Фаан`аф-Сил`ом (Нав 16.6)—один из пограничных городов удела Ефремова (возможно, теперешнее местечко Тана на юго-восток от Сихема—Наблуса).

Фаан`ах (Нав 12.21; 17.11; 21.25; Суд 1.27; 3Ц 4.12; 1Пар 7.29)—один из городов удела Иссахарова южнее Мегиддона, отданный вначале колену Манассиину, а позже—левитам (ныне селение Таанук). Раскопки в этом древнем царском городе открыли множество захоронений детей под стенами домов (видимо, принесенных в жертву) (ср. 3Ц 16.34), священных столбов и клинописных табличек (в Суд 5.19 назван Фанаах, а в 1Пар 6.70—Анер).

Фаар`ея (1Пар 8.35)—аналог. Ахаз,б (в 1Пар 9.41 назван Фарей).

Фав`ор—а) (Нав 19.22; Суд 4.6,12,14; 8.18; Пс 88.13; Иер 46.18; Ос 5.1)—красивая, отдельно возвышающаяся гора в северной части Изреельской долины и несколько восточнее Назарета. Высота горы 320м и она вся покрыта растительностью. Хотя имеется стойкое предание, что Преображение Господа перед Его учениками произошло на этой горе, это маловероятно, ибо в то время почти всю гору занимал римский гарнизон и на ней не могло быть уединенного места. Теперь эта гора называется Джебель-тур; (См. Преображение)

б) (1Пар 6.77)—город в уделе Завулоновом.

Фав`орская дубр`ава (1Ц 10.3)—роща в районе Гивы. (См. дубрава)

Фадд`ей (Мф 10.3; Мк 3.18)—см. Иуда,л.

Фадм`ор (3Ц 9.18; 2Пар 8.4)—древний город в Сирийской пустыне между Дамаском и Евфратом, переименованный Александром Великим в Пальмиру. В настоящее время—небольшая деревушка с прежним названием среди многочисленных развалин.

Фад`он (избавление, свобода) (Езд 2.44; Неем 7.47)—аналог. Аккув,в.

Фак`ей (4Ц 15.25,27,29-32; 16.1,5; 2Пар 28.6; Ис 7.1)—сын (потомок) Ремалии, предпоследний царь израиль­ский, царствовавший в Самарии 20 лет. Он убил Факию, своего предшественника, и сам был убит Осией. Во время его царствования ассирийский царь Феглаффелласар начал захват израильского царства.

Ф`акия (Иегова видит) (4Ц 15.22,23,26)—сын и преемник Менаима, царь израиль­ский, царствовавший в Самарии два года.

Фал`ал (судья) (Неем 3.25)—сын (потомок) Узая, чинивший стену Иерусалима.

Фаласс`ар (холм Ассура) (4Ц 19.12; Ис 37.12)—одна из провинций ассирийской империи (положение не известно).

Ф`алек (разделение) (Быт 10.25; 11.16-19; 1Пар 1.19,25; Лк 3.35)—один из сыновей Евера, при жизни которого, по-видимому, началось разделение и рассеяние народов; один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.

Ф`аллу (Быт 46.9; Исх 6.14; Чис 26.5; 1Пар 5.3)—один из сыновей Рувима, сына Иакова, глава поколения.

Фалм`ай—а) (Чис 13.23; Нав 15.14; Суд 1.10)—аналог. Ахиман,а;

б) (2Ц 3.3; 13.37; 1Пар 3.2)—царь Гессура, отец Маахи, матери Авессалома.

Фалти`ил (избавление Божие) (Чис 34.26)—сын (потомок) Аззана, представитель колена Иссахарова среди участников раздела земли.

Ф`алтий (сокр. от Фалтиил)—а) (Чис 13.10)—сын (потомок) Рафуя, представитель колена Вениаминова среди разведчиков земли;

б) (1Ц 25.44; 2Ц 3.15)—сын (потомок) Лаиша, второй муж Мелхолы.

Ф`алтия (Иегова избавитель) (Иез 11.1,13)—сын (потомок) Ванеи, один из князей в народе иудейском, возмутитель и отступник от Бога. Его пророк видел в видении и он внезапно умер во время произнесения пророчества.

Фам`арь (пальма)—а) (Быт 38.6,11,13,24; Руф 4.12; 1Пар 2.4; Мф 1.3)—жена Ира, первенца Иуды, которая, став вдовой и не получив другого мужа, соединилась обманным путем с самим Иудой и родила ему Фареса и Зару;

б) (2Ц 13.1,2,4-7,10,16,19,20; 1Пар 3.9)—сестра Авессалома, которую обесчестил ее брат Амнон;

в) (2Ц 14.27)—дочь Авессалома. (См. Мааха,д)

Фам`ах (Езд 2.53; Неем 7.55)—аналог. Аккув,в.

Ф`аммуз (Иез 8.14)—вавилонское божество, поклонение которому в древности распространялось до Финикии и Греции. В последней этот бог назывался Адонис. В Египте также было похожее божество—Озирис и оно также почиталось как попеременно дремлющие и пробуждающиеся силы природы. Поклонение этому богу заключалось в плаче и трауре, когда он умирал, и в диком весельи и всевозможных удовольствиях, когда он воскресал. Полагают, название месяца Таммус произошло от этого имени.

Ф`амна (доля, надел)—а) (Быт 36.12)—наложница Елифаза, сына Исава;

б) (Быт 36.22)—сестра Лотана (дочь Сеира) (возможно, предыдущая) (в 1Пар 1.39 названа Фиммна);

в) (Быт 38.12-14)—город, в который пошел Иуда стричь своих овец (возможно упомянутый в Фимна,б либо Фимна,в).

Фамн`аф-Сар`аи (дополнительная часть) (Нав 19.50; 24.30; Суд 2.9)—город в уделе Ефремовом северо-западнее Иерусалима, отданный И.Навину.

Ф`амний (разумный) (3Ц 16.21,22)—сын (потомок) Гонафа, пытавшийся оспаривать царский престол у Амврия.

Фана`ах (Суд 5.19)—см. Фаанах.

Фанасм`еф (Иер 40.8)—см. Танхумеф.

Фану`ил (Лк 2.36)—отец (предок) Анны из колена Асирова, пророчицы.

Ф`ара—а) (телица) (Нав 18.23)—аналог. Аввим;

б) (блуждание) (Лк 3.34)—см. Фарра.

Фар`ала (Нав 18.27)—аналог. Аввим.

Фар`ан (Быт 21.21; Чис 10.12; 13.1,9,27; Вт 1.1; 33.2; 1Ц 25.1; 3Ц 11.18; Авв 3.3)—великая и страшная пустыня (Вт 1.19), в которой евреи провели большую часть своего сорокалетнего странствования. Эта пустыня, занимающая весь север Синайского полуострова, до сих пор называется у арабов «блуждание» (эль-Тих). Она включала в себя пустыню Син (Кадес) и даже, по-видимому, пустынный юг Иудеи (1Ц 25.1). (См. Асироф, Кадес, пустыня, Син,б)

фара`он (от егип. «пер-аа» большой дом)—титул египетских царей. В Писании упомянуты по имени следующие фараоны: Вафрий, Зарай, Нехао, Сигор, Сусаким.

Фар`ей (1Пар 9.41)—см. Фаарея.

Ф`арес (брешь, пролом) (Быт 38.29; 46.12; Чис 26.20; Руф 4.12,18; 1Пар 2.4,5; 9.4; Неем 11.4; Мф 1.3; Лк 3.33)—сын Иуды от Фамари, глава поколения, предок Давида. Как видно из Писания, он почитался первенцем Иуды. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.

фарис`еи—религиозные фанатики и самая влиятельная во времена Христа партия (прослойка) еврейского народа. Секта фарисеев возникла в Иудее примерно в середине 2 в. до РХ и вначале проповедовала строгую жизнь, чистоту и точнейшее исполнение закона (Деян 26.5), что привлекло к этому учению массу простого народа. Фарисеи стояли за независимость от других государств и несмешиваемость с другими народами. Позже, однако, это учение, делающее упор на исполнение внешних обрядов (см. например, хранилища), выродилось в лицемерие и гордость, что в свою очередь превратило фарисеев в самых неистовых врагов Христа (Ин 7.32; 11.47,53,57). Господь обличал и порицал сам дух фарисейства—высокомерие, самодовольство и двуличие (Лк 18.11; 12.1). Как секта, фарисеи исчезли с разрушением Иерусалима, но дух их учения ясно виден еще и в современном иудаизме. (См. иродиане, саддукеи)

Фарн`ак (Чис 34.25)—отец (предок) Елицафана (см. Елицафан,а).

Ф`арра (блуждание)—а) (Быт 11.24-28,31-32; Нав 24.2; 1Пар 1.26)—отец Аврама (Авраама), идолопоклонник и житель Халдеи, оставивший в конце своей жизни Ур—свою родину, и двинувшийся в землю Ханаанскую. Умер Фарра в Харране в возрасте 205 лет не достигнув Ханаана. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа (в Лк 3.34 назван Фара);

б) (Есф 2.21; 6.2)—аналог. Гавафа.

Ф`арсис—а) (Быт 10.4; 1Пар 1.7)—один из сыновей (потомков) Иавана и народ, населявший некоторые области в западной Европе (в Испании и в Италии);

б) (3Ц 10.22; 2Пар 9.21; 20.36,37; Пс 47.8; 71.10; Ис 2.16; 23.1,6,10; 60.9; 66.19; Иер 10.9; Иез 27.12,25; 38.13; Ион 1.3; 4.2)—морской порт (область) в Испании или, возможно, вся, расположенная в дальнем конце Средиземного моря, земля, населенная потомками Фарсиса, далекая и богатая многими редкими предметами. Относительно 2Пар 20.36,37—см. Ецион-Гавер;

в) (1Пар 7.10)—аналог. Ахишахар;

г) (Есф 1.14)—аналог. Адмафа.

Фарур`им (4Ц 23.11)—в оригинале это слово может означать «пристройка», «окрест­ности», «поблизости». Это же слово в 1Пар 26.18 переведено «притвор». (См. имя)

Ф`арфар (быстрая) (4Ц 5.12)—река, текущая с Ермона южнее Дамаска и теряющаяся, как и Авана, в песках пустыни (нынешнее название реки Авадж). Эти две реки обильно орошают долину, в которой стоит Дамаск, превращая ее в прекрасный сад. (См. Авана)

Ф`асга (часть, кусок) (Чис 21.20; 23.14; Вт 3.17,27; 4.49; 34.1; Нав 12.3; 13.20)—одна из вершин (возвышенностей) горной местности Аварим (см.) на восток от устья Иордана.

Фасдам`им (1Пар 11.13)—см. Ефес-Даммим.

Фафн`ай (Езд 5.3,6; 6.6,13)—персидский областеначальник (наместник) в земле «за рекой», включавшей, по-видимому, Сирию и Палестину.

Фах`ан (1Пар 7.25)—сын Фелаха и отец Лаедана из колена Ефремова. (См. Аммиуд,а)

Фах`аф (покорность, смирение) (1Пар 7.20)—аналог. Беред (см. Тахан) (это имя, как и два других, повторено дважды).

Ф`евда (Деян 5.36)—некий мятежник, явившийся до Иуды Галилеянина (то есть до 6 г. по РХ, см. Галилеяне). Иосиф Флавий упоминает о некоем Февде, увлекшем множество народа из Иерусалима обещанием остановить воду в Иордане, за что был немедленно обезглавлен посланными вдогонку воинами, но это произошло в 44 г. по РХ.

Фегл`аф(ф)еллас`ар (4Ц 15.29; 16.7,10; 1Пар 5.6,26; 2Пар 28.20)—царь ассирийский (Тиглат-Пелезер 3, правивший с 747 г. до 727 г. до РХ) (то же, что Фул, см.), ведший успешные войны с Сирией, Финикией, Месопотамией. В 738 г. до РХ при Факее он совершил нападение на северное Израильское царство, захватив некоторую его часть, и увел многих его жителей в плен. До этого он брал дань с Менаима (4Ц 15.19). (См. Ассирия, Мелех)

Фег`ор—а) (отверстие, трещина) (Чис 23.28)—одна из возвышенностей в цепи моавитских гор на восток от устья Иордана, связанная, очевидно, с поклонением Фегору (см. след.);

б) (Чис 25.18; 31.16; Нав 22.17)—символ плодоносных сил природы. Этот идол, поклонение которому было особенно в почете у моавитян, изображался в виде мужского поло­вого члена и поклонение ему было связано с открытым и считавшимся законным развратом (Чис 25.6). Аналогичное божество было известно также и у многих других народов: Лингам—у индусов, Приап—у римлян, Фал—у персов, Фаллус—у греков (отсюда известное выражение—фаллические религии) и т.д. (См. Беф-Фегор, Ваал, Ваал-Фегор)

Фед`аия (Иегова спасает)—а) (4Ц 23.36)—отец (предок) Зебудды;

б) (1Пар 3.18)—аналог. Гошама;

в) (1Пар 27.20)—отец (предок) Иоиля;

г) (Неем 3.25)—сын (потомок) Пароша, чинивший стену Иерусалима (см. след.);

д) (Неем 8.4)—аналог. Захария,щ (возможно, предыдущий);

е) (Неем 11.7)—аналог. Гассенуя;

ж) (Неем 13.13)—один из левитов, назначенных хранителем десятин.

Фек`оя (2Ц 14.2,4,9; 23.26; 1Пар 2.24; 4.5; 11.28; 27.9; 2Пар 11.6; 20.20; Иер 6.1; Ам 1.1)—город в уделе Иудином южнее Вифлеема. В настоящее время на его месте находится деревня Текуа.

Фел`аия (Иегова являет Себя)—а) (1Пар 3.24)—аналог. Аккув,а;

б) (Неем 8.7)—аналог. Азария,у (см. след.);

в) (Неем 10.10)—аналог. Венинуй (возможно, предыдущий).

Фел`алия (Иегова судья) (Неем 11.12)—аналог. Амций,б.

Фел`атия (Иегова избавитель)—а) (1Пар 3.21)—аналог. Исаия,б;

б) (1Пар 4.42)—аналог. Неария,б;

в) (Неем 10.22)—аналог. Азур,а.

Фел`ах (1Пар 7.25)—сын Решефа и отец Фахана из колена Ефремова. (См. Аммиуд,а)

Фел`ет (освобождение) (1Пар 12.3)—аналог. Иезиел.

Фелеф`еи (2Ц 8.18; 15.18; 20.7,23; 3Ц 1.38,44; 1Пар 18.17)—одно из племен филистимлян, из которого при Давиде набирались приближенные слуги и личная охрана царя (полагают, от этого слова произошло название филистимляне, см.).

Ф`еликс (счастливый) (Деян 23.24,26; 24.3,22,24.25,27; 25.14)—бывший раб римского императора Клавдия, назначенный им прокуратором Иудеи. Известен в истории как низкий человек и жестокий правитель. Нерон хотел казнить его за плохое управление и только заступничество его влиятельного брата спасло его от этой участи.

фел`онь (старослав.—риза священника) (2Тим 4.13)—верхняя одежда (в оригинале—плащ, мантия).

Ф`ема—а) (Быт 25.15; 1Пар 1.30)—аналог. Адбеел;

б) (Иов 6.19; Ис 21.14; Иер 25.23)—город (район) в северо-западной части Аравийского полуострова (восточнее Мертвого моря), через который проходил караванный путь из Газы в Дамаск (название, по-видимому, связано с именем Фема,а).

Фем`ан (полуденная страна)—а) (Быт 36.11,15; 1Пар 1.36)—аналог. Амалик,а;

б) (Быт 36.34; Нав 15.1; 1Пар 1.45; Иер 49.7,20; Иез 25.13; Ам 1.12; Авд 1.9; Авв 3.3)—город или район в земле Едом (возможно, на юге), названный по имени старейшин Исавовых (или наоборот) и известный мудростью своих жителей;

в) (Быт 36.42; 1Пар 1.53)—аналог. Алва.

Феманит`янин (Иов 2.11; 4.1; 15.1; 22.1; 42.7.9)—см. Елифаз,б.

Фенн`ана (рубиновый или коралл) (1Ц 1.2,4)—одна из жен Елканы, отца пророка Самуила.

Фену`ил (лицо Божие) (1Пар 8.25)—аналог. Авдон,в.

Феоф`ил (возлюбленный Божий) (Лк 1.3; Деян 1.1)—друг и, возможно, покровитель евангелиста Луки, для которого последний написал свое Евангелие и книгу Деяний Апо­столов.

Ферез`еи (сельские жители) (Быт 13.7; 15.20; 34.30; Исх 3.8,17; 23.23; 33.2; 34.11; Вт 7.1; 20.17; Нав 3.10; 9.1; 11.3; 12.8; 17.15; 24.11; Суд 1.4,5; 3.5; 3Ц 9.20; 2Пар 8.7; Езд 9.1; Неем 9.8)—один из народов древнего Ханаана, населявший земли, отданные коленам Иудину, Ефремову, Манассиину. (См. народы древней Палестины)

Фер`ида (Неем 7.57)—аналог. Амий (в Езд 2.55 назван Феруда).

Фер`уда (Езд 2.55)—см. Ферида.

Фесвит`янин (3Ц 17.1; 21.17,28; 4Ц 1.3,8)—прозвище пророка Илии, по-видимому, по названию города Фесва в Галааде, из которого он происходил.

Фессал`оника (Деян 17.1,11,13; 20.4; 27.2; Флп 4.16; 1Фес 1.1; 2Фес 1.1; 2Тим 4.10)—древний город в Македонии на берегу Термейского залива Эгейского моря, основанный в 315 г. до РХ и названный по имени сестры Александра Великого. Во времена римского владычества был резиденцией римского губернатора и являлся важным торговым центром. Нынешнее название города—Салоника.

Фессалоник`ийцам, 1 и 2 Посл`ания ап. П`авла—20я и 21я книги Нового Завета (см. Библия), послания (письма) ап. Павла (первые изо всех его Посланий), написанные им верующим в Фессалонике около 52 г. вскоре после того, как он оставил этот город из-за бурного протеста иудеев. В этих Посланиях ап. Павел говорит о втором пришествии Христа, которое будет после того, как явится «человек греха, сын погибели» (2Фес 2.3). Апостол увещевает фессалоникийцев быть смиренными, терпеливыми и трудолюбивыми. Возможно, в Фессалонике появилось какое-то ложное послание (2Фес 2.2), поэтому ап. Павел спешит помочь своим духовным чадам в понимании некоторых фундаментальных христианских истин, проповеданных им ранее. Послание было написано из Коринфа.

Фест (радостный, веселый) (Деян 24.27; 25.1,4,9,12-14,22-24; 26.24-25,32)—рим­ский правитель Иудеи, сменивший на этом посту Феликса и правивший около двух лет (с 60 г. до 62 г. до РХ). Не надеясь на правосудие у этого правителя и не желая попасть в руки иудеев, ап. Павел потребовал суда у императора.

Фиат`ир(а) (Деян 16.14; От 1.11; 2.18,24)—город на севере провинции Лидия в Малой Азии между городами Пергам и Сардис. До 3 в. до РХ он был известен как Пелопия. Славился искусством крашения тканей и ткацким ремеслом. В настоящее время на его месте находится город Аксиссар с многочисленными развалинами.

Ф`ива (чистая, яркая) (Рим 16.1)—некая служительница в Кенхрейской церкви, помощница ап. Павла, с которой он, по-видимому, направил свое Послание к римским верующим.

Фиг`елл (2Тим 1.15)—аналог. Ермоген.

Фид`ал (Быт 14.1,9)—царь Гоима (см.), один из союзников Амрафела (см.).

Ф`иква (надежда) (Езд 10.15)—отец (предок) Яхзеии.

Филад`ельфия (братская любовь) (От 1.11; 3.7)—небольшой город в Малой Азии в провинции Лидия недалеко от Сардиса. Был основан в середине 2 в. до РХ пергамским царем Филадельфом, часто страдал от землетрясений и поэтому никогда не был значительным городом. Нынешнее название Аллах-Шер (город Аллаха).

Филим`он (Флм 1.1)—христианин в Колоссах (ср. Кол 4.9), которому ап. Павел вернул его беглого раба Онисима, обратившегося ко Христу.

Филим`ону, Посл`ание ап. П`авла—26я книга Нового Завета (см. Библия), короткое письмо ап. Павла Филимону, написанное им из Рима около 63 г. и по мнению некоторых недостойное быть помещенным в Новом Завете, по мнению же других, положившее начало освобождению рабов.

ф`илин (Лев 11.17; Вт 14.16; Пс 101.7; Ис 13.21; 34.11)—нечистая по закону птица, ночной хищник из отряда сов. В оригинале, однако, значение слова не ясно (в Соф 2.14 это же слово переведено «пеликан»).

Фил`ипп (любящий коней)—а) (Мф 10.3; Мк 3.18; Лк 6.14; Ин 1.43-46,48; 6.5,7; 12.21-22; 14.8-9; Деян 1.13)—галилеянин из Вифсаиды, один из двенадцати Апостолов Христовых. Его имя означает, что он, возможно, был греком (ср. Ин 12.20-21), которых было много в то время в Галилее. По преданию он проповедовал во Фригии и умер в глубокой старости в Иерапале; (См. Апостол)

б) (Мф 14.3; Мк 6.17)—см. Ирод,д;

в) (Мф 16.13; Мк 8.27; Лк 3.1)—см. Ирод,г;

г) (Деян 6.5; 8.5,6,12,13,26,29-31,34,35,37-40; 21.8)—аналог. Никанор. О нем также сказано, что он много благовествовал, творил даже чудеса и впоследствии имел четырех пророчествующих дочерей.

Филипп`ийцам, Посл`ание ап. П`авла—18я книга Нового Завета (см. Библия), наиболее личное из всех Посланий ап. Павла. Оно написано из римской тюрьмы около 62 г. верующим в Филиппах, которые с большой любовью помогали Апостолу много раз в его трудах (Флп 4.15-16) и в Рим прислали Епафродита (Флп 4.18). Служа ему, Епафродит заболел, а когда оправился, ап. Павел отправил его назад с этим Посланием, в котором призывает в теплых выражениях своих друзей к радости, радуясь и сам непрестанно в Господе, несмотря на свое положение.

Фил`иппы (принадлежащие Филиппу) (Деян 16.12; 20.6; 1Фес 2.2)—город в Македонии на северном берегу Эгейского моря, известный в древности золотыми приисками, обновленный и переименованный отцом Александра Великого (до этого он назывался Крениды, то есть родник). В этом городе впервые на Европейском материке ап. Павел проповедовал Евангелие и основал общину верующих, наиболее расположенную к нему (Флп 4.1). Император Август после победы над Брутом и Кассием пожаловал этому городу статус колонии (см.) и город процветал некоторое время, но уже в 7 в. от него оставались лишь незначительные развалины.

Филист`има (Иез 16.57)—см. Филистимляне.

Филист`имляне—потомки Каслухима (Мицраима и Хама), населявшие земли по берегу Средиземного моря от Нила до Екрона (Быт 10.14; Нав 13.3). В Иез 16.57 их земля названа Филистима, а в 1Ц 30.14—Керети. Филистимляне переселились сюда с Крита (Вт 2.23; Иер 47.4; Иез 25.16; Ам 9.7), будучи народом, родственным Кафторимам (см.). Хотя они являлись народом, близким египтянам, их язык был понятен евреям (1Ц 17.43-45), в то время как в разговоре с египтянами им нужен был переводчик (Быт 42.23; Пс 80.6). Филистимляне не обрезывались (Суд 14.3; 1Ц 17.36), хотя и египтяне, и евреи обрезывались. Это был очень воинственный народ. Евреи его не покорили и он постоянно вел с ними войны. Давид убил Голиафа, Филистимлянина, но позже нашел убежище среди этого народа (1Ц 27.1-7). Из этого народа при Давиде набирались Хелефеи и Фелефеи (см.). После завоевания и разрушения Газы Александром Великим, этот народ постепенно исчез, но, как полагают, название Палестина произошло от его имени (в еврейских текстах земля филистимская называется Пелешет). Филистимляне в 1Ц 7.14 названы Аморреями, а в Нав 13.3; Соф 2.5—Хананеями. Пять главных городов Филистимлян были: Газа, Аскалон, Азот, Екрон и Геф. (См. народы древней Палестины)

Фил`ит (достойный любви) (2Тим 2.17)—аналог. Именей.

Фил`олог (Рим 16.15)—аналог. Амплий.

Фил`он (1Пар 4.20)—аналог. Амнон,б.

филос`офия (Деян 17.18; Кол 2.8)—поиск мудрости, выяснение происхождения и цели всего сущего, изучение причин всяких изменений путем рассуждений и исследований. Греческий ученый и математик 6 в. до РХ Пифагор не хотел, чтобы его называли «мудрец» или «мудрый», поэтому он придумал слово «философ» (любитель мудрости), которым и стал себя называть. Философия была особенно в большом почете у греков (1Кор 1.22) и ее расцвет приходится на 5 в. до РХ, когда жили Сократ, Платон, Аристотель и сама Греция переживала свой «золотой век». О первопричинах, смысле и цели существования человека и самого мира размышляли очень многие люди и наиболее древними, возможно, являются индийские мудрецы, но ни одна система и ни одна школа за все прошедшие века не дала человеку сколько-нибудь удовлетворительного ответа на эти животрепещущие вопросы. Ко времени прихода Христа на землю греческая философия, собравшая всю ученость известного тогда мира, была представлена в основном двумя резко отличающимися направлениями: эпикурейским (см.) и стоическим (см.), которые уже прошли вершину своего развития. Из истории известно, что дальнейший ход философии лишь повторял и обновлял уже известные школы. Поистине, человеческое умствование изжило себя, пришла «полнота времени», ибо истины нет вне Христа (Ин 14.6; Кол 2.3). В Кол 2.8 философии дана исчерпывающая и окончательная характеристика: «пустое обольщение». (См. Греция)

фими`ам (Пс 140.2; Песн 3.6; 4.6; Ис 43.23; 65.3; 66.3; Иез 16.18; Мал 1.11; От 5.8; 8.3,4; 18.13)—то же, что ароматы и курение (см.).

фими`амник (Иер 52.19)—см. кадило.

Ф`имна (доля, надел)—а) (Быт 36.40; 1Пар 1.51)—аналог. Алва;

б) (Нав 15.10; 2Пар 28.18)—город в долине реки Сорек на запад от Иерусалима, пограничный город удела Данова (в Нав 19.43; Суд 14.1,2,5 назван Фимнафа); (См. Фамна,в)

в) (Нав 15.57)—город в южной (гористой) части Иудеи в районе Хеврона; (См. Фамна,в)

г) (1Пар 1.39)—см. Фамна,б.

Фимн`афа (доля, надел) (Нав 19.43; Суд 14.1,2,5)—см. Фимна,б.

Ф`имни (1Пар 4.6)—аналог. Ахашфари.

Фин`еес—а) (Исх 6.25; Чис 25.7,11; 31.6; Нав 22.13,30-32; 24.33; Суд 20.28; 1Пар 6.4,50; 9.20; Езд 7.5; 8.2; Пс 105.30)—сын Елеазара, сына Аарона, глава основной перво­священнической линии (Чис 25.13); (См. Ифамар, Садок)

б) (1Ц 1.3; 2.34; 4.4,11,17,19; 14.3)—один из сыновей Илия, первосвященника из рода Ифамара, отец Ихавода и Ахитува, человек негодный пред Господом как и его брат, погибший вместе с ним во время захвата ковчега;

в) (Езд 8.33)—отец (предок) Елеазара (см. Елеазар,д).

Ф`иник (Деян 27.12)—гавань и порт на южном побережье Крита (нынешнее название Лютро).

Фин`икия (Деян 11.19; 15.3; 21.2)—древняя страна на восточном берегу Средиземного моря с главными городами Тир и Сидон. Ее жители происходили от Ханаана (Быт 10.15) и потому Финикия иногда называется его именем (Ис 23.11). Во времена Христа она была частью Сирии (Мк 7.26, ср. Мф 15.22). В древности Финикия прославилась во многих отношениях. Она долгое время была безраздельной владычицей морей как в средние века была Венеция, в 17 в.—Голландия и в 18-19 вв—Англия. При египетском царе Нехао финикияне впервые в истории совершили плавание вокруг Африки. Карфаген, земли в Испании, Италия и Греция были ее колониями. Алчность к наживе, муравьиное трудолюбие, неутомимая деятельность и захватнический характер финикиян способствовали быстрому распространению их влияния и культуры. Ими были изобретены: алфавит, стекло, компас, крашение тканей, чеканка монет, солка рыбы и многое другое. Они были искусными строителями—один из них помогал в строительстве храма и сделал в нем много изображений финиковой пальмы—герба города Тира. В 9 в. до РХ Финикия была завоевана Ассирией, ассимилировалась с ней, а после завоеваний Александра Великого и совсем исчезла как нация. Евреи не покорили финикиян, хотя они были отданы колену Асирову. Позже их отношения были всегда мирными. (См. Давир,а, Сидон,б, Сирия, Тир)

ф`иниковое д`ерево (Исх 15.27)—финиковая пальма (см.).

Фир`ам (Нав 10.3)—царь Иармуфа, один из союзников Адониседека (см.).

Фир`ас (Быт 10.2; 1Пар 1.5)—один из сыновей Иафета, сына Ноя, родоначальник некоторых племен, населявших острова и земли вдоль северных берегов Эгейского моря.

Ф`ирия (войско, толпа)—а) (2Ц 23.11)—в оригинале текст другой: «собрались войском в месте, где...»; (См. имя)

б) (1Пар 4.16)—аналог. Асареел.

Фирх`ана (1Пар 2.48)—один из сыновей (потомков) Халева из колена Иудина от Маахи.

Ф`ирца (красивая)—а) (Чис 26.33; 27.1; 36.11; Нав 17.3)—аналог. Махла,а;

б) (Нав 12.24; 3Ц 14.17; 15.21,33; 16.6,8,9,15,17,23; 4Ц 15.14,16; Песн 6.4)—один из Ханаанских царских городов, покоренных И.Навиным, известный своей красотой и бывший до Самарии столицей северного царства. Возможно, находился севернее горы Гевал.

Фис`он (Быт 2.11)—одна из рек, омывающих рай (см.).

Ф`испа (1Пар 7.38)—аналог. Ара,б.

фист`ашки (Быт 43.11)—зеленого цвета орехи, плоды фисташкового дерева. До сих пор на востоке считаются лакомством.

Фих`ол (Быт 21.22,32; 26.26)—военачальник филистимских царей. Очевидно, слово это является не именем собственным, а титулом. (См. Авимелех,а)

Фици`янин (1Пар 11.45)—прозвище Иохи, видимо, по месту его рождения.

Флег`онт (горение) (Рим 16.14)—аналог. Амплий.

Фог`арма (Быт 10.3; 1Пар 1.6; Иез 27.14; 38.6)—один из сыновей Гомера и народ, населявший, как полагают, район нынешней Армении.

Фой (блуждание) (2Ц 8.9,10; 1Пар 18.9,10)—царь Имафа, современник Давида.

Ф`окен (1Пар 4.32)—см. Ефер,б.

Ф`ола (румянец, малиновый цвет)—а) (Быт 46.13; Чис 26.23; 1Пар 7.1,2)—аналог. Иашув,а;

б) (Суд 10.1)—сын (потомок) Фуи из колена Иссахарова, судья Израиля.

Фол`ад (потомство) (1Пар 4.29)—см. Елтолад.

Фом`а (Мф 10.3; Мк 3.18; Лк 6.15; Ин 11.16; 14.5; 20.24,26-28; 21.2; Деян 1.13)—один из двенадцати Апостолов Христовых, имевший упорный и сомневающийся характер, но в итоге совершенно преданный Христу. За свое недоверие и желание все проверить самому он прослыл во всем мире как Фома Сомневающийся (по-русски: неверующий) и лишился того блаженства, которое имеют не видящие, но верующие во Христа (Ин 20.29; 1Пет 1.8). (См. Апостол)

Фортун`ат (счастливый, удачливый) (1Кор 16.17)—аналог Ахаик.

Фр`игия (Деян 2.10; 16.6; 18.23)—одна из внутренних провинций Малой Азии с главными городами Иераполь, Колоссы, Лаодикия.

Ф`уа—а) (Исх 1.15)—одна из еврейских повивальных бабок, боящихся Бога и оставлявших детей в живых;

б) (Суд 10.1)—отец (предок) Фолы;

в) (1Пар 7.1)—аналог. Иашув,а (в Быт 46.13; Чис 26.23 назван Фува).

Ф`ува (Быт 46.13; Чис 26.23)—см. Фуа,в.

Фув`ал (Быт 10.2; 1Пар 1.5; Иез 27.13; 32.26; 38.2,3; 39.1)—один из сыновей Иафета, сына Ноя и название народа, населявшего берега Черного моря и известного по ассирийским памятникам под названием «Тубла» (в Ис 66.19 назван Тубала). (См. Гог,б)

Фул (4Ц 15.19; 1Пар 5.26)—см. Феглаффелласар.

фунт (Ин 12.3)—этим словом переведено греческое слово «литра», являвшееся мерой жидкостей, равной примерно О,5л. (См. меры)

Ф`ура (Суд 7.10,11)—слуга или оруженосец Гедеона.

Фут (Быт 10.6; 1Пар 1.8)—один из сыновей Хама, родоначальник племен, населявших Ливию. (См. Пула)

Фути`ил (Исх 6.25)—отец (предок) жены Елеазара.

Фути`яне (1Пар 2.53)—аналог. Ифрияне.

 

Hosted by uCoz