Л`абен (Пс 9.1)—в оригинале стоит: «по поводу мат лабен», что можно перевести как «на смерть сына».

Лав`ан (белый)—а) (Быт 24.29,32,50; 25.20; 28.2,5; 29.5,10,13-16,19,21,22,24-26,28,29; 30.25,27,31,34,36,40,42; 31.2,12,19,20,22,24-26,31,33,36,43,47-49,51,55; 32.4)—сын Вафуила, одного из сыновей Нахора, брата Авраама; арамеянин, то есть житель Месопотамии (города Харран, Быт 28.10); брат Ревекки, жены Исаака, и отец Лии и Рахили, жен Иакова;

б) (Вт 1.1)—по-видимому, одна из стоянок израильтян, возможно, Ливна (см. Ливна,а). (См. Асироф)

Лаг`ад (подавленный) (1Пар 4.2)—аналог. Ахум.

л`адан (Быт 37.25; 43.11; 1Пар 9.29; Неем 13.5,9; Ис 60.6; Иер 6.20; Мф 2.11; От 18.13)—то же, что ливан, ароматная смола (а также кусочки коры, содержащей эту смолу) светло-желтого цвета с острым пряным запахом и горькая на вкус, которая добывалась из особых деревьев, произраставших раньше и в Аравии, и в восточной Африке, а ныне оставшихся только в Индии, и высоко ценившаяся на востоке в древности. Является основной составной частью курений. Ладан был одним из даров волхвов родившемуся Иисусу (Мф 2.11), что символизировало, как полагают, признание в Нем истинного Бога (во многих местах в оригинале стоит просто «курение»). (См. ароматы)

лад`онь (Исх 25.25; 3Ц 7.26; 2Пар 4.5; Иез 40.43)—мера длины, равная примерно 8см. (См. меры)

Ла`еда (порядок) (1Пар 4.21)—сын (потомок) Силома, сына Иудина, основатель или начальник Мареши.

Лаед`ан (упорядоченный)—а) (1Пар 7.26)—сын Фахана и отец Аммиуда (см. Аммиуд,а) из колена Ефремова;

б) (1Пар 23.7; 26.21)—один из сыновей Гирсона, сына Левия, глава поколения (в Исх 6.17; Чис 3.18,21; 26.58; 1Пар 6.17 назван Ливни). (См. Елиасаф,б)

Ла`ел (посвященный или принадлежащий Богу) (Чис 3.24)—см. Елиасаф,б.

Л`азарь (евр. Елиезар—Божья помощь)—а) (Лк 16.20,23-25)—нищий, лежавший до самой своей смерти у дверей богача, который не обращал на него внимания, и о котором поведал в Своей притче Христос. Имя его стало так популярно, что от него произошло название больницы—лазарет (предназначавшейся первоначально для бедных);

б) (Ин 11.1,2,5,11,14,43; 12.1,2,9,10,17)—житель Вифании, брат Марии и Марфы, в доме которых несколько раз бывал Иисус. Его Господь воскресил на четвертый день после его смерти, явив тем самым перед всем миром Свою неоспоримую власть над жизнью и смертью. Это было одно из величайших чудес нашего Спасителя, после которого в Него уверовали многие иудеи (Ин 11.45), а первосвященники и фарисеи окончательно поло­жили убить Его (Ин 11.53), а также и Лазаря (Ин 12.10).

Л`аис (сильный, льву подобный)—а) (Суд 18.7,14,27,29)—см. Дан,а (в Нав 19.47 назван Ласем);

б) (Ис 10.30)—город в уделе Вениаминовом близ Анафофа.

Л`аиш (1Ц 25.44; 2Ц 3.15)—отец (предок) Фалтия из Галлима (находящегося, по-видимому, рядом с Лаисом, см. Лаис,б).

Лакк`ум (Нав 19.33)—пограничный город удела Неффалимова, по-видимому, в его северной части.

Лам`ех (завоеватель или буйный человек)—а) (Быт 4.18,19,23,24)—сын Мафусала из потомков Каина, имевший двух жен, что является первым случаем многоженства, упомянутым в Священном Писании; отец Иавала, родоначальника кочевых народов, Иувала, родоначальника всех музыкантов и Тувалкаина, родоначальника мастеровых;

б) (Быт 5.25,26,28,30,31; 1Пар 1.3; Лк 3.36)—сын Мафусала из потомков Сифа, отец Ноя, один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.

ламп`ада—крошечный светильник, вешаемый перед иконами. Нужно признать, что во всех местах русской Библии это неудачный перевод. Семь чаш золотого светильника, установленного в скинии без окон, должны были ярко гореть, чтобы освещать все внутреннее пространство. В Иез 1.13 в других переводах стоит: «яркий факел», а в Дан 5.5: «большой светильник». И действительно, в царской зале во время пира вряд ли ставилась когда-либо скромная лампада, известная нам по православным храмам.

лан`ита—щека.

лань (Вт 14.5; Иов 39.1; Пс 28.9; 41.2; Пр 5.19; Песн 2.7; Иер 14.5)—одна из пород оленей. Отличается грациозностью осанки и легкостью бега. Шерсть ланей имеет пятнистую окраску, рога у самцов широкие и плоские, самки—безрогие.

Лаод`икия (Кол 2.1; 4.13,15,16; От 1.11; 3.14)—город в Малой Азии в провинции Фригия. Был расположен на восток от Ефеса по соседству с Колоссами. Некогда богатый и красивый город, он был назван греками Диосполис, но позже был переименован Антиохом 2 в честь его жены в Лаодикию. В 1 в. в нем была община верующих, которой Господь через ап. Иоанна послал строгие предупреждения. Теперь город лежит в развалинах.

Лапид`оф (факел) (Суд 4.4)—муж пророчицы Деворы.

Л`асем (Нав 19.47)—см. Лаис,а.

Лас`ея (Деян 27.8)—город на юге острова Крит, который был некогда расположен восточнее Хороших Пристаней и развалины которого были обнаружены в прошлом столетии.

Л`ахис (Нав 10.3,5,23,31-35; 12.11; 15.39; 4Ц 14.19; 18.14,17; 19.8; 2Пар 11.9; 25.27; 32.9; Неем 11.30; Ис 36.2; 37.8; Иер 34.7; Мих 1.13)—город в западной части удела Иудина, позже—один из укрепленных городов Иудеи. Около 700 г. до РХ Сеннахирим по пути в Египет осадил его, но не взял. Позже Навуходоносор разрушил его, но затем он был снова восстановлен. Теперь это едва приметные развалины рядом с местечком Ум-Лакис к северо-востоку от Газы.

Л`ахмас (Нав 15.40)—аналог. Адифаим.

Л`ахмий (1Пар 20.5)—см. Голиаф.

Л`аша (щель, трещина) (Быт 10.19)—город на юго-восток от Мертвого моря в месте, славившемся теплыми минеральными источниками и известном во времена римского владычества как Каллироэ (ср. Быт 36.24).

Леб`ана (Езд 2.45)—аналог. Аккув,в (в Неем 7.48 назван Левана).

лев—величественное и грозное, сильное и неустрашимое хищное животное. С незапамятных времен считается царем зверей. Львы в древности в изобилии водились в Палестине и по берегам Иордана. Их названия, которых было несколько, вошли в названия многих городов и местностей. Со львом сравнивается колено Иудино (Быт 49.9) и весь Израиль (Чис 24.9), Сам Господь Бог (Ис 31.4) и Иисус Христос (От 5.5). С другой стороны львам уподобляются лжепророки (Иез 22.25), сам диавол (1Пет 5.8) и его служители (Пс 34.17). В Писании упомянуты три человека, убившие львов: Самсон (Суд 14.6), Давид (1Ц 17.36) и Ванея (2Ц 23.20).

Лев`ана (Неем 7.48)—см. Лебана.

Лева`оф (львицы) (Нав 15.32)—см. Беф-Леваоф.

л`евая сторон`а (Быт 14.15; Нав 19.27; 3Ц 7.39; 4Ц 23.8; 2Пар 23.10)—означает северную сторону, так как направление в древности определялось при расположении лицом к востоку. (См. также влево, налево, по левую сторону)

Л`еввей (Мф 10.3)—см. Иуда,л.

Левиаф`ан (изгибающийся, извивающийся) (Иов 3.8; 40.20; Пс 73.14; 103.26; Ис 27.1)—огромное морское (водяное) чудовище, олицетворяющее собой все страшные земные силы, которые обозначаются в других местах также словами: бегемот, дракон, змей, крокодил (ср. Иез 32.2).

Л`евий (привязанность)—а) третий сын Иакова (Израиля) от Лии (Быт 29.34), родоначальник левитов (см.), колена Левиина (см. колена Израилевы). Жестокость Симеона и Левия в отношении Сихема (Быт 34) сильно смутила Израиля и он проклял ее. Его пророчество о них (Быт 49.7) скоро сбылось—удел Симеона был растворен в Иуде, а левиты рассеяны по всем коленам. Левий имел трех сыновей: Гирсона, Каафа и Мерари, явившихся родоначальниками отдельных племен левитов, и дочь Иохаведу, ставшую женой Амрама, сына Каафа, и родившую Аарона и Моисея (Исх 6.16,18,20). Левий умер в возрасте 137 лет;

б) (Мк 2.14; Лк 5.27,29)—сын Алфея, один из двенадцати Апостолов Христовых (в Мф 9.9 назван Матфей);

в) (Лк 3.24,29)—аналог. Авиуд,г (два).

Лев`ит, кн`ига—третья книга Моисеева Пятикнижия (см.) и Библии (см.). Название книги дано 70 переводчиками (в еврейском тексте она называется первыми словами книги: «И воззвал»). Книга посвящена описанию левитского служения, хотя слово «левиты» в ней встречается только однажды (Лев 25.32-33), а во всех остальных местах говорится о священниках. Основная тема книги—искупление, изложенное в описаниях жерт­воприношений, в освящении и очищении, которые являются «тенью будущих благ» (Евр 10.1), «ибо без пролития крови не бывает прощения» (Евр 9.22). Жертвоприношения, как видно из Лев 1.2; 2.1; 3.1 были известны израильскому народу, но закон упорядочил их, подготавливая народ к восприятию грядущего Искупителя (Гал 3.24). Понимание изложенного в книге Левит делает возможным более ясное понимание Послания ап. Павла к Евреям.

лев`иты—строго говоря, это все потомки Левия, но Писание постоянно исключает из их числа священников и говорит: «священники и левиты» (и даже: «и сыны Левия»—Езд 8.15). Они одни оказались верными Моисею, Господними, когда возник первый бунт идолопоклонства в стане (Исх 32.26) и с того дня посвятили руки свои Господу (Исх 32.29). В дальнейшем были периоды, когда левитское служение почти полностью прекращалось—во времена судей и после разделения царств, но когда восставал благочестивый царь и возобновлялось богослужение в храме, они приходили на его призыв. Левиты были призваны на служение Богу взамен всех первенцев Израиля (Чис 3.5,9,11-13). Левиты были обязаны по закону служить от 20 (25 или 30) лет до 50 лет (Чис 4.3; 8.24-25; 1Пар 23.3,24,27; 2Пар 31.17; Езд 3.8), исполняя все работы в скинии, а затем—в храме. На них лежала также обязанность отправлять некоторые гражданские обязанности (1Пар 26.29,32; 2Пар 19.11) и учить народ (2Пар 17.8-9; 35.3а). В Писании упомянуты два исчисления левитов. Первое было сделано у Синая и в нем было исчислено 22000 левитов (Чис 3.15,39) (сумма по родам составляет 22300, Чис 3.22,28,34). Второе исчисление было сделано в конце путешествия по пустыне и в него вошло 23000 левитов (Чис 26.62,64). В обоих случаях исчислялись все потомки Левия мужского пола от одного месяца и выше. При этом во втором исчислении не оказалось ни одного из исчисленных в первом исчислении, следовательно, среди них не было ни одного старше 40 лет. Содержание левитов складывалось из десятин, приносимых народом от всякого труда, из которых они в свою очередь отделяли десятину в пользу священников (Чис 18.21,24,26-28). В Новом Завете о левитах упоминается только в следующих четырех местах: Лк 10.32; Ин 1.19; Деян 4.36; Евр 7.11. На приведенной схеме показаны основные потомки Левия, ставшие главами священнических и левитских поколений (см. также схемы к словам Елеазар и Ифамар и Приложение 8). (См. первосвященник, священник)

 

             Левий

 

             Гирсон,      Кааф,                                               Мерари                        главы родов

                                                                                                                              левитов

 

             Ливни         Амрам,                         Ицгар         Махли,       Муши         главы поко-

                                                                                                                              лений левитов

 

                                Аарон, Моисей

 

                                Елеазар,    Ифамар                                                              главы родов

                                                                                                                              священников

 

1Пар6.17,20-                                               1Пар 6.33-38                1Пар 6.44-47

21,39-43

                                  священники

 

 

                                                                     Самуил

 

 


             Асаф          Садок        Авиасаф    Еман                             Ефан          (время Давида)

 

Лев`она (ладан, фимиам) (Суд 21.19)—город в уделе Ефремовом севернее Силома (ныне селение Луббан).

Легав`им (Быт 10.13; 1Пар 1.11)—сын Мицраима, сына Хама, родоначальник племен, населявших в древности территорию Египта и Ливии.

леги`он (Мф 26.53; Мк 5.9,15; Лк 8.30)—выражение великого множества, огромного количества. В римской армии легионом называлось очень большое по тем временам воинское соединение, в которое входило более 6000 пеших воинов и до 1000 конных. Для сравнения вспомним, что Александр Македонский вторгся в Малую Азию и начал победоносный поход по всем странам востока, имея армию всего в 30000 воинов.

Лему`ил (посвященный Богу) (Пр 31.1,4)—значение слова в оригинале не ясно.

лен—был известен людям издревле и им всегда особенно славился Египет (Ис 19.9). Обнаруживаемые в саркофагах полотна из льна поражают тонкостью и высоким качеством выделки. Лен был известен издавна и в Палестине (Нав 2.6). Его утрата считалась большим бедствием (Ос 2.9). Из льняного полотна делалась одежда для священников (Лев 6.10) и простого народа (Лев 13.47). Белая, чистая льняная одежда является символом святости (От 15.6; 19.8,14). (См. виссон)

леп`ешка—самое простое хлебное изделие. В определенных случаях лепешки делались пресными (Лев 2.4), но могли быть и сдобными, то есть отличными от простого хлеба (3Ц 14.3; Ос 3.1).

л`епта (Мк 12.42; Лк 21.2)—самая мелкая медная монета, равная 1/120 динария. (См. деньги)

лет`аа (Лев 11.30)—небольшая липкая и ядовитая ящерица.

Летуш`им (Быт 25.3)—аналог. Ашурим.

Л`еха—а) (челюсть) (Суд 15.9,14,19)—город или место в гористой (западной) части Иудеи (точное положение не известно);

б) (ссылка) (1Пар 4.21)—город или место в Иудее (возможно, предыдущее, хотя в оригинале имеет иное написание).

л`еший (Ис 34.14)—в большинстве переводов здесь стоит: «чудовище», но еврейские слово «лилит» может означать, как полагают, и «призрак». (См. также косматые)

Леюм`им (Быт 25.3)—аналог. Ашурим.

лжеименн`ое зн`ание (1Тим 6.20)—в оригинале: «ложное знание».

лжепрор`ок—выдающий себя за пророка и старающийся выглядеть и действовать как пророк (см.), либо действительно имеющий дар пророчества, но действующий по своей воле или расчету (как Валаам). Лжепророки могут явить и великие знамения, но их следует опасаться (Мф 7.15; 24.11,24).

лжеслов`есник (1Тим 4.2)—лжец.

лжехрист`ы (Мф 24.24; Мк 13.22)—самозванцы, выдающие себя за Христа или Мессию. Это пророчество Господа скоро начало сбываться. Во 2 в. пришел Баркохба и поднял мятеж против римлян, выдавая себя за Мессию. Это стоило иудейскому народу более полумиллиона жизней, полного разрушения Иерусалима (см.) и даже его переименования. Затем появились и другие, перечень которых желающий может посмотреть в Библей­ском словаре Э.Нюстрема.

Либерт`инцы (Деян 6.9)—захваченные и порабощенные римлянами иудеи, которым позже была дарована свобода. Многие из них были переселены в Африку и другие страны, а часть вернулась в Иудею. Имели свою синагогу в Иерусалиме.

Лив`ан (белый)—горная страна на севере Палестины, состоящая из цепи гор, протянувшейся вдоль побережья Средиземного моря более, чем на 150 км (собственно Ливан), и другой цепи, параллельной первой (называемой Антиливан или Ермон), на восточной стороне которой расположен Дамаск. Между горными хребтами простирается Ливанская долина. С одного из склонов Ермона берет свое начало Иордан. Ливан в древности был покрыт кедровыми и кипарисовыми лесами, славился множеством диких зверей. Некоторые его вершины круглый год покрыты снегом. Ливан является северной границей обетованной земли.

лив`ан (Исх 30.34; Лев 2.1,2,16; 24.7; Чис 5.15; Иер 41.5)—см. ладан.

Лив`анская дол`ина (Нав 11.17; 12.7)—долина между горными хребтами Ливан и антиливан. (См. долины, Ливан)

Л`ивия (2Пар 12.3; 16.8; Иер 46.9; Иез 27.10; 30.5; 38.5; Дан 11.43; Наум 3.9; Деян 2.10)—страна на севере Африки западнее Египта (с главным городом Киринея). В древности словом Ливия часто обозначалась вся северная Африка, за исключением Египта. Название Ливия произошло, как полагают, от имени сына Мицраима Легавим, потомки которого населяли земли на севере Африки. (См. Пула, Фут, Хуб)

Л`ивна (белизна)—а) (Чис 33.20,21)- аналог. Алуш; (См. Лаван,б)

б) (Нав 10.29,31,32,39; 12.15; 15.42; 21.13; 4Ц 8.22; 19.8; 23.31; 24.18; 1Пар 6.57; 2Пар 21.10; Ис 37.9; Иер 52.1)—древней и хорошо укрепленный ханаанский город, взятый И.Навиным и отданный колену Иудину. Позже стал священническим городом. Расположен в западной, равнинной части Иудеи восточнее Азота.

Л`ивни (светлый, белый)—а) (Исх 6.17; Чис 3.18,21; 26.58; 1Пар 6.17)—см. Лаедан,б;

б) (1Пар 6.29)—левит из рода Мерари, один из предков Асаии. (См. Кис,в)

Л`идда (Езд 2.33; Деян 9.32,35,38)—город недалеко от Иоппии, называемый греками Диосполис, нынешнее селение Луд (в 1Пар 8.12; Неем 7.37; 11.35 назван Лод). Находится вне удела Вениаминова.

Л`идия—а) (Иер 46.9; Иез 27.10; 30.5)—территория в Африке по соседству с Египтом, отождествляемая в некоторых местах с Ливией. Она была населена потомками Лудима, славящимися как хорошие воины. Не имеет ничего общего с Лидией в Малой Азии—богатым и могущественным царством, особенно во времена Креза, который был побежден Киром (в Ис 66.19 Лидия в Африке названа Луда);

б) (Деян 16.14,40)—уроженка Фиатир (в Лидии, Малая Азия), жительница Филипп. По-видимому, она когда-то обратилась в иудаизм, а затем, через проповедь ап. Павла, уверовала во Христа.

лик (Ис 52.14)—лицо, внешний вид.

Лика`ония (Деян 14.6,11)—внутренняя провинция Малой Азии с главным городом Икония, населенная людьми со смешанным греко-сирийским диалектом.

л`ики (Исх 15.20; Суд 11.34; Пс 149.3; 150.4; Лк 15.25)—радостные восклицания и пляски (отсюда—ликовать). В древности благодарение Богу часто сопровождалось танцем, скаканием (ср. 2Ц 6.14). (См. музыка)

Л`икия (Деян 27.5)—провинция в юго-западной части Малой Азии на берегу Средиземного моря с городами Миры и Патара.

Л`икхи (1Пар 7.19)—аналог. Аниам.

л`илия—растение с большими круглыми и колоколообразными цветами, часто с приятным запахом. Особенно прекрасны белые лилии, широко распространенные в Палестине (Мф 6.28-29).

Лин (2Тим 4.21)—христианин в Риме, от которого ап. Павел передает привет Тимофею. По свидетельству Иринея он был первым епископом в Риме. За ним последовал Анаклет, а потом Климент Римский.

Лис`аний (Лк 3.1)—правитель Авилинеи (см. четвертовластник).

Л`исий—см. Клавдий Лисий.

лис`ица—известное хитрое и проворное хищное животное из породы псовых. Этим словом в некоторых местах (Суд 15.4; Пс 62.11) названы, по-видимому, шакалы (см.).

Л`истра (Л`истры) (Деян 14.6,8,21; 16.1,2; 2Тим 3.11)—город в Ликаонии, провинции Малой Азии. В этом городе слушатели ап. Павла вначале приняли его за бога (Ермия, то есть Меркурия), а вскоре за этим побили камнями. Ныне его местоположение определяется среди развалин на юг от Иконии.

л`итра (Ин 19.39)—греческая мера веса, равная 0,34 кг. (См. вес)

Лифострот`он (Ин 19.13)—см. Гаввафа.

лихв`а (Неем 5.7; Пр 28.8; Иез 18.8,13,17; 22.12)—прибыль, рост или проценты, получаемые за данный заем или оказанные услуги. (См. рост)

лихо`имец (Пр 29.13; 1Кор 5.10,11; 6.10)—берущий подарки или проценты (лихву) за ссужаемые деньги.

лихо`имство (Мк 7.22)—требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток.

лицепри`ятие—человекоугодничество, предпочтение одного лица другому в зависимости от личной выгоды (Иак 2.9; Иуд 16).

Л`ия (дикая корова) (Быт 29.16,17,23-25,30-32; 30.9-14,16-20; 31.4,14,33; 33.1,7; 34.1; 46.15,18; 49.31; Руф 4.11)—старшая дочь Лавана и первая из двух жен Иакова, на которой он вынужден был жениться, стремясь получить Рахиль, которую любил. Слабая глазами, менее любимая, она родила Иакову шесть сыновей (в том числе Левия и Иуду) и дочь Дину. Из семидесяти человек, пришедших с Иаковом в Египет (Быт 46.27), половина была ее потомки (Быт 46.15). Лия, будучи дочерью Лавана, брата Ревекки, матери Иакова, приходилась ему (как и Рахиль) двоюродной сестрой.

Ло`амми (не Мой народ) (Ос 1.9)—имя второго сына пророка Осии, имевшее символическое значение.

лоб(ы)з`ание—целование. (См. поцелуй)

лов`итва (Быт 49.27)—пойманная дичь, добыча.

лог (Лев 14.10,12,15,21,24)—мера жидких тел, равная примерно 0.3л. (См. меры)

Лод (1Пар 8.12; Неем 7.37; 11.35)—см. Лидда.

Лодав`ар (2Ц 17.27)—см. Давир,б.

Лодев`ар (2Ц 9.4,5)—см. Давир,б.

л`оже—постель (Иов 7.13; Ам 3.12), от простой подстилки (одежды), до постели из слоновой кости (Ам 6.4). Ложа на востоке в древности были низкими и устраивались обычно вдоль стен помещения, в то время как в середине мог быть низкий же стол для еды.

лож`есна (Исх 13.2,12; 34.19; Чис 3.12; 8.16; 18.15; Лк 2.23)—матка, утроба, чрево матери—место, где зарождается и созревает плод (ср. Иер 20.17; Рим 4.19).

лоз`а—основной ствол (гибкий стебель) виноградного дерева, несущий на себе ветви (Ин 15.5).

Ло`ида (2Тим 1.5)—бабка Тимофея, в которой пребывала «нелицемерная вера».

л`окоть—древняя мера длины, равная примерно 0.5м. (См. меры)

л`оно—это слово в одних местах имеет значения ложа, вместилища (Вт 13.6; 2Ц 12.8; Мих 7.5; Лк 16.22,23; см. Иафет), а в других—колен и груди, охвата, объятий человека (Чис 5.21; Плач 2.12; Лк 6.38).

лоп`ата (Ис 30.24; Мф 3.12; Лк 3.17)—имеется в виду инструмент для веяния зерна (см. веять,б).

Лорух`ама (непомилованная) (Ос 1.6)—символическое имя, данное пророком Осией своей дочери по повелению Божию.

Лот (Быт 11.27,31; 12.4,5; 13.1,5,7,8,10-12,14; 14.12,16; 19.1,5,6,9,10,12,14,15,18, 23,26,30,36; Вт 2.9,19; Пс 82.9; Лк 17.28,29,32; 2Пет 2.7)—сын Арана, брата Авраама, вышедший вместе с Авраамом из Ура и странствовавший долгое время вместе с ним, но позже отделившийся от него с большим богатством и поселившийся в Содоме. Лот оставался праведным в душе и мучился окружавшей его жизнью. Был спасен из Содома Ангелами.

Лот`ан (Быт 36.20,22,29; 1Пар 1.38,39)—аналог. Ана,б.

лот`ок—поднос, блюдо, в которое собирался снимаемый щипцами нагар со светильников (Исх 25.38; 3Ц 7.50).

Лох`еш (чародей) (Неем 10.24)—аналог. Азур,а. (См. Галлохеш)

лош`ак (3Ц 18.5; 4Ц 5.17; Езд 2.66; Пс 31.9; Иез 27.14; Зах 14.15)—то же, что мул, помесь осла (самца) и лошади (кобылы). Крепкое и выносливое животное, неприхотливое в пище и уходе, употребляемое на востоке (и до сего дня) для перевозки тяжестей и езды. Не способен к размножению (как искусственно получаемое животное). Смешение различных пород животных было запрещено законом (Лев 19.19), поэтому евреи получали лошаков, по-видимому, из других стран (ср. 3Ц 10.25). До времени Давида они в Писании не упоминаются.

Луд (Быт 10.22; 1Пар 1.17)—один из сыновей Сима, сына Ноя, как полагают, родоначальник племен, населявших Лидию в Малой Азии.

Л`уда (Ис 66.19)—см. Лидия,а.

Луд`им (Быт 10.13; 1Пар 1.11)—сын Мицраима, сына Хама, родоначальник одного из племен, населявших северную Африку. (См. Лидия,а)

Луз (миндальное дерево)—а) (Быт 28.19; 35.6; 48.3; Нав 16.2; 18.13; Суд 1.23)—преж­нее название Вефиля (оно сохранилось, по-видимому, для какого-то соседнего места—см. Нав 16.2);

б) (Суд 1.26)—другой город, построенный жителями первого (положение не известно). (См. Хеттеи)

лук—а) как оружие в древности имел исключительно важное значение и делался из дерева, рога или металла (Пс 17.35). Натягивать лук и стрелять из него требовало большой силы (2Ц 22.35), поэтому хорошие стрелки из лука славились высоко. У евреев отличались вениамитяне (1Пар 8.40; 12.2), у язычников—мидяне (Ис 13.18), лидяне (Иер 46.9). Во 2Ц 1.18 луком названа плачевная песнь о Сауле и Ионафане (в некоторых других переводах—песня лука);

б) (Чис 11.5)—известный всем овощ. Египетский лук, как пишут историки, был особенно вкусен.

Лук`а (сокр. от греч. Луканус) (Кол 4.14; 2Тим 4.10; Флм 1.23)—уроженец Антиохии (по свидетельству Евсевия и Иеронима), врач, прекрасно образованный человек (судя по стилю его языка), евангелист и автор исторической книги Нового Завета—Деяния Святых Апостолов. Верный сотрудник ап. Павла, единственный не еврей из авторов книг нового Завета, он впервые косвенно упоминает о себе в Деян 16.10. После описанных здесь событий он, видимо, остался некоторое время в Филиппах, но позже окончательно присоединился к ап. Павлу (Деян 20.5) и больше его не оставлял. Полагают, что Евангелие и книгу Деяний Лука начал писать в Кесарии, где он был два года с ап. Павлом, а закончил их в Риме. О его дальнейшей жизни ничего не известно.

лук`авый (Мф 5.37; 6.13; 13.19,38; Лк 11.4; 1Ин 2.13,14; 3.12; 5.18; Еф 6.16; 2Фес 3.3)—олицетворение зла (в указанных местах в оригинале стоит то же слово, что и в Ин 17.15). (См. сатана)

Лук`и Ев`ангелие—третье из синоптических Евангелий (см.), третья книга Нового Завета (см. Библия). Написано евангелистом Лукой, как полагают, около 60 г. по РХ во время пребывания ап. Павла (руководителя и наставника Луки) в Кесарии. Евангелие написано очень хорошим греческим языком, прекрасным стилем и многими считается лучшей книгой, когда-либо написанной в мире. В отличие от первых двух Евангелий и в дополнение к ним в Евангелии от Луки приведены рассказы о рождении Иоанна Крестителя, о римской переписи населения, дополнительные детали о рождении Спасителя и Его отрочестве; рассказы о видении пастухов, о Закхее, о разбойнике на кресте и об Еммаусских путниках, а также множество притч (см.), среди которых: о милосердном Самарянине, о блудном сыне, о богаче и Лазаре, о неправедном судье, о мытаре и фарисее. Евангелие от Луки повествует также о некоторых чудесах (см.), совершенных Господом, и не записанных в других Евангелиях: о лове рыбы, о воскрешении сына Наинской вдовы, об исцелениях скорченной женщины, десяти прокаженных и раба первосвященника Малха. Это Евангелие рисует нам с особенной силой Истинного Человека в нашем Господе Иисусе Христе.

лун`атик (Мф 4.24)—имеется в виду, по-видимому, род эпилептической болезни (ср. Мф 17.15). В древности считалось, что луна имеет вредное влияние (Пс 120.6).

л`уночка (Ис 3.18)—украшение в виде полумесяца, использовавшееся в шейном ожерелье. (См. украшения)

Лух`ит (Ис 15.5; Иер 48.5)—моавитский город на восток от Мертвого моря, надо полагать, в горах.

Л`уций—а) (Деян 13.1)—Киринеянин, один из пророков и учителей Антиохийской церкви;

б) (Рим 16.21)—родственник ап. Павла, от которого он передает приветствие римским верующим (возможно, предыдущий).

люб`овь—это основа Нового (то есть высшего и окончательного) Завета, заключенного Богом с людьми в Сыне Своем, нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе, отдавшем за нас Свою жизнь (Ин 15.13). В Моисеевом законе, как и во многих иных религиях, главным считается делание добра, исполнение заповедей. Но дух Нового Завета качест­венно иной—любовь, которая выше закона (Гал 5.22-23). Хотя закон и пророки утверж­даются на заповедях, основанных на любви к Богу и ближнему (Мф 22.36-40), совершенная любовь совершенным образом открылась лишь в Иисусе Христе (Ин 3.16; 1Ин 4.9-10; Рим 5.8). Бог и любовь тождественны (1Ин 4.8,16; 1Кор 13.13). И те, кто Божии, пребывают в этой святой любви (1Ин 4.7,11-12).

Для обозначения любви в греческом языке есть три слова: эрос (чувственная любовь), филия (любительство, как например, в слове философия—любовь к мудрости) и агапе (высшая, духовная любовь). Хотя в русском языке для обозначения любви есть только одно слово, очевидно, есть те же три ее разновидности. Но первые две ничтожны в сравнении с последней, ибо первые две—человеческие, и только последняя—Божественная.

любод`ействие (любоде`яние)—более широкое понятие, чем прелюбодеяние (нарушение супружеской верности), ибо включает в себя всякое действие, связанное с похотью. Поэтому оно находится в числе самых отвратительных дел (От 21.8; 22.15).

любопр`ение (Флп 1.15,16; 2.3)—излишнее, искусственное старание, стремление выделиться.

любостр`астие (2Пет 2.14)—любодейное устремление, похоть.

любостяж`ание (Лк 12.15; 2Пет 2.3,14; Еф 5.3,5; Кол 3.5)—жадность, страсть к обогащению, которая равноценна идолослужению (ср. 1Тим 6.9).

лядв`еи (Иов 15.27)—ляжки, бока или вообще все члены тела (ср. Вт 32.15).

 

Hosted by uCoz