

В-третьих, они передали этим братьям некоторую меру благодати и мудрости, которую они сами имели и которая была нужна тем для выполнения поставленной перед ними задачи. В связи с этим, небезынтересно отметить, что двое из этих назначенных дьяконов - Стефан и Филипп - впослед­ствии сами стали выдающимися служителями.

В Деяниях 14:21-23 мы читаем о назначении пресвите­ров:

Проповедавши Евангелие сему городу и приобретши довольно учеников, они (Павел и Варнава) обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царст­вие Божие. Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

Это описание имеет несколько весьма важных моментов.

Во-первых, назначение пресвитеров, подобно отсыланию апостолов, сопровождалось совместной молитвой и постом. Ясно, что Новозаветная церковь понимала, что так, согласно Писания, можно было узнать водительство Божье во всех важных вопросах.

Во-вторых, те, к кому вернулись Павел и Варнава в этот момент, названы просто учениками. А после назначения пре­свитеров они называются церковью. Именно назначение пре­свитеров отличает церковь от группы отдельных верующих.

В-третьих, назначение пресвитеров являлось ответствен­ностью апостолов, как представителей Божьей власти. Одна­ко в этом они не полагались на свое собственное суждение, но просто были инструментами Духа Святого. В Деяниях 20:28, обращаясь к пресвитерам Ефесской церкви, Павел го­ворит:

Итак внимайте... всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями...

В Деяниях 14:21-23 возложение рук не упоминается. Од­нако, на основании Писания, очень вероятно, что Павел и Варнава таки возложили руки на тех, кого они назначили пресвитерами.

Прежде всего это назначение точно соответствовало тем двум целям, с которыми, как мы уже убедились, совершается возложение рук на примерах из Писания. Через это апостолы выделили и утвердили избранных руководителей поместной церкви. В это же самое время, они передали им ту мудрость и авторитет, которые были нужны тем для исполнения их задачи.

Во-вторых, в 1-ом Тимофею 5:17-22, Павел наставляет Тимофея, как относиться к поместным пресвитерам. Он за­канчивает такими словами: «Рук ни на кого не возлагай по­спешно...» Хотя это предложение уместно для всякого возло­жения рук, очень вероятно, что здесь Павел имеет в виду именно назначение пресвитеров.

Из этого можно сделать вывод, что принятым способом введения в служение пресвитеров является возложение на них рук.

* * *

Завершая настоящее исследование, позвольте мне пере­числить пять основных целей, для которых Новый Завет предусматривает возложение рук.

Во-первых, для исцеления больных; во-вторых, для помо­щи тем, кто желает крещения Духом Святым; в-третьих, для передачи духовных даров; в-четвертых, для отсылания апос­толов; в-пятых, для назначения пресвитеров и дьяконов в поместной церкви.

Для того, чтобы понять все пять применений возложения рук, мы подробно рассмотрели некоторые аспекты повсе­дневной жизни и деятельности поместной церкви, как это преподносится в Новом Завете.

Подводя итоги тому, что было рассмотрено на протяже­нии этих трех глав, мы убеждаемся, что эта заповедь самым непосредственным образом связана со многими жизненно важными аспектами христианской жизни.

Она непосредственно связана со служением исцеления; с оснащением верующих для активного свидетельства через крещение Святым Духом; и с отсыланием особо призванных христианских служителей. Возложение рук часто связано с даром пророчества. Оно укрепляет жизнь поместной церкви двумя способами; духовно, черед передачу духовных даров; и практически, через назначение дьяконов и пресвитеров.

По всем этим причинам, заповедь возложения рук логи­чески занимает свое место в посл. к Евреям 6:2, среди вели­ких основополагающих учений христианской веры.

 

Hosted by uCoz